Священное Писание (китвей hа-кодеш)

Священному Писанию (Библии) дано было множество собирательных имен:

1. Микра, то есть чтение, так как существовал обычай зачитывать перед народом главы из СП. в субботние и праздничные дни. В Мишне* появляется название "Микра", как отличающее СП. от Мишны и от Мидраша —Устной Торы.

2. Книги - по написанному: "...Даниэль искал по книгам..." (Дан. IX, 2).

3. Термин С. П. многократно употребляется в Мишне и Талмуде* как противопоставление "светским писаниям".

4. Катув (написанное), что соответствует термину "Микра".

5. Тора, Невиим у-Хтувим (Тора, Пророки и Писания) и отсюда общепринятое сокращение - Танах.

ВТалмуде книги Пророков и Писания называются иногда "Каббала"*. В эпоху Талмуда принято было также называть книги Библии "Каф далет сфарим" ("Двадцать четыре книги"), и говорили, что каждый мудрец должен быть знатоком "Двадцати четырех книг". Самым распространенным названием было -"Танах".

В разных изданиях С.П., появившихся в печати, принят следующий порядок: пять книг Торы, четыре книги первых Пророков, три книги поздних Пророков; двенадцать книг Малых пророков, сведенные в одну в период Бен-Сиры; одиннадцать книг Писаний: Псалмы, Притчи, Иов, Песнь Песней, Рут, Эйха (Плач), Экклезиаст (книга Когелет), Эстер, Даниэль, Эзра и Нехемья (одна книга) и Хроники.

С возвращением из Вавилона и возобновлением службы в Храме мудрецы приступили к сбору и оформлению всего литературного богатства, которое скопилось с древности в Эрец Исраэль и в Вавилоне. Народ верил в то, что все несчастья и поражения свалились на него за то, что оставил он Тору Господа, не прислушивался к гласу пророков. Вера эта пробудила стремление собрать все С.П. и все пророческие речи со времен Первого Храма, которые уцелели. Со времен Эзры и до Хасмонеев занимались розысками и разбором старинных свитков. Эзра и его суд и Мужи Великого Собрания сравнили разные тексты СП. и окончательно установили текст Танаха. Так был сохранен этот духовный клад, основная Святая Книга веры евреев, а позднее — большинства человечества. К обязанности богопочитания добавилась обязанность изучения Торы. Не священник — пастырь народа, а Книга, включающая в себя установления веры, законы, общественные нормы и высшую мораль. От нее -моральная и интеллектуальная мощь еврейского народа, которая стала отличительной чертой нашей нации.

САВОРАИМ

Дословно — объясняющие. С окончанием составления Талмуда* временно иссяк источник духовного творчества. Нельзя уже было интерпретировать Мишну* заново, так как было принято всеми и считалось фактом, что Талмуд разъяснил и окончательно сформулировал все законы Мишны. Но затем возникла необходимость объяснения разных мест Талмуда и обработки его стиля. Этим занимались в VI веке мудрецы, пришедшие после амораим*. Их называли С. — объясняющие. С. имеют такое же отношение к Талмуду, как книжники после Эзры* - к Библии: они сравнивали формулировки, собирали версии, а иногда и добавляли к тексту Талмуда свои соображения. Именно С. окончательно завершили запись Устной Торы и подготовили почву для изучения Талмуда будущими поколениями.

Об отдельных С. и их деятельности источники сохранили очень мало материала. Эта деятельность началась в разгар волнений в царствование Кавада (488-531 гг.) и продолжалась в более спокойные времена в царствование Хосрова Ануширвана (531—578 гг.). Их труд был завершен в середине VI века. Ешивы* Суры и Пумбедиты часто закрывались и открывались в зависимости от политического положения Вавилонии. Главы ешив и их ученики занимались, главным образом, как уже сказано, сравнением текстов Талмуда и установлением точной редакции. Величайшими из С. VI века были, согласно традиции: глава ешивы Пумбедиты, рав Йоси, который участвовал под руководством Равины, последнего из амораим, в окончательной редакции Талмуда; р. Эйна в Суре и р. Симона в Пумбедите. Во время беспорядков в царствование Гормиза IV (579— 590 гг.) вновь закрылись ешивы, и С. кочевали с места на место. В это время возникла временная ешива в Пируз-Шаворе, неподалеку от Пумбедиты. С восстановлением порядка в стране возобновилась учеба в ешивах Суры и Пумбедиты, но к этому времени завершилась, по-видимому, окончательная редакция Талмуда.

СЕДАЛИЩНАЯ ЖИЛА (Гид hа-наше)

Жила, расположенная у бедреного сустава крупного и мелкого рогатого скота, которую еврею запрещено употреблять в пищу. Заповедь эта восходит к Первой книге Торы (Быт. XXXII), в которой содержится эпизод борьбы Яакова с ангелом после перехода Яакова через реку Ябок. Яаков боролся с ангелом всю ночь до восхода, и ангел, не будучи в силах одолеть его, дотронулся до бедра его (до жилы) и вывихнул его. "Посему сыны Израилевы не едят жилы, которая у сустава бедра..." (Быт. XXXII, 33). В эпизоде этом видели мудрецы намек на то, что не пропадет Израиль в галуте*; хотя придется перенести ему многие несчастья от рук потомков Эсава*, потомки Израиля и имя их не исчезнут: придет Избавитель и избавит их от гонителей. (Ангел, который не мог одолеть Яакова, считается, по преданию, покровителем Эсава.)

СЕЙДЕР hа-АВОДА

Порядок жертвоприношений в Храме. Так же называется и порядок богослужения в Йом Кипур*. С. А., который читают в молитве Йом Кипур, - это описание службы первосвященника в Йом Кипур в Храме. В наше время С.А. произносят только в молитве "Мусаф", но прежде он входил в молитвы "Шахарит" и "Минха".

Молящиеся читают С.А. с большим волнением, на особую мелодию, и эта молитва считается одной из важнейших в Йом Кипур.

СЕМЬ (Шив'а)

Число "семь" часто встречается в Торе*, в Талмуде* и в каббалистических книгах. В Торе сказано: "И завершил Бог к седьмому дню дело Свое, которое делал, и почил в день седьмой от всей работы Своей, которую делал. И благословил Бог день седьмой, и освятил его, ибо в этот день почил Он от всего творения Своего, которое Он совершил, созидая" (Быт. II, 2—3). Отсюда С. дней в неделе; сыны Израилевы обходили С. раз вокруг стен Иерихо; С. свечей у светильника, седьмой год — "шмита"*.

В Талмуде приводится множество сказаний, в которых фигурирует число С: С. предметов скрыты от людей, С. творений созданы были до сотворения мира, и проч.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: