Вот все эти сведения необходимо иметь в специальной системе управления ВЦ, без которой немыслима ОГАС

По нашей идее предполагается, что соответствующие функции такой системы управления будут сосредоточены в специальной сети информационно-диспетчерских пунктов, которые целесообразно сов­местить с вычислительными центрами коллективного пользования /ВЦКП/. Поскольку там в них будет сосредоточена значительная часть информации по стране.

Что должен делать информационно-диспетчерский пункт /ИДП/? ИДП - это своеобразный информационно-управляющий ВЦ, который имеет свои собственные вычислительные мощности, и в случае необ­ходимости может дополнительно использовать вычислительные мощ­ности ВЦКП. Его задача, прежде всего, состоит в том, что он ведет автоматизированный каталог всей информации, имеющейся на терри­тории, обслуживаемой данным ИДП.

Этот ИДП должен иметь по соответствующим каналам автомати­зированную связь со всеми ВЦ, независимо от их ведомственной принадлежности, расположенных на отведенной ему территории. На территории, например, на территории области /хотя впрочем совпа­дение с административным делением, не обязательно/.

Итак, ИДП ведет каталог информационных массивов, в котором указано, что на заводе таком-то имеются такие-то информационные массивы, составленные по такой-то форме. Кроме того, на ИДП дол­жен быть каталог программ, т.е. должно быть известно, какие про­граммы имеются на том или ином предприятии и какие характеристи­ки этих программ, какие требуются для их реализации технические средства и пр.

Необходимо также, чтобы в ИДП постоянно была информация о том, в каком состоянии находится сейчас ВЦ и его оборудование, каковы планы загрузки ВЦ, когда у него есть свободное время или время для выполнения работ относительно маловажных, которые можно приостановить в случае наличия срочных межведомственных заказов. Отсюда следует, в частности, что ведомственные ВЦ должны с само­го начала проектироваться с определенным запасом машинного вре­мени для удовлетворения межведомственных нужд.

Эти ИДП должны быть связаны между собой каналами связи и обслуживаться специальной службой управления информацией в стране, Возможно для этого потребуется организация специального ведомства.

Вся эта система должна быть построена по союзно-республикан­скому принципу, т.е. и в Москве, и в столицах союзных республик будут находиться головные ИДП. В этом плане республиканская авто­матизированная система является просто составной частью ОГАС Она ничем по своему построению от ОГАС не будет отличаться.

Создание такой службы управления информацией позволяет со­вершенно по-новому решать как государственные задачи, так и справочно-информационные по любым заказам. Это могут быть заявки предприятий, например, на тему: какое предприятие может выполнить определенный небольшой заказ без обращения по инстанциям, плано­вым органам и т.д.

А может быть заказ и с самого верхнего уровня управления, от Совета министров: дать информацию о том, каким образом загру­жается тот или иной вид оборудования, или какие имеются в настоя­щее время запасы того или иного вида материалов по всей стране или по определенной территории и т.д. Т.e. запросы могут быть самые разнообразные.

Если такая система будет создана, то все первичные эконо­мические ячейки, все органы управления, предприятия, КБ и т.д. будут входить в нее через собственные ВЦ или вычислительные центры коллективного пользования. Они будут абонентами этой системы. Там же, где своих собственных ВЦ не окажется, например, в каком-либо поселковом совете, будут организованы специальные абонентские пункты. С помощью обычного телетайпа эти пункты будут связаны с ближайшим ВЦКП и соответствующим ИДП.

Любой запрос на информацию поступает прежде всего на ИДП. От государственных органов управления в соответствующий головной ИДП, а от низовых организаций - в ближайший территориально ИДП. Там, прежде всего, должны быть предусмотрены процедуры автомати­ческой юридической проверки имеет ли данный абонент право на доступ к соответствующей информации.

Итак в системе накапливаются соответствующие заявки, авто­матически определяется их приоритет, уточняются загрузки вычисли­тельных центров, на которых они будут выполняться, составляются расписания выполнения этих заявок. После этого информационно-диспетчерский пункт дает команды на ВЦ когда и какие заявки на получение той или иной информации следует выполнять в первую очередь.

При этом для упрощения работы с каналами связи в самих ИДП должны создаваться дубликаты информационных массивов, к которым наиболее часто приходится обращаться. Причем, эти информацион­ные массивы будут уже плавающими.

Например, в настоящее время мы ведем большое количество расчетов, вызванных составлением и реализацией государственной программы развития животноводства в нашей стране. В связи с этим очень большое количество разных органов, от райкомов партии до Совета Министров, запрашивают информацию, касающуюся животновод­ства.

Безусловно, при наличии вышеупомянутой системы такую инфор­мацию можно было бы получить прямо снизу, с мест по местным кана­лам связи. Но это будет делом трудным и потребует много времени. Поэтому на период составления этой программы ИДП может решить эту задачу простым способом, без загрузки каналов связи.

Используя различные транспортные средства /вертолетов, мото­циклов и пр./он может непосредственно с низовых предприятий полу­чить соответствующие магнитные ленты и создать у себя дубликаты этих информационных массивов. Благодаря этому основная масса зая­вок на информацию может быть удовлетворена без непосредствен­ного обращения к местным первичным информационным массивам.

После того, как эта задача будет решена в государственном масштабе эти массивы могут быть вычеркнуты и заменены новыми. Таким образом вторичные информационные массивы, созданные на ИДП в системе ОГАС будут "плавающими". Они все время будут приспо­сабливаться к тем условиям, которые в данный момент складываются в управлении экономикой. Тем самым хорошо решается и то противо­речие, упомянутое выше, а именно, как изменить вторичные инфор­мационные массивы.

Допустим создается новый орган управления, новое министерство или меняются функции старых органов управления. Коль скоро появи­лись новые задачи - необходимы новые информационные массивы. Заявка на эти вторичные информационные массивы поступает в сеть ИДП, т.е. в информационно-диспетчерскую службу.

ИДП определяет по каталогу, где эта информация в более по­дробном виде на местах находится, дают соответствующую команду, готовят информационные массивы по кускам /как правило, на пред­приятиях/, свозят их или получают по каналам связи и с помощью своих вычислительных мощностей объединяют эти массивы. За корот­кое время орган управления получает новую информационную базу.

Одновременно с этим решаются задачи актуализации, т.е. обновления этих массивов, чтобы они все время отражали действи­тельное положение вещей, а также составляется план кто должен передавать информацию в новый орган управления или старый, но с изменившимися функциями.

Следующий - не менее важный вопрос - сжатие информации. По поводу сжатия информации для нужд управления на верхних уров­нях в настоящее время написано очень большое количество работ. Многие пытаются решить какой информацией нужно обладать на верху, чтобы в иерархической системе хорошо управлять экономикой. По-моему мнению есть одно универсальное решение этого вопроса. Оно состоит в следующем.

Самое эффективное сжатие информации - это варианты проектов решений по данному вопросу. И по существу традиционные системы управления, которые сейчас имеются в экономике работают именно по этому принципу. Если, скажем, Совету Министров или любому другому органу управления нужно подготовить решение по какому-то вопросу, например, по проблеме Байкала, то первое, что дела­ется - дается поручение. В Совете Министров сначала определяют, кто имеет отношение к данной проблеме.

Когда такой круг лиц и организаций определен, дается пору­чение: таким-то в такой-то срок подготовить предложения и проект решения по этому вопросу. И указывается головной, ответственный за выполнение этого поручения.

Вот это, собственно и есть самая пока что лучшая сжатая инфор­мация. Но она готовится людьми и в этом случае дается лишь один вариант решения. Если же разрабатывается несколько вариантов, то, как правило, не делаются оценки по многочисленным параметрам. Люди просто не успевают этого сделать.

Поэтому в условиях автоматизированного управления соответству­ющие поручения должны даваться не организациям /можно, конечно и организациям/, а прежде всего - ВЦ.

Таким образом, для эффективного управления информацией в на­шей стране должна быть создана временная конфигурация ВЦ и органи­зована их совместная работа над проблемой. Естественно, что это будет делаться в человеко-машинном режиме. За пульты центральных ВЦ /в будущем такие пульты могут быть установлены не обязательно в центральных организациях/, садятся соответствующие люди, облада­ющие не формальными знаниями по данному вопросу. Все формализо­ванные вычисления делаются ВЦ.

Поскольку эти ВЦ принадлежат различным ведомствам и у них разные планы загрузки по своим собственным задачам, то, следова-тельно, кто-то должен организовать их работу, сказать, что вот сегодня, в данную секунду, минуту этому центру считать то-то, пе­редавать информацию туда-то и т.д. Именно эту задачу и должна на себя взять сеть ИДП в ОГАС. В этом и состоит его главная межве­домственная роль.

Таким же способом можно организовать конфигурации ВЦ для решения низовых задач, скажем, для согласования расписаний, для синхронизации работы поставщиков и потребителей. Для этого ВЦ предприятий связываются между собой и организовывают эту работу.

Здесь могут иметь место два момента. Первый - когда задачи, которые решаются, требуют сравнительно небольшого объема переда­ваемой' друг другу информации, не требуют больших вычислительных мощностей и могут быть выполнимы низовыми ВЦ. В таком случае кон­фигурация ВЦ основывается на принципах телеграфной связи: низовой ВЦ что-то посчитал, послал соответствующую информацию в виде те­леграммы. Она принимается каким-то ВЦ. Тот через два-три часа посчитал свою задачу и послал телеграмму в другой ВЦ /под управле­нием сети ИДП/ и т.д.

И второй момент. Как показывает практика, существуют задачи /мы их видим уже сейчас и они, кстати сказать, являются наиболее важными для получения ощутимого экономического эффекта/, с огром­ными информационными потоками, которые при любых разумных требо­ваниях к развитию систем связи не могут быть удовлетворены местны­ми каналами связи, потому что сами предприятия, как правило, будут подсоединяться к своим ИДП по каналам связи от 1200 - 9600 ботт.

Таким образом, в пределах одного телефонного канала, в зави­симости от типа применяемого модема, будет та или иная пропускная способность. Вот эти то пропускные способности и являются недоста­точными для решения многих задач, наиболее эффективных с точки зрения улучшения управления экономикой.

Как же в таком случае нужно построить нашу систему? Для этого можно предложить следующий режим решения задачи. Для решения этих межведомственных задач на ВЦКП и ИДП выделяется необходимое время. Затем на соответствующий информационно-диспетчерский пункт, на определенное время вызываются люди из ВЦ, расположенных на терри­тории, подведомственной этому ИДП со своими магнитными лентами, дисками, программами, после этого начинается решение задачи с использованием огромных вычислительных мощностей, сосредоточенных в ВЦКП и ИДП, с одной стороны, и с огромными пропускными способностями каналов связи между ИДП.

Проведенный нами анализ показывает, что для решения целого ряда вот таких важнейших задач управления, необходимо чтобы все 200 главных ВЦ страны с ВЦКП и ИДП на них работали бы как один вычислительный комплекс.

Что это значит? Это значит, что соответствующая машина, на­ходящаяся, например, в Киеве, может читать магнитные диски в Ха­баровске и в то же время записывать на магнитную ленту информацию из Москвы. Вот с такими скоростями должны работать каналы связи, для того, чтобы решать самые сложные задачи управления межведом­ственного характера, чтобы в эти самые 1,5-2 раза ускорить темпы развития экономики.

Для выполнения этих задач необходим иной подход к общего­сударственной системе передачи данных - ОГСПД. Сейчас ОГСПД впи­сывается в нынешние телефонные каналы, в то время, в принципе когда можно /и это уже делается в некоторых системах передачи данных/ обойдя каналообразующую аппаратуру, войти прямо в широ­кополосную часть каналов связи.

Напомню как сегодня строятся системы дальней связи. Имеется очень широкий канал, по которому можно пропускать многие мега­герцы. Это - кабельная линия, или радиорелейная линия, спутнико­вая связь, С помощью специальных полосовых фильтров аналоговой аппаратуры нарезывается спектр из отдельных кусочков размером 3000 гц, которые по одному физическому каналу передаются парал­лельно, скажем, 10000 телефонных разговоров. Так вот, современ­ная тенденция в ОГСПД состоит в том, чтобы через эту каналообразную аппаратуру, через модемы проникнуть с алфавитно-цифровой информацией в каналы связи.

Но можно сделать и иначе: построить широкополосный модем и, минуя каналообразующую аппаратуру, занять сразу весь канал. Так делается в случае передачи по этим каналам телевизионных программ. Правда, там часть полосы отделяется для телевизионных передач, а часть для телефонных разговоров.

В принципе же можно, не используя специальные каналы, занять всю телевизионную полосу. Для этого необходимо: во-первых, чтобы расчеты делались в то время, когда нет телепередачи /такое время есть - поздняя ночь, раннее утро/ и, во-вторых, иметь широкополос­ные модемы.

Таким образом возникает еще одно требование к технической базе ОГАСа - ЕГСВЦ, а именно: программная совместимость вычисли­тельных мощностей на ИДП в ВЦКП с вычислительными мощностями у абонентов. Почему? Потому, что если абонентов с их лентами, диска­ми и пр. будут приглашать в такой режим работы на ВЦ, то необходи­мо, чтобы их программы могли идти на машинах данного ВЦ.

Если эта проблема будет решена, то у информационно-диспетчер­ской службы появится возможность выполнять и другие функции, на­пример, аварийное резервирование. Так, в случае, если те или иные вычислительные мощности на предприятии по каким-либо причинам выйдут из строя, то решение наиболее ответственных для этого пред­приятия задач временно сможет взять на себя ВЦКП или ИДП. То же самое можно сказать и о снятии пиковых нагрузок в вычислительных мощностях.

Если на заводе возникает перегрузка ВЦ, то он может временно воспользоваться вычислительным центром коллективного пользования или ИДП, передавая туда часть информации и решая там свои задачи. Кстати, эта сеть должна обладать правом юридическим перераспре­деления нагрузок. Т.е. в том случае, если центр ИДП и ВЦКП в настоящее время перегружен, а где-то на территории Советского Союза имеется ведомственный ВЦ, недогруженный в данный момент, то соответствующая служба должна иметь право перераспределять нагрузку, естественно, с последующими взаимными финансовыми рас­четами за использование машинного времени. Как это делается в настоящее время для системы электростанций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: