Текст 1. Государство и религия

А. И. Осипов — доктор богословия 12, профессор

Религиозная вера — личное дело человека, не входящее в компетенцию государства и его органов. Для верующего человека свободное, а не скрытое, тайное следование религиозному учению, соблюдение обрядов, публичных богослужений и пр. есть важнейшее условие существования его как личности. И для демократического правового государства свобода вероисповедания13, предоставление гражданам всех возможностей для их религиозной жизни есть одно из существенных свидетельств выполнения им своих функций...

Отношение человека к религии, то, верующий он или нет, христианин, мусульманин или принадлежит другой религии, никак не должно сказываться на общественном или производственном его положении. Это не должно быть основанием для того, чтобы брать его на работу, учебу или отказывать в них, ставить его на руководящую должность или нет. Верующие, наряду с другими гражданами, имеют право выбирать органы власти и управления или быть избранными в них.

Эти нормы жизни правового государства признаны международными соглашениями и российскими законодательными актами...

...Говоря о правах верующих в современном государстве, нельзя забывать и об их обязанностях. Как граждане, они несут равные обязанности, касающиеся выполнения законов государства, не говоря уже об обязанностях, связанных с моральными принципами в обществе. Более сложным является вопрос о соотношении обязанности граждан защищать свою страну во время вооруженных конфликтов и нести службу в армии с оружием в руках в мирное время с некоторыми религиозными учениями, исключающими не только убийство человека, но и обладание орудием уничтожения. Этот конфликт гражданских обязанностей, с одной стороны, личных убеждений или религиозных учений — с другой, может быть решен по-разному. В ряде стран позволяется замена военной службы в соответствующих случаях другой обязательной службой. В других странах создается профессиональная армия из добровольцев.

Религии мира. — М., 1994. — С. 32—34.

Вопросы и задания: 1. Почему право на свободу совести относится к гражданским правам личности? 2. Как понимается в демократическом обществе свобода вероисповеданий? Почему предоставление гражданам этой свободы свидетельствует о выполнении государством одной из его существенных функций? 3. Назовите и охарактеризуйте обязанности верующих граждан в современном государстве.

Текст 2. Что такое свобода совести?

Из Конституции Российской Федерации. Энциклопедический словарь

Свобода совести — право любого лица исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии, распространять религиозные и антирелигиозные убеждения. Свобода совести признается во всех демократических конституциях. Однако есть ряд стран, где официально признана лишь одна государственная религия (чаще всего ислам), а иные религии или не допускаются, или находятся в неравноправном положении, а нередко подвергаются притеснениям, равно как и атеизм. Ранее действовавшие в России конституции признавали свободу совести. Однако на протяжении длительного времени (до конца 80-х гг.) соответствующие конституционные нормы носили в значительной степени фиктивный характер: статус церкви был ограничен, антирелигиозная пропаганда была государственной политикой, религиозная вера закрывала путь на государственные должности, не говоря уже о прямых притеснениях верующих и священнослужителей, разрушении церквей и т. п. Конституция РФ 1993 г. в ст. 14 устанавливает, что Россия — светское государство, церковь отделена от государства, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения равны перед законом. В России действуют разные конфессии (православие, мусульманская религия, буддизм и др.). Каждому гарантированы свобода совести и свобода вероисповедания, право иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания (например, принуждение к совершению религиозных обрядов или, наоборот, неправомерное создание препятствий для совершения таких обрядов) наказуемо в уголовно-правовом порядке. Равным образом наказуемо и причинение вреда здоровью людей под видом исполнения религиозных обрядов.

Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь. — М. — 1997. — С. 259—260.

Текст 3. Из закона РФ «О свободе совести
и религиозных объединениях»

Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений в обучении религии...

...Право человека и гражданина на свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» // Российская газета. — 1 октября. — 1997.

Вопросы и задания к текстам 2, 3: 1. Что такое светское государство? 2. Охарактеризуйте сущность свободы совести. Какие обязанности накладывает на гражданина конституционное положение о свободе совести? Приведите примеры реализации в РФ права на свободу совести. 3. Почему предоставление гражданам всех возможностей для их религиозной деятельности — одна из существенных функций государства? Почему государство наказывает тех, кто препятствует осуществлению права на свободу совести? 4. Назовите известные вам примеры причинения вреда здоровью, нравственности людей под видом исполнения религиозных обрядов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: