Сообщение на родительское собрание на тему: «Психолого-педагогическая коррекция нарушений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии»

Период дошкольного детства, является важнейшим этапом в жизни ребенка. Именно в этот период формируется будущая личность, идет процесс бурного и стремительного развития. Научно доказано, что в процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка, обусловленные ее усложнением и обогащением.

Эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста развивается благодаря появлению у него новых интересов, мотивов и потребностей. Деятельность ребенка приобретает эмоциональную насыщенность, а образные представления носят эмоциональный характер. Период дошкольного детства характеризуется фактом превосходства эмоций над другими сторонами жизни ребенка. Меняются взгляды ребенка на отношения с окружающими людьми и на мир в целом. Этап развития эмоций в дошкольном возрасте включает возрастной промежуток от 3 до 7 лет.

Принято считать, что в возрасте 3-7 лет ребенок уже может распознавать как свое внутреннее эмоциональное состояние, так и эмоциональное состояние сверстников и умеет выразить свое отношение к ним. Это умение очень важно, для формирования основ личности.

Ведущей деятельностью в периоде дошкольного детства является игра, и именно в игре ребенок проигрывает жизненные ситуации и человеческие отношения. Меняется характер общения с взрослыми, появляется потребность общения со сверстниками, постигаются азы этого общения.

Все игры дошкольника, творчество (рисование, лепка и пр.), занятия по подготовке к школе и т.д. должны быть эмоционально окрашены, иначе деятельность не будет строиться или быстро разрушится. В этом возрасте ребенок еще не умеет делать то, что не вызывает интереса. Опыт, особенно социальный, приобретенный ребенком в периоде младенчества и раннем детстве, обуславливает особенности его эмоциональных черт. Успех социального развития ребенка и его взаимодействия с окружающими людьми в большей степени зависит от эмоций, которые он чаще всего испытывает.

Эмоциональное мироощущение детей дошкольного возраста представляет собой выражение субъективного переживания, его глубины и интенсивности, зрелости чувств и эмоций. Эмоциональный опыт ребенка может носить как позитивный, так и негативный характер. Научные исследования показывают, что положительный эмоциональный опыт (доверительное отношение к миру, открытость, готовность к сотрудничеству) дает ребенку основание для позитивной самореализации растущей личности. 

На протяжении дошкольного возраста, с расширением ассортимента деятельности и общения развивается эмоциональная сфера ребенка, увеличивается устойчивость чувств, они становятся более глубокими, осознанными и обобщенными. Развивается умение ребенка контролировать свои эмоциональные реакции. Появляются новые, высшие чувства: нравственные.

В дошкольный период развиваются также художественно-эстетические, познавательные и интеллектуальные чувства. Ребенок не равнодушен к музыке, изобразительному искусству, поэзии, может оценить прекрасное, отвергнуть безобразное, проявить чувство юмора. Постепенно происходит интеллектуализация детских чувств. Видоизменяются и формы выражения чувств.

Следует выделить возрастные нормы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста:

В 3,5-4 года во время чтения сказок со взрослыми ребенок переносит чувства на персонажи сказок. Понимают «добро» и «зло». Дети проявляют к ним активное сочувствие, и сопереживание. Дети обращаются к взрослым в условиях неудачи за поддержкой и сочувствием, одобрение которых служит мотивацией интересов ребенка.

В 4-5 лет получает дальнейшее развитие чувство привязанности к сверстникам и взрослым. Новообразованием этого возраста является чувство юмора, понимание комического. Дети начинают понимать шутки, и сами любят шутить. В эти годы формируются возможности детей сдерживать свои чувства, контролировать эмоции. Дети учатся произвольно с помощью мимики и пантомимики выражать и понимать внешние признаки эмоций. Однако эмоции детей в целом остаются импульсивными, что в физиологическом плане этого возраста определяется преобладанием возбуждения над торможением.

В 5-6 лет дети начинают дифференцированно реагировать на приближение времени поступления в школу (часто это определяется тем, каким образом ребенка готовят к школе, как учатся его старшие братья и сестры): или это чувство тревоги, но чаще - чувство радости (дети любуются школьными принадлежностями, имитируют свои ответы учителю).

В дошкольном возрасте, в 6-7 лет завязываются дружеские отношения между детьми, хотя понятия доверительных отношений и взаимности для детей этого возраста слишком сложны, ясного понимания дружбы у дошкольников еще нет. Тем не менее, с друзьями и чужими людьми дошкольники ведут себя по-разному, а некоторые 4- и 5-летние дети способны поддерживать тесные, основанные на взаимной заботе отношения в течение долгого времени. Они еще не способны выразить словами, что такое дружба, но придерживаются правил, соответствующих дружеским взаимоотношениям.

В дошкольном возрасте наблюдаются различия в эмоциональной сфере мальчиков и девочек. Склонность к капризам выражена у мальчиков в 3-5 лет и в 7-10, а у девочек капризность характерна для всего дошкольного возраста (3-7 лет). Упрямство и негативизм более характерны для мальчиков в 3 года, затем уменьшаются и опять увеличиваются к 8 годам, у девочек нерезкие подъемы упрямства встречаются в 4 года и в 11 лет. Кроме того, мальчики, но оценке родителей, более возбудимые и нервные, чем девочки, и у них нервность, в отличие от девочек, повышается к 4 годам и продолжает сохраняться на высоком уровне, имея тенденцию к нарастанию в старшем подростковом возрасте

Повышенное внимание к эмоциональному развитию детей дошкольного возраста обусловлено формированием главного психологического новообразования в этом возрасте – начала произвольности психических процессов и психологической готовности к школе. Онтогенез эмоций находится в неразрывной связи с общим ходом психического развития ребенка. Поэтому функционирование и генезис эмоций является одной из важнейших педагогических, психологических и философских проблем. Без рассмотрения эмоций невозможно понять закономерности психологического личностного развития.

Сказкотерапию возможно использовать не только в работе с детьми дошкольного возраста, но и с детьми младшего и старшего школьного возраста, а также, что немаловажно, с взрослыми людьми (верхняя возрастная граница использования метода пока не обнаружена), так как сказка, лежащая в основе метода, развивает самосознание человека, путем использования метафорических ресурсов, преследует гуманные цели, действует очень мягко, но, тем не менее, эффективно и результативно.

Метод сказкотерапии позволяет работать с агрессивными детьми, неуверенными в себе, застенчивыми, тревожными. Используя сказкотерапию возможно решить проблемы стыда, вины, лжи, страха, принять свои чувства. Процесс сказкотерапии дает ребенку возможность осознать и актуализировать свои проблемы и найти пути их решения.

Сказкотерапия является одним из инструментов развития, так как во время прослушивания, придумывания и обсуждения сказочных сюжетов у ребенка развивается фантазия и творчество, ребенок осваивает различные способы принятия решений. Благодаря сказкотерапии у ребенка развивается эмоциональный интеллект.

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий мир образами, в этот период жизни у него более развито правое полушарие мозга. Именно поэтому, первым учителем добра и зла для ребенка становится сказка, она формирует первые модели поведения и учит взаимодействию с окружающим миром. Сказка выступает инструментом, удовлетворяющим потребность ребенка дошкольного возраста в конкретном жизненном опыте. Нижней возрастной границей применения метода сказкотерапии является 2 – 2,5 года. Однако специалисты отмечают, что некоторые виды сказок, например медитативные, можно применять уже в период внутриутробного развития. Отличать сказку от реальности ребенок начинает, примерно достигая возраста 3,5 – 4 лет.

Сказка является главным инструментом и ядром сказкотерапии, именно сказка позволяет создавать модели различных ситуаций, для того, чтобы можно было посмотреть на них со стороны. Сказка таит в себе множество зашифрованной информации о жизни, мире и о месте в нем ребенка. Обычный сказочный сюжет может оставить глубокий след в душе ребенка, повлиять на формирование его личности.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: