Дисциплина: ОП.11 Основы предпринимательства и управления в Образовательном учреждении
Преподаватель: Карасева Елена Геннадьевна
Группа: 132
Дата занятия по расписанию: 18 мая
Тема: ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ. Контроль как функция управления.
Количество часов: 2
Цели, задачи:
1. Формировать знания о функциях управления организацией, видах и формах различных функций управления организации (контроль).
2. Развивать умения частично-поисковой познавательной деятельности, продолжить формирование умений воспринимать и осмысливать знания в готовом виде, выделять главное, вести конспект.
3. Продолжить формирование ориентации студентов на высокий уровень профессиональной подготовки специалистов среднего звена, на культуру труда и межличностных отношений.
Способ коммуникации: взаимодействие по электронной почте
адрес flower.elen.ru@gmail.com
Сроки выполнения: c 18 по 22 мая
Теоретический блок
КОНТРОЛЬ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
В теории менеджмента функция контроля была выделена достаточно давно. Уже в первых работах, посвященных управлению, говорилось о том, что руководитель должен контролировать работника, определять эффективность его труда и по результатам контроля вознаграждать и корректировать дальнейшую деятельность организации (Ф.У.Тейлор, А.Файоль, Г.Эмерсон, Г.Форд и др.).
|
|
Изучение отечественной теории управления позволяет констатировать, что долгие годы функция контроля в нашей стране рассматривалась как ведущая. Большинство исследователей отмечали значимость, масштабность, всеобъемлемость контроля, и зачастую вся деятельность руководителя организации сводилась к реализации данной функции. Однако в последние годы контролю уделяется особое внимание и сегодня существуют различные точки зрения на его реализацию. Одни авторы высказывают резко негативное отношение к контролю, указывая на необходимость удаления его из процесса управления как неприемлемого при демократических, гуманистических основах менеджмента. Другие считают необходимым упразднить внешний контроль руководства и оставить самоконтроль, предполагающий возможность исполнителю работы определять степень достижения целей.
1. Сущность контроля
На сегодняшний день существуют несколько определений контроля:
управленческое действие, направленное на констатацию степени достижения целей, сравнение полученных результатов с ожидаемыми, определенными в планах. При этом выявление причин, их обусловивших, является предметом другого управленческого действия - анализа, а определение последующих шагов деятельности осуществляется в рамках регулирования, коррекции;
|
|
управленческое действие, в рамках которого выявляются и оцениваются результаты деятельности организации, анализируются причины, обусловившие их достижение, и определяются последующие корректирующие действия. Данное определение более широко рассматривает контроль, и именно его мы будет придерживаться при раскрытии содержания и механизма проведения контроля.
Задачи контроля:
1) определение критериев оценки контролируемых объектов;
2) выявление реальной ситуации в работе и ее сопоставление
с желаемой, запланированной;
3) анализ причин, обусловивших полученные результаты деятельности;
4) разработка и осуществление корректирующих процедур для дальнейшей деятельности организации.
Осуществление контроля в управлении обеспечивает:
· снижение неопределенности и обеспечение успешной адаптации организации к окружению в результате отслеживания изменений во внешней среде, определения степени востребованности продуктов деятельности организации и т.д.;
· обратную связь в управлении, выявление степени реализации целей деятельности в результате изучения состояния дел в организации;
· предотвращение сбоев, кризисов в работе путем создания системы постоянно действующего наблюдения за состоянием организации и окружения;
· стимулирование деятельности сотрудников, возможность их вознаграждения по результатам контроля.
2. Процесс контроля
Осуществление контроля в управлении предполагает реализацию следующих этапов.
Первый этап — определение стандартов деятельности, которая будет контролироваться.
Стандарт — модель, принимаемая за исходное для сопоставления с ней полученных результатов.
Стандарт определяется до фактического начала работы и предполагает установление: а) критериев, по которым будет оцениваться степень выполнения работы; б) временных рамок организации работы. В стандарте могут быть заданы количественные и качественные показатели, по которым будет оцениваться деятельность.
Помните, что в разработку стандарта деятельности необходимо включать членов организации. Это позволит повысить стремление сотрудников достичь общих целей организации, осознать необходимость координации своих действий с деятельностью коллег, их ответственность за выполнение работы.
Второй этап — выявление и измерение реального положения дел и сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами.
В процессе его осуществляется непосредственный сбор информации о состоянии объекта контроля. Для этого определяются методы контроля (наблюдение, беседа, тестирование, анализ документации и т.д.) и процедура его проведения. При выборе метода контроля следует исходить из особенностей контролируемого объекта.
После разработки процедуры контроля на данном этапе определяется степень соответствия полученных результатов заданным стандартам деятельности, отклонения от намеченных планов. При этом особое внимание следует уделить психологическим аспектам контроля.
Определяя процедуру контроля, необходимо предусмотреть возможность снятия моментов напряженности, нервозности. Прежде всего необходимо заранее предупредить сотрудников о цели, содержании и форме контроля. Входе его осуществления вы должны помнить, что он направлен не на личность, а на профессиональную деятельность, и его главное назначение заключается не в определении недостатков и наказании сотрудников, а в оказании им помощи, выявлении путей совершенствования деятельности.
Третий этап — анализ и оценка собранной информации, определение факторов, обусловивших достигнутые результаты.
После сбора информации необходимо выявить причины, обусловившие реальное положение организации.
|
|
Для этого руководитель совместно с исполнителями работы отвечает на следующие вопросы:
1. Что способствовало успешному решению поставленных задач деятельности (реализации стандарта) и достижению конечных результатов работы (положительные факторы)?
2. Почему оказалось возможным влияние положительных факторов? Каким образом можно в дальнейшем их сохранить, усилить их влияние?
3.Что и каким образом препятствовало решению поставленных
задач и достижению результатов работы (негативные факторы)?
4.С чем связано возникновение негативных факторов, их влияние на деятельность? Как их предупредить в дальнейшем?
Анализируя деятельность подчиненных, результаты их труда, руководителю следует помнить о необходимости выявления не только отрицательных моментов в работе, но и успехов, достижений сотрудников.
Четвертый этап — разработка и осуществление действий на основе полученных результатов.
На данном этапе контроля принимается решение о дальнейшей деятельности организации.
В случае несовпадения фактических результатов с запланированными следует либо пересмотреть стандарты деятельности и скорректировать планы осуществления аналогичной деятельности в дальнейшем, либо устранить причины, обусловившие невыполнение намеченных планов.
Помните, что, приняв решение по результатам контроля, следует обязательно проверить его исполнение. В противном случае нельзя говорить о завершенности процесса контроля.
Виды контроля
В менеджменте выделяют множество видов контроля, классифицируя их по: времени осуществления (предварительный, текущий, итоговый); субъектам его осуществления (самоконтроль, взаимоконтроль, коллективный и административный контроль); содержанию (фронтальный — общий и локальный — по направлениям деятельности организации). Возможности использования в управлении различных видов контроля раскрыты в таблице.
Практический блок
Задание 1. Краткий конспект теоретического материала (фото для зачета).
|
|
Задание 2. Как вы считаете, следует ли реализовывать контроль в современном управлении? Определите факторы, обусловливающие необходимость контроля.
Задание 3. Проанализировать ситуации по предложенным вопросам (см. ниже)
СИТУАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА: «Понимающий руководитель»
«Не люблю, когда меня контролируют! Поэтому и сама избегаю контроля в управлении! Зачем контролировать взрослых людей, профессионалов, которые великолепно знают и выполняют свое дело? Контроль — это вчерашний день, сегодня главные приоритеты управления — полное доверие и сотрудничество!» — так охарактеризовала свое отношение к контролю Анна Вячеславовна, заведующая ДОУ № 23.
Контроль в этом детском саду редкий гость. Большинство воспитателей с трудом смогли вспомнить, когда руководитель последний раз интересовался ходом и результатами их работы. Педагоги отмечают, что иногда Анна Вячеславовна вскользь поинтересуется, как работается, может быть, заглянет на минутку в группу, но специально организованных проверок она никогда не проводит.
Поначалу такое положение дел радовало воспитателей. Ситуация полного доверия, никакого надзора за деятельностью! Но сегодня часть педагогов говорят о том, что реализация контроля необходима для осуществления образовательного процесса в ДОУ. Они мотивируют это тем, что некоторые воспитатели не реализуют полностью программное содержание, часто сокращают время проведения прогулок и т.д. Хотя другая часть педагогического коллектива активно поддерживает взгляды заведующей на то, что контроль — это пережиток прошлого.
СИТУАЦИИ ДЛЯ АНАЛИЗА: «Контроль — основа управления»
Заведующая дошкольным образовательным учреждением № 34 Маргарита Ивановна считает, что контроль — это начало начал в управлении.
«Что такое управление? Правильно, это постоянный, всеобъемлющий контроль. Как отказаться от контроля современному руководителю? Ведь он и основа для планирования, исходя из его результатов можно определить, кого вознаградить за работу, а кого наказать, — размышляла заведующая. — Контроль — это и средство борьбы с некомпетентностью педагогов. Вот у меня по результатам контроля не один педагог уже был уволен. Мне сразу видно, кто не хочет и не умеет работать!»
Отводя большое значение реализации данной функции, Маргарита Ивановна каждый день осуществляет контроль за работой педагогов. Так, утро каждого понедельника в саду начинается с проведения рабочего совещания, где педагоги отчитываются о готовности к работе на этой неделе, предоставляют на утверждение конспекты всех последующих занятий и мероприятий с детьми. Вторник и среду заведующая посвящает посещению групп и анализу образовательного процесса. По четвергам Маргарита Ивановна проводит «экзамен», выявляя уровень профессиональной компетентности педагогов. Пятница — это день подведения итогов работы за неделю на очередном рабочем совещании. Маргарита Ивановна довольна своей «системой всеобъемлющего контроля».
Вот только педагоги с усталостью и обреченностью говорят о том, что устали от формальных многочасовых совещаний, на которых только констатируются их промахи, неудачи, затруднения и отсутствуют реальные предложения по совершенствованию работы. Воспитатели отмечают, что вторник и среда — это «черные дни» календаря, поскольку после посещения Маргаритой Ивановной групп и ее сокрушительного анализа занятий хочется уволиться (многие так и поступили). Но «лидером контроля» является экзамен, который проводится по четвергам. Это любимое нововведение Маргариты Ивановны. Она разрабатывает экзаменационные вопросы по педагогике и психологии, ставит оценки воспитателям, задает домашние задания, на выполнение которых требуется потратить все выходные. На вопрос «Что такое контроль?» большинство педагогов данного детского сада отвечают, что это — стресс, усталость, ненужные затраты времени и сил.