По нашей идее предполагается, что соответствующие функции такой системы управления будут сосредоточены в специальной сети информационно-диспетчерских пунктов, которые целесообразно совместить с вычислительными центрами коллективного пользования /ВЦКП/. Поскольку там в них будет сосредоточена значительная часть информации по стране.
Что должен делать информационно-диспетчерский пункт /ИДП/? ИДП - это своеобразный информационно-управляющий ВЦ, который имеет свои собственные вычислительные мощности, и в случае необходимости может дополнительно использовать вычислительные мощности ВЦКП. Его задача, прежде всего, состоит в том, что он ведет автоматизированный каталог всей информации, имеющейся на территории, обслуживаемой данным ИДП.
Этот ИДП должен иметь по соответствующим каналам автоматизированную связь со всеми ВЦ, независимо от их ведомственной принадлежности, расположенных на отведенной ему территории. На территории, например, на территории области /хотя впрочем совпадение с административным делением, не обязательно/.
Итак, ИДП ведет каталог информационных массивов, в котором указано, что на заводе таком-то имеются такие-то информационные массивы, составленные по такой-то форме. Кроме того, на ИДП должен быть каталог программ, т.е. должно быть известно, какие программы имеются на том или ином предприятии и какие характеристики этих программ, какие требуются для их реализации технические средства и пр.
Необходимо также, чтобы в ИДП постоянно была информация о том, в каком состоянии находится сейчас ВЦ и его оборудование, каковы планы загрузки ВЦ, когда у него есть свободное время или время для выполнения работ относительно маловажных, которые можно приостановить в случае наличия срочных межведомственных заказов. Отсюда следует, в частности, что ведомственные ВЦ должны с самого начала проектироваться с определенным запасом машинного времени для удовлетворения межведомственных нужд.
Эти ИДП должны быть связаны между собой каналами связи и обслуживаться специальной службой управления информацией в стране, Возможно для этого потребуется организация специального ведомства.
Вся эта система должна быть построена по союзно-республиканскому принципу, т.е. и в Москве, и в столицах союзных республик будут находиться головные ИДП. В этом плане республиканская автоматизированная система является просто составной частью ОГАС Она ничем по своему построению от ОГАС не будет отличаться.
Создание такой службы управления информацией позволяет совершенно по-новому решать как государственные задачи, так и справочно-информационные по любым заказам. Это могут быть заявки предприятий, например, на тему: какое предприятие может выполнить определенный небольшой заказ без обращения по инстанциям, плановым органам и т.д.
А может быть заказ и с самого верхнего уровня управления, от Совета министров: дать информацию о том, каким образом загружается тот или иной вид оборудования, или какие имеются в настоящее время запасы того или иного вида материалов по всей стране или по определенной территории и т.д. Т.e. запросы могут быть самые разнообразные.
Если такая система будет создана, то все первичные экономические ячейки, все органы управления, предприятия, КБ и т.д. будут входить в нее через собственные ВЦ или вычислительные центры коллективного пользования. Они будут абонентами этой системы. Там же, где своих собственных ВЦ не окажется, например, в каком-либо поселковом совете, будут организованы специальные абонентские пункты. С помощью обычного телетайпа эти пункты будут связаны с ближайшим ВЦКП и соответствующим ИДП.
Любой запрос на информацию поступает прежде всего на ИДП. От государственных органов управления в соответствующий головной ИДП, а от низовых организаций - в ближайший территориально ИДП. Там, прежде всего, должны быть предусмотрены процедуры автоматической юридической проверки имеет ли данный абонент право на доступ к соответствующей информации.
Итак в системе накапливаются соответствующие заявки, автоматически определяется их приоритет, уточняются загрузки вычислительных центров, на которых они будут выполняться, составляются расписания выполнения этих заявок. После этого информационно-диспетчерский пункт дает команды на ВЦ когда и какие заявки на получение той или иной информации следует выполнять в первую очередь.
При этом для упрощения работы с каналами связи в самих ИДП должны создаваться дубликаты информационных массивов, к которым наиболее часто приходится обращаться. Причем, эти информационные массивы будут уже плавающими.
Например, в настоящее время мы ведем большое количество расчетов, вызванных составлением и реализацией государственной программы развития животноводства в нашей стране. В связи с этим очень большое количество разных органов, от райкомов партии до Совета Министров, запрашивают информацию, касающуюся животноводства.
Безусловно, при наличии вышеупомянутой системы такую информацию можно было бы получить прямо снизу, с мест по местным каналам связи. Но это будет делом трудным и потребует много времени. Поэтому на период составления этой программы ИДП может решить эту задачу простым способом, без загрузки каналов связи.
Используя различные транспортные средства /вертолетов, мотоциклов и пр./он может непосредственно с низовых предприятий получить соответствующие магнитные ленты и создать у себя дубликаты этих информационных массивов. Благодаря этому основная масса заявок на информацию может быть удовлетворена без непосредственного обращения к местным первичным информационным массивам.
После того, как эта задача будет решена в государственном масштабе эти массивы могут быть вычеркнуты и заменены новыми. Таким образом вторичные информационные массивы, созданные на ИДП в системе ОГАС будут "плавающими". Они все время будут приспосабливаться к тем условиям, которые в данный момент складываются в управлении экономикой. Тем самым хорошо решается и то противоречие, упомянутое выше, а именно, как изменить вторичные информационные массивы.
Допустим создается новый орган управления, новое министерство или меняются функции старых органов управления. Коль скоро появились новые задачи - необходимы новые информационные массивы. Заявка на эти вторичные информационные массивы поступает в сеть ИДП, т.е. в информационно-диспетчерскую службу.
ИДП определяет по каталогу, где эта информация в более подробном виде на местах находится, дают соответствующую команду, готовят информационные массивы по кускам /как правило, на предприятиях/, свозят их или получают по каналам связи и с помощью своих вычислительных мощностей объединяют эти массивы. За короткое время орган управления получает новую информационную базу.
Одновременно с этим решаются задачи актуализации, т.е. обновления этих массивов, чтобы они все время отражали действительное положение вещей, а также составляется план кто должен передавать информацию в новый орган управления или старый, но с изменившимися функциями.
Следующий - не менее важный вопрос - сжатие информации. По поводу сжатия информации для нужд управления на верхних уровнях в настоящее время написано очень большое количество работ. Многие пытаются решить какой информацией нужно обладать на верху, чтобы в иерархической системе хорошо управлять экономикой. По-моему мнению есть одно универсальное решение этого вопроса. Оно состоит в следующем.
Самое эффективное сжатие информации - это варианты проектов решений по данному вопросу. И по существу традиционные системы управления, которые сейчас имеются в экономике работают именно по этому принципу. Если, скажем, Совету Министров или любому другому органу управления нужно подготовить решение по какому-то вопросу, например, по проблеме Байкала, то первое, что делается - дается поручение. В Совете Министров сначала определяют, кто имеет отношение к данной проблеме.
Когда такой круг лиц и организаций определен, дается поручение: таким-то в такой-то срок подготовить предложения и проект решения по этому вопросу. И указывается головной, ответственный за выполнение этого поручения.
Вот это, собственно и есть самая пока что лучшая сжатая информация. Но она готовится людьми и в этом случае дается лишь один вариант решения. Если же разрабатывается несколько вариантов, то, как правило, не делаются оценки по многочисленным параметрам. Люди просто не успевают этого сделать.
Поэтому в условиях автоматизированного управления соответствующие поручения должны даваться не организациям /можно, конечно и организациям/, а прежде всего - ВЦ.
Таким образом, для эффективного управления информацией в нашей стране должна быть создана временная конфигурация ВЦ и организована их совместная работа над проблемой. Естественно, что это будет делаться в человеко-машинном режиме. За пульты центральных ВЦ /в будущем такие пульты могут быть установлены не обязательно в центральных организациях/, садятся соответствующие люди, обладающие не формальными знаниями по данному вопросу. Все формализованные вычисления делаются ВЦ.
Поскольку эти ВЦ принадлежат различным ведомствам и у них разные планы загрузки по своим собственным задачам, то, следова-тельно, кто-то должен организовать их работу, сказать, что вот сегодня, в данную секунду, минуту этому центру считать то-то, передавать информацию туда-то и т.д. Именно эту задачу и должна на себя взять сеть ИДП в ОГАС. В этом и состоит его главная межведомственная роль.
Таким же способом можно организовать конфигурации ВЦ для решения низовых задач, скажем, для согласования расписаний, для синхронизации работы поставщиков и потребителей. Для этого ВЦ предприятий связываются между собой и организовывают эту работу.
Здесь могут иметь место два момента. Первый - когда задачи, которые решаются, требуют сравнительно небольшого объема передаваемой' друг другу информации, не требуют больших вычислительных мощностей и могут быть выполнимы низовыми ВЦ. В таком случае конфигурация ВЦ основывается на принципах телеграфной связи: низовой ВЦ что-то посчитал, послал соответствующую информацию в виде телеграммы. Она принимается каким-то ВЦ. Тот через два-три часа посчитал свою задачу и послал телеграмму в другой ВЦ /под управлением сети ИДП/ и т.д.
И второй момент. Как показывает практика, существуют задачи /мы их видим уже сейчас и они, кстати сказать, являются наиболее важными для получения ощутимого экономического эффекта/, с огромными информационными потоками, которые при любых разумных требованиях к развитию систем связи не могут быть удовлетворены местными каналами связи, потому что сами предприятия, как правило, будут подсоединяться к своим ИДП по каналам связи от 1200 - 9600 ботт.
Таким образом, в пределах одного телефонного канала, в зависимости от типа применяемого модема, будет та или иная пропускная способность. Вот эти то пропускные способности и являются недостаточными для решения многих задач, наиболее эффективных с точки зрения улучшения управления экономикой.
Как же в таком случае нужно построить нашу систему? Для этого можно предложить следующий режим решения задачи. Для решения этих межведомственных задач на ВЦКП и ИДП выделяется необходимое время. Затем на соответствующий информационно-диспетчерский пункт, на определенное время вызываются люди из ВЦ, расположенных на территории, подведомственной этому ИДП со своими магнитными лентами, дисками, программами, после этого начинается решение задачи с использованием огромных вычислительных мощностей, сосредоточенных в ВЦКП и ИДП, с одной стороны, и с огромными пропускными способностями каналов связи между ИДП.
Проведенный нами анализ показывает, что для решения целого ряда вот таких важнейших задач управления, необходимо чтобы все 200 главных ВЦ страны с ВЦКП и ИДП на них работали бы как один вычислительный комплекс.
Что это значит? Это значит, что соответствующая машина, находящаяся, например, в Киеве, может читать магнитные диски в Хабаровске и в то же время записывать на магнитную ленту информацию из Москвы. Вот с такими скоростями должны работать каналы связи, для того, чтобы решать самые сложные задачи управления межведомственного характера, чтобы в эти самые 1,5-2 раза ускорить темпы развития экономики.
Для выполнения этих задач необходим иной подход к общегосударственной системе передачи данных - ОГСПД. Сейчас ОГСПД вписывается в нынешние телефонные каналы, в то время, в принципе когда можно /и это уже делается в некоторых системах передачи данных/ обойдя каналообразующую аппаратуру, войти прямо в широкополосную часть каналов связи.
Напомню как сегодня строятся системы дальней связи. Имеется очень широкий канал, по которому можно пропускать многие мегагерцы. Это - кабельная линия, или радиорелейная линия, спутниковая связь, С помощью специальных полосовых фильтров аналоговой аппаратуры нарезывается спектр из отдельных кусочков размером 3000 гц, которые по одному физическому каналу передаются параллельно, скажем, 10000 телефонных разговоров. Так вот, современная тенденция в ОГСПД состоит в том, чтобы через эту каналообразную аппаратуру, через модемы проникнуть с алфавитно-цифровой информацией в каналы связи.
Но можно сделать и иначе: построить широкополосный модем и, минуя каналообразующую аппаратуру, занять сразу весь канал. Так делается в случае передачи по этим каналам телевизионных программ. Правда, там часть полосы отделяется для телевизионных передач, а часть для телефонных разговоров.
В принципе же можно, не используя специальные каналы, занять всю телевизионную полосу. Для этого необходимо: во-первых, чтобы расчеты делались в то время, когда нет телепередачи /такое время есть - поздняя ночь, раннее утро/ и, во-вторых, иметь широкополосные модемы.
Таким образом возникает еще одно требование к технической базе ОГАСа - ЕГСВЦ, а именно: программная совместимость вычислительных мощностей на ИДП в ВЦКП с вычислительными мощностями у абонентов. Почему? Потому, что если абонентов с их лентами, дисками и пр. будут приглашать в такой режим работы на ВЦ, то необходимо, чтобы их программы могли идти на машинах данного ВЦ.
Если эта проблема будет решена, то у информационно-диспетчерской службы появится возможность выполнять и другие функции, например, аварийное резервирование. Так, в случае, если те или иные вычислительные мощности на предприятии по каким-либо причинам выйдут из строя, то решение наиболее ответственных для этого предприятия задач временно сможет взять на себя ВЦКП или ИДП. То же самое можно сказать и о снятии пиковых нагрузок в вычислительных мощностях.
Если на заводе возникает перегрузка ВЦ, то он может временно воспользоваться вычислительным центром коллективного пользования или ИДП, передавая туда часть информации и решая там свои задачи. Кстати, эта сеть должна обладать правом юридическим перераспределения нагрузок. Т.е. в том случае, если центр ИДП и ВЦКП в настоящее время перегружен, а где-то на территории Советского Союза имеется ведомственный ВЦ, недогруженный в данный момент, то соответствующая служба должна иметь право перераспределять нагрузку, естественно, с последующими взаимными финансовыми расчетами за использование машинного времени. Как это делается в настоящее время для системы электростанций.