Виды сварных соединений и сварных швов

Сварное соединение — это соединение частей изделия с помощью сварного шва. Сварной шов — это часть сварного соединения, образовавшаяся в процессе сварки. Отдельные детали сварных конструкций можно соединить различным образом. В зависимости от конструкции и расположения свариваемых деталей различают следующие основные типы соединений: встык, впритык, угловые, внахлестку и с накладками (рис. 5.1). Из этих соединений наиболее распространены в судовых корпусных конструкциях стыковые, впритык, угловые.


Рис. 1. Типы сварных соединений: а — встык; б — впритык (тавровое); в — угловое; г — внахлестку; д — с накладкой.

Чтобы обеспечить проплавление свариваемого металла на всю толщину, в стыковых и угловых соединениях необходим доступ электрической дуги к свариваемым кромкам по всей их толщине. Это достигается соответствующей разделкой кромок свариваемых деталей. Параметрами, характеризующими разделку большинства кромок под сварку, являются: углы разделки а, высота притупления р и зазор d (рис. 5.2).


Рис. 2. Параметры, характеризующие разделку кромок деталей под сварку.

Форма разделки кромок под сварку регламентируется государственными стандартами. В общем случае при ручной сварке угол разделки равен 60°, притупление 1,5—2,0 мм, зазор 1—3 мм. Уменьшение угла разделки и зазора или увеличение притупления приведет к непровару вершины шва. Увеличение угла разделки вызывает излишний расход электродного металла. Уменьшение притупления приводит к преждевременному расплавлению кромок детали, что нарушает зазор и устойчивость процесса сварки. Увеличение зазора затрудняет процесс сварки из-за возможного протекания расплавленного металла.

Сварные швы судовых корпусных конструкций по ряду признаков разделяются на несколько основных групп.

По положению в пространстве все швы делят на нижние, потолочные, горизонтальные и вертикальные.

По протяженности сварные швы делят на непрерывные и прерывистые. Непрерывными называются сварные швы, идущие без перерыва по всей длине сварного соединения. К прерывистым относятся швы, имеющие перерывы по своей длине. Последние делятся на шахматные и цепные. По числу слоев металла, образующих сварной шов, различают однослойные швы, выполняемые за один проход электрода, и многослойные, выполняемые за несколько проходов. Многослойные швы применяют при сварке толстых деталей.

Обозначение сварных швов в судостроительных чертежах мы уже рассматривали при чтении судостроительных чертежей. Напоминаю вам знаки, указывающие на вид шва и его особенности

Рис. 3. Обозначения элементов сварного шва на чертежах.

Рис.4. Правила нанесения обозначений на сварные швы.

Рис. 5. Основные виды сварных швов и их изображение на чертежах.

Контрольные вопросы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: