Характеристики организационной структуры

Дисциплина: ОП.11 Основы предпринимательства и управления в Образовательном учреждении

Преподаватель: Карасева Елена Геннадьевна

Группа: 132

Дата занятия по расписанию: 11мая

Тема: ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ. Организация как функция управления.

Количество часов: 2

Цели, задачи:

1. Формировать знания о функциях управления организацией, видах и формах различных функций управления организации (организация).

2. Развивать умения частично-поисковой познавательной деятельности, продолжить формирование умений воспринимать и осмысливать знания в готовом виде, выделять главное, вести конспект.

3. Продолжить формирование ориентации студентов на высокий уровень профессиональной подготовки специалистов среднего звена, на культуру труда и межличностных отношений.

 

Способ коммуникации: взаимодействие по электронной почте

  адрес flower.elen.ru@gmail.com  

Сроки выполнения: c 11 по 15 мая

Теоретический блок

ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Изучив предыдущую тему, вы узнали, каким образом осуще­ствляется планирование работы в организации. Однако, поставив цели и обозначив ориентиры деятельности в плане, следует опре­делить условия, которые позволяют их достичь. Реализация усло­вий, обеспечивающих выполнение намеченных планов, осуще­ствляется посредством функции организации. Раскроем содержа­ние этой функции и этапы ее реализации.

Понятие «организация» является одним из ключевых в менедж­менте и имеет ряд значений. Так, в теме 2 мы рассматривали орга­низацию как объединение людей, занимающее определенное ме­сто в обществе с целью достижения организационных целей, и отмечали, что в этом смысле организация выступает как соци­альный институт с определенным социальным статусом.

Помимо этого значения, «организация» в менеджменте трак­туется как процесс, направленный на объединение, упорядочи­вание, налаживание, устройство какой-либо деятельности. В дан­ном случае организация выступает как функция управления, кото­рую мы и рассмотрим более подробно.

Организация как функция управления была выделена в начале XX в. основоположником менеджмента А.Файолем и определена им как отвечающая за «построение материального и социального организма предприятия». В процессе дальнейшего развития функ­ционального подхода к рассмотрению содержания управленчес­кой деятельности набор функций уточнялся, дополнялся, видо­изменялся, однако функция «организация» выделяется практически во всех классификациях.

Организация — процесс, направленный на упорядочивание деятель­ности учреждения, создание его структуры, распределение обязаннос­ тей между его членами с целью реализации намеченных планов и достижения желаемых результатов.

Задачи организации:

1)  создание организационной структуры, отражающей рацио­нальное распределение труда, определение организационных эле­ментов (подразделений) и связей между ними;

2)  определение функциональных полномочий членов органи­зации, их прав и обязанностей;

3)  обеспечение деятельности учреждения посредством реали­зации организационных механизмов — регламентирования, нор­мирования, инструктирования и делегирования.

Этапы организационного проектирования:

· Выделение организационных подразделений на основе анали­за направлений ее деятельности (разделение труда и специализа­ция, департаментизация).

· Определение связей между подразделениями и механизма их координации.

· Установление иерархии организации, определение кто кому будет подчиняться в процессе достижения целей.

· Определение полномочий и должностных обязанностей сотрудни­ков организации в рамках созданной организационной структуры.

Создание организационной структуры

Многие исследователи менеджмента рассматривают структуру как каркас организации, фундамент ее успешного функционирования.

Структура организации ~ строение, взаиморасположение и связь составляющих ее частей (подразделений), позволяющее достичь орга­низационных целей.

Организационные структуры состоят из подразделений, кото­рые представляют собой объединение определенной части сотруд­ников организации по заданным критериям (чаще всего схожесть работы или осуществление одной и той же функции).

Например: в ДОУ можно выделить педагогическое подразделение (воcпитатели, освобожденные специалисты), оздоровительное подразделение(медицинские работники), обслуживающее подразделение ( помощ­ники воспитателей, дворники и т.д.).

Характеристики организационной структуры

Создание организационной структуры предполагает определе­ние состояния ряда характеристик:

· Разделение труда и специализация определение специфики
труда, дифференциация работы сотрудников организации.

В ДОУ присутствует специализация труда: сферой труда воспи­тателя является оказание образовательных услуг, организация об­разовательного процесса; старшего воспитателя — организация методической работы, направленной на совершенствование об­разовательного процесса, который непосредственно реализует воспитатель; руководителя ДОУ — создание условий для эффек­тивной реализации образовательного процесса.

· Связи между частями и координация – определение отноше­ний между подразделениями и управление ими.

Типы связей: вертикальные (подчинения); горизонтальные (со­гласования); формальные (определенные функциональными обя­занностями); неформальные (определенные межличностными от­ношениями сотрудников организации, их симпатиями и т.д.).

В ДОУ реализуются все вышеуказанные типы связей: взаимо­действие старшего воспитателя и воспитателя осуществляется в рамках вертикальных связей, а взаимодействие между воспитате­лями обеспечивается горизонтальными связями. В силу специфики деятельности ДОУ, большое внимание уделяется горизонтальным связям между членами различных подразделений (методического, оздоровительного, коррекционного) с целью коорди­нации деятельности и достижения организационных связей.

· Масштаб управления и контроля — количество людей, которые могут быть

           эффективно объединены единым руководством.

· Иерархия организации - определение системы подчинения
одних сотрудников другим, структура власти. Иерархия позволяет
определить уровни управления организацией.

Уровень управления — часть организации, в рамках которой и в отношении которой руководитель может принимать самостоятель­ные решения без их обязательного согласования с выше или ни­жестоящими.

Типы организаций (по признаку иерархичности):

«многоэтажные, высокие» организации, в которых большое количество уровней управления;

«малоэтажные, низкие» организации, руководство которых отделяют от нижних ступеней иерархии один-два уровня.

Структура ДОУ предполагает три уровня иерархии: на высшем уровне находится заведующая, на среднем — руководители подраз­делений ДОУ (старший воспитатель, заместитель зав. по АХЧ, врач и т.д.), на нижнем — воспитатели, обслуживающий персонал.

· Централизация и децентрализация степень, в которой при­нятие решения концентрируется на определенном уровне управ­ления.

Выделяют следующие типы организаций по данному признаку:

- централизованные — концентрация властных полномочий и
прав принятия решения на верхних уровнях управления;

- децентрализованные — концентрация властных полномочий
и прав принятия решения на нижних уровнях управления.

Дошкольные образовательные учреждения могут быть как цен­трализованными, так и децентрализованными. Состояние данной характеристики ДОУ определяется в зависимости от: количества решений, которые могут самостоятельно принимать рядовые со­трудники; их характера; системы контроля.

· Дифференциация и интеграция — характер отношений между подразделениями организации, степень сложности организации.

Дифференциация предполагает определение степени различия между подразделениями организации, возможность определенной завершенности работы в рамках подразделения.

Интеграция определяет степень сотрудничества подразделений, взаимозависимость их деятельности, совместность их усилий для достижения результатов организации.

Достижение результатов работы ДОУ возможно в процессе со­трудничества и высокой степени согласованности усилий сотруд­ников различных подразделений, когда результаты работы одного подразделения позволяют осуществлять деятельность другого; это позволяет говорить о высокой степени интеграции структуры.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: