Благословение луны (биркат hа-левана)

Ежемесячно, с появлением новой луны, еврей произносит особое благословение, которое с течением времени приняло праздничный характер, так как еврейский календарь сохраняет теснейшую связь с фазами луны; к тому же хазал* видели в обновлении луны символ и намек на особую судьбу нашего народа, перенесшего всевозможные муки и страдания на протяжении своей истории и всякий раз восстанавливавшего свои силы. Идея эта нашла свое отражение в следующем благословении.

"А луне Он повелел обновляться; она венец, краса для тех, которых Он лелеял с самого рождения, ибо и они когда-нибудь обновятся, подобно ей, чтобы превозносить своего Создателя во имя Его славного царствия. Благословен Ты, Господи, обновляющий месяцы".

Текст благословения луны имеется уже в Талмуде* в трактате Сангедрин и, с некоторыми изменениями, - в трактате Софрим. Луну благословляют с наступлением темноты, при свете луны, стоя вне помещения. Чтобы придать благословению более праздничный характер, принято произносить его на исходе Субботы или праздников. Поздние законодатели требовали благословлять до половины месяца, ибо после этого луна уменьшается. Не благословляют месяц Тишри* до исхода Судного Дня*, а месяц Ав* — до исхода Девятого Ава (Тиш'а бе-Ав)*. В более поздний период расширен был текст благословения, и весь ритуал был окутан ореолом мистики. Был прибавлен отрывок: "Давид, царь Израиля, жив и сущ". Включение этого отрывка связано со сказанным в трактате РгШ.: "Сказал р. Иегуда hа-Наси* р. Хие: Иди в Эйн Тав (в Галилее) и освяти месяц, и пришли мне знак, что совершено: "Давид, царь Израиля, жив и сущ". Ибо р. Иегуда hа-Наси опасался освящать месяц публично, что было запрещено властями. Со временем этот отрывок был включен в ритуал освящения луны, и в строке "Давид, царь Израиля..." видели выражение надежды на избавление и воссоздание царства дома Давида.

Благословение месяца завершают чтением молитвы "Мы должны славить Владыку всего...", чтобы никто не мог подумать, будто мы поклоняемся луне.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ МЕСЯЦА (Биркат hа-ходеш)

В последнюю субботу уходящего месяца в синагоге после чтения Торы благословляют грядущий месяц и объявляют день начала нового месяца. Определение первого дня месяца, или освящение месяца, было одной из важных функций Синедриона*. В трактате Софрим описан обряд освящения месяца в период Синедриона. С введением постоянного календаря (в 4120 г. по еврейскому летосчислению, ок. 3.0 г. н. э.) стали объявлять в синагогах о наступлении нового месяца в последнюю субботу уходящего месяца. Предполагают, что обычай Б.М. и объявления о нем восходит к эпохе гаонов*.

По обычаю, принятому в наше время, перед Б.М. произносят молитву: "Да будет воля Твоя обновить нам этот месяц, на благо и благословение...". Кантор объявляет о дате новолуния в наступающем месяце и произносит: "Тот, Кто творил чудеса отцам нашим... и скажем: Амен!" Затем он берет в руки Тору и провозглашает: "Начало месяца (такого-то) наступит в день (такой-то), на благо нам и всему Израилю". Затем все общество произносит молитву "Обновит его Святой, благословен Он...".

БЛАГОСЛОВЕНИЕ НАД ХЛЕБОМ (hа-моци лехем мин hа-арец)

В нем десять слов, что соответствует десяти словам Писания: "Выращивающий траву скоту, зелень человеку, чтобы произрастить хлеб из земли" (Пс. CIV, 14), и десяти повелениям, относящимся к хлебным злакам (как, напр.: нельзя сеять смешанно определенные злаки; обязанность оставлять часть урожая для бедных - закон "десятины", и пр.). Текст этого благословения приводится в Мишне*.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ НАСЛАЖДАЮЩИХСЯ (Бирхот hа-неhенин)

Полагается благословлять до и после еды или питья, и уже в книге пророка Шмуэля (I Сам. IX, 13) мы находим упоминание об этом. Так сказали хазал*: "Не должен человек пользоваться благами мира, не благословив, и всякий, кто пользуется ими без Б., вероломно использовал дары Неба" (Бр. XXXV).

Как благословляют? За хлеб: "Благословен Ты, Господь,...производящий хлеб из земли"; за плоды земные: "Благословен... творящий плоды земли"; за плоды древесные: "Благословен... творящий плод древесный"; за вино: "Благословен... творящий плод виноградный" (Бр. VI). Благословляют также за прочие напитки: "Благословен... за то, что все делается по слову Его"; за ароматы и т. д.

Б. после легкой закуски и питья гласит: "Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, сотворивший жизнь и все необходимое для неё, и за все, что Ты сотворил для поддержания жизни всего живого. Благословен Тот, Кто оживляет мир".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: