Научный стиль, его стилевые и языковые особенности

Научный стиль обладает большим разнообразием жанров, несколько различающихся по своим целям и, соответственно, используемыми языковыми средствами. Однако при этом общие стилевые черты присутствуют в научном тексте любого жанра.

 

Разновидности стиля Жанры Цели
научно-теоретический монография, диплом, курсовая, статья, доклад передать информацию
научно-технический инструкция, проект, справочник, передать информацию, организовать деятельность
научно-учебный учебник, лекция передать информацию, организовать деятельность  установить контакт
научно-популярный статья, лекция, беседа, текст кинофильма передать информацию и эмоции, установить контакт
научно-полемический статья, выступление, реплика в диспуте передать информацию и эмоции, установить контакт, организовать деятельность,

 

Отличительные черты стиля обусловлены спецификой научной деятельности в целом.

· Так, основная задача научного текста – ясно и полно донести информацию, отсюда вытекает такое его качество, как безэмоциональность (за исключением научно-полемических и научно-популярных текстов, где эмоциональность в некоторой степени допустима).

· Научные задачи ныне решаются, как правило, коллективами – отсюда отсутствие авторского “я” (Иногда употребляется «мы», мыслимое как «мы с вами» - Возьмём, например, …Мы знаем, что …).

· Наука изучает не конкретное явление, а явление вообще – отсюда обобщенность изложения.

· Научное исследование носит интеллектуальный характер – отсюда подчеркнутая логичность.

· Наука не стоит на месте, познанию нет конца – отсюда отсутствие категоричности (не Это так и никак иначе, а Есть основания полагать, что в определенных условиях это так.).

К языковым особенностям научного стиля относятся:

*  насыщенность терминами (до 20 - 25 % лексики текста) и абстрактной лексикой (развитие, движение, фактор, деятельность и т.д.),

*  преобладание существительных (не температура растет, а происходит рост температуры, не вычислить, а произвести вычисления),

*  безусловное отсутствие лексики с разговорно-просторечной окраской,

*  преобладание сложных предложений с придаточными причины, следствия, цели, места, времени и пр., а также причастных и деепричастных оборотов,

*  широкое использование вводных слов как логических средств связи (во-первых, с другой стороны, следовательно, таким образом, итак).

Примерные задания к зачету по параграфу 1.

Выберите выражения, характерные для научного стиля

а)В процессе испытаний были выявлены противоречащие друг другу факты.

Испытания носили двусмысленный характер.

б)Искомый коэффициент оказывается в рамках допустимых величин.

Искомый коэффициент ведет себя вполне прилично.

Какая черта научного стиля является следствием того, что

1) Основная задача научного текста – донести информацию?

3)Наука изучает не конкретные явления, а явление вообще?

4) Научное исследование носит интеллектуальный характер?

5)Наука не стоит на месте, познанию нет конца?

Укажите, какие качества научного стиля сохраняются, а какие могут отсутствовать в научно-популярной лекции.

Укажите слова, которые могут использоваться в научном тексте

во-первых, с другой стороны, затем, наконец, к нашей радости, общеизвестно, неожиданно, кто не знает, что…

 

Исходя из целей каждого научного подстиля, укажите, в каком из них

¨ возможно употребление эмоциональных языковых средств;

¨ несколько меньшая насыщенность терминами;

¨ текст разделен на мелкие части – параграфы, подразделы и пр., облегчающие восприятие информации.
§ 2. Оформление научной работы

Оформление научной работы имеет очень важное значение. Оно свидетельствует о компетентности студента, его научной зрелости и, самое главное, о чёткости мышления.

Любая научная работа (диссертация, диплом, курсовая, реферат, доклад, отчет и пр.), как правило, состоит из следующих частей, каждая из которых начинается с новой страницы и оформляется по определенным правилам:

1. титульный лист,

2. оглавление,

3. введение,

4. основная часть,

5. заключение,

6. список использованной литературы,

7. приложение.

 

 

1. Титульный лист

 

Министерство образования Российской Федерации

Иркутский государственный технический университет

(с большой буквы – только первое слово)

Кибернетический факультет

Кафедра (чего?) русского языка / информатики / истории

название кафедры, по которой выполнена работа, без кавычек с маленькой буквы в род.п.

 

НАЗВАНИЕ

(крупно, жирно, без точек и желательно без переносов)

Курсовая работа / реферат

По курсу «История Российского государства»

(в кавычках, с большой буквы, в именительном падеже)

Выполнил студент(ка) группы МЭИ-03-1                   Иванов И.И. 

Проверил(а) / (на курсовой) Научный руководитель      П.П.Петров,

 к.т.н., доцент

Иркутск 2003

 

Оглавление

Главное требование к оглавлению – оно должно быть многоуровневым (разделы, главы, параграфы и пр.). При этом следует помнить, что:

· скобка ставится только после строчных (маленьких) букв,

· точка после скобок не ставится,

· названия частей пишутся с большой буквы, если в нумерации была точка,

· каждый новый уровень несколько сдвигается вправо.

Например:

Введение……………………………………………………….…………………3

Глава 1. С большой буквы ……………………….…………….………5

            § 1. С большой буквы …………………….………………..5

            § 2. С большой буквы …………………….……….………10

Глава 2. С большой буквы ………………………………………..……24

            § 1. С большой буквы ……………………………………...25

                     1) с маленькой буквы

                               а) с маленькой буквы………………………..32

б) с маленькой буквы……………………..….34

            § 2. С большой буквы ………………………………….… 36

Заключение………………………………………………..…………..……….....40

Список литературы……………………………………………………….…..43

Приложение 1…………………………………………………………………..44

Приложение 2………………………………………….………………………45

 

Допустимо вместо глав и параграфов использовать сложную нумерацию:      1.

1.1.

1.2.

1.2.1. и т.д.

 

Заголовки разделов должны быть представлены не только в оглавлении, но и в самом тексте, причем главные части – с новой страницы, остальные – отступив 2-3 строчки.

 

Введение

Следует различать вступление к теме и введение. Введение рассказывает о самой работе. Его объем зависит от жанра научной работы, минимум – 1,5-2 страницы.

Введение делится на абзацы, в каждом из которых выделяются ключевые слова:

- актуальность темы, т.е. ее важность для науки и для вас. Например, Актуальность данной темы связана с тем, что…;…обусловлена (чем?);

- цель и задачи исследования. Цель – одна, задач – несколько, их надо решить на пути достижения цели. Все они формулируются с помощью инфинитивов. Например, изучить, описать, установить, выявить, создать, проверить, подтвердить и пр.;

- метод исследования (например, В ходе работы использовались следующие методы: анализ литературы, анализ статистических данных, математические расчеты, эксперимент, социологический опрос, анкетирование и пр.);

- общий обзор литературы по проблеме (например: По данному вопросу существует обширная литература…; Наиболее интересные работы по данной проблеме принадлежат…; Первым на данную тему обратил внимание… Позже об этом писал…Его работу продолжил…; С ними был не согласен…);

- структура работы ( например, Работа состоит из двух глав, списка литературы и трех приложений. В первой главе рассматривается…Вторая глава представляет собой…Список литературы содержит……наименований. В Приложения вынесены таблицы, иллюстрирующие основные положения рассматриваемой проблемы.

Основная часть

Основная часть состоит из 2-3 глав, рассматривающих разные аспекты темы. Главы делятся на параграфы.

Цель студенческой научной работы - продемонстрировать эрудицию, владение темой, начитанность. Следовательно, в ней должно быть много цитирования и ссылок.

Следует овладеть 3 способами цитирования:

·  цитата оформляется как прямая речь (Ломоносов писал: «Могущество российское прирастать будет Сибирью». «Могущество российское прирастать будет Сибирью», - писал Ломоносов);

· цитата вводится словами типа Как писал /утверждал/считал еще Ломоносов; по словам Ломоносова, «могущество российское прирастать будет Сибирью», и пр. Вводные слова обособляются, цитата пишется в кавычках, но с маленькой буквы;

· цитируются только 2-3 слова, которые пишутся в кавычках, с маленькой буквы (Наше «славное море» мы не бережем)

Цитата или упомянутое утверждение какого-либо автора в научном тексте должны сопровождаться ссылкой, т.е. указанием, где, в какой книге, на какой странице можно их найти.

Существует несколько способов оформления ссылок:

1. прямо в тексте в круглых скобках;

2. цитата или фамилия помечается верхним индексом и внизу страницы дается ссылка;

3. после цитаты или фамилии автора в квадратных скобках указывается номер источника из списка литературы, после запятой там же указывается страница (например, [12, 14], если надо сослаться на несколько работ, они разделяются точкой с запятой [12, 14; 3, 23].

 

Научный текст часто сопровождается рисунками, схемами, таблицами и пр. Все они должны быть пронумерованы (Табл.1., Табл. 2; Рис. 1., Рис.2.) и озаглавлены.

 

Заключение

Заключение подводит итоги исследования, его объем несколько меньше, чем объем введения.

 

Список литературы

Объем списка литературы зависит от жанра работы: в дипломной работе – не менее ста, в курсовой – от 15-20.

В списке литературы источники идут по алфавиту фамилий авторов. Если у одной книги авторов несколько, они указываются в алфавитном порядке, если их больше трех, можно указать одного и поставить и др.

 

Порядок описания монографии:

- фамилия автора, его инициалы,

- название (с большой буквы без кавычек) + точка и тире,

- город (сокращать можно только М., СПБ./Л. и Ростов н/Д.) + двоеточие,

- название издательства (без кавычек) + запятая,

- год издания (полностью) +точка и тире,

- кол-ство страниц в книге + маленькая буква С с точкой.

( например: 22. Иванов И.И. Будущее компьютера. – М.: Знание, 2000. – 200 с.)

 

Если автор не указан, книга вставляется в общий список по первым буквам ее названия. При этом иногда книга идет под редакцией кого-либо. В таком случае порядок описания следующий:

- название книги + косая черта (/),

- Под ред. И.И.Иванова (с б. буквы, инициалы впереди, в р.п.) + точка и тире,

- город + двоеточие,

- издательство + запятая,

- год + точка и тире,

- кол-ство страниц в книге + маленькая буква С с точкой.

( например: 22.Будущее компьютера/Под ред.И.И.Иванова.–М.:Знание,2000.–29с.)

Порядок описания статьи из сборника:

- фамилия автора, его инициалы,

- название статьи (с большой буквы без кавычек) + две косых черты (//),

- название сборника (с большой буквы без кавычек) + точка и тире,

- город + двоеточие,

- издательство + запятая,

- год + точка и тире,

- страницы, на которых находится данная статья (сначала ставится большая буква С с точкой).

( например: 22. Иванов И.И. Будущее компьютера // Компьютер и человек. – М.: Знание, 2000. – С. 120- 122.)

 

Описание статьи из газеты или журнала:

- фамилия автора, его инициалы,

- название статьи (с большой буквы без кавычек) + две косых черты (//),

- название газеты или журнала (напр. // Огонек) + точка и тире,

- год + точка и тире,

- номер журнала или дата выхода газеты + точка и тире,

- страницы, на которых находится данная статья (сначала ставится большая буква С с точкой).

(например: 22.Иванов И.И. Будущее компьютера//Компьютерра.–2000.–№3.-С.2)

7. Приложение

Приложение содержит таблицы, чертежи и пр., которые иллюстрируют вашу мысль, но загромождают основной текст. При наличии нескольких таблиц, схем и пр. каждая из них считается отдельным приложением.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: