Задания для подготовки практической части занятия (для выполнения задания используйте таблицу «антигипертензивные средства»). (обязательно к выполнению)

Практическое занятие №17

по дисциплине ОП 04. Фармакология

Тема Гипотензивные средства. Диуретические средства.
Содержание учебного материала Формирование представления о фармакологических и токсических свойствах лекарственных препаратов, актуальных для лечения различных стадий гипертонической болезни и купирования гипертонического криза. Формирование представленияогруппе диуретических препаратов, применяемых для систематического лечения заболеваний, сопровождающихся задержкой в организме избыточной жидкости, для экстренной помощи при отравлениях, гипертонических кризах и др. тяжелых состояниях.    
Актуализация ранее изученного материала Решение ситуационных задач  (Приложение1)  
Углубление знаний по теме https://yadi.sk/i/aVvcpa0TCM8jZg   Харкевич, Д. А. Фармакология / Д. А. Харкевич. − М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. − С. 335
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины Выполнение заданий. Самостоятельная работа. Выписывание рецептов  
Обратная связь dmit-turkin@yandex.ru https://vk.com/caspertur  

 

Приложение 1.

Занятие №17 Гипотензивные средства. Диуретические средства.

АНТИГИПЕРТЕНЗИВНЫЕ (АГТ) СРЕДСТВА

Значение изучения темы. Формирование представления о фармакологических и токсических свойствах лекарственных препаратов, актуальных для лечения различных стадий гипертонической болезни и купирования гипертонического криза.

Цель занятия:изучить фармакологию и токсикологию гипотензивных (антигипертензивных) средств с использованием иллюстративного материала, охарактеризовать показания и противопоказания к их применению, освоить выписывание препаратов.

Студент должен знать: фармакологию и токсикологию группы гипотензивных (антигипертензивных) средств, перечень препаратов группы (некоторые с формой выпуска), показания и противопоказания к их применению.

Студент должен уметь: анализировать эффекты гипотензивных (антигипертензивных) средств в графиках, таблицах, слайдах; выписывать рецепты на препараты в различных формах выпуска; решать фармакотерапевтические задачи.

Студент должен владеть: навыками назначения и выписывания лекарственных препаратов данной фармакологической группы, в том числе для подростков.

Самоподготовка к занятию:

Цель самоподготовки: студент должен знать МНН, торговые наименования и формы выпуска лекарственных средств по теме занятия, их фармакологическую характеристику; студент должен уметь выписывать рецепты в соответствующей лекарственной форме, анализировать особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных препаратов; студент должен владеть навыками решения ситуационных задач по теме занятия, основами пользования дополнительной литературой и Интернет ресурсами.

Базисные разделы для повторения:значение центральных структур (бульбарный СДЦ), симпатической нервной системы и гуморальных факторов в регуляции артериального давления; роль катехоламинов и ренин-ангиотензин-альдостероновой системы в возникновении артериальной гипертензии; адренергический синапс, адрено-, имидазолин- и ангиотензиновые рецепторы, их разновидности; антиадренергические средства; правила выписывания лекарственных препаратов.

Вопросы и препараты для подготовки к занятию

Препараты:

Нейротропные АГТ средства: *клонидин (клофелин), метилдофа, моксонидин (физиотенз), резерпин (адельфан), *празозин, доксазозин, пропранолол (анаприлин), *метопролол, атенолол, карведилол, бисопролол (конкор);

АГТ средства, влияющие на РААС: каптоприл (капотен), *эналаприл (ренитек), лизиноприл (диротон), периндоприл (престариум), лозартан (козаар);

Миотропные сосудорасширяющие средства: нифедипин (коринфар), *амлодипин, натрия нитропруссид, *магния сульфат;

Диуретики: гидрохлортиазид (дихлотиазид), индапамид (арифон).

 

Теоретические вопросы для подготовки к занятию:

1. Антигипертензивные (АГТ) средства. Определение понятия. Классификация по

локализации и механизму действия.

2. АГТ средства центрального действия. Локализация и механизм гипотензивного эффекта, особенности фармакокинетики препаратов, показания к применению, побочные эффекты. Принципиальное отличие моксонидина как агониста имидазолиновых рецепторов от клонидиина.

3.Нейротропные АГТ средства периферического действия: группы, препараты. Механизмы гипотензивного действия: влияние α-АР сосудов, b-АР сердца, сосудов, ЮГА почек, Н-ХР симпатических ганглиев. Особенности фармакокинетики препаратов группы. Показания к применению. Побочные эффекты. 4. Ингибиторы ренин-ангиотензин-альдостероновай системы (РААС): группы, препараты. Значение блокады АПФ и АТ1 рецепторов для развития антигипертензивного эффекта. Отличие препаратов по скорости развития, длительности, выраженности гипотензивного действия и побочным эффектам. Показания к применению. Возможность использования блокаторов АПФ в педиатрии.

5.Блокаторы кальциевых каналов (БКК). Механизм антигипертензивного действия. Особенности влияния на сердечно-сосудистую систему производных фенилалкиламина (верапамил), дигидропиридина (нифедипин, амлодипин, нимодипин), бензотиазепина (дилтиазем) и циннаризина, различие по показания к применению (гипертония, ИБС, тахиаритмии, нарушение мозгового кровообращения). Побочные эффекты. 6. Миотропные АГТ средства (натрия нитропруссид, дибазол, магния сульфат). Механизм антигипертензивного действия. Особенности фармакокинетики препаратов. Показания к применению. Побочные эффекты. 7.Механизм гипотензивного действия диуретиков (влияние на ОЦК, чувствительность рецепторов сосудистой стенки). Практическое использование, возможность применения для лечения детей и подростков с повышенным артериальным давлением. Целесообразность сочетания с ингибиторами РААС, нейротропными и миотропными АГТ средствами.

Задания для подготовки практической части занятия (для выполнения задания используйте таблицу «Антигипертензивные средства»). (ОБЯЗАТЕЛЬНО К ВЫПОЛНЕНИЮ)

I. Выписать рецепты:

1. Амлодипин в таблетках.

2. Моксонидин в таблетках.

3. Клонидин в таблетках и ампулах.

4. Магния сульфат в ампулах;

5. Эналаприл в таблетках.

II. Уметь выбрать и выписать в рецептах:

1. Средство помощи миотропного типа действия при гипертоническом кризе.

2. Средство помощи нейротропного типа действия при гипертоническом кризе.

3. β-адреноблокатор для систематического лечения гипертонической болезни.

4. α-адреноблокатор для систематического лечения гипертонической болезни.

5. Ингибитор РААС.

 

АНТИГИПЕРТЕНЗИВНЫЕ СРЕДСТВА

 

МНН Торговые названия Форма выпуска Способ применения
*Клонидин Clonidine *Клофелин Clophelinum *Табл. по 0,075; 0,15 и 0,3 мг *Р-р 0,1мг/мл (0,01%) в амп. по 1 мл По 1 табл. 3-4 раза в день По 0,5-1 мл п/кожно, в/мышечно или в/венно медленно в 10-20 мл 0,9% р-ра натрия хлорида
Метилдофа Methyldopa Метилдофа Methyldopha Табл. по 250 и 500 мг Р-р 50мг/мл (5%) в амп. по 1 мл По 1-2 табл. 2-3 раза в день По 1 мл в/венно капельно в 100 мл 5% р-ра декстрозы 1 раз в день
Моксонидин Moxonidine Моксонидин Moxonidinum Физиотенз Physiotens Табл. по 0,2; 0,3 и 0,4 мг По 1 табл. 1 раз в день
Резерпин Reserpine Резерпин Reserpinum Адельфан Adelphanum Табл. по 0,1 и 0,25 мг Табл. сложного состава По 1-2 табл. 1-4 раза в день после еды По 1-2 табл. 3 раза в день
*Празозин Prazosin *Празозин Prazosinum *Табл. по 1; 2 и 5 мг По 1 табл. 2-3 раза в день
       
Доксазозин Doxazosin Доксазозин Doxazosinum Табл. по 2; 4 и 8 мг По 0,5-1 табл. 1 раз в день
       
Пропранолол Propranolol Анаприлин Anaprilinum Табл. по 10; 40 и 80 мг Р-р 2,5мг/мл (0,25%) в амп по 1мл Р-р 1мг/мл (0,1%) в амп по 5мл По 1 табл. 3-4 раза в день По 1-5 мл п/кожно, в/мышечно или в/венно медленно в 10-20 мл 5% р-ра декстрозы.
       
*Метопролол Мetoprolol *Метопролол Metoprololum *Табл. по 25; 50 и 100 мг *Р-р 1мг/мл (0,1%) в амп. по 5 мл По 1-2 табл. 2-3 раза в день По 5 мл в/венно медленно
Атенолол Atenolol Атенолол Atenololum Табл. по 25; 50 и 100 мг По 1 табл. 1-2 раза в день
Карведилол Carvedilol Карведилол Carvedilolum Табл. по 12,5 и 25 мг По 1 табл. 1 раз в день
       
Бисопролол Bisoprolol Бисопролол Bisoprololum Конкор Concor Табл. по 5 и 10 мг По 1 табл. 1 раз в день
       
Каптоприл Captopril Каптоприл Captoprilum Капотен Capotenum Табл. по 12,5; 25; 50 и 100 мг По 1-2 табл. 3 раза в день
*Эналаприл Enalapril *Эналаприл Enalapril Ренитек Renitek *Табл. по 2,5; 5; 10 и 20 мг *Р-р 1,25мг/мл (0,125%) в амп. по 1 мл По 1 табл. 1-2 раза в день По 1 мл в/венно медленно
Лизиноприл Lisinopril Лизиноприл Lisinoprilum Диротон Dirotonum Табл. по 5; 10 и 20 мг По 1 табл. 1-2 раза в день
Периндоприл Perindopril Периндоприл Perindoprilum Престариум Prestarium Табл. по 2 и 4 мг По 1 табл. 1 раз в день
Лозартан Losartan Лозартан Losartanum Козаар Cozaar Табл. по 12,5 и 50 мг По 1 табл. 1 раз в день
Нифедипин Nifedipine Нифедипин Nifedipinum Коринфар Corinfar Табл., драже по 10 и 20 мг Табл. и капс.ретард по 20; 30 и 40 мг По 1- 2 табл. (драже) 3 раза в день По 1 табл. или капс. 1-2 раза в день
*Амлодипин Amlodihine *Амлодипин Amlodihinum *Табл. по 2,5; 5 и 10 мг По 1-2 табл. 1 раз в день
Натрия нитропруссид Sodium nitroprusside Натрия нитропруссид Natrii nitroprussidum Пор. в амп. по 25 и 50мг Содержимое ампулы в/венно капельно, растворив в 250-1000мл 5% р-ра декстрозы
*Магния сульфат Magnesium sulfate *Магния сульфат Magnii sulfas *Р-р 200мг/мл (20%) и 250мг/мл (25%) в амп. по 5, 10 и 20 мл По 5-10 мл в/мышечно или в/венно медленно
Гидрохлортиазид Hydrochlorthiazide Дихлотиазид Dichlothiazidum Табл. по 25; 50 и 100 мг По 1 табл. утром
Индапамид Indapamide Индапамид Indapamidum Арифон Arifon Табл. и капс. по 2,5 мг Табл. ретард по 1,25 мг По 1 табл. (капс.) утром
         

 

Обучающая ситуационная задача: (ОБЯЗАТЕЛЬНО К ВЫПОЛНЕНИЮ)

1.Определите препарат: центральный адреномиметик, снижает тонус вазомоторного центра и уменьшает симпатическое влияние на сердце и сосуды. Применяется как для лечения гипертонической болезни, так и купирования гипертонических кризов. Обладает седативным, снотворным, анальгетическим эффектами, потенцирует действие этилового спирта. При резкой отмене препарата может развиться гипертонический криз.

2. Определите препарат: угнетает активность ангиотензинпревращающего фермента и образование ангиотензина II, не является пролекарством, действует длительно, используется для систематического лечения гипертонической болезни и сердечной недостаточности.

МОЧЕГОННЫЕ СРЕДСТВА

 

Значение изучения данной темы: формирование представленияогруппе диуретических препаратов, применяемых для систематического лечения заболеваний, сопровождающихся задержкой в организме избыточной жидкости, для экстренной помощи при отравлениях, гипертонических кризах и др. тяжелых состояниях.

Цель занятия: изучить фармакологию и токсикологию диуретиков с использованием иллюстративного материала, охарактеризовать показания и противопоказания к их применению, освоить выписывание рецептов.

Студент должен знать: фармакологию и токсикологию группы диуретических средств; перечень препаратов группы (некоторые с формой выпуска), показания и противопоказания к их применению.

Студент должен уметь: анализировать эффекты изучаемых средств при помощи графиков, таблиц, диаграмм, решать ситуационные задачи, отвечать на вопросы тестового контроля, выписывать рецепты на препараты в разных лекарственных формах.

Студент должен владеть:навыками узнавания и правильного назначения лекарственных средств, умением выписывать рецепты на препараты соответствующей группы, в том числе для детей и подростков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: