МЕНЕДЖМЕНТ
Утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия
Воронеж 2019
УДК 658 (075.8)
ББК 65.05.07
Рецензенты:
Кафедра экономики и экономической безопасности РЭУ им. Г.В. Плеханова (Воронежский филиал)
(зав. кафедрой канд. экон. наук, доц. О.В. Хорошилова);
канд. экон. наук, доц. И.Ф. Елфимова
Каблашова, И.В.
К122 | Менеджмент: учебное пособие [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые и граф. данные (1,2 Мб) / И.В., Каблашова, И.В. Логунова. - Воронеж: ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): цв. – Систем. требования: ПК 500 и выше; 256 Мб ОЗУ; Windows XP; SVGA с разрешением 1024x768; Adobe Acrobat; CD-ROM дисковод; мышь. – Загл. с экрана. |
ISBN
В учебном пособии приведены основные теоретические положения дисциплины: сущность и содержание менеджмента, эволюция менеджмента, внешняя и внутренняя среда организации, функции управления и стратегия развития предприятия, структура управления предприятием, методы управления и принятие управленческих решений, модель современного менеджера, эффективность менеджмента и совершенствование управления. После каждой темы представлены вопросы для самопроверки.
|
|
Издание соответствует требованиям ФГОС ВО по направлению 38.03.01 «Экономика», все профили, дисциплине «Менеджмент».
Табл.34. Ил.24. Библиогр.: 46 назв.
УДК 658 (075.8)
ББК 65.05.07
ISBN © Каблашова И.В., Логунова И.В., 2019
© ФГБОУ ВО «Воронежский
государственный технический
университет», 2019
ВВЕДЕНИЕ
Цифровизация экономики определяет новые подходы к управлению предприятием: возрастает роль менеджеров в стратегическом управлении предприятием на оснвое использования цифровых и информационных технологий. Значительно увеличивается ответственность менеджеров за своевременность и качество принимаемых управленческих решений. Повышается роль маркетинга как функции управления, позволяющей изучать потребности и динамику рынка продукции и услуг. Все большее значение приобретает решение вопросов обеспечения качества и управления производством, нацеленное на полное удовлетворение требований потребителя к качеству поставляемой продукции или представляемых услуг.
В этих условиях изменяются требования к качеству труда менеджеров, результат которого оказывает также влияние на качество работы всего коллектива предприятия. Основной задачей менеджеров является поиск новых подходов и методов управления в условиях динамично меняющейся внутренней и внешней среды.
|
|
Переход к цифровой экономике предъявляет качественно другие требования к содержанию труда и профессиональному уровню управленческого персонала, изменяется роль менеджера, характер его полномочий и ответственности.
Цель дисциплины – сформировать у бакалавров необходимые представления об истории менеджмента, приобрести теоретические знания по управлению предприятием и получить навыки применения процессного подхода, выработать у бакалавров умение применять данные положения при разработке и реализации управленческих решений и проектов.
Задачи дисциплины:
- теоретическое освоение бакалаврами общих и специфических закономерностей возникновения и развития знаний в сфере менеджмента;
- изучение методов управления и современных технологий принятия управленческих решений;
- определение места и роли управленческих теорий в общей системе экономических знаний;
- формирование умений в области применения современных методов управления;
- развитие навыков самостоятельного творческого использования теоретических знаний и умений управления предприятием в современных условиях.
- приобретение практических навыков аналитической деятельности в процессе изучения становления управленческой науки.
Место дисциплины в профессиональной подготовке Дисциплина входит в базовую часть обязательных общепрофессиональных дисциплин в профессиональной подготовке бакалавра по направлению «Экономика».
Дисциплина «Менеджмент» является фундаментальной (базовой) управленческой наукой, общим теоретическим и методологическим основанием для других управленческих дисциплин, входящих в программу подготовки бакалавров по направлению «Экономика».
Требования к результатам освоения дисциплины
В рамках изучения дисциплины «Менеджмент» предусматривается освоение следующих компетенций:
ОК-3 - способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности;
ОК-7 - способностью к самоорганизации и самообразованию;
ОПК-4 - способностью находить организационно-экономические решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- экономические основы управленческой деятельности (ОК-3);
- методы осуществления коммуникаций в профессиональной деятельности (ОК-7);
- основные понятия и термины теории управления, виды систем управления (ОПК-4).
Уметь:
- использовать основные положения и методы управления при решении профессиональных задач (ОК-3);
- принимать стратегические решения по управлению предприятием и нести за них ответственность (ОК-7);
- принимать решения при проектировании структуры управления предприятием (ОПК-4).
Владеть:
- основами экономических знаний для управления инновационным проектом на всех этапах его жизненного цикла (ОК-3);
- методами саморазвития и самоорганизации (ОК-7);
- навыками обоснования и выбора управленческих решений (ОПК-4).
Приведенные положения определили структуру учебного пособия, которое состоит из девяти глав. Логика изложения материала такова, что в каждой главе с достаточной степенью полноты раскрывается суть происходящих изменений в системе управления предприятием, настраивающих на перестройку сознания высшего руководства и каждого работника в отношении результатов деятельности предприятия.
Учебное пособие построено таким образом, чтобы помочь студенту освоить отдельные разделы дисциплины и получить комплексное представление о будущей профессии, что является необходимым условием для формирования компетенций будущих менеджеров.