Основные типы речемыслительного навыка

В принципе, можно условно разделить речемыслительный навык на три типа навыков: речевые, языковые и мыслительные. Среди речевых навыков можно выделить лексико-фразеологические, синтаксические и стилистические навыки. Речевые навыки различаются по роли, выполняемой в письменной речи. Можно говорить о ведущей роли лексико-фразеологических и стилистических навыков, без которых речь немыслима.

 Стилистические навыки являются самыми сложными образованиями. Система стилистических навыков включает в себя индивидуальные особенности использования языковых средств в русле определенного функционального стиля речи, использование средств, с помощью которых создается архитектоника текста, различного рода отклонения от норм стилистики (в частности, злоупотребление архаизмами, жаргонизмами, неологизмами, многословие, неоправданные повторы, немотивированное сочетание в изложении элементов и структур, которые различаются по стилевой окраске). Что касается синтаксических навыков, то по выполняемой ими роли в письменной речи, их можно (в меньшей степени) отнести и к языковым навыкам.

Орфографические и пунктуационные навыки относятся к языковым навыкам. Они представляют собой вторичные образования, связанные именно с письмом, и сами по себе существовать не могут. Их можно условно назвать “техническими” навыками письменной речи.

К мыслительным навыкам относятся навыки восприятия, мышления, памяти. Ими характеризуется способ познания действительности, присущий человеку и обусловленный его психикой. Определенные свойства этих навыков отражаются в смысловых структурах текста (например, навыки логического мышления отражаются в особенностях логических структур изложения, в предпочтительном использовании тех или иных типов умозаключений, доказательств в определенных логических нарушениях).

Речевые, языковые и мыслительные навыки, как свойства личности, выражают те особенности психики человека, которые участвовали в формировании того или иного навыка. В совокупности, они и составляют речемыслительный навык любого человека.

Объект автороведческого исследования – текст.

Речемыслительный навык находит отражение в различных текстах: устных, рукописных, печатных. В связи с этим, объектом автороведческого анализа, т.е. тем материалом, в котором проявляются особенности навыка, является текст.

В семантическом плане текст документа – это определенным образом организованная система языковых знаков, все элементы которой находятся в тесном взаимодействии, служащая средством передачи информации другому лицу или группе лиц.

В лингвистическом плане под текстом документа можно понимать совокупность предложений, связанных единством смысла.

В тексте содержится два вида информации: основная – о предмете изложения (им может быть как внешний предмет, так и субъект – в том случае, когда объектом познания становится сам познающий субъект), дополнительная – о самом познающем субъекте, его особенностях. В основной информации могут содержатся сведения о личности автора (в частности, о его половой принадлежности) и о тех предметах, явлениях, лицах, с которыми он взаимодействовал (прямо или косвенно) и которые отобразились в его сознании. Такая информация выделяется в исследуемом тексте на основе анализа смысловых (тематических) структур.

Дополнительная информация – это сведения о субъекте высказывания, которые могут быть установлены на основе анализа языковых (синтаксических, орфографических, лексико-фразеологических, стилистических, пунктуационных), текстологических, а также психолингвистических структур, содержащихся в исследуемом тексте. Разумеется, тематические, текстологические и психолингвистические структуры также выражаются языковыми средствами, как и языковые структуры, но их организация регулируется, в основном, не нормами языка, а иными факторами, в основном, социально-психологического характера (определенными этическими, эстетическими и другими нормами, принятыми в данном человеческом коллективе). Для доказательства истинности или ложности выделенной в тексте основной и дополнительной информации необходимо проведение комплексного автороведческого исследования письменной речи автора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: