Этапы и сроки формирования единой таможенной территории Таможенного союза

Введение

 

Изучение истории создания Таможенного союза является крайне актуальным вопросом в сфере таможенного дела.

Создание Таможенного союза проходило в несколько этапов:

- предварительный (с 01.10.2009 по 01.01.2010)

-  первый (с 01.01.2010 по 01.07.2010)

-  второй (с 01.07.2010 по сегодняшний день)

Предметом моего исследования является создание Таможенного союза Республик Беларусь, Казахстан и Российской Федерации, тесно связанного с улучшением экономики данных стран.

Цель исследования - перспективы развития Таможенного союза.

Исходя из поставленной цели, выделяю следующие задачи:

- рассмотреть этапы и сроки формирования Таможенного союза

-  рассмотреть перспективы Таможенного союза

-  выделить достоинства и недостатки Таможенного союза

-  выявить возможности расширения Таможенного союза

-  проанализировать влияние вступления России в ВТО на Таможенный союз.

Методологической основой является исторический метод анализа вопросов относящихся к экономической оценке потенциала Таможенного союза.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

 



Глава 1. История создания Таможенного союза

Этапы и сроки формирования единой таможенной территории Таможенного союза

 

Таможенный Союз Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) предполагает создание единой таможенной территории, в пределах которой обеспечивается свободное движение товаров, как произведенных на данной территории, так и ввезенных из третьих стран.

октября 2007 г. главами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подписаны документы, являющиеся ключевыми для функционирования таможенного союза, формирующие его институциональную структуру и определяющие механизм присоединения к таможенному союзу других государств: Договор о Комиссии таможенного союза, Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза, а также Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним.

Остальные 9 документов, формирующие правовую базу таможенного союза трех государств, подписаны главами правительств 25 января 2008 г.

Эти соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании; о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран; о единых правилах определения страны происхождения товаров; о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран; о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер; о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам; об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза; о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами таможенного союза; о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и/или импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе.

На заседании Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав правительств 12 декабря 2008 г. утверждены документы, обеспечивающие деятельность Комиссии и Секретариата Комиссии таможенного союза (в том числе подписано Соглашение о Секретариате Комиссии таможенного союза). Также подписано 13 международных договоров, направленных на дальнейшее формирование правовой базы таможенного союза.

На заседании Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав правительств 9 июня 2009 г. приняты Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран; о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами; решение о вступлении в силу Соглашения о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами таможенного союза от 25 января 2008 года; одобрены этапы и сроки формирования единой таможенной территории таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

В ходе заседания главы правительств трех государств подписали Заявление, в соответствии с которым решили уведомить Всемирную торговую организацию о намерении начать переговорный процесс по присоединению к ВТО таможенного союза Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации как единой таможенной территории.

На заседании Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) 27 ноября 2009 г. главы государств приняли решение о введении в действие с 1 января 2010 года Соглашений о едином таможенно-тарифном и нетарифном регулировании и наделении Комиссии таможенного союза полномочиями по их ведению.

Главы государств также решили считать необходимым создание единой таможенной территории таможенного союза к 1 июля 2010 г. с началом ее функционирования с указанной даты.

Основные этапы формирования единой таможенной территории таможенного союзаи сроки их завершения следующие.

I. Предварительный этап:

В ходе этого этапа необходимо решить две основные задачи, направленные на формирование единой таможенной территории:

• завершение подготовки нормативно-правовой базы;

• организация поэтапного переноса согласованных видов государственного контроля, за исключением пограничного, на внешний контур единой таможенной территории.

В части завершения формирования нормативно-правовой базы таможенного союза:

к 1 октября 2009года:

разработать и подготовить к принятию Таможенный кодекс таможенного союза, а также нормативно-правовую базу в развитие его положений по единообразному практическому применению форм и методов таможенного контроля и таможенного оформления, технологий контроля перемещения товаров и транспортных средств, определяющих:

- единые правила декларирования товаров;

-  единые таможенные режимы;

-  единую методологию определения таможенной стоимости;

-  единые правила начисления и взимания таможенных платежей;

-  единые правила таможенного оформления и таможенного контроля, включая использование единых форм документов, единые сроки проведения таможенных процедур.

Разработать и подготовить к принятию международные договоры в области санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер;

Разработать и подготовить к принятию международные договоры по взиманию НДС и акцизов на территории таможенного союза в условиях отсутствия таможенного оформления и таможенного контроля.

к 1 января 2010 года:

• утвердить Единый таможенный тариф таможенного союза;

• сформировать единую систему мер нетарифного регулирования таможенного союза;

• определить сроки передачи Комиссии таможенного союза полномочий в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности;

• разработать механизм зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин;

• осуществить анализ действующих торговых режимов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан по отношению к третьим странам, выявить имеющиеся различия и достичь договоренности по их унификации;

• разработать единую методологию ведения статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли таможенного союза;

• провести анализ действующих ограничительных мер экономического характера во взаимной торговле и достичь договоренности об условиях отмены, включая единые правила конкуренции, субсидирования и оказания государственной помощи в других формах.

В части организации поэтапного переноса согласованных видов государственного контроля, за исключением пограничного, на внешний контур единой таможенной территории:

Разработать и согласовать с органами государственного контроля План по переносу согласованных видов государственного контроля, за исключением пограничного, на внешнюю границу таможенного союза, включающий:

. Мероприятия подготовительного периода, позволяющие начать поэтапный перенос согласованных видов государственного контроля:

• по анализу материально-технической базы на внешней границе таможенного союза и разработке, при необходимости, мероприятий по дополнительному обустройству границы, обеспечивающему необходимую эффективность реализации контрольных функций;

• по оценке унификации методов, процедур и технологий контроля и ее доведению до согласованного контролирующими органами уровня;

• по анализу уровня подготовки персонала, координации работ по повышению его квалификации, обеспечению контроля деятельности персонала;

• по обеспечению обмена необходимой информацией и осуществлению взаимодействия при контроле перемещения по единой таможенной территории товаров и транспортных средств;

• по обеспечению обмена между налоговыми органами информацией, необходимой для администрирования косвенных налогов;

• дополнительные меры переходного периода, направленные на компенсацию возможных негативных последствий переноса контроля на внешние границы, такие как:

- Механизмы взаимодействия контролирующих органов, при осуществлении ими контроля товаров, происходящих из третьих стран;

-  План совместных мероприятий, направленный на усиление взаимодействия правоохранительных органов;

2. Мероприятия, обеспечивающие устойчивое функционирование единой таможенной территории после переноса согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу:

• внедрение единых стандартов материально-технического оснащения внешней границы;

• принятие единой методологии применения форм и методов контроля;

• введение единых стандартов подготовки кадров и оценки их квалификации;

• введение единой интегрированной информационной системы контроля перемещения товаров и транспортных средств на единой таможенной территории;

• введение единой информационной системы взаимодействия пограничных, таможенных и налоговых служб, предусматривающей интеграцию в нее информационных систем других контролирующих органов государств - членов таможенного союза.

Начать реализацию Плана по поэтапному переносу:

- согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу таможенного союза с 1 июля 2009 г. - в части, касающейся российско-белорусской границы;

-  согласованных видов государственного контроля, за исключением пограничного, на внешнюю границу таможенного союза с 1 сентября 2009 г. - в части касающейся российско-казахстанской границы.

II. Первый этап (срок с 1 января 2010 года по 1 июля 2010 года)

С 1 января 2010 года обеспечить:

• введение единого таможенно-тарифного (включая тарифные льготы, тарифные преференции) и нетарифного регулирования:

- Единый таможенный тариф;

-  систему мер нетарифного регулирования;

-  передачу Комиссии таможенного союза полномочий в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с принятыми международными договорами;

• начало формирования Комиссией таможенного союза единого торгового режима с третьими странами;

• отмену действующих ограничительных мер тарифного и нетарифного характера во взаимной торговле на основе достигнутых договоренностей;

• осуществление совместного контроля товаров на российско-казахстанской границе;

С 1 апреля 2010 года начать:

• опытную эксплуатацию и отладку информационного обмена между таможенными службами для целей контроля перемещения товаров и транспортных средств на единой таможенной территории (контроль внутреннего и международного транзита), а также ведение статистики взаимной торговли;

• использование в тестовом режиме механизма зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин.

III. Второй этап (с1 июля 2010 года)

С 1 июля 2010 года:

• ввести в действие Таможенный кодекс таможенного союза и принятую в его развитие единую методологическую базу:

• осуществлять таможенное оформление товаров и транспортных средств с использованием единых форм документов в таможенном органе государства - члена таможенного союза, резидентом которого является участник внешнеэкономической деятельности;

• ввести механизм зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин;

• обеспечить ведение статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли;

• ввести в действие международные договоры в области косвенных налогов и механизмы обмена информацией между налоговыми органами;

• отменить таможенное оформление товаров, перемещаемых в пределах таможенных территорий Республики Беларусь и Российской Федерации (как происходящих из Республики Беларусь и Российской Федерации, так и происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение на территории Республики Беларусь и Российской Федерации);

• отменить таможенное оформление товаров, происходящих из Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, перемещаемых между территориями государств-участников таможенного союза;2

• перенести все виды государственного контроля с российско-белорусской границы на внешние границы Республики Беларусь и Российской Федерации. Предусмотреть переходный период, в течение которого в местах таможенного оформления на территории Республики Беларуси и Российской Федерации будет осуществляться мониторинг таможенного оформления при временном сохранении отдельных форм таможенного контроля на российско-белорусской границе.

В части администрирования экспорта:

• государства - члены таможенного союза сохраняют возможность самостоятельного определения ставок вывозных таможенных пошлин;

• суммы вывозных таможенных пошлин зачисляются в бюджет государства-члена таможенного союза, в котором произведены товар;

• государства - члены таможенного союза сохраняют возможность самостоятельно определять и применять меры нетарифного регулирования экспорта отдельных видов товаров (продукция военного и двойного назначения, товары сырьевой группы);

• возможность проведения самостоятельной политики в указанных областях регулирования экспорта обеспечивается исполнением взаимных обязательств в рамках договорно-правовой базы таможенного союза.

К 1 июля 2011 года:

• перенести согласованные виды государственного контроля с российско-казахстанской границы на внешние границы Республики Казахстан и Российской Федерации. Предусмотреть переходный период, в течение которого в местах таможенного оформления на территории Республики Казахстан будут осуществляться мониторинг таможенного оформления при временном сохранении отдельных форм таможенного контроля на российско-казахстанской границе;

• завершить переговоры с третьими странами по унификации торговых режимов на основании достигнутых ранее договоренностей сторон.

С 1 июля 2011 года отменить таможенное оформление в отношении товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, перемещаемых в пределах таможенных территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Таким образом, Таможенный союз был сформирован из предварительного, первого и второго этапов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: