Анализ динамики иностранных инвестиций в экономику России

 

Для наращивания структурных реформ и модернизации экономики Россия нуждается в огромных финансовых ресурсах. По оценкам специалистов, потребности России в иностранных прямых инвестициях составляют не менее 30-50 млрд. долл. в год. Подобные масштабы привлечения иностранных инвестиций вполне реальны, поскольку Россия обладает бесспорными преимуществами, делающими ее потенциально привлекательной для иностранных инвесторов.

К числу таких преимуществ можно отнести следующие:

~ потенциально емкий внутренний рынок;

~ необходимость технического обновления производства и инфраструктуры;

~ более высокий уровень продаж и более высокая рентабельность капиталовложений, чем в других странах;

~ возможность диверсификации источников сырья, топливно-энергетических и других ресурсов;

~ сравнительно низкая стоимость зданий, сооружений и земли;

~ сравнительно высокий уровень профессиональной подготовки рабочей силы и низкий уровень оплаты труда;

~ наличие в ряде отраслей высокого научно-технического потенциала;

~ возможность организации конкурентоспособного экспорта товаров.

Активный процесс иностранного инвестирования в экономику России начался с конца 80-х гг., после выхода в январе 1987 г. Постановления Совета Министров СССР, определившего статус совместных предприятий с участием иностранного капитала. На начало 1995 г. в России было создано 4300 совместных предприятий с фирмами из 65 стран (реально функционировали из них около 80%). В последующие годы этот процесс продолжал развиваться, однако пока иностранные инвестиции не играют существенной роли в финансировании капиталовложений. Россия - привлекательная для инвестиций страна, у которой значительное положительное сальдо торгового баланса, а также рекордные золотовалютные резервы.

В своем выступлении на расширенном заседании Государственного совета 8 февраля 2008 г. Президент России В.В. Путин отметил, что «…за последние восемь лет накопленный объем иностранных инвестиций в российскую экономику вырос не на какие-то проценты - в 7 раз. А в 2007 г. отмечен рекордный абсолютный приток капитала в Россию - 82,3 млрд. долл.».

Рост иностранных прямых инвестиций объясняется стремлением ряда крупных иностранных инвесторов закрепиться на российском рынке за счет развития импортозамещающего производства. По некоторым данным, из первой сотни ТНК 75 имеют сегодня инвестиции в России.

Однако такие инвестиции направляются в основном в топливную и пищевую промышленность, сферу торговли и общественного питания.

По состоянию на конец июня 2010 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил $262,6 млрд. долл. США, что на 8,3% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 55,2% (на конец июня 2009г. - 56,0%), доля прямых инвестиций составила 40,6% (39,2%), портфельных - 4,2% (4,8%).

Основные страны-инвесторы в I полугодии 2009 г. - Люксембург Китай, Нидерланды, Кипр, Германия, Соединенное Королевство (Великобритания), Франция, США. На долю этих стран приходилось 77,0% общего объема накопленных иностранных инвестиций, 75,5% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

В I полугодии 2009 г. в экономику России поступило 32,2 млрд. долл. США иностранных инвестиций, что на 30,9% меньше, чем в I полугодии 2008 г. (в первом квартале 2009 г. - 12,0 млрд. долл. США (на 30,3% меньше), во II квартале - 20,2 млрд. долл. США (на 31,2% меньше).

Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в I полугодии 2009 г. 31,8 млрд долл. США, или на 7,1% меньше, чем в I полугодии 2008 г. (в первом квартале 2009 г. - 12,1 млрд. долл. США (на 15,3% меньше), во II квартале - 19,7 млрд. долл. США (на 1,2% меньше).

Формы и методы проникновения иностранных инвесторов на российский рынок в целом не отличаются от форм и методов их проникновения в экономику других стран. Как показывает мировой опыт, в процессе проникновения иностранных инвесторов на зарубежные рынки можно выделить следующие этапы:

~ заключение соглашений о сотрудничестве в различных сферах;

~ создание торговых представительств;

~ образование совместных предприятий;

~ открытие собственных производственных, торговых и пр. филиалов.

Конечно, в реальной действительности такая последовательность не всегда соблюдается, особенно в современных условиях, когда наиболее крупные фирмы и ТНК могут одновременно использовать различные формы и методы экспансии на зарубежные рынки.

В начале 1990-х гг. создание совместных предприятий и открытие представительств были единственно возможными способами проникновения в российскую экономику. Не случайно в эти годы ведущие фирмы мира по производству автомобилей («Даймлер-Бенц», «Форд» и др.), парфюмерии («Нина Риччи», «Эстер Лаудер» и др.) и ряда других отраслей создавали совместные предприятия, занимающиеся сбытом их продукции на российском рынке. В последующем многие из них, присмотревшись к российскому рынку и освоившись на нем, стали вкладывать свои капиталы в производство продукции на базе российских предприятий. В последующем арсенал форм и методов проникновения иностранных инвесторов на российский рынок и закрепления на нем значительно расширился, что отражает определенные изменения, происходящие в России, в том числе развитие и совершенствование законодательной базы.

Наиболее типичным случаем проникновения и закрепления на российском рынке можно считать пример известной швейцарской ТНК «Нестле», в экспансии которой можно выделить следующие основные этапы: в начале 90-х гг. «Нестле» создала в России сеть фирм - импортеров и дистрибуторов, которые стали активно продвигать на российский рынок продукцию всемирно известных торговых марок - «Нескафе», «Натс», «Несквик» и др.

В 1992 г. компания купила первый пакет акций самарской кондитерской фабрики «Россия». В 1995 г. она довела свою долю в капитале «России» до 93%, что позволило переоснастить кондитерскую фабрику и увеличить объем производства. Наряду с шоколадом серии «Нестле классик» и батончиками «Натс» фабрика стала выпускать продукцию под «русскоязычными» названиями (например, шоколад «Шок»).

В 1993 г. компания приобрела контрольный пакет акций фабрики по производству мороженого в г. Жуковском, которая продолжает выпускать продукцию под русскими названиями.

В 1996 г. через «Россию» был куплен контрольный пакет акций самарской фабрики АО «Кондитер». Через год обе фабрики были объединены в АО «Кондитерское объединение «Россия».

В январе 1998 г. «Нестле» приобрела контрольные пакеты акций еще двух фабрик - АО «Алтай» в Барнауле и АО «Камская» в Перми, а в июле того же года - АО «Хладопродукт» в Тимашевске Краснодарского края. Последнее предприятие выпускает не только мороженое, но и замороженные овощи-фрукты.

Сегодня «Нестле» стала лидером российского рынка кофе, шоколадных изделий, продуктов детского питания и мороженого. «Нестле» является одной из сильнейших компаний и усиливает свое присутствие на рынках кулинарной продукции и карамели. Многолетний успех «Нестле» на российском рынке был достигнут благодаря ряду факторов: «Нестле» укрепила свои позиции и расширила свое присутствие в России за счет инвестиций в местное производство и промышленную инфраструктуру, активного продвижения торговых марок, а также постоянного расширения и развития национальной сети сбыта. Сегодня «Нестле» имеет в России 12 фабрик, на которых заняты 5500 постоянных сотрудников; общий объем ее инвестиций в производство и развитие дистрибуторской сети - более 500 млн. долл.

Успешная деятельность компании «Нестле» в России обусловлена не только наличием местных производств, но и тем, что она постоянно позиционирует себя как российскую компанию. Перед тем как ввести новые бренды, «Нестле» тщательно изучает вкусовые предпочтения россиян и всегда использует в своей рекламе традиционные русские мотивы.

В целом ориентация иностранных инвесторов на развитие, прежде всего торговых операций можно проиллюстрировать тем, что, например, в Москве около 70% иностранных инвестиций приходится на долю розничной торговли. Стратегия проникновения иностранных розничных компаний на российский рынок, как правило, заключается в следующем: сначала компания открывает 3-4 магазина в крупных городах, прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге. После анализа результатов их деятельности компания начинает продвигаться в города с миллионным населением. Западноевропейские торговые компании используют обычно три способа вхождения на российский рынок:

) строительство новых магазинов;

) приобретение местных торговых сетей;

) использование франчайзинговых схем.

На конец 2008 г. западноевропейским торговым фирмам принадлежало 86 крупных супермаркетов и торговых центров, из которых 80% находилось в Москве и Санкт-Петербурге.

Подобные примеры довольно успешной деятельности иностранных инвесторов в России не должны заслонять того факта, что некоторые из них скупают российские предприятия с целью избавления себя от возможных конкурентов. Как подчеркивают некоторые западные исследователи, подрыв или уничтожение внутренней производственной базы реформируемых стран позволяет ТНК и другим компаниям западных стран уничтожать потенциальных конкурентов и расширять свои рынка сбыта.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: