Практическое занятие №17
по дисциплине ОП 04. Фармакология
Тема | Гипотензивные средства. Диуретические средства. |
Содержание учебного материала | Формирование представления о фармакологических и токсических свойствах лекарственных препаратов, актуальных для лечения различных стадий гипертонической болезни и купирования гипертонического криза. Формирование представленияогруппе диуретических препаратов, применяемых для систематического лечения заболеваний, сопровождающихся задержкой в организме избыточной жидкости, для экстренной помощи при отравлениях, гипертонических кризах и др. тяжелых состояниях. |
Актуализация ранее изученного материала | Решение ситуационных задач (Приложение1) |
Углубление знаний по теме | https://yadi.sk/i/aVvcpa0TCM8jZg Харкевич, Д. А. Фармакология / Д. А. Харкевич. − М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. − С. 335 |
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины | Выполнение заданий. Самостоятельная работа. Выписывание рецептов |
Обратная связь | dmit-turkin@yandex.ru https://vk.com/caspertur |
|
|
Приложение 1.
Занятие №17 Гипотензивные средства. Диуретические средства.
АНТИГИПЕРТЕНЗИВНЫЕ (АГТ) СРЕДСТВА
Значение изучения темы. Формирование представления о фармакологических и токсических свойствах лекарственных препаратов, актуальных для лечения различных стадий гипертонической болезни и купирования гипертонического криза.
Цель занятия:изучить фармакологию и токсикологию гипотензивных (антигипертензивных) средств с использованием иллюстративного материала, охарактеризовать показания и противопоказания к их применению, освоить выписывание препаратов.
Студент должен знать: фармакологию и токсикологию группы гипотензивных (антигипертензивных) средств, перечень препаратов группы (некоторые с формой выпуска), показания и противопоказания к их применению.
Студент должен уметь: анализировать эффекты гипотензивных (антигипертензивных) средств в графиках, таблицах, слайдах; выписывать рецепты на препараты в различных формах выпуска; решать фармакотерапевтические задачи.
Студент должен владеть: навыками назначения и выписывания лекарственных препаратов данной фармакологической группы, в том числе для подростков.
Самоподготовка к занятию:
Цель самоподготовки: студент должен знать МНН, торговые наименования и формы выпуска лекарственных средств по теме занятия, их фармакологическую характеристику; студент должен уметь выписывать рецепты в соответствующей лекарственной форме, анализировать особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных препаратов; студент должен владеть навыками решения ситуационных задач по теме занятия, основами пользования дополнительной литературой и Интернет ресурсами.
|
|
Базисные разделы для повторения:значение центральных структур (бульбарный СДЦ), симпатической нервной системы и гуморальных факторов в регуляции артериального давления; роль катехоламинов и ренин-ангиотензин-альдостероновой системы в возникновении артериальной гипертензии; адренергический синапс, адрено-, имидазолин- и ангиотензиновые рецепторы, их разновидности; антиадренергические средства; правила выписывания лекарственных препаратов.
Вопросы и препараты для подготовки к занятию
Препараты:
Нейротропные АГТ средства: *клонидин (клофелин), метилдофа, моксонидин (физиотенз), резерпин (адельфан), *празозин, доксазозин, пропранолол (анаприлин), *метопролол, атенолол, карведилол, бисопролол (конкор);
АГТ средства, влияющие на РААС: каптоприл (капотен), *эналаприл (ренитек), лизиноприл (диротон), периндоприл (престариум), лозартан (козаар);
Миотропные сосудорасширяющие средства: нифедипин (коринфар), *амлодипин, натрия нитропруссид, *магния сульфат;
Диуретики: гидрохлортиазид (дихлотиазид), индапамид (арифон).
Теоретические вопросы для подготовки к занятию:
1. Антигипертензивные (АГТ) средства. Определение понятия. Классификация по
локализации и механизму действия.
2. АГТ средства центрального действия. Локализация и механизм гипотензивного эффекта, особенности фармакокинетики препаратов, показания к применению, побочные эффекты. Принципиальное отличие моксонидина как агониста имидазолиновых рецепторов от клонидиина.
3.Нейротропные АГТ средства периферического действия: группы, препараты. Механизмы гипотензивного действия: влияние α-АР сосудов, b-АР сердца, сосудов, ЮГА почек, Н-ХР симпатических ганглиев. Особенности фармакокинетики препаратов группы. Показания к применению. Побочные эффекты. 4. Ингибиторы ренин-ангиотензин-альдостероновай системы (РААС): группы, препараты. Значение блокады АПФ и АТ1 рецепторов для развития антигипертензивного эффекта. Отличие препаратов по скорости развития, длительности, выраженности гипотензивного действия и побочным эффектам. Показания к применению. Возможность использования блокаторов АПФ в педиатрии.
5.Блокаторы кальциевых каналов (БКК). Механизм антигипертензивного действия. Особенности влияния на сердечно-сосудистую систему производных фенилалкиламина (верапамил), дигидропиридина (нифедипин, амлодипин, нимодипин), бензотиазепина (дилтиазем) и циннаризина, различие по показания к применению (гипертония, ИБС, тахиаритмии, нарушение мозгового кровообращения). Побочные эффекты. 6. Миотропные АГТ средства (натрия нитропруссид, дибазол, магния сульфат). Механизм антигипертензивного действия. Особенности фармакокинетики препаратов. Показания к применению. Побочные эффекты. 7.Механизм гипотензивного действия диуретиков (влияние на ОЦК, чувствительность рецепторов сосудистой стенки). Практическое использование, возможность применения для лечения детей и подростков с повышенным артериальным давлением. Целесообразность сочетания с ингибиторами РААС, нейротропными и миотропными АГТ средствами.
Задания для подготовки практической части занятия (для выполнения задания используйте таблицу «Антигипертензивные средства»). (ОБЯЗАТЕЛЬНО К ВЫПОЛНЕНИЮ)
I. Выписать рецепты:
1. Амлодипин в таблетках.
2. Моксонидин в таблетках.
3. Клонидин в таблетках и ампулах.
4. Магния сульфат в ампулах;
5. Эналаприл в таблетках.
II. Уметь выбрать и выписать в рецептах:
1. Средство помощи миотропного типа действия при гипертоническом кризе.
2. Средство помощи нейротропного типа действия при гипертоническом кризе.
|
|
3. β-адреноблокатор для систематического лечения гипертонической болезни.
4. α-адреноблокатор для систематического лечения гипертонической болезни.
5. Ингибитор РААС.
АНТИГИПЕРТЕНЗИВНЫЕ СРЕДСТВА
МНН | Торговые названия | Форма выпуска | Способ применения | |
*Клонидин Clonidine | *Клофелин Clophelinum | *Табл. по 0,075; 0,15 и 0,3 мг *Р-р 0,1мг/мл (0,01%) в амп. по 1 мл | По 1 табл. 3-4 раза в день По 0,5-1 мл п/кожно, в/мышечно или в/венно медленно в 10-20 мл 0,9% р-ра натрия хлорида | |
Метилдофа Methyldopa | Метилдофа Methyldopha | Табл. по 250 и 500 мг Р-р 50мг/мл (5%) в амп. по 1 мл | По 1-2 табл. 2-3 раза в день По 1 мл в/венно капельно в 100 мл 5% р-ра декстрозы 1 раз в день | |
Моксонидин Moxonidine | Моксонидин Moxonidinum Физиотенз Physiotens | Табл. по 0,2; 0,3 и 0,4 мг | По 1 табл. 1 раз в день | |
Резерпин Reserpine | Резерпин Reserpinum Адельфан Adelphanum | Табл. по 0,1 и 0,25 мг Табл. сложного состава | По 1-2 табл. 1-4 раза в день после еды По 1-2 табл. 3 раза в день | |
*Празозин Prazosin | *Празозин Prazosinum | *Табл. по 1; 2 и 5 мг | По 1 табл. 2-3 раза в день | |
Доксазозин Doxazosin | Доксазозин Doxazosinum | Табл. по 2; 4 и 8 мг | По 0,5-1 табл. 1 раз в день | |
Пропранолол Propranolol | Анаприлин Anaprilinum | Табл. по 10; 40 и 80 мг Р-р 2,5мг/мл (0,25%) в амп по 1мл Р-р 1мг/мл (0,1%) в амп по 5мл | По 1 табл. 3-4 раза в день По 1-5 мл п/кожно, в/мышечно или в/венно медленно в 10-20 мл 5% р-ра декстрозы. | |
*Метопролол Мetoprolol | *Метопролол Metoprololum | *Табл. по 25; 50 и 100 мг *Р-р 1мг/мл (0,1%) в амп. по 5 мл | По 1-2 табл. 2-3 раза в день По 5 мл в/венно медленно | |
Атенолол Atenolol | Атенолол Atenololum | Табл. по 25; 50 и 100 мг | По 1 табл. 1-2 раза в день | |
Карведилол Carvedilol | Карведилол Carvedilolum | Табл. по 12,5 и 25 мг | По 1 табл. 1 раз в день | |
Бисопролол Bisoprolol | Бисопролол Bisoprololum Конкор Concor | Табл. по 5 и 10 мг | По 1 табл. 1 раз в день | |
Каптоприл Captopril | Каптоприл Captoprilum Капотен Capotenum | Табл. по 12,5; 25; 50 и 100 мг | По 1-2 табл. 3 раза в день | |
*Эналаприл Enalapril | *Эналаприл Enalapril Ренитек Renitek | *Табл. по 2,5; 5; 10 и 20 мг *Р-р 1,25мг/мл (0,125%) в амп. по 1 мл | По 1 табл. 1-2 раза в день По 1 мл в/венно медленно | |
Лизиноприл Lisinopril | Лизиноприл Lisinoprilum Диротон Dirotonum | Табл. по 5; 10 и 20 мг | По 1 табл. 1-2 раза в день | |
Периндоприл Perindopril | Периндоприл Perindoprilum Престариум Prestarium | Табл. по 2 и 4 мг | По 1 табл. 1 раз в день | |
Лозартан Losartan | Лозартан Losartanum Козаар Cozaar | Табл. по 12,5 и 50 мг | По 1 табл. 1 раз в день | |
Нифедипин Nifedipine | Нифедипин Nifedipinum Коринфар Corinfar | Табл., драже по 10 и 20 мг Табл. и капс.ретард по 20; 30 и 40 мг | По 1- 2 табл. (драже) 3 раза в день По 1 табл. или капс. 1-2 раза в день | |
*Амлодипин Amlodihine | *Амлодипин Amlodihinum | *Табл. по 2,5; 5 и 10 мг | По 1-2 табл. 1 раз в день | |
Натрия нитропруссид Sodium nitroprusside | Натрия нитропруссид Natrii nitroprussidum | Пор. в амп. по 25 и 50мг | Содержимое ампулы в/венно капельно, растворив в 250-1000мл 5% р-ра декстрозы | |
*Магния сульфат Magnesium sulfate | *Магния сульфат Magnii sulfas | *Р-р 200мг/мл (20%) и 250мг/мл (25%) в амп. по 5, 10 и 20 мл | По 5-10 мл в/мышечно или в/венно медленно | |
Гидрохлортиазид Hydrochlorthiazide | Дихлотиазид Dichlothiazidum | Табл. по 25; 50 и 100 мг | По 1 табл. утром | |
Индапамид Indapamide | Индапамид Indapamidum Арифон Arifon | Табл. и капс. по 2,5 мг Табл. ретард по 1,25 мг | По 1 табл. (капс.) утром | |
|
|
Обучающая ситуационная задача: (ОБЯЗАТЕЛЬНО К ВЫПОЛНЕНИЮ)
1.Определите препарат: центральный адреномиметик, снижает тонус вазомоторного центра и уменьшает симпатическое влияние на сердце и сосуды. Применяется как для лечения гипертонической болезни, так и купирования гипертонических кризов. Обладает седативным, снотворным, анальгетическим эффектами, потенцирует действие этилового спирта. При резкой отмене препарата может развиться гипертонический криз.
2. Определите препарат: угнетает активность ангиотензинпревращающего фермента и образование ангиотензина II, не является пролекарством, действует длительно, используется для систематического лечения гипертонической болезни и сердечной недостаточности.
МОЧЕГОННЫЕ СРЕДСТВА
Значение изучения данной темы: формирование представленияогруппе диуретических препаратов, применяемых для систематического лечения заболеваний, сопровождающихся задержкой в организме избыточной жидкости, для экстренной помощи при отравлениях, гипертонических кризах и др. тяжелых состояниях.
Цель занятия: изучить фармакологию и токсикологию диуретиков с использованием иллюстративного материала, охарактеризовать показания и противопоказания к их применению, освоить выписывание рецептов.
Студент должен знать: фармакологию и токсикологию группы диуретических средств; перечень препаратов группы (некоторые с формой выпуска), показания и противопоказания к их применению.
Студент должен уметь: анализировать эффекты изучаемых средств при помощи графиков, таблиц, диаграмм, решать ситуационные задачи, отвечать на вопросы тестового контроля, выписывать рецепты на препараты в разных лекарственных формах.
Студент должен владеть:навыками узнавания и правильного назначения лекарственных средств, умением выписывать рецепты на препараты соответствующей группы, в том числе для детей и подростков.