Результаты приватизации

Особенности современной экономики России

 

План:

1. Экономические реформы в России

2. Экономический рост

3. Инвестиционный климат в современной России

4. Россия и мировая экономика

 

Экономические реформы в России

Россия после подписания «Беловежских соглашений» в декабре 1991 года де-юре становится независимым государством, с тяжелым наследством.

Повседневными явлениями стали пустые прилавки магазинов, бесконечные очереди. Социальная напряженность нарастала. Эту ситуацию иллюстрируют важнейшие экономические показатели СССР от начала Перестройки в СССР 1985 года и до распада СССР.

Единственным выходом из критического положения руководство России, во главе с президентом Б.Н. Ельциным, считало макроэкономическую стабилизацию - достижение баланса между платежеспособным спросом и предложением товаров, необходимость перехода к рыночной экономике казалась неизбежной. Частичные меры по «вживлению» элементов рынка в плановую экономику лишь усугубляли кризис. Ряд стран мира в 70-80-е годы XX века, проводили экономические реформы и добились определенных социально-экономических успехов, это:

· Великобритания — тэтчеризм (с 1979 г.)

· Германия, реформы в 1947-1948 годах, породившие «Немецкое экономическое чудо»

· Новая Зеландия — роджерномика (с 1984 г.)

· Польша, 1989 год, образец проведения экономических реформ. Идеолог Лешек Бальцерович, и др.

В основе реформ экономическая теория «Шоковой терапии» предусматривающая комплекс радикальных экономических реформ к которым относятся моментальная либерализация цен, сокращение денежной массы и приватизация убыточных государственных предприятий. Главным мировым идеологов теории является известный экономист Джеффри Сакс.

Не во всех странах реформы имели положительный эффект, в подавляющем большинстве случаев применение «шоковой терапии» приводило к катастрофическим последствиям, вплоть до государственных переворотов.

На проведение реформ оказывало давление мнение руководителей МВФ (Международного валютного фонда), которые считали, что для государств с переходной экономикой шоковая терапия является относительно быстрым и универсальным вариантом перехода к рыночным отношениям. Для России и других стран мира это также был весомый аргумент в пользу «Шоковой терапии» обусловленный позицией МВФ в части кредитования. В нашей стране основным проводником этой политики стал

Е.Т.Гайдар, получивший пост вице-премьера в новом правительстве, Министр экономики и финансов в ноябре 1991 –апреле 1992. 6 месяцев был и. о. председателя Правительства России. Он полагал, рынок без помощи государства создаст оптимальную структуру экономического развития.

В общественном сознании присутствовало ложное представление о недопустимости государственного вмешательства в экономиче­скую жизнь.

Однако серьезным специалистам в области экономи­ки было очевидно, что в условиях системных преобразований роль государства как организатора преобразований должна была бы, напротив, неуклонно возрастать.

Факторами, осложнявшими ре­формы, была дезинтеграция народно-хозяйственного комплекса бывшего СССР.

Программа стабилизации экономики состояла во введении свободной торговли, отпуске цен, приватизации государственной собственности.

С начала января 1992 г. цены на большинство това­ров были отпущены. С целью сбалансировать бюджет правитель­ство пошло на резкое сокращение важнейших государственных программ. Резко упало государственное финансирование армии, снизился до опасной черты государственный оборонный заказ, что поставило на грань краха наиболее наукоемкие производства. До крайне низкого уровня упали социальные расходы.

Безудержный рост цен и последовавшее за ним обнищание значительной части населения заставило весной 1992 г. пойти на повышение зарплаты в государственном секторе. Начался без­удержный рост инфляции.

Важным направлени­ем в структурной политике правительства стала приватизация (раз­государствление) промышленности, розничной торговли ~ сфе­ры обслуживания.

В результате приватизации уже в первый год в руки частных предпринимателей перешло более 110 тыс. промышленных предприятий, что привело к утрате государством ведущей роли в экономике страны.

Однако приватизация сама по себе, без продуманной структурной и инвестиционной политики, не могла привести к эффективности производства.

Политические цели доминировали над экономической це­лесообразностью. Власть стремилась к форсированному созданию класса собственников, который бы укрепил политический режим.

Именно поэтому за бесценок приватизировались предприятия и целые отрасли. Новый хозяин, не вложивший в приобретаемую собственность значительных средств, не был заинтересован в обновлении производства. Таким образом, приватизация не привлекла необходимых финансовых ресурсов для оздоровления экономики и экономического роста.

Приватизация не получила поддерж­ки народа. Символом равных возможностей в создании своего бизнеса по замыслу реформаторов, должен был стать приватизационный чек - ваучер, который каждый гражданин получал бесплатно и мог свободно им распорядиться.

Но в условиях обнищания и эко­номической безграмотности многие граждане либо продавали ва­учеры, либо поместили их в инвестиционные фонды, выдавав­шие в обмен на ваучер акции и обещавшие соответствующий до­ход. Государство практически не контролировало деятельность чековых инвестиционных компаний и фондов, а те перераспределяли на­циональное богатство.

Результаты приватизации

Спад производства и технологическое отставание приняли опасные размеры. Отечественные товаропро­изводители утратили контроль над 50 % национального рынка, который был занят дешевыми импортными товарами.

Вместо задуманной социальной модернизации общества, в ре­зультате которой было бы снято отчуждение личности от собствен­ности, приватизация привела к глубокому расколу общества.

Лишь ­5 % населения страны получили экономическую власть. Ведущее место среди них заняли представители бюрократического аппара­та, распоряжавшиеся приватизацией. По бросовым ценам скупи­ли богатства страны и представители «теневой» экономики» и кри­минала.

Снижение социальной защищенности граждан России приве­ло к серьезным демографическим последствиям в обществе. Убыль населения России достигает ныне около 1 млн. человек каждый год.

К 1996 г. объем промышленности сократился по сравнению с 1991 г. в два раза. Лишь продажа за рубеж сырья позволяла поддер­живать экономику и социальную устойчивость в стране.

Экономическая политика, проводившаяся в 1995—1998 годах, была в целом неудачной. Хотя темпы инфляции снизились, это не привело к росту инвестиций и запуску процесса модернизации экономики.

Государство, применяя сомнительные методы противодействия инфляции и превратившись в крупнейшего нарушителя финансовых обязательств, внесло большой вклад в поддержку высокого уровня недоверия в экономике, что сильно препятствовало инвестиционной активности.

Следствием применения завышенного курса рубля стало снижение конкурентоспособности отечественных производителей. Следствием чрезмерного снижения денежного предложения — бартеризация экономики, массовые неплатежи и т. п. явления.

Финансирование бюджетного дефицита за счёт заимствований на финансовых рынках также имело ряд негативных последствий для экономики.

В частности, высокая прибыльность операций с государственными ценными бумагами оттягивала финансовые ресурсы из реального сектора экономики в финансовый сектор. Ориентация расходов госбюджета на рефинансирование государственных ценных бумаг значительно сужала возможности государства по поддержанию социальной сферы и экономики страны.

Кроме того, резкий рост госдолга приводил к значительному увеличению рисков, связанных с колебаниями курсов ценных бумаг и курса российского рубля. А либерализация международных операций с валютой ослабляла защиту экономики страны от внешнего давления на российский рубль и от утечки капиталов.

Следствием проводившейся в 1995—1998 годах макроэкономической политики стали, в частности, спад производства и значительный отток капитала из страны.

В августе 1998 года был объявлено о дефолте по основным видам российских государственных обязательств и об отказе поддерживать курс рубля, что означало крах макроэкономической политики, проводившейся с 1992 года. Экономика получила тяжёлый удар, в частности, произошёл резкий спад производства и доходов населения, всплеск инфляции.

Произошёл также политический кризис: сменился состав правительства и руководства Центрального Банка России.

Спад, хотя и тяжёлый, был кратковременным и вскоре сменился масштабным экономическим ростом. В числе факторов перехода к росту были изменения в экономической политике властей, произошедшие после дефолта.

Кризис имел и положительные последствия. Сократился ввоз из-за рубежа импортных про­мышленных и продовольственных товаров, что способствовало росту отечественного производства.

Дополнительным благоприят­ным фактором стали установившиеся в этот период на мировом рынке высокие цены на нефть. Однако рост экономики остается неустойчивым и весьма противоречивым, во многом зависит от мировых цен на нефть, доходы подавляющей части населения продолжают оставаться крайне низкими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: