В. Событие, «факты жизни», «факты искусства» (социальные и культурные аспекты современной общественной жизни)

Коротко описать.

Г. Собственная позиция. Авторская концепция. Сверхзадача.

Позиция автора, развернутая в систему взглядов, образует авторскую концепцию.   Если концепция выстроена логически верно и последовательно, то каждому аспекту проблемы должен соответствовать аспект концепции.

На вопрос: «Может ли художник освободить себя от того, чтобы быть точным?», Ю.П. Любимов отвечает: «Нет... Потому, что все-таки одно из основ произведения искусства - это гармония. А это точность. Это и композиционная точность, и точность концепции» (246, 461).

Умение студента расчленить объект познания на элементы, найти сходство и различие в рассматриваемом явлении, вычленить необходимые и достаточно общие, особенные и единичные признаки в анализируемых объектах, характеризуют его интеллектуально-логические возможности.

Критерием оценки такого анализа на научно- исследовательском этапе работы над сценарием являются: полнота и глубина иследования «фактов жизни» и «фактов искусства».

Способность студента выделять главное и отбрасывать второстепенное из всего собранного сценарного материала характеризует его интеллектуально-логическое мышление усматривать в сложном явлении, проблеме основное и второстепенное.

Критериями оценки являются: логичность, глубина суждений и выводов.

Пример 1. (студент СВ.). итак, проблема сформулирована: что такое женственность? Теперь уже, наряду с актами жизни», объектом моего анализа становится сама проблема. Все время стараюсь ответить на вопрос: «Из чего «складывается» женственность? Параллельно изучаю «факты искусства»: У. Шекспир «Укрощение строптивой»; Гарсия Лорка «Иерма»; Л. Толстой «Анна Каренина»; А.С. Пушкин «Евгений Онегин»; С. Алексиевич «У войны не женское лицо»; Вс. Вишневский «Оптимистическая трагедия»; А. Островский «Бесприданица»; М. Горький «Мать»; Р. Козакова «Сухопляс»; А. Вознесенский «Бьют женщину»; Л. Толстой «Война и мир»; А. Павлюченко «В добровольном изгнании» и т.д.

«Односторонность во взгляде на предметы всегда ведет к ложным выводам» (24, 55), - предостерегал Белинский в «Мыслях и заметках о русской литературе».

Таким образом, при анализе проблемы «что такое женственность» с разных точек зрения у меня получилось четыре аспекта: материнство, верность, мужество, гармония совершенства. Я нашел ответ, который является моей педагогической позицией по отношению к проблеме. Теперь, исходя из этой педагогической позиции, необходимо сформулировать сверхзадачу или цель педагогического воздействия будущего представления.

Для того, чтобы авторская концепция стала концепцией сценария, она должна материализоваться, наполниться жизненным содержанием. Другими словами, авторская концепция должна найти подтверждение в «фактах жизни» и «фактах искусства», круг которых ограничен рамками проблемы. Анализ этих фактов позволит автору выделить те из них, в которых максимально зримо раскрываются существенные аспекты его концепции. Способность видеть противоречия, видеть (слышать) проблемы характеризует интеллектуально-эвристические способности личности, усматривать диалектические противоречия, тенденции явлений в их единстве, взаимосвязи и развитии, а также на основе анализа «фактов жизни» формулировать проблемы. Критериями оценки развития этой способности является число вскрытых противоречий, аспектов проблемы и, наконец самой проблемы, сформулированной в единицу времени, ее значимость.

Художественное утверждение авторской позиции является сверхзадачей сценария. Как только сценарист осознает авторскую позицию как сверхзадачу, которую необходимо реализовать, можно уже приступать к приемам разработки сценических заданий. На этом этапе сценарной работы создается совокупность сценических заданий - смысловой каркас будущего сценария.

Пример (Студент К.Л.). В наше время часто замечаешь в отношении людей грубость, цинизм, разобщенность и нежелание прийти на помощь ближнему, иной раз даже жестокость, которая приводит к преступлению. Меня давно волнует это явление, происходящее в нашей жизни. И я решил взять тему своей будущей работы: «О равнодушном отношении людей друг к другу». Я проанализировал очень много фактического материала с целью выявления закономерностей причин такого явления как «равнодушие». Изучая документальный материал, я все время думал о том, что доброта человека сталкивается с жестокостью, щедрость души - с сиюминутной корыстью, теплота души - с тупым равнодушием. Таким образом, я сформулировал проблему: что такое равнодушие?

Социологический подход к «фактам жизни» - нахождение закономерностей в повторяющихся явлениях такого понятия, как «равнодушие» - позволил мне сформулировать ответ на поставленный вопрос: равнодушие - это социально - нравственная слепота и глухота людей.

Независимость суждения характеризует способность личности не следовать слепо общепринятой точке зрения, а иметь свою позицию и концепцию. Критерием оценки этой способности является: гибкость мышления и инверсия мышления.

Исходя из ответа на поставленный вопрос, я определил цель педагогического воздействия: заставить зрителей почувствовать чужую боль. Иначе говоря, попытаться пробиться через нравственную глухоту, заставить их ответить на вопрос: «А как бы я поступил в той или иной ситуации?»

Способность студентов объяснить и аргументировать свою точку зрения характеризует интеллектуально-логические способности выражать свои мысли, выделяя главное, существенное.

Критериями оценки являются: простота (ясность), полнота, аргументированность суждения.

Сценические задания, разработанные на уровне блоков, эпизодов и единиц сценической информации, образуют совокупность сценических заданий или смысловой каркас сценария, который уже дает представление о действенности конкретной педагогической смысловой системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: