Роль ключевых деталей, слов-образов, слов-контрастов

Ивана мы видим глазами повествователя Гальцева. Главной особенностью портретных характеристик является выделение ключевых деталей, которые повторяются. Так, при первой встрече с мальчиком, мы видим большие, необычно широко расставленные глаза, скуластое лицо. И в конце повести читаем: «Я узнал его сразу по скуластому лицу и большим, широко расставленным глазам – я ни у кого не видел глаз, расставленных так широко…»

В портрете Ивана в начале и в конце повести повторяется описание его взгляда, а через него внутреннего состояния героя: «Он стоял передо мной, поглядывая исподлобья, настороженно и отчуждённо…; Он был совсем ещё ребёнок, узкоплечий с тонкими руками и ногами… хотя по лицу, не по-детски сосредоточенному…; в его взгляде, в выражении измученного лица чувствовалось какое-то внутреннее напряжение…»

А вот его портрет в конце повести: «Он смотрел исподлобья, сбычась, как тогда, при нашей первой встрече в землянке на берегу Днепра». В слове «сбычась» автор показывает нам признаки «угрюмости», «сосредоточенности», «сердитости» «настороженности», «отчуждённости», сравнивая его с быком.

«Бычиться, суровиться, глядеть угрюмо, упрямо; глядеть бычком т.е исподлобья, коситься; Упёрся как бык в стену рогами; бычачье упорство» из словаря В.И. Даля

У Ивана недетская ненависть к войне, о чём говорят разные герои повести:

«Ему ненависть душу жжёт!; Ему столько довелось пережить, что нам и не снилось… Он и в партизанах был, и в Тростянце, лагере смерти…У него на уме одно: мстить до последнего! Как рассказывает про лагерь или вспомнит отца, сестрёнку, - трясётся весь. Я никогда не думал, что ребёнок может так ненавидеть; Ненависть его не перекипела. И нет ему покоя…» (Холин).

В конце повести, в документах тайной полиции читаем: «На допросах держался вызывающе: не скрывал своего враждебного отношения к немецкой армии и Германской империи».

Сам Иван говорит о себе: «Нервеность во мне какая-то». Иван по детски коверкает слово «нервность». Он имеет ввиду беспокойство и волнение за порученное дело, лёгкую возбудимость, порывистость в отношении во взрослыми – т.е. состояние нервного напряжения. Это состояние объясняет разведчик Холин:

- Видишь ли, то, что он делает, и взрослым редко удаётся. Он один даёт больше, чем ваша разведрота; - Третий год воюешь?.. И я третий… А в глаза смерти – как Иван – мы, может и не заглядывали… за тобой батальон, полк, целая армия… А он один!»

Таким образом, нервеность бычачье упрямство, из-за которого его невозможно отправить в тыл, в суворовское училище, и его недетская ненависть объясняются тем, что смыслом его мальчишеской жизни стала месть. Он говорит: «пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало».

В тексте повести постоянно выявляется «детское» в образе Ивана, констатирующее с «взрослыми» чертами его облика и характера: «Худенький мальчик лет одиннадцати, маленькие босые ноги; худенькое с проступающими рёбрами тельце; пальцы у него были с коротко обгрызенными ногтями; уши у него были маленькие, розовые, нежные; мальчик забрался в мою постель и улёгся лицом к стенке, подложив ладошку под щеку; улыбнулся впервые, обрадовано совсем по-детски…». С одной стороны белоголовый мальчик, парень с норовом, бедолага, бездомный отрепыш, чудной малец. А с другой стороны его никто не называет Ваней, Ванюшей, а Иваном, отдавая должное его недетской работе, и даже побаиваясь мальчика.

Сюжет;

— Как происходит наша первая встреча с Иваном?

Ивана обнаружили в воде, возле берега советские солдаты и при-

вели к своему командиру — старшему лейтенанту Гальцеву.

Мальчишка упорно молчал на все расспросы, заявив, что будет

говорить только с командиром.

— Как выглядел мальчик?

Худенький мальчишка лет одиннадцати, весь посиневший и

дрожавший от холода. «На нем были мокрые, прилипшие к телу

рубашка и штаны; маленькие босые ноги по щиколотку были в

грязи.»

— Что было странным в поведении мальчика?

Мальчик недоверчиво смотрел на Гальцева, ничего не рассказы-

вал о себе, почти не ел, мало спал. Но больше всего возмутило

Гальцева то, что мальчишка приказывал ему: «Я Бондарев. Сей-

час же сообщите в штаб, пятьдесят первому, что я нахожусь

здесь.» Это был дерзкий мальчишка.

— Почему Иван так вел себя?

Потому что он был самым ценным разведчиком. Его берегли и

от всех скрывали. Только в штабе знали о нем все и приказывали

подчиненным командирам создавать все условия для этого ребен-

ка. А он действительно был еще ребенок: «Узкоплечий, с тонкими

ногами и руками, на вид не более десяти – одиннадцати лет.»

— Примеры того, как относились к Ивану Холин и Катасонов.

Холин относился к Ивану как к равному, взрослому другу. Он

изумился тому, что Иван переправился через Днепр вплавь,

рискуя утонуть в ледяной воде или погибнуть под фашистским

обстрелом. «Он один дает больше, чем ваша разведрота,» —

говорит Катасонов. Посылая мальчика во вражеский тыл, он

волнуется за него, потому что любит, как сына, и хочет после

войны его усыновить.

—Как случилось, что Иван стал разведчиком?

Звучит рассказ о судьбе Ивана.

На долю ребенка выпало много испытаний, за короткое время он многое пережил. Не каждый взрослый человек может такое выдержать. Война никого не щадит, даже детей.

Давайте обратимся к центральному эпизоду повести — переправке Ивана через Днепр (гл. 6-7). Почему главное внимание автора уделено изображению взрослых, а не Ивана?

— Как ведут себя взрослые — Холин и Гальцев?

Холин уже не первый раз участвует в такой операции. Он знает

все, продумывает каждый шаг. И все равно очень волнуется. Он

пытается скрыть волнение, потому что оно может передаться

Ивану, а этого допустить нельзя — мальчик идет на задание. И

все-таки Холин не выдерживает: он предлагает Ивану проводить

его. Это уже не по плану! Иван категорически, «упрямо и зло»,

заявляет: «Я сказал! Я сам!»

Холин, расставшись с Иваном, мыслями все время был с ним. Он

переживал за мальчика, оставшегося один на один со смертель-

ной опасностью.

Гальцев, боевой офицер, впервые оказался в разведке (ситуация

была вынужденной: случайной пулей оказался убит разведчик

Катасонов). Волнение было страшным, мысли не всегда разум-

ными. Раздражало всё: и промокшая одежда, и тяжелый запах от

неубранных трупов, и невозможность курить. Холин сердился

на Гальцева, называя его «неврастеником». Гальцев не обижался:

он понимал, что Холин волнуется ничуть не меньше, просто он

умеет скрывать это. С какой болью и жестокостью звучат слова

Холина:

— Третий год воюешь?.. И я третий… А в глаза смерти — как

Иван! — мы, может, и не заглядывали…За тобой батальон, полк,

целая армия… А он один!.. Ребёнок!.. И ты ему ещё ножа воню-

чего пожалел!..

И в сравнении с этими взрослыми мужчинами маленькая фигурка

Ивана вырастает в наших глазах до образа — символа.

— Как были оценены заслуги Ивана перед Родиной?

Он был награждён орденом Отечественной войны и медалью

«За отвагу».

— Что мы узнаём о судьбе Ивана Буслова в финале повести?

В декабре 1943 года Иван был задержан немцами возле железной

дороги, когда вёл наблюдение за движением эшелонов. При

задержании он оказал яростное сопротивление. Фашисты пытали

Ивана, но ничего не добились, они не узнали даже его имени.

Иван не скрывал своей ненависти к фашистам и был расстрелян

25 декабря 1943 года. Он погиб как герой!

— Почему повесть завершается документальной выдержкой из протокола немецкой полиции без комментария автора?

Документ подтверждает, что Иван Буслов действительно

существовал, хотя подполковник Грязнов и убеждал Гальцева

забыть о встрече с этим мальчиком. И смерть Ивана — это тоже

страшная правда о войне, где люди могли погибнуть героически,

как Холин, прикрывавший отход своих солдат до последнего и

взорвавший себя вместе с немцами, когда его схватили, и где

смерть могла настигнуть и случайно, как погиб Катасонов от

слепой пули.

 

 

Уже на первых страницах повести мы знакомимся с главным ее героем – двенадцатилетним мальчиком Иваном. Молодого старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командира батальона, разбудили среди ночи. Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати, весь мокрый и дрожащий от холода. На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только, что его фамилия Бондарев, и требует немедленно сообщить о своём прибытии в штаб. Но Гальцев, не сразу поверив, докладывает о мальчике, лишь когда тот верно называет фамилии штабных офицеров. Подполковник Грязнов действительно подтверждает: «Это наш парень», ему нужно «создать все условия» и «обращаться поделикатнее». Как и было приказано, Гальцев даёт мальчику бумагу и чернила. Тот высыпает на стол и сосредоточенно подсчитывает зёрнышки и хвойные иглы. Полученные данные срочно отправляются в штаб. Гальцев чувствует себя виноватым за то, что кричал на мальчика, теперь он готов ухаживать за ним.

Приезжает Холин, рослый красавец и шутник лет двадцати семи. Иван (так зовут мальчика) рассказывает другу о том, как не мог из-за немцев подойти к ожидавшей его лодке и как с трудом переплывал холодный Днепр на бревне. На форме, привезённой Ивану Холиным, орден Отечественной войны и медаль «За отвагу». После совместной трапезы Холин и мальчик уезжают.

В первом эпизоде мы видим Ивана серьезным, угрюмым, собранным, настороженным. Что сделало его таким?

В первые дни войны мальчик пережил смерть отца-пограничника, на руках у него погибает сестренка, мальчик был в лагере смерти, был в партизанах. Вот откуда его серьезность и угрюмость; он принял решение – мстить врагу, стать полезным нашей армии – добывать сведения о вражеских войсках для штаба. Вот откуда его собранность, молчаливость, настороженность.

Но мы видим мальчика и играющим в землянке. Рисуя эту сцену, автор хочет подчеркнуть, что Иван остается мальчишкой, играет, как его сверстники, собирает ножички, вооружается биноклем, как настоящий командир. Он хотел бы гонять голубей, радоваться первому снегу, а он каждый день смотрит в глаза смерти.

Дети-воины… Какая жуткая правда! Но это не вся еще правда. Ведь Ивана в своем тылу и не удержать. Пробовали, когда вывезли самолетом из окруженного немцами партизанского отряда. Но не смог Иван «зубрить» в школе о «значении травоядных в жизни человека», когда на родной земле был враг. «Офицером стать я ещё успею. А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало», - говорит Иван.

Но Иван – мальчишка, еще не разучившийся «играть в войну». «Мальчик один. Он весь красный, разгорячён и возбуждён. В руке у него Котькин нож, на груди мой бинокль, лицо виноватое. В землянке беспорядок: стол перевёрнут вверх ногами и накрыт сверху одеялом, ножки табурета торчат из – под нар.». Да, мальчишка остаётся мальчишкой: играет, как его сверстники, собирает ножички, вооружается биноклем, как настоящий командир… Он хотел бы гонять голубей, радоваться первому снегу, а он каждый день смотрит в глаза смерти…

Он уже прошел ад фашистского лагеря смерти. Тяжело, по-взрослому ненавидит он врага. И давно уже сознательно живет по суровым законам настоящей, невыдуманной войны.

По- разному относятся к юному разведчику, окружающие его взрослые. Но все стараются оберегать.

Холин любит Ивана: «О таком мальчишке можно только мечтать». Хочет усыновить его, но в то же время понимает, что пока не может стать ему настоящим отцом: не созрел душевно, бесшабашен, порой грубоват. Холин сам как бы большой ребёнок и относится к мальчику как к родному, а в чём – то даже побаивается его, беспрекословно выполняет просьбы и указания юного разведчика.

Катасоныч относится к мальчику по – отцовски, всё готов для него сделать. Когда Гальцев спрашивает у него об Иване, Лицо Катасонова «озаряется нежной, необыкновенно тёплой улыбкой.

- Чудный малец! Только характерный, беда с ним!»

 Он один из всех окружающих называет мальчика Ванюшкой. Тихий, скромный, спокойный, лучший в армии охотник за языками, Катасоныч как никто из взрослых понимает, как опасна работа, которую выполняет ребёнок для штаба армии.

Любит мальчика и Гальцев. Он ищет подходы к характеру Ивана, сделал ему кинжал, провожает его в тыл врага. Хочет поцеловать на прощание, да не решается… Гальцев пронёс память о мальчике через всю войну. Ему досталась тяжкая доля прочитать в архивах фашистов сообщение начальника тайной полиции о гибели юного разведчика.

Иван подолгу живёт на оккупированной территории, ходит по деревням, посёлкам, одетый в тряпьё, как побирушка, а сам зорко всматривается в любое скопление живой силы врага и его вооружение, всё видит, всё запоминает. Сведения, добытые им, очень ценны.

Положение мальчика в тылу врага очень сложное: опасные ситуации возникают ежедневно, ежечасно, а он может надеяться только на себя. Никого рядом: ни командира, ни товарищей, ни связи. Только ты и враг. Это, конечно, непосильная нагрузка на детские плечи.

И, понимая всю тяжесть этих переживаний и опасностей, взрослые всё – таки посылают мальчика в разведку. Почему же? Главная причина – горькая и страшная.

А дело было в том, что шла жестокая война, от исхода которой зависела не только судьба отдельного человека, но и будущее нашей Родины. Гибли люди, разрушались города, горели сёла. За победу сражались и, случалось, погибали старики и дети. Как ни больно и ни горько об этом говорить. Холин, переправив Ивана на другой берег реки, в тыл врага, разговаривает в землянке с Гальцевым:

«- Третий год воюешь?- спросил он, закуривая. – И я третий… А в глаза смерти - как Иван! – мы, может, и не заглядывали… За тобой батальон, полк, целая армия… А он один! – Ребёнок!» Ребёнок…

Но почему у него такое строгое, взрослое имя – Иван? И повесть называется не «Ванюша», не «Ваня», а «Иван»?

Наверное, этого мальчика иначе и не назовёшь: так много на его долю выпало взрослых, мужских дел и обязанностей. Он сделал свой выбор в жизни – выбор защитника Отечества. Повесть В. Богомолова изначально трагична по своему звучанию, на её страницах нет места шуткам, проказам мальчика, здесь редки даже улыбки.

 И в самом деле: война – это тяжёлое, жестокое время, она ломает человеческие судьбы, не щадя никого – ни старых, ни малых.

Последние страницы книги страшно трагичны. После тяжёлого ранения Гальцев попадает в Берлин для захвата немецких архивов. В найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами. В донесении сказано, что в декабре 1943 г. после яростного сопротивления был задержан «Иван», наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. После допросов, на которых мальчик «держался вызывающе», он был расстрелян.

Иван погиб. Есть и его капля крови на знамени Победы. Иван расстрелян ранним утром 25 декабря. Для немцев – протестантов это утро главного праздника – Рождества. В это утро родился Тот, Кто на кресте искупил грехи людей, чтобы жили они для любви и добра и не творили зла…

  В тёмное утро светлого Рождества маленький Иван взошёл на свою Голгофу. Мужественно и твёрдо. Маленький воин. Солдат Отечества, он ступил в жизнь вечную. Да, трудно говорить Богомолову о смерти мальчика, трудно и нам читать последние страницы повести. Так хочется, чтобы герой остался жив, но, к сожалению, война не щадит никого: ни взрослых, ни детей.

Повесть Владимира Богомолова «Иван» требует к себе особого отношения. Эту книгу принято считать «детской», потому что главный её герой — ребёнок. Между тем, судьба и смерть Ивана Бондарева — одна из самых страшных историй о войне. 100 (сто) марок, выданных полицаю Титкову за поимку неизвестного, которого якобы зовут «Иван», — не просто конец повествования. Это один из самых безжалостных и пронзительных финалов в литературе минувшего века. Нельзя «назначить» возраст читателя, готового к такому чтению, и вставить написанную слезами повесть Богомолова в «список книг о войне». Эту книгу можно только передать из рук в руки и только тогда, когда старший готов отвечать за младшего.
    У этой книги редкая судьба. В свой срок и час «Иван» Владимира Богомолова превратился в «Иваново детство» Андрея Тарковского(1962), удостоенный высшей премии Венецианского кинофестиваля "Золотой лев".

Все, кто пытался честно рассказать о войне, достойны глубокой благодарности. Но очень может быть, что маленькая повесть «Иван» — это и есть прямой и безоговорочный ответ на вопрос, почему Россия победила.

Проблематика, авторские акценты в решении темы "детство и война".

История юного разведчика сразу воспринимается как достоверная и прочно остаётся в памяти читателя. Это достигается типом повествования и его структурой. Реальный создатель повествования передаёт рассказ об Иване Буслове личному повествователю – молодому старшему лейтенанту, временно исполняющему обязанности командиру батальона. Реальная личность писателя и Гальцева, от имени которого ведётся рассказ, в художественном произведении не совпадают. Но мы можем говорить о близости характера и биографий, особенно военных, настоящего автора и личного повествователя. Личному повествователю Гальцеву к началу повествования (октябрь 1943 г.) исполнилось 21 год, он воевал с первых месяцев войны, имел ранения и награды, к моменту форсирования Днепра был командиром батальона, тяжело ранен под Ковелем, в последние полгода был переводчиком разведотдела 1-го Белорусского фронта, а в самом конце войны, в «исторические минуты» капитуляции Берлина 2 мая 1945 года, - в оперативной группе, созданной для «захвата немецких архивов и документов». Об этом мы узнаём от него самого.

Но в художественной прозе структура повествования базируется на различии вымышленного повествователя и автора. Реальный автор – Владимир Осипович Богомолов родился в июле 1926 года в Подмосковье, в деревне Кирилловке, воспитывался бабушкой и дедом. К началу войны ему было почти 15 лет, но он прибавил себе два года, чтобы записаться добровольцем на фронт. Начал войну рядовым, потом стал командиром стрелкового взвода, служил в пешей разведке. В конце войны стал командиром роты; был ранен, имел награды. Его фронтовой путь – Украина, Белоруссия, Польша, Маньчжурия.

Хотя повествование ведётся Гальцевым, его точка зрения, его оценка персонажей и событий близка точки зрения В. Богомолова В. В рассказе о себе:

Гальцев (повесть «Иван»):

Запахи лошади и коровы в детских лет ассоциируются у меня с запахом парного молока и горячего, только что вынутого из печки хлеба. Вот и сейчас мне вспомнилась родная деревня, где в детстве каждое лето я живал у бабки, маленькой, сухонькой, без меры любившей меня старушки.

В. Богомолов («О себе»):

Родился в июле 1926 года в Подмосковье, в деревне Кирилловке, где я воспитывался у бабки и деда… Бабушка – воплощение доброты – маленькая, худенькая, любившая меня без меры (при живых разошедшихся родителях она считала меня сиротой), была и осталась самым светлым человеком в моей жизни.

Повествователь близок автору по возрасту, судьбе довоенной и военной, восприятию мира, людей, добра и зла, жизни и смерти. В данной повести человек выступает в качестве действующего лица, поэтому его образ создаётся разными типами речи: монологической на повествовательной основе, включающей описание и рассуждение; прямой речью в диалогах; несобственно-прямой речью.

 

 

Заключение

Итак, анализ структуры повествования текста позволяет выявить в нём два главных момента.

Во-первых, стремление автора к точному и достоверному описанию работы разведчика, которое проявляется в выборе повествователя, в типе повествователя от первого лица, в тщательном воспроизведении через язык и стиль всего специально военного и профессионального, в пространственно-временной точности в духе военного времени, в выборе объекта и предмета изображения. Повесть написана с глубоким чувством ответственности перед погибшими.

Во-вторых, автор показал столкновение детского и недетского в облике, поведении и характере главного героя, драматизм его судьбы. Повесть посвящена не только описанию трагедии ребенка на войне, а её последствиям – отрешённости Ивана, погруженного в мир ненависти, мщения и смертельного риска.


Богомолов для создания изобразительной точности и художественной детализации образа весьма сдержанно и взвешенно использует ключевые детали, слова-образы, слова-контрасты и т.д.; Через язык и стиль тщательно воспроизводит всё специально военное и профессиональное; показывает психологизм в создании образа ребёнка на войне, драматизм его судьбы.


Сопоставительный анализ

Авторы произведений создали на основе реальных событий, которые и вправду имели место во время Второй мировой войны.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: