Когда в Израиле не было царя из людей

Во время пребывания в пустыне народом руководил Моисей, а затем, в первые годы в Обетованной земле, — Иисус Навин. Израильтяне не нуждались в царе из людей, ведь их Владыкой был Иегова. Он позаботился о том, чтобы назначенные старшие мужчины выслушивали у городских ворот судебные дела. Эти мужчины поддерживали порядок и помогали людям духовно (Второзаконие 16:18; 21:18-20). В книге Руфь записан прекрасный пример того, как такие старшие мужчины, основываясь на законе, записанном во Второзаконии 25:7-9, решили одно судебное дело.

Шли годы, народ часто вызывал недовольство Бога, снова и снова не слушаясь его и обращаясь к ханаанским богам. Тем не менее, когда израильтяне оказывались в беде и обращались к Иегове за помощью, он вспоминал о них. Он назначал судей, которые руководили освобождением Израиля от притеснявших его соседних народов. В книге Судей живо описываются подвиги 12 из этих мужественных судей (Судей 2:11-19; Неемия 9:27).

В Библии говорится: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Судей 21:25). В Законе, данном народу, были изложены нравственные нормы, поэтому с помощью старших мужчин и указаний священников люди могли «делать то, что им казалось справедливым» и быть уверенными в правильности своих действий. Более того, Законом предусматривалась скиния, или переносной храм, где приносились жертвы. В то время скиния была центром истинного поклонения, которое содействовало единству народа.

Часть вторая: процветание под правлением царей

В то время, когда судьей в Израиле был Самуил, люди потребовали, чтобы ими правил царь из людей. Первые три царя — Саул, Давид и Соломон — правили каждый по 40 лет, с 1117 по 997 год до н. э. Израиль достиг вершины богатства и славы, и Творец предпринял важные шаги в деле подготовки к царствованию будущего Семени.

Будучи судьей и пророком, Самуил хорошо заботился о духовном благополучии Израиля, но сыновья Самуила были совсем не похожи на него. В конце концов люди потребовали от Самуила: «Поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов». Иегова объяснил Самуилу смысл их требования: «Послушай голоса народа... ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними». Иегова предвидел, к каким плачевным последствиям это приведет (1 Царств 8:1-9). И все же он, в согласии с требованием народа, назначил царем Израиля скромного мужчину по имени Саул. Несмотря на многообещающее начало, Саул показал себя своевольным царем и стал нарушать заповеди Бога. Пророк Бога объявил, что царская власть будет отдана человеку, угодному Иегове. Это напоминает, насколько Творец ценит послушание от всего сердца (1 Царств 15:22, 23).

Давид, которому предстояло стать следующим царем Израиля, был младшим сыном в одной семье из колена Иуды. Об этом удивительном выборе Бог сказал Самуилу: «Человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Царств 16:7). Разве нас не утешает то, что Творец смотрит на наши внутренние качества, а не на нашу внешность? Однако у Саула было по поводу этого выбора свое мнение. С того времени, как Иегова избрал Давида будущим царем, Саулу не давала покоя одна мысль: убить Давида. Иегова не допустил этого, и в конце концов Саул и его сыновья погибли в сражении с воинственным народом, филистимлянами.

Давид правил из города Хеврон. Затем он захватил Иерусалим и сделал его столицей. Кроме того, он расширил границы Израиля, заняв всю землю, которую Бог обещал дать потомкам Авраама. Об этом периоде (и об истории правления следующих царей) можно прочитать в шести исторических книгах Библии. Эти книги показывают, что Давид не избежал проблем в жизни. Например, поддавшись плотскому желанию, он совершил прелюбодеяние с красивой женщиной Вирсавией, а затем, стараясь скрыть этот грех, совершил другие преступления. Будучи Богом справедливости, Иегова не мог оставить без внимания грех Давида. Но Давид от всего сердца раскаялся, и Бог не стал требовать неукоснительного исполнения наказания, положенного по Закону; тем не менее из-за этих грехов у Давида было много проблем в семье.

Пройдя через все эти невзгоды, Давид узнал Иегову как личность — Того, у кого есть чувства. Давид писал: «Близок Господь ко всем призывающим Его... вопль их слышит» (Псалом 144:18-20). Искренность и преданность Давида ясно видна в красивых песнях, которые он сочинил и которые составляют примерно половину книги Псалтирь. Миллионы людей черпают из этих стихов утешение и силы. Посмотрите, как отражается близость Давида к Богу в Псалме 138:1-4: «Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали... Еще нет слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно».

Особенно хорошо Давид знал о спасительной силе Иеговы (Псалом 19:7; 27:9; 33:8, 10; 36:39). Всякий раз, когда Давид испытывал ее на себе, росло его доверие к Иегове. Это видно из стихов Псалом 29:6; 61:9 и 102:9. Или прочитайте Псалом 50, который Давид сочинил после того, как его обличили в грехе с Вирсавией. Как поддерживает нас осознание того, что можно рассказывать Творцу обо всех наших переживаниях и быть при этом уверенными, что он не высокомерен, а смиренно готов слушать! (Псалом 17:36; 68:34; 85:1-8). Давид знал это не только из собственного опыта. «Размышляю о всех делах Твоих, — писал он, — рассуждаю о делах рук Твоих» (Псалом 62:7; 142:5).

Иегова заключил с Давидом особый союз на вечное царство. Возможно, Давид не до конца понимал смысл этого союза, но судя по подробностям, записанным позднее в Библию, Бог имел в виду, что обещанное Семя придет из родовой линии Давида (2 Царств 7:16).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: