Исторические аспекты развития событийного туризма в мире

Выпускная квалификационная работа

Перспективы развития событийного туризма в Краснодарском крае



Введение

событийный краснодарский туризм

Актуальность этой темы заключается в том, что каждая туроператорская фирма заинтересована в том, чтобы предоставлять на туристский рынок конкурентоспособный тур продукт. А Событийный туризм является очень востребованным и быстро развивающимся видом туризма на данный момент.

Постоянно возрастающий интерес путешественников к событийному туризму в целом в России и за рубежом, а также высокий ресурсный потенциал Краснодарского края для развития этого специфического направления, может служить основой для развития профессионально организованного событийного туризма в России в целом. На основе, разбора событийного туризма в данном крае можно спрогнозировать потенциальные возможности его дальнейшей реализации и оценить вклад в экономическое развитие. Таким образом, данные исследования позволяют сделать вывод, что данный вид туризма имеет большие перспективы развития.

Объектом исследования является событийный туризм в России и Краснодарском крае.

Предмет исследования - перспективы развития событийного туризма.

Цель работы - выявить проблемы развития событийного туризма в России и Краснодарском крае и обозначить пути их решения.

Для выполнения этой цели поставлены и решены следующие задачи:

- выявить место событийного туризма на рынке тур услуг России;

-  проанализировать состояние событийного туризма в России и Краснодарском крае;

-  выявить проблемы развития событийного туризма в Краснодарском крае;

-  обозначить пути решения выявленных в ходе работы проблем.

Теоретической базой исследования стали труды: Александровой А.Ю., Бабкина А.В., Балабанова И.Т., Биржакова М.Б. и др. авторов.

Методы исследования, использованные при написании дипломной работы: описательный, сравнительный, метод анализа и синтеза, графический и статистический.

 



Теоретические основы событийного туризма

Исторические аспекты развития событийного туризма в мире

Большую популярность в настоящее время приобретает такой вид туризма как событийный. Поверхностный анализ спроса туристического рынка показывает, что на данный момент наблюдается рост интереса к фестивальным, событийным мероприятиям, в ходе которых турист получает больше положительных эмоций от путешествия, нежели от простого пляжного тура, даже с богатой экскурсионной программой.

Событийный туризм - направление очень молодое и чрезвычайно интересное. Главная цель поездки приурочена к какому-либо интересному или важному событию. Уникальные туры, сочетающие в себе участие в самых зрелищных мероприятиях планеты и традиционный отдых, постепенно завоевывают все большую популярность [2].

Событийный туризм - это вид туризма направленный на посещение местности в определенное время. Связанный с редкими природными явлениями, а также с разнообразными значимыми общественными событиями, привлекающими своей уникальностью, неповторимостью большие массы туристов из зарубежных стран. Он включат в себя мероприятия культурного, этнографического, спортивного, фольклорного, выставочного видов туризма. В мире много стран, и в каждой из них происходят события из области культуры, искусства и спорта - нечто, представляющее собой историческую, культурную, спортивную ценность и важность [1].

Событийный туризм - это атмосфера праздника, индивидуальные условия отдыха и незабываемые впечатления. Главной особенностью является множество ярких и неповторимых моментов [2].

Этот вид туризма предполагает удовлетворение потребности человека в посещении какого-нибудь конкретного мероприятия.

Одна из основных особенностей событийного туризма - это множество ярких неповторимых моментов [1].

В случае событийного туризма, под событием следует понимать совокупность явлений, выделяющихся своей неоднозначностью, значимостью для данного общества или человечества в целом, для малых групп. Оно может иметь вид разового неповторимого явления или периодического наблюдаемого, наблюдаемого ежегодно или в определенные периоды времени. Туристский бизнес всегда активно использует события для привлечения туристов именно на событие и формирования туристического продукта. Самое главное при формировании туров подобного рода, как правило, является заблаговременное планирование [1].

Бывает что в жизни туристского объекта нет события сложившегося исторически как традиции, тогда его придумывают специально. Следовательно, имеет место привлечение массы посетителей и проведение кампании по продвижению туристского продукта, ориентированного на событие, следовательно, получение дохода от туристов желающих посетить объект не только с целью осмотра достопримечательностей, а так же и с целью самим поучаствовать в праздновании вместе с местными жителями и разделить их радость.

В период события планового, резко активизируется деятельность объектов туристской индустрии. Лидирующие позиции в отдыхе такого плана занимают заграничные страны. Россия - не является исключением. В стране ведется работа в целях войти в число стран с высоким «событийным» потенциалом и получить права на проведение массовых мероприятий, а соответственно и привлечь многие тысячи состоятельных туристов.

Целевая аудитория событийного туризма - это компании, состоящие из нескольких пар, а также обеспеченные туристы с доходом выше среднего.

Конечно нельзя не отметить, что огромное влияние на реализацию данных туров оказывает высокая цена. Стоимость событийных поездок достаточно высока, вследствие чего является доступность данных туров людям примерно одного круга с высоким достатком и схожими требованиями. «Событийные» туристы готовы заплатить весьма солидные суммы за возможность побывать на интересующем его фестивале или посетить за границей желаемое спортивное соревнование. В данной ситуации нелегко приходится другим желающим. Для оставшейся категории туристов, со средним достатком, существует возможность поучаствовать в событийном туре «с отсутствием входного билета». Как и в любом бизнесе для потребителя существуют альтернативные варианты, таков и процесс продажи событийных туров. Это туры с участием в карнавалах, народных гуляниях, городских крупномасштабных празднованиях и т.д. не требующих платы за их посещение, но дающее, аналогично дорогому, уйму положительных эмоций [13].

Анализ специфики выделенного бизнеса, обширное использование рекламных средств для продвижения туризма данного вида, подбор индивидуальных туров удовлетворяющих требованиям и пожеланиям заказчиков, содержание которых ориентировало бы потребителя на покупку данного продукта и заблаговременное формирование тура на желаемое событие - залог успеха туристского рынка с заложенным в него продаваемым событием [13].

Участники таких туров предъявляют повышенные требования к средствам размещения, особенно к их классическому типу - гостиницам, транспорту (удобство доставки к месту события), к услугам гидов переводчиков и предприятиям общественного питания. Особенность событийного туризма в том, что ежегодно он пополняет новыми событийными турами, которые из случайных переходят в разряд регулярных. В настоящее время крупным и стабильным сегментом событийного туризма являются «карнавальные» туры [8].

При организации «карнавальных» туров следует учитывать целый ряд требований туристов:

наличие ресторанов и качественного питания;

месторасположение отеля - рядом с местом, где проходят карнавальные мероприятия;

интерьер номеров и цветовая гамма;

архитектура отеля - старинный стиль;

наличие магазинов или пунктов проката карнавальных костюмов.

количество обслуживающего персонала [14].

В туристических центрах в сезон проводятся целые циклы мероприятий гастрольно-зрелищной индустрии, выступления известных артистов, знаменитых певцов и музыкантов, театральных коллективов. Большое значение имеют фестивали искусств.

Ярмарки, выставки и туристские биржи являются важным звеном туристической деятельности в сфере продвижения туристского продукта. По характеру и экономической сущности выделяются [7]:

1. Выставки exposition, exhibition, ausstellung - регулярно организуемые розничные и оптовые мероприятия с ограниченным временем проведения, где экспоненты представляют товары и услуги нескольких или одной отраслей на основе демонстрации выставочных образцов.

2. Ярмарки messe, trade fair, foire - регулярно организуемые оптово - розничные рыночные мероприятия с ограниченным временем проведения, где значительное количество экспонентов реализуют характерные услуги и товары одной или нескольких отраслей.

В сфере выставочной деятельности имеют место туристские биржи bourse, market. Имеется классификация выставок по различным признакам и критериям, по критерию участников - на национальные, международные, межрегиональные, местные. Основным признаком международной выставки является участие не менее десяти процентов экспонентов и не менее пяти процентов посетителей и специалистов различных государств. Межрегиональные выставки характеризуются составом экспонентов из различных регионов, а региональные - принадлежностью участников и продукции к одному региону. Национальные выставки проводятся внутри страны и за рубежом для продвижения продукции страны на внешние и внутренние рынки и характеризуются принадлежностью экспонентов к одной стране. Межрегиональные выставки характеризуются составом экспонентов к одной стране [7].

Современные средства передвижения очень изменили характер перемещений в пространстве и сейчас позволяют осуществлять путешествия и во времени. Доподлинно известно, что организованные туры из Англии во Францию имели место еще в 1815 г. Писатель и путешественник D. Galinayany был организатором и инициатором таких туров для широкой публики из Лондона в Париж. Уже в 1829 г. вышел первый в мире путеводитель для путешественников, изданный и подготовленный К. Baedeker. Его имя известно и сегодня. Этот путеводитель издается по сей день и пользуется огромной популярностью у туристов, путешествующих по Европе [1].

Огромный импульс развитию массового туризма дал технический прогресс. В 1830 г., вошла в строй первая в мире железная дорога между Ливерпулем и Манчестером, которая в принципе изменила временные рамки совершения путешествий. Путешествие, ранее занимавшее недели, теперь стало доступно каждому и сравнительно за маленькую цену [1].

Томас Кук, баптистский пастор на сегодняшний день признанный основоположником современного туризма, первым осознал сущность и выгодность массовых организованных перемещений путешественников и в 1843 г. организовал первый железнодорожный тур для своей паствы. В 1851 г. он организовал участие англичан со всех провинций страны в международной выставке в Париже. Ему удалось единовременно привезти на выставку 165 тыс. посетителей. Выставочные туры оказались выгодными, и Кук стал в 1855 г. организатором массового посещения туристами из Англии Всемирной выставки в Париже. С 1856 г. путешествия по Европе стали регулярными, создано туристское агентство Кука и множество филиалов. Фантастический успех туристской компании подтверждается опубликованным каталогом из 8000 отелей и гостиниц, в которых Кук предлагал размещение туристам. Клиентами туристской фирмы «Томас Кук» в 1864 г. стали уже более 1 млн. туристов. Регулярное пароходное сообщение между европейским и американским континентами было открыто в 1832 г. и в 1866 г. Кук направляет в США первые две группы туристов. Туры были продолжительные и длились до 5 месяцев. Среди именитых американских туристов воспользовавшихся услугами Томаса Кука, следует назвать Марка Твена, который путешествовал в группе из 60 человек и впоследствии детально описал эту поездку в одном из своих рассказов. Томас Кук первым предложил кругосветное путешествие всем желающим в 1872 г., поставив тур - кругосветку на индустриальную основу. Первые 20 путешественников совершили кругосветный тур за 220 дней. Томас Кук умер в 1892 г., его дело продолжил сын, а далее внуки и компаньоны. Компания существенно расширила ареал деятельности, став крупным финансовым институтом, она стала выпускать дорожные чеки для путешественников. Сегодня компания «Томас Кук» владеет 12000 туристских агентств во всех странах мира и обслуживает 20 млн. туристов и проводит свои собственные туристские выставки [1].

Свое развитие получил и событийный туризм. Возникновение и развитие разновидностей событийного туризма проходило в разный период времени. Карнавал имеет очень древнюю историю, его корни уходят в далекие языческие времена, за 10 тысяч лет до Рождества Христова. Само слово carnaval восходит к латинскому выражению carrum novalis - по названию ритуальной повозки-корабля, служащей в древности в европейских странах для перемещения во время праздников по улицам города идолов плодородия. Другие источники утверждают, что слово «карнавал» происходит от выражения carnelevale, которое означает на итальянском языке «прощай, мясо», что говорит о начале христианского поста [3].

У истоков карнавалов стоят античные сатурналии. С наступлением праздников, посвященных римскому богу урожая и плодородия Сатурну, устраивались гулянья, в основе которых лежала идея перевоплощения. В эти дни господа и рабы были равны, они могли пировать за одним столом. При этом господа не гнушались подносить яства своим рабам. В начале сатурналий народом избирался лжекороль, участь которого была такой: в конце праздников он должен был покончить с собой, в противном случае он все равно погибал от ножа, огня или петли [3].

Торжества в Древнем Риме проходили в течение нескольких недель:

с 24 ноября по 17 декабря - представляет собой карнавальные шествия ряженых и пляски, которые изначально имитировали различные действия при изготовлении вина и уборке урожая и были направлены на повышение плодородия земли и всей природы [3].

с 18 декабря по 23 декабря - необычные веселые сатурналии, сопровождающиеся цирковыми представлениями. Все действие заканчивалось жертвоприношением свиньи;

1-5 января - новогодние календы, сопровождались шествиями ряженых, которые плясали и распевали песни, высмеивающие высшую знать: вельмож, церковнослужителей, судейских чиновников. Нужно отметить, что церковь не одобряла эти праздники, относя их к проискам дьявола;

Городские праздники Средневековья, с их яркими зрелищами, маскарадами и развлечениями, восходили еще к языческим обрядам и культам. Так, новогодний римский языческий праздник календ, которому церковь противопоставила свой рождественский цикл, в Византии отмечался вплоть до XIII в. [3].

Существует уйма версий того, когда именно прошел первый карнавал. Первое упоминание о нем относится к XI в. В то время, а именно в 1094 г., Венецианская республика получила по договору с Византией дома в Константинополе и дополнительные преимущества в налогообложении товаров, что делало ее фактическим лидером средиземноморской торговли. Это событие было ознаменовано праздником, который и стал первым Венецианским карнавалом. Согласно второй версии, Венецианский карнавал впервые был проведен в 998 г., таким образом венецианцы отмечали чрезвычайно важное событие - возвращение молодых невест, похищенных пиратами из Истрии. Венецианцы сумели отбить их и в честь этого устроили праздник. Наконец, в соответствии с третьей версией, первый карнавал состоялся в 1162 г. Жители Венецианской республики танцевали и веселились на площади святого Марка, празднуя славную победу в войне против патриарха Ульрико [3].

В то время, впрочем, как и сейчас, карнавал имел много схожих черт с Масленицей. Эти праздники сохранили многообразие обрядовых и ритуальных обычаев, которые восходят к языческим верованиям. Обряды проводились для того, чтобы достойно проводить зиму и позвать весну, дни карнавала знаменовали начало нового календарного цикла. Самыми распространенными карнавальными потехами являлись зажигание свечей, костров, которые напоминали древнеримские весенние праздники, когда традиционными, были такие ритуалы, как зажигание огня на алтаре Весты, очищение водой, торжественные процессии, конные скачки, ряженье, обливание водой [3].

Во Франции карнавал проводился в новогодние праздники. В Средние века маскарад стремился выдержать натиск и гонения, обрушивающиеся со стороны инквизиции. Естественно, церковь была против веселья и танцев. Она имела над народом большою власть, которая касалась буквально всех [3].

Однако никакие запреты не могли помешать развитию карнавальной культуры в городах эпохи средневековья. В связи с этим карнавальные праздники стали проводиться не только в Новый год, но и в другое время. Они постоянно меняли названия [3]:

«Праздник Короля Бобов»;

«Процессия Лисицы»;

«Праздник Сумасшедших»;

«Скоромный праздник»;

«Праздник Невинных».

Участники карнавала наряжались в старинные платья, одежду скоморохов и шутов и весело шествовали по улицам под аккомпанемент музыки, шум, пение, крик.

Удивительные спектакли, проводимые бродячими театрами, причем абсолютно бесплатно, комедии и шуточные хоругви, с которыми ряженые выходили на улицу, привлекали взоры приезжих [3].

Огромное место в карнавальном действе занимали танцы. В Средневековье, танцы были народными и придворными. Конечно же, народные танцы отличались простотой, бесшабашностью, естественностью и веселостью [3].

Городские власти стремились оградить себя, поэтому для шествия выбирался староста или, как его иначе называли, шафер. Этот человек обязан был отвечать за все действия толпы. В том случае если случались непредвиденные обстоятельства, то спрашивали с него. Были случаи, когда староста должен был внести довольно большую сумму денег, в залог того, что карнавал пройдет на ура. Если вдруг в процессе праздника был нанесен ущерб общественному имуществу, залог забирался в городскую казну. Если же все проходило более или менее нормально, деньги возвращались хозяину [3].

Одной из очень важных особенностей карнавала является профанация, которая направлена на снижение традиционно высоких образов. Сюда же можно отнести и карнавальные кощунства, вульгарные пародии на священные тексты, непристойности. Именно эта особенность послужила причиной того, что французский король Карл IV в 1399 г. запретил маскарады и карнавалы. А в 1509 г. эдикт парламента Франции подтвердил данное запрещение, и оно действовало до конца XVII в. [3].

Но все же народная любовь к этому празднику веселья и смеха, плясок и гуляний, масок и переодеваний, была настолько сильна, что в начале XVIII в. карнавал вновь вернулся, хотя и не полностью. Окончательно маскарад отстоял свои позиции только во времена Французской революции. При этом он не видоизменился и сохранил те же черты, которые были ему присущи еще в XII в. [3].

Наиболее веселыми и яркими праздниками были мистерии и маскарады, устраиваемые на Рождество. Мистерии сочинялись интеллигентным обществом того времени: домашними учителями, врачами, богословами, юристами, учеными. Руководить театральными постановками, ответственность взяла на себя высшая буржуазия города, только это не повлияло на характер мистерий. Они оставались так же массовым самодеятельным искусством. До сегодняшнего дня дошла известная «Мистерия Ветхого завета», которая охватывала 242 действующих лица. Ее размах был во истину широк: 38 отдельных эпизодов, 50 тысяч стихов. Эта мистерия изображала историю сотворения мира, библейские чудеса, восстание Люцифера против Бога. Великая была сыграть Бога или ангелов, Люцифера, Адама или Еву. По мимо таких мистерий, которые рассматривали глобальную сторону мироздания, были еще и постановки на житейские темы, поднимающие обычные, рядовые, но от этого не менее важные проблемы, интересовавшие общественность [3].

К большому сожалению, во Франции в 1548 г. в центре развития мистерии, эти постановки были признаны аполитичными, что послужило причиной их запрещения [3].

После падения Венецианской республики шумное празднование карнавалов постепенно стало утихать. А в 1797 г. французские войска захватили Италию, декретом Наполеона карнавалы были запрещены, причем на долгие годы. Но поскольку после окончания второй мировой войны Венеция превратилась в крупный туристский центр Европы и стала возрождаться к новой жизни - открывались новые театры, кафе, музеи, рестораны гостиницы, - то оказалось, что город полон туристов лишь в летнее время, а зимой все культурные достопримечательности пустуют. Тут-то и вспомнили о карнавале, и активно принялись воплощать в жизнь идею о возрождение. Это произошло в конце 70-х гг. XX в. В Венеции в 1980 г. на площади Сан-Марко после долгого перерыва снова состоялся карнавал. Особенным знаком, стала бумажная голубка, взмывающая в небо. С этого дня бумажная голубка взлетает в воздух ежегодно и символизирует жизненную силу карнавала. Каждый год в конце зимы в Венецию стремятся огромное количество туристов. Иногда их количество превышает число проживающих в городе граждан [3].

Самым пышным и популярным карнавалом, без всякого сомнения, является Венецианский. Также в преддверии весны пьянящий карнавал охватывает всю Италию (особенно Рим), Австрию и Германию, Канары и Испанию, Францию и Швейцарию, а также некоторые страны Южной Америки. Бразильский карнавал в последние десятилетия не сильно уступает Венецианскому [3].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: