Научный стиль обладает большим разнообразием жанров, несколько различающихся по своим целям и, соответственно, используемыми языковыми средствами. Однако при этом общие стилевые черты присутствуют в научном тексте любого жанра.
Разновидности стиля | Жанры | Цели |
научно-теоретический | монография, диплом, курсовая, статья, доклад | передать информацию |
научно-технический | инструкция, проект, справочник, | передать информацию, организовать деятельность |
научно-учебный | учебник, лекция | передать информацию, организовать деятельность установить контакт |
научно-популярный | статья, лекция, беседа, текст кинофильма | передать информацию и эмоции, установить контакт |
научно-полемический | статья, выступление, реплика в диспуте | передать информацию и эмоции, установить контакт, организовать деятельность, |
Отличительные черты стиля обусловлены спецификой научной деятельности в целом.
· Так, основная задача научного текста – ясно и полно донести информацию, отсюда вытекает такое его качество, как безэмоциональность (за исключением научно-полемических и научно-популярных текстов, где эмоциональность в некоторой степени допустима).
|
|
· Научные задачи ныне решаются, как правило, коллективами – отсюда отсутствие авторского “я” (Иногда употребляется «мы», мыслимое как «мы с вами» - Возьмём, например, …Мы знаем, что …).
· Наука изучает не конкретное явление, а явление вообще – отсюда обобщенность изложения.
· Научное исследование носит интеллектуальный характер – отсюда подчеркнутая логичность.
· Наука не стоит на месте, познанию нет конца – отсюда отсутствие категоричности (не Это так и никак иначе, а Есть основания полагать, что в определенных условиях это так.).
К языковым особенностям научного стиля относятся:
* насыщенность терминами (до 20 - 25 % лексики текста) и абстрактной лексикой (развитие, движение, фактор, деятельность и т.д.),
* преобладание существительных (не температура растет, а происходит рост температуры, не вычислить, а произвести вычисления),
* безусловное отсутствие лексики с разговорно-просторечной окраской,
* преобладание сложных предложений с придаточными причины, следствия, цели, места, времени и пр., а также причастных и деепричастных оборотов,
* широкое использование вводных слов как логических средств связи (во-первых, с другой стороны, следовательно, таким образом, итак).
Примерные задания к зачету по параграфу 1.
Выберите выражения, характерные для научного стиля
а)В процессе испытаний были выявлены противоречащие друг другу факты.
Испытания носили двусмысленный характер.
|
|
б)Искомый коэффициент оказывается в рамках допустимых величин.
Искомый коэффициент ведет себя вполне прилично.
Какая черта научного стиля является следствием того, что
1) Основная задача научного текста – донести информацию?
3)Наука изучает не конкретные явления, а явление вообще?
4) Научное исследование носит интеллектуальный характер?
5)Наука не стоит на месте, познанию нет конца?
Укажите, какие качества научного стиля сохраняются, а какие могут отсутствовать в научно-популярной лекции.
Укажите слова, которые могут использоваться в научном тексте
во-первых, с другой стороны, затем, наконец, к нашей радости, общеизвестно, неожиданно, кто не знает, что…
Исходя из целей каждого научного подстиля, укажите, в каком из них
¨ возможно употребление эмоциональных языковых средств;
¨ несколько меньшая насыщенность терминами;
¨ текст разделен на мелкие части – параграфы, подразделы и пр., облегчающие восприятие информации.
§ 2. Оформление научной работы
Оформление научной работы имеет очень важное значение. Оно свидетельствует о компетентности студента, его научной зрелости и, самое главное, о чёткости мышления.
Любая научная работа (диссертация, диплом, курсовая, реферат, доклад, отчет и пр.), как правило, состоит из следующих частей, каждая из которых начинается с новой страницы и оформляется по определенным правилам:
1. титульный лист,
2. оглавление,
3. введение,
4. основная часть,
5. заключение,
6. список использованной литературы,
7. приложение.
1. Титульный лист
|
Министерство образования Российской Федерации
Иркутский государственный технический университет
(с большой буквы – только первое слово)
Кибернетический факультет
Кафедра (чего?) русского языка / информатики / истории
название кафедры, по которой выполнена работа, без кавычек с маленькой буквы в род.п.
НАЗВАНИЕ
(крупно, жирно, без точек и желательно без переносов)
Курсовая работа / реферат
По курсу «История Российского государства»
(в кавычках, с большой буквы, в именительном падеже)
Выполнил студент(ка) группы МЭИ-03-1 Иванов И.И.
Проверил(а) / (на курсовой) Научный руководитель П.П.Петров,
к.т.н., доцент
Иркутск 2003
Оглавление
Главное требование к оглавлению – оно должно быть многоуровневым (разделы, главы, параграфы и пр.). При этом следует помнить, что:
· скобка ставится только после строчных (маленьких) букв,
· точка после скобок не ставится,
· названия частей пишутся с большой буквы, если в нумерации была точка,
· каждый новый уровень несколько сдвигается вправо.
Например:
Введение……………………………………………………….…………………3
Глава 1. С большой буквы ……………………….…………….………5
§ 1. С большой буквы …………………….………………..5
§ 2. С большой буквы …………………….……….………10
Глава 2. С большой буквы ………………………………………..……24
§ 1. С большой буквы ……………………………………...25
1) с маленькой буквы
а) с маленькой буквы………………………..32
б) с маленькой буквы……………………..….34
§ 2. С большой буквы ………………………………….… 36
Заключение………………………………………………..…………..……….....40
Список литературы……………………………………………………….…..43
Приложение 1…………………………………………………………………..44
Приложение 2………………………………………….………………………45
Допустимо вместо глав и параграфов использовать сложную нумерацию: 1.
1.1.
1.2.
1.2.1. и т.д.
Заголовки разделов должны быть представлены не только в оглавлении, но и в самом тексте, причем главные части – с новой страницы, остальные – отступив 2-3 строчки.
|
|
Введение
Следует различать вступление к теме и введение. Введение рассказывает о самой работе. Его объем зависит от жанра научной работы, минимум – 1,5-2 страницы.
Введение делится на абзацы, в каждом из которых выделяются ключевые слова:
- актуальность темы, т.е. ее важность для науки и для вас. Например, Актуальность данной темы связана с тем, что…;…обусловлена (чем?);
- цель и задачи исследования. Цель – одна, задач – несколько, их надо решить на пути достижения цели. Все они формулируются с помощью инфинитивов. Например, изучить, описать, установить, выявить, создать, проверить, подтвердить и пр.;
- метод исследования (например, В ходе работы использовались следующие методы: анализ литературы, анализ статистических данных, математические расчеты, эксперимент, социологический опрос, анкетирование и пр.);
- общий обзор литературы по проблеме (например: По данному вопросу существует обширная литература…; Наиболее интересные работы по данной проблеме принадлежат…; Первым на данную тему обратил внимание… Позже об этом писал…Его работу продолжил…; С ними был не согласен…);
- структура работы ( например, Работа состоит из двух глав, списка литературы и трех приложений. В первой главе рассматривается…Вторая глава представляет собой…Список литературы содержит……наименований. В Приложения вынесены таблицы, иллюстрирующие основные положения рассматриваемой проблемы.
Основная часть
Основная часть состоит из 2-3 глав, рассматривающих разные аспекты темы. Главы делятся на параграфы.
Цель студенческой научной работы - продемонстрировать эрудицию, владение темой, начитанность. Следовательно, в ней должно быть много цитирования и ссылок.
Следует овладеть 3 способами цитирования:
· цитата оформляется как прямая речь (Ломоносов писал: «Могущество российское прирастать будет Сибирью». «Могущество российское прирастать будет Сибирью», - писал Ломоносов);
· цитата вводится словами типа Как писал /утверждал/считал еще Ломоносов; по словам Ломоносова, «могущество российское прирастать будет Сибирью», и пр. Вводные слова обособляются, цитата пишется в кавычках, но с маленькой буквы;
|
|
· цитируются только 2-3 слова, которые пишутся в кавычках, с маленькой буквы (Наше «славное море» мы не бережем)
Цитата или упомянутое утверждение какого-либо автора в научном тексте должны сопровождаться ссылкой, т.е. указанием, где, в какой книге, на какой странице можно их найти.
Существует несколько способов оформления ссылок:
1. прямо в тексте в круглых скобках;
2. цитата или фамилия помечается верхним индексом и внизу страницы дается ссылка;
3. после цитаты или фамилии автора в квадратных скобках указывается номер источника из списка литературы, после запятой там же указывается страница (например, [12, 14], если надо сослаться на несколько работ, они разделяются точкой с запятой [12, 14; 3, 23].
Научный текст часто сопровождается рисунками, схемами, таблицами и пр. Все они должны быть пронумерованы (Табл.1., Табл. 2; Рис. 1., Рис.2.) и озаглавлены.
Заключение
Заключение подводит итоги исследования, его объем несколько меньше, чем объем введения.
Список литературы
Объем списка литературы зависит от жанра работы: в дипломной работе – не менее ста, в курсовой – от 15-20.
В списке литературы источники идут по алфавиту фамилий авторов. Если у одной книги авторов несколько, они указываются в алфавитном порядке, если их больше трех, можно указать одного и поставить и др.
Порядок описания монографии:
- фамилия автора, его инициалы,
- название (с большой буквы без кавычек) + точка и тире,
- город (сокращать можно только М., СПБ./Л. и Ростов н/Д.) + двоеточие,
- название издательства (без кавычек) + запятая,
- год издания (полностью) +точка и тире,
- кол-ство страниц в книге + маленькая буква С с точкой.
( например: 22. Иванов И.И. Будущее компьютера. – М.: Знание, 2000. – 200 с.)
Если автор не указан, книга вставляется в общий список по первым буквам ее названия. При этом иногда книга идет под редакцией кого-либо. В таком случае порядок описания следующий:
- название книги + косая черта (/),
- Под ред. И.И.Иванова (с б. буквы, инициалы впереди, в р.п.) + точка и тире,
- город + двоеточие,
- издательство + запятая,
- год + точка и тире,
- кол-ство страниц в книге + маленькая буква С с точкой.
( например: 22.Будущее компьютера/Под ред.И.И.Иванова.–М.:Знание,2000.–29с.)
Порядок описания статьи из сборника:
- фамилия автора, его инициалы,
- название статьи (с большой буквы без кавычек) + две косых черты (//),
- название сборника (с большой буквы без кавычек) + точка и тире,
- город + двоеточие,
- издательство + запятая,
- год + точка и тире,
- страницы, на которых находится данная статья (сначала ставится большая буква С с точкой).
( например: 22. Иванов И.И. Будущее компьютера // Компьютер и человек. – М.: Знание, 2000. – С. 120- 122.)
Описание статьи из газеты или журнала:
- фамилия автора, его инициалы,
- название статьи (с большой буквы без кавычек) + две косых черты (//),
- название газеты или журнала (напр. // Огонек) + точка и тире,
- год + точка и тире,
- номер журнала или дата выхода газеты + точка и тире,
- страницы, на которых находится данная статья (сначала ставится большая буква С с точкой).
(например: 22.Иванов И.И. Будущее компьютера//Компьютерра.–2000.–№3.-С.2)
7. Приложение
Приложение содержит таблицы, чертежи и пр., которые иллюстрируют вашу мысль, но загромождают основной текст. При наличии нескольких таблиц, схем и пр. каждая из них считается отдельным приложением.