Анализируя состояние внешней и внутренней среды туристской отрасли г. Владивостока можно расчитать уровень конкуренции между турфирмами. Как это было сказано в разделе 2.1 во Владивостоке 197 турфирм, имеющих право заниматься туристской деятельностью на основании лицензии.
Организацией поездок за рубеж занимаются 95% фирм, внутренним и въездным туризмом занимаются не более 10% фирм. Средний объем услуг на каждую фирму составляет 461 тыс. руб. в год или чуть больше $1000 в месяц, т.е. составляющая въездного туризма очень мала.
Следующий список отражает турфирмы, занимающиеся въездным туризмом в Приморском Крае.
1 A/S Ко ЛТД 4 Нью-турс
2 Акфес турцентр 5 Нарута Сан
3 Амурский Залив 6 Прима Тур
7 Вояж-Сервис 13 Приморье
8 Вэлкам 14 Соит
9 Глобус 15 Старвинд-виза
10 Компания ЛЕВ 16 Стар тур
11 Лаксман 17 Диалог народов
12 Лаки тур 18 Лотос
|
|
Согласно нашим исследованиям можно выделить 5 крупнейших турфирм занимающихся ввозом иностранных туристов в Приморский край:
1. Интурист Находка (Находка)
2. Панорама (Находка)
3. Лотос (Владивосток)
4. Нью-Турс (Владивосток)
5. Лакитур (Владивосток)
По объему ввозимых туристов < Лакитур > стабильно занимает 1-е место во Владивостоке. Они работают совместно с крупнейшими туристическими фирмами Японии.
С помощью следующего списка десяти фирм, находящихся во Владивостоке можно сделать анализ уровня конкуренции (для этого будем использовать годовой товарооборот турфирмы и расчитаем уровень концентрации по формуле Герфенделя
Кр =S хdi2,
Где ni- средний товарооборот фирмы,
di- удельный вес i-ой фирмы в розничном товарообороте локального рынка).
Таблица 4
Наиболее успешные турфирмы, занимающиеся въездным туризмом [14]
Название турфирмы | Товарооб. Млн. руб. год | di | di2 | Кол-во Филиал. | ni | ni сумма ni | ni´di сумма ni | ||||
1 | Лакитур | 9.93 | 0.246 | 0.0605 | 1 | 9.93 | 0.246 | 0.0149 | |||
2 | Ньюс-Тур | 9.01 | 0.223 | 0.05 | 1 | 9.01 | 0.223 | 0.0112 | |||
3 | Лотос | 8.63 | 0.214 | 0.046 | 1 | 8.63 | 0.214 | 0.00984 | |||
4 | Диалог народов | 3.26 | 0.081 | 0.00656 | 1 | 3.26 | 0.081 | 0.000531 | |||
5 | Спутник | 2.01 | 0.05 | 0.0025 | 1 | 2.01 | 0.0497 | 0.000124 | |||
6 | БМТ Приморье | 1.93 | 0.048 | 0.0023 | 1 | 1.93 | 0.0477 | 0.00011 | |||
7 | Интурист-
Владивосток | 1.86 | 0.046 | 0.00212 | 1 | 1.86 | 0.046 | 0.000098 | |||
8 | Элипс – тур | 1.43 | 0.035 | 0.00123 | 1 | 1.43 | 0.0354 | 0.000046 | |||
9 | Дальинтурист | 1.32 | 0.033 | 0.00109 | 1 | 1.32 | 0.0327 | 0.000032 | |||
10 | Фрегат-Аэро | 1.04 | 0.026 | 0.0068 | 1 | 1.04 | 0.026 | 0.000018 | |||
Сумма | 40.42 | 1.00 | 0.1791 | 10 | 40.4 | 1.00 | 0.0369 | ||||
Проанализировав эту таблицу можно сделать следующий вывод: коэффициент концентрации турфирм занимающимися въездным туризмом весьма низкий. Это значит, что уровень конкуренции является низким т.е. можно сказать, что рынок услуг в области въездного туризма совершенно не развит и конкуренция есть, (прямая) но она небольшая. Другими словами, существует спрос, т.е. интерес к России и Дальнему Востоку со стороны других стран, но из-за плохой инфраструктуры, небезопасной ситуации для туристов, некачественных услуг и нехватки мест для размещения туристов, поток туристов растет крайне медленно.
Очень мало фирм занимается въездным туризмом ввиду крайней сложности в организации туров, обеспечении безопасности, размещении и т.д. Но и эти фирмы не могут развить больших оборотов, т.к. постоянно сталкиваются с проблемой организации культурно-развлекательных программ. И эти проблемы не связаны с прямой конкуренцией. Скорее всего, это косвенная –конкуренция, которая возникла из-за отсутствия реальной государственной поддержки въездного туризма.
Таким образом, на сегодняшний день деятельность туристских предприятий Приморья, как и России в целом, протекает в крайней сложной социально-экономической ситуации- общего резкого спада в экономике, роста безработицы, общего снижения жизненного уровня населения и других кризисных явлений. И в таких экстремальных условиях России, конкуренция является, пожалуй, главным стимулом повышения качества гостеприимства и туризма.
Глава 3. Каналы распределения турпродукта в Приморском крае
3.1 Факторы, определяющие общие направления развития международного туризма
Изучение развития мирового туристского сектора связано с двумя группами факторов:
1. экзогенные переменные, включающие демографические, социальные, политические и экологические тренды, торговлю, технологии, транспорт;
2. тренды, непосредственно связанные с туризмом и характеризующие спрос, предложение и распределение.
Социодемографические тренды
Социодемографические тренды будут предопределять туристский спрос в ближайшие 15 лет. Послевоенный бум рождаемости привел к увеличению количества молодых людей уже в настоящее время, что, естественно, будет влиять на развитие туризма. Кроме того, надо учитывать, что произошли изменения социальных факторов, например увеличение числа поздних браков, уменьшение количества детей в семьях или позднее рождение ребенка. Все больше людей из развивающихся стран работает в индустриальных странах, что приводит к конвергенции образа жизни.
Политический аспект
Изменение политической карты мира, которое произошло в конце 80-х - начале 90-х годов, существенно повлияло на развитие туризма и будет влиять до 2000 г. Открытие границ и переход к рыночной экономике стран СНГ и Восточной Европы предопределили увеличение туристских потоков из этих стран на Запад. В свою очередь, многие страны Восточной Европы стали ведущими по приему гостей, например Венгрия и Чехия. Создание Европейского союза без внутренних границ со свободным передвижением товаров, услуг и людей, с унификацией налоговой политики и дерегулированием транспорта создает условия для все большего развития туризма в этом районе земного шара.