Государственный долг: его причины и источники

ТЕМА 17: БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Дефицит государственного бюджета (2)

2. Государственный долг: его причины и источники. (7)

3. Количественная оценка государственного долга. Экономические последствия государственного долга. (10)

4. Задания (13)

5. Литература (19)


1. Д ефицит государственного бюджета.

Наиболее оптимальной ситуацией для государственного бюджета любой страны является примерное равенство доходной и расходной стороны бюджета. Однако, в реальной действительности такое встречается редко. Обычно расходы государства превышают его доходы. В этом случае формируется дефицит государственного бюджета.

Дефицит государственного бюджета – это сумма, на которую расходы государственного бюджета в данном году превосходят его доходы.

При любом способе покрытия дефицита государственного бюджета в экономике страны нарастают инфляционные явления.

Способы покрытия дефицита государственного бюджета:

1. Денежная эмиссия. Сегодня встречается крайне редко, т.к. ведет к прямому и резкому ускорению темпов инфляции. В результате эмиссии происходит увеличение денежной массы и, следовательно, увеличение разрыва между инфляционным спросом и предложением.

2. Регулярные займы правительства в Центральном банке страны. В этом случае инфляция все равно неизбежна, хотя и протекает несколько медленнее и в более цивилизованных формах. Например, правительство одолжило в Центральном банке какую-то сумму, обязавшись вернуть ее с процентами и полностью выполнило свое обещание. Расплатившись с Центральным банком, оно вновь обращается к нему за кредитом и повторяет эту операцию из года в год. Несмотря на то, что деньги время от времени возвращаются в Центральный банк заметно постепенное инфляционное разбухание денежной массы.

3. Правительство размещает свои долговые обязательства где угодно, кроме Центрального банка своей страны. Подобное встречается там, где Центральные банки независимы от исполнительной власти, наделены большими правами и ответственностью за не инфляционное развитие экономики. Они отказывают на просьбы правительства и дают ему кредиты только в исключительных, специально оговоренных законом, случаях. Здесь правительство может выпускать займы, т.е. брать в долг деньги у своих и иностранных граждан, корпораций, коммерческих банков, фондов и т.д. вручая обладателям сбережений свои долговые расписки государство забирает денежные ресурсы, которые могли бы стать инвестиционными. При таком способе покрытия бюджетного дефицита инвестиционный спрос удовлетворяется неполностью. Уменьшение инвестиционного спроса ведет к торможению экономического развития, что усугубляет инфляционное неравновесие рынков.

Очевидно, что в третьем варианте покрытия дефицита государственного бюджета возникает проблема государственного долга, как внешнего, так и внутреннего.

Дефицит государственного бюджета появляется каждый раз, когда государственные расходы, равные сумме государственных закупок, трансфертных платежей и процентных выплат по государственному долгу, превосходят налоговые поступления: Def=GP+GT+ND-T

Def –  дефицит государственного бюджета.

GP – государственные закупки.

GT – трансфертные платежи.

ND – выплаты по государственному долгу.

T – налоговые поступления.

Дефицит госбюджета можно ликвидировать двумя способами:

1. Увеличить доходы

2. Снизить расходы.

В реальности обычно используется оба способа одновременно.

Традиционная точка зрения на проблему дефицита государственного бюджета опирается на то, что, механизм рыночной экономики эффективнее всего работает тогда, когда государству удается добиться равенства своих доходов и расходов. Сегодня эти взгляды несколько изменились.

Подходы к формированию государственного бюджета:

1. Ежегодное балансирование бюджета, т.е. государственный бюджет каждый год должен сводиться без дефицита всеми возможными способами. Эта концепция была широко распространена до начала 30-х годов XX века. Однако «Великая депрессия 30-х годов» показала, что четкая реализация этого принципа часто приводит только к углублению кризиса. Так, например, в условиях зарождения кризиса обычно наблюдается падение объемов производства, а отсюда – снижение налоговых поступлений в бюджет. Для обязательного балансирования бюджета увеличиваются ставки налогов и это приводит к еще большему снижению объемов производства. В результате кризис усиливается еще больше. Очевидно, что такое состояние государственного бюджета исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую и стабилизирующую направленность.

Например, экономика находится в состоянии спада. Доходы населения падают. При таких условиях налоговые поступления автоматически сокращаются. Стремясь сбалансировать бюджет правительство должно: либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо и то и другое вместе. Однако, следствием всех этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса. Поэтому после Второй мировой войны формируется новая концепция решения проблем бюджетного дефицита.

2. Бюджет, балансируемый на циклической основе (балансирование бюджета за 8-10 лет). Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие на экономику и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Первые 2-3 года, когда экономика находится на подъеме, можно устанавливать высокие налоги, сводя бюджет с положительным результатом (сальдо). В последующие 2-3 года, когда начинается постепенное снижение объемов производства, можно уменьшить налоги и свести бюджет с результатом близким к нулю (доходы равны расходам). В последние 2-3 года, когда экономика находится в кризисе, налоги необходимо снизить и свести бюджет с дефицитом. В целом за 8-10 лет будет достигнут баланс доходов и расходов государственного бюджета. Таким образом правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не каждый год, а за ряд лет.

Особая проблема, возникающая в данном случае состоит в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности.

Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появление большого дефицита в период спада в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания.

3. Функциональные финансы. Правительство не должно серьезно беспокоить наличие бюджетного дефицита. В первую очередь оно должно заниматься обеспечением высоких темпов роста национальной экономики. Достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом.

Таким образом, сбалансированность бюджета в данной концепции является второстепенной проблемой. Это происходит потому, что:

1. Правительство имеет определенные права в установлении налогов и создании денег и, следовательно, имеет практически безграничную возможность его финансировать.

2. Налоговые поступления в государственный бюджет автоматически возрастают по мере экономического роста и процветания, а макроэкономическая сбалансированность стимулирует этот рост, следовательно, дефицит бюджета будет автоматически самоликвидироваться.

3. Проблемы, порождаемые значительным государственным долгом, не столь обременительны для нормально развивающейся экономики.

В реальной действительности в настоящее время основные развитые страны на 80% придерживаются второй концепции.




Государственный долг: его причины и источники.

 

С понятием дефицита государственного бюджета тесно связано понятие государственного долга. Увеличение государственного долга является одним из способов ликвидации бюджетного дефицита. Поэтому государственный долг определяют как накопленный бюджетный дефицит.

Государственный долг (национальный долг) – общая накопленная сумма всех положительных сальдо (профицитов) бюджетов правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, т.к.:

1. Государственный займ важнейший источник покрытия бюджетного дефицита.

2. Определить, насколько опасен размер дефицита бюджета невозможно без анализа величины государственного долга; с другой стороны – для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.

Причины возникновения государственного долга:

1. Чрезмерные военные и прочие расходы. Имеются три возможности финансирования этих расходов: увеличение налогов; эмиссия денег; дефицитное финансирование. Финансирование за счет налогов может привести к их росту до такого уровня, который подорвет стимулы к труду. Печатание и расходование дополнительной массы денег создает сильное инфляционное давление. Следовательно, большая часть государственных расходов финансируется за счет продажи населению облигаций государственного займа.

2. Экономические спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, налоговые поступления автоматически сокращаются и имеют тенденцию вызывать дефициты.

3. Сокращение налогов. Значительное сокращение налогов без соответствующих изменений в величине государственных расходов создает структурный дефицит бюджета.

Выделяют 2 основных вида государственного долга: внутренний и внешний.

Внутренний долг представляет собой накопленную сумму задолженности правительства юридическим или физическим лицам своей страны. Оформляется государственный долг обычно с помощью облигаций, по которым государство выплачивает фиксированный доход в течение срока их обращения. Этот доход выплачивается из средств бюджета, т.е. из налогов. Нарастание внутреннего долга не опасно для экономики, т.к. не происходит утечки товаров и услуг при его погашении. Однако внешний долг приводит к возникновению определенных изменений в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны. Это объясняется тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.

Внешний долг – это долг государства перед иностранными юридическими, физическими лицами, государствами и международными организациями. Последствия существования внешнего долга достаточно серьезны, так как для его выплаты необходимо перемещать часть национального богатства за пределы страны, т.к. необходимо оплачивать проценты по долгу и сам долг.

Если платежи по внешнему долгу составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны (20-30%), то привлекать новые займы из-за рубежа становится достаточно сложно. Наша страна уже подходит к этой цифре.

Способы погашения внешнего долга:

1. Традиционный путь – выплата налогов за счет золотовалютных резервов, однако этот вариант малопривлекателен, тем более что резервы часто очень ограничены.

2. Консолидация внешнего долга, т.е. превращение краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную. Она возможна только с согласия кредиторов.

3. В некоторых странах практикуется сокращение размеров внешнего долга путем конверсии – превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, права участи в капитале.

На наш взгляд третий вариант погашения государственного долга для нашей страны наиболее приемлем, т.к. одновременно, таким образом, был бы увеличен приток иностранных инвестиций в экономику страны и значительно сократилось бы бремя государственного долга.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: