Дисциплина: ОП.11 Основы предпринимательства и управления в Образовательном учреждении
Преподаватель: Карасева Елена Геннадьевна
Группа: 132
Дата занятия по расписанию: 11мая
Тема: ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ. Организация как функция управления.
Количество часов: 2
Цели, задачи:
1. Формировать знания о функциях управления организацией, видах и формах различных функций управления организации (организация).
2. Развивать умения частично-поисковой познавательной деятельности, продолжить формирование умений воспринимать и осмысливать знания в готовом виде, выделять главное, вести конспект.
3. Продолжить формирование ориентации студентов на высокий уровень профессиональной подготовки специалистов среднего звена, на культуру труда и межличностных отношений.
Способ коммуникации: взаимодействие по электронной почте
адрес flower.elen.ru@gmail.com
Сроки выполнения: c 11 по 15 мая
Теоретический блок
ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Изучив предыдущую тему, вы узнали, каким образом осуществляется планирование работы в организации. Однако, поставив цели и обозначив ориентиры деятельности в плане, следует определить условия, которые позволяют их достичь. Реализация условий, обеспечивающих выполнение намеченных планов, осуществляется посредством функции организации. Раскроем содержание этой функции и этапы ее реализации.
|
|
Понятие «организация» является одним из ключевых в менеджменте и имеет ряд значений. Так, в теме 2 мы рассматривали организацию как объединение людей, занимающее определенное место в обществе с целью достижения организационных целей, и отмечали, что в этом смысле организация выступает как социальный институт с определенным социальным статусом.
Помимо этого значения, «организация» в менеджменте трактуется как процесс, направленный на объединение, упорядочивание, налаживание, устройство какой-либо деятельности. В данном случае организация выступает как функция управления, которую мы и рассмотрим более подробно.
Организация как функция управления была выделена в начале XX в. основоположником менеджмента А.Файолем и определена им как отвечающая за «построение материального и социального организма предприятия». В процессе дальнейшего развития функционального подхода к рассмотрению содержания управленческой деятельности набор функций уточнялся, дополнялся, видоизменялся, однако функция «организация» выделяется практически во всех классификациях.
Организация — процесс, направленный на упорядочивание деятельности учреждения, создание его структуры, распределение обязаннос тей между его членами с целью реализации намеченных планов и достижения желаемых результатов.
|
|
Задачи организации:
1) создание организационной структуры, отражающей рациональное распределение труда, определение организационных элементов (подразделений) и связей между ними;
2) определение функциональных полномочий членов организации, их прав и обязанностей;
3) обеспечение деятельности учреждения посредством реализации организационных механизмов — регламентирования, нормирования, инструктирования и делегирования.
Этапы организационного проектирования:
· Выделение организационных подразделений на основе анализа направлений ее деятельности (разделение труда и специализация, департаментизация).
· Определение связей между подразделениями и механизма их координации.
· Установление иерархии организации, определение кто кому будет подчиняться в процессе достижения целей.
· Определение полномочий и должностных обязанностей сотрудников организации в рамках созданной организационной структуры.
Создание организационной структуры
Многие исследователи менеджмента рассматривают структуру как каркас организации, фундамент ее успешного функционирования.
Структура организации ~ строение, взаиморасположение и связь составляющих ее частей (подразделений), позволяющее достичь организационных целей.
Организационные структуры состоят из подразделений, которые представляют собой объединение определенной части сотрудников организации по заданным критериям (чаще всего схожесть работы или осуществление одной и той же функции).
Например: в ДОУ можно выделить педагогическое подразделение (воcпитатели, освобожденные специалисты), оздоровительное подразделение(медицинские работники), обслуживающее подразделение ( помощники воспитателей, дворники и т.д.).
Характеристики организационной структуры
Создание организационной структуры предполагает определение состояния ряда характеристик:
· Разделение труда и специализация — определение специфики
труда, дифференциация работы сотрудников организации.
В ДОУ присутствует специализация труда: сферой труда воспитателя является оказание образовательных услуг, организация образовательного процесса; старшего воспитателя — организация методической работы, направленной на совершенствование образовательного процесса, который непосредственно реализует воспитатель; руководителя ДОУ — создание условий для эффективной реализации образовательного процесса.
· Связи между частями и координация – определение отношений между подразделениями и управление ими.
Типы связей: вертикальные (подчинения); горизонтальные (согласования); формальные (определенные функциональными обязанностями); неформальные (определенные межличностными отношениями сотрудников организации, их симпатиями и т.д.).
В ДОУ реализуются все вышеуказанные типы связей: взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя осуществляется в рамках вертикальных связей, а взаимодействие между воспитателями обеспечивается горизонтальными связями. В силу специфики деятельности ДОУ, большое внимание уделяется горизонтальным связям между членами различных подразделений (методического, оздоровительного, коррекционного) с целью координации деятельности и достижения организационных связей.
· Масштаб управления и контроля — количество людей, которые могут быть
эффективно объединены единым руководством.
· Иерархия организации - определение системы подчинения
одних сотрудников другим, структура власти. Иерархия позволяет
определить уровни управления организацией.
Уровень управления — часть организации, в рамках которой и в отношении которой руководитель может принимать самостоятельные решения без их обязательного согласования с выше или нижестоящими.
|
|
Типы организаций (по признаку иерархичности):
«многоэтажные, высокие» организации, в которых большое количество уровней управления;
«малоэтажные, низкие» организации, руководство которых отделяют от нижних ступеней иерархии один-два уровня.
Структура ДОУ предполагает три уровня иерархии: на высшем уровне находится заведующая, на среднем — руководители подразделений ДОУ (старший воспитатель, заместитель зав. по АХЧ, врач и т.д.), на нижнем — воспитатели, обслуживающий персонал.
· Централизация и децентрализация — степень, в которой принятие решения концентрируется на определенном уровне управления.
Выделяют следующие типы организаций по данному признаку:
- централизованные — концентрация властных полномочий и
прав принятия решения на верхних уровнях управления;
- децентрализованные — концентрация властных полномочий
и прав принятия решения на нижних уровнях управления.
Дошкольные образовательные учреждения могут быть как централизованными, так и децентрализованными. Состояние данной характеристики ДОУ определяется в зависимости от: количества решений, которые могут самостоятельно принимать рядовые сотрудники; их характера; системы контроля.
· Дифференциация и интеграция — характер отношений между подразделениями организации, степень сложности организации.
Дифференциация предполагает определение степени различия между подразделениями организации, возможность определенной завершенности работы в рамках подразделения.
Интеграция определяет степень сотрудничества подразделений, взаимозависимость их деятельности, совместность их усилий для достижения результатов организации.
Достижение результатов работы ДОУ возможно в процессе сотрудничества и высокой степени согласованности усилий сотрудников различных подразделений, когда результаты работы одного подразделения позволяют осуществлять деятельность другого; это позволяет говорить о высокой степени интеграции структуры.
|
|