Психолого-педагогическая характеристика 3 «а» класса

Практическая работа «Проектирование модели ученического самоуправления в начальной школе»

Текст задания

1. Внимательно изучите содержание таблицы «Модели ученического самоуправления» и методические разработки педагогов (Приложение 1, 3).

2. На основе анализа сформулируйте основную характеристику каждой модели, запишите в конспект.

3. Проанализируйте характеристику класса (Приложение 2).

4. Выявите положительные и отрицательные стороны ученического коллектива, сформулируйте и запишите проблему и педагогическую задачу классного руководителя по организации самоуправления в классе.

5. Составьте модель ученического самоуправления для класса по следующему плану:

Название модели Цель деятельности Описание содержания модели Планируемый результат
       

 

Приложение 1.

Модели ученического самоуправления

Модель Содержательная сторона модели ученического самоуправления
РПП – распределение постоянных поручений Во многих детских коллективах эта модель действует в виде «республик» с «министерствами» и «государственными комитетами». Суть – создаются постоянно действующие инициативные группы по интересам, во главе каждой – ответственный организатор. Все начинается с общего собрания. 1.Сначала следует определить, какие постоянные поручения требуется выполнять для нормальной деятельности коллектива. Это могут быть, например, культорг - организатор, организатор учебной работы (староста), спорт организатор, завхоз. Количество поручений должно быть небольшим, столько, сколько это действительно необходимо. Четко определяется круг обязанностей каждого, например, спорт организатор будет усваивать походы, спортивные игры, лыжные прогулки. При определении обязанностей следует учесть, что они должны быть посильными детям данного возраста. 2.Далее необходимо определить, на какой срок распределяется поручение. Целесообразно делать это раз в учебную четверть. 3.Следующий этап – распределение поручений между членами коллектива. Необходимо делать обязательно с учетом желаний детей, так как «насильственное» поручение, естественно, никто выполнять не будет, и самоуправление превратится в фикцию. Если какое-то поручение никто не желает выполнять, следует оставить должность «вакантной», но бывают ситуации, когда ребенок хотел бы стать организатором, но не решается первым проявить инициативу. В этом случае можно попробовать предложить какую-то работу конкретно ему. Согласится – хорошо, нет – так и будет. 4.После описанной процедуры останется большое количество «незанятых» детей. Те, кто уже получил поручение, выбирают из них друзей на роль соратников – получается соответствующая инициативная группа. Подбор кадров идет по инициативе ранее избранного организатора, то есть «сверху». 5.В идеальном варианте каждая группа составляет план своих действий, планы различных групп «стыкуются». Таким образом, получается один большой план действий коллектива. В конце «отчетного периода» каждая группа подводит итоги своей деятельности, старается выделить достижения и недостатки и на очередном собрании высказывается о своей работе.
ПИГ – постоянные инициативные группы Этот вариант лучше использовать в детских коллективах, уже имеющих опыт совместной деятельности. Отличие от РПП в том, что сначала коллектив делится на инициативные группы, затем каждая группа выбирает себе руководителя или не выбирает его вообще, а распределяет между членами группы ответственность за организацию конкретных дел. Планирование и подведением итогов подводится по тем же принципам, что и в первом варианте.
ВТК – временные творческие коллективы Эта модель хорошо подходит для начального этапа развития самоуправления в детском коллективе. Для проведения каждого коллективного дела (праздника, игры, похода) создается временный творческий коллектив из желающих, который самостоятельно: - планирует свою работу по подготовке дела; - распределяет обязанности; - осуществляет подготовку; - проводит дело; - анализирует свою работу, выделяет достижения и недостатки. После проведения определенного дела ВТК берется за подготовку следующего дела, или распадается.
ЧТП – чередование традиционных поручений Создаются микрогруппы, которые выполняют, чередуясь через некоторое время, определенные функции. Эта модель позволяет включить в процесс самоуправления всех желающих. 1.Начинается все с разделения коллектива на микрогруппы по 5-7 человек. Хорошо, если каждая группа придумает себе название и какой-то фирменный символ. 2.На общем собрании определяются традиционные поручения для звеньев, которые необходимо выполнять для интересной жизни в коллективе. Группы будут выполнять поручения по очереди, чередуясь, например, через неделю. Определяется, что и как нужно делать каждой группе (учебное звено (группа) – контролирует выполнение домашних заданий, оказывает помощь испытывающим затруднения в учебе, поздравительная группа – поздравляет в течение недели именинников, готовит им сюрпризы). 3.В конце недели на короткой «летучке» подводятся итоги жизни за неделю и дается оценка работы групп. Обсуждение ведут сами ребята, педагог только стимулирует разговор, не раздавая без надобности плохих и хороших оценок.. В конце четверти можно попытаться выяснить, какие звенья были самыми лучшими. 4.Для наглядности хорошо использовать специально оформленное табло с названиями звеньев, наименованиями поручений и вращающейся деталью, которая поворачивается на «летучке» раз в неделю.
БП – бригадный подряд В коллективе создаются постоянные микрогруппы – бригады – каждая из которых полностью несет ответственность за организацию жизни коллектива в течение определенного времени.

Приложение 2.

Психолого-педагогическая характеристика 3 «а» класса

В классе 24 ученика: 17 мальчиков и 7 девочек. Обучающиеся  разных способностей, разного уровня работоспособности и воспитанности. Они воспитываются в хороших семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям. У всех есть школьная форма, позволяющая выглядеть каждому ученику опрятно, а также необходимые школьные принадлежности.

В классе очень мало учащихся, которые проявляют высокий уровень учебной мотивации (Виктория Т., Александра Б., Виктор Б., Виктория С., Максим П., Евгения С.). Они самостоятельны, толерантны, способны повести за собой класс. Так же в классе присутствуют учащиеся с низким уровнем мотивации (Кирилл К., Кирилл К., Кирилл Д., Влад Б.). На уроках эти учащиеся часто нарушают дисциплину и отвлекают других учеников. В классе имеются слабые учащиеся: Дима С., Люба  С., Ваня М. и особо слабые: Диана Г. и Рамиль Р.

На уроках особенно активны: Данил Б., Лана Г., Родион И., Регина Г., Родион П. Отличаются старанием: Ирина Б., Дима С., Ирина О., Лана Г., Саша Б. Юра К. всегда найдет правильный ответ на вопрос. Эти обучающиеся всегда активны, достаточно усидчивы, быстро организуются на урок.

В классе не всегда доброжелательная атмосфера. Каждый старается показать, что лучше другого. Учащиеся избирательно общаются друг с другом. На уроках не умеют работать в группах, тяжело дается работа в парах.  Для коллектива характерно открыто- отрицательное отношение между учащимися. Две враждующие стороны не могут и не хотят разобраться в причинах постоянных конфликтов, столкновений, враждебности и недоверия, непонимания друг друга. Есть обучающиеся, которые сразу «дают сдачу», даже если их задели нечаянно. (Родион П., Ваня М., Богдан П.). Богдан не всегда адекватно реагирует на замечания учителя. Родион П., Родион И., Стас Л., Дима И. иногда не реагируют на замечания учителя.  Отсутствуют общие дела, нет желания быть вместе. Поручения выполняются только по принуждению. Отсутствует общественное мнение.

Приложение 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: