Отношения с союзниками. Конференция в Тегеране

   Пользуясь тем, что основные силы Германии были заняты на Восточном фронте, весной 1943 г. войска союзников вытеснили германо-итальянские войска из Северной Африки и начали наступление на территорию Италии.

Действия Великобритании и США, армии которых в 1942- 1943 гг. сковывали не более 3% сухопутных войск Германии, вызывали растущее недовольство в Москве. Бесспорно, что союзники оказывали СССР помощь, в частности осуществляя поставки по ленд-лизу. К примеру, каждый десятый самолёт в Красной армии был иностранного производства. Большую роль сыграло снабжение Советского Союза автотранспортом, снаряжением и продовольствием. В то же время в целом подобные поставки составляли не более 4% общего объёма производства в СССР. При этом график поставок нередко срывался. Обязательства открытия второго фронта в 1942 и 1943 гг., которые не раз давал У. Черчилль, не выполнялись. У советского руководства возникли подозрения, что союзники делают ставку на взаимное истощение СССР и Германии, с тем чтобы потом продиктовать им собственные условия мира.

В преодолении возникшего отчуждения важное значение имела конференция с участием И.В. Сталина, президента США Ф. Рузвельта и премьер-министра Великобритании У. Черчилля в Тегеране, состоявшаяся 28 ноября 1943 г., на которой удалось согласовать сроки открытия второго фронта в Западной Европе — не позднее 1 мая 1944 г.

Состоялось также обсуждение послевоенного политического устройства мира. Подтверждалась решимость союзников настаивать на безоговорочной капитуляции Германии. Союзники пришли к соглашению о расширении территории Польского государства на западе и определении его восточной границы с учётом того, что Западная Украина и Западная Белоруссия останутся в составе СССР. Договорились также о предоставлении Советскому Союзу незамерзающих портов Балтийского моря — Кёнигсберга (Калининграда) и Мемеля (Клайпеды).

4. Идеология, культура и война.

Жестокая схватка советского народа с фашизмом оказалась в центре внимания ведущих деятелей отечественной культуры.

Достоянием массовой аудитории стали искусство плаката, художественное и документальное кино, публицистика и песня. Эти произведения быстро тиражировались и приобретали невиданную популярность. Огромную эмоциональную силу излучал плакат художника И.М. Тоидзе «Родина-мать зовет!».

Созданные художниками Кукрыниксами (М.В. Куприяновым, П.Н. Крыловым и Н.А. Соколовым), а также Б.Е. Ефимовым, Н.Э. Радловым плакаты и гротескные карикатуры, персонажами которых были гитлеровские главари, оказались мощным пропагандистским средством, разоблачавшим идеологию фашизма. Традицию «Окон РОСТа» продолжали ежедневные выпуски «Окон ТАСС» — плакатов с подписями на злобу дня, выполненных известными поэтами и публицистами. Как правило, плакаты выставлялись в уличных витринах.

Родина-мать зовет! Художник И. М. Тоидзе

О положении на фронте население узнавало по радио. На улицах и в общественных местах были установлены репродукторы.

Люди с замиранием сердца вслушивались в фронтовые сводки, голос диктора Всесоюзного радио Ю.Б. Левитана стал самым известным в стране. Около 2 тыс. статей опубликовал за годы войны в «Красной звезде», во фронтовых газетах, в других средствах массовой информации И.Г. Эренбург.

Многие известные литераторы работали военными корреспондентами. Стихотворные истории А. Т. Твардовского про смелого и удалого солдата Василия Тёркина со временем превратились в одно из лучших произведений советской литературы, воспевших подвиг рядового солдата Великой Отечественной войны, — «Книгу про бойца».

«Сталинградские очерки» корреспондента газеты «Красная звезда» писателя В.С. Гроссмана создавались в дни героической обороны города и воссоздавали суровые будни мужественных защитников Сталинграда. Невиданной популярностью пользовалась лирика К.М. Симонова.

Песня «Священная война» (стихи В.И. Лебедева-Кумача, музыка А.В. Александрова) оказалась созвучной нравственному настрою советских людей. Слова этой песни, исполненной в первые дни войны, потрясли своей пронзительной душевной энергией.

Символом стойкости родного города стала для ленинградцев Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича, исполненная 9 августа 1942 г. в блокадном Ленинграде.

Выдающиеся музыканты С.Т. Рихтер и М.В. Юдина, солисты Большого, Кировского и других оперных театров страны давали концерты в воинских частях и госпиталях. На встречи с бойцами выезжали симфонические оркестры, камерные коллективы, ансамбли песни и пляски и народного танца.

Песенное творчество оказалось особенно притягательным для советских воинов. Всенародной любовью пользовались Л. О. Утёсов, К.И. Шульженко, Л.А. Русланова, И.Д. Юрьева — талантливые исполнители народных песен и песен, созданных уже в советское время.

События на передовой и в тылу старались запечатлеть на фотоплёнку многие известные фотокорреспонденты. С риском для жизни они добывали материалы, сохранившие до наших дней подлинные свидетельства событий тех суровых лет.

В военных условиях в большинстве городов страны театры продолжали свою работу. Московский театр имени Евг. Вахтангова представил зрителям в 1942 г. пьесы «Фронт» А.Е. Корнейчука и «Русские люди» К.М. Симонова.

Самая массовая аудитория была у кино. Фильмы широко демонстрировались и на фронте, и в тылу. Высоким патриотическим пафосом наполнены фильмы «Секретарь райкома» (реж. И.А. Пырьев), «Она защищает Родину» (реж. Ф.М. Эрмлер), «Парень из нашего города» (реж. А.Б. Столпер и Б.Г. Иванов) и др.

Искусство военных лет вселяло в советский народ уверенность в победе, звало его на подвиг во имя Родины.

5. Русская Православная Церковь в годы войны.

В разгар войны резко изменилось отношение властей к Русской Православной Церкви. Вера поддерживала и спасала многих в пору страшных физических и моральных лишений. Духовенство с первого дня войны призвало народ к защите Родины и безоговорочно поддержало государство в борьбе с фашизмом. Многие священнослужители активно участвовали в партизанском движении на оккупированной территории (особенно в Белоруссии). Церковные службы не прекращались по всей России, даже в храмах блокадного Ленинграда. Русская Православная Церковь на собранные народные пожертвования снарядила на фронт танковую колонну «Димитрий Донской» и самолёты эскадрильи «Александр Невский».

В 1943 г. власти позволили провести выборы патриарха. Им был избран митрополит Сергий (И.Н. Страгородский). В 1944 г. вышел первый номер «Журнала Московской патриархии». Тогда же было принято официальное решение о возобновлении богослужений в первых восстанавливаемых храмах. К концу войны на территории СССР действовало более 10 тыс. православных храмов и 75 монастырей.

Патриарх Сергий

 

Домашнее задание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: