Компоненты просодии. Components of Prosody

Глава 5. Сверхсегментные признаки речи          и средства их графической репрезентации.

Suprasegmental Features of Speech and the Means of their Graphic Representation.

 

Компоненты просодии. Components of Prosody.

Какие качества характеризуют голос человека, когда он говорит? Что может выражать при этом отсутствие звучания? Какое содержание передают изменения в громкости, темпе, мелодике речи?

 

Сегментная фонетика (segmental phonetics) изучает по­ток речи как линейную последовательность следующих друг за дру­гом элементов фонации. В речи на линейные, или сегмент­ные, элементы «накладываются» различные просодические (ритмико-интонационные) признаки. Они составляют надлинейный ас­пект речи и являются предметом сверхсегментной фонетики (suprasegmental phonetics).

Для обозначения сверхсегментных характеристик используются термины «интонация» (intonation) или «просодия» (prosody). Последний термин является предпочтительным, поскольку «интонация», как правило, закрепляется за мелодическим компонентом речи. Между тем, интонационные контуры речи создаются комплексом сверхсегментных признаков, в которые входят тон, длительность, громкость, темп, диапазон, паузация и другие. Просодия – это система супрасегментных средств, компоненты которой, в свою очередь, представляют собой сложные системные образования, находящиеся в состоянии взаимодействия и взаимозависимости45.

Изучение сверхсегментных характеристик речи начинается с установления перечня компонентов звучания, которые являются лингвистически релевантными, то есть значимыми для выражения определенных лингвистических оппозиций, для выполнения опреде­ленных лингвистических функций46.

Важнейшей из лингвистически значимых оппозиций является противопоставление голос - отсутствие голоса, или паузация (pausation). Человеческая речь не могла бы служить целям обще­ния, если бы звук не чередовался с его отсутствием. Пауза (pause), то есть прекращение звучания, сопровождаемое удлинением предшествующего звука, представляет собой основное средство членения потока речи на зна­чащие отрезки. В зависимости от длительности выделяются: очень короткая пауза; короткая пауза, или пауза в одну единицу (a one-unit pause); долгая пауза, или пауза в две единицы (a two-unit pause); сверхдолгая пауза, или пауза в три единицы (a three-unit pause). Пауза называется потенциальной (a potential pause), если прекращения фонации не происходит, но важно обозначить место его возможной реализа­ции.

 Основными параметрами изучения голоса на сверхсегментном уровне являются: движение тона, высотные участки диапазона, модуляции громкости и голосовые качества47.

Что касается тона (tone, pitch-movement), то здесь, прежде всего, разграничиваются отрезки речи, в кото­рых высота голоса не изменяется, и те речевые отрезки, в которых осуществляется понижение или повышение тона. Это противопоставление выра­жается оппозицией "ровный тон" / "неровный тон" (level/non-level). Неровные тоны могут быть двух видов: восходящие (rising) и нисходящие (falling).

Ровные тоны объединяются в последовательности, которые об­разуют нисходящую и восходящую шкалу (scale). Основой английской рече­вой мелодики является нисходящая шкала с низким нисходящим или восходящим тоном на конце (a descending scale with a falling or a rising tone at the end). В нисходящей шкалебезударный слог обычно произносится на том же уровне, что и предыдущий ударный слог. Наряду с простыми тонами существуют сложные тоны: нисходяще-восходящий (fall-rise) и восходяще-нисходящий (rise-fall). Каждый из тонов (ровный, восходящий, нисходящий, сложный) может быть высоким, средним или низким (high, mid, low):

Большое значение имеет и такая просодическая характеристика, как диапазон (diapason) - интервал максимальных голосовых модуляций по вы­соте. Обычно говорящий использует средний (middle) регистр своего диапазона. Выход за пределы естественных для данного человека границ голосовых модуляций характеризуется как низкий (low) или высокий (high) диапазон. Выделяют также интервал голоса (interval), то есть соотношение двух звуков тона по высоте. Отклонения от типичного для данного человека соотношения звуков по высоте описываются как суженный (narrow) или расширенный (wide) интервал. 

Громкость (loudness), то есть воспринимаемая сила звука, может отклоняться от нормальной (normal) в сторону повышения (loud), или понижения (soft). Отклонения от нормальной громкости обычно сопровождаются модуляциями темпа (tempo),которые могут быть как в плане ускорения (quick tempo), так и в плане замедления (slow tempo). Анализ данных параметров предполагает учет изменения темпоральных характеристик и модуляций громкости в пределах фрагмента речи. 

Все описанные выше просодические характеристики являются относительными, а не абсолютными величинами.

Сегментные и сверхсегментные средства фонации разграничиваются в научных целях, но в реальной речи они тесно взаимосвязаны. Например, сегментная структура слова находится в прямой зависимости от темпа речи. При убыстрении темпа происходит количественная и ка­чественная редукция фонем, выпадение отдельных слогов, слияние слов. Другим примером взаимозависимости сегментных и сверхсег­ментных элементов может служить произнесение сонорных в соста­ве консонантных комплексов: при замедлении темпа, увеличении громкости, реализации экспрессивных тонов длительность сонорных звуков становится особенно заметной.

Названные компоненты просодии служат для выражения определенного содержания. Основные функции просодии состоят в следующем.

 1. Выражение синтаксического содержания, которое передают речевые единицы – словосочетания, предложения, сверхфразовые единицы (единицы членения речи, превышающие предложение). Просодия, передающая синтаксическое содержание, определяется как синтаксическая просодия (syntactic prosody).

2. Выражение содержания, которое выходит за пределы грамматики, как бы накладываясь на синтаксическое содержание единиц речи. Просодия такого рода определяется как сверхсинтаксическая (suprasyntactic prosody). Она подразделяется на два вида.

  Логическая сверхсинтактика (logical suprasyntactics) выделяет наиболее значимые единицы речи и служит для выражения логического противопоставления. Тембральная сверхсинтактика (timbre syprasyntactics) – это сверхсегментная окраска речи, которая придает ей те или иные экспрессивно-эмоциональные свойства. Различать синтаксическую и сверхсинтаксическую просодию очень важно как для теории, так и для практики изучения языка.

Синтаксическая и сверхсинтаксическая просодии включают одни и те же просодические признаки: паузы, тон, диапазон, интервал, громкость, темп; различие состоит в том, как именно эти признаки реализуются. Например, сдвинутый вверх или вниз диапазон, повышенная или пониженная громкость, модуляции темпа, в основном, не характерны для синтаксической просодии. На сверхсинтактическом уровне реализуются высокий нисходящий, нисходяще-восходящий и восходяще-нисходящий тоны. Русскоязычные студенты неоправданно часто используют их в речи. Между тем, в конце предложения использование высокого тона – в отличие от низкого - всегда связано с выражением экспрессив­но-эмоциональных оттенков речи. Поэтому предложение, представляю­щее собой простую констатацию факта (" England is situated in Europe "), не может быть произнесено с высоким нисходящим тоном, если говорящий не включает в содержание этого пред­ложения какие-то экспрессивные моменты (например, ра­дость о того, что Англия находится в Европе, а не где-либо еще). Реализация высокого тона здесь означала бы переход на уровень тембральной сверхсинтактики.

Последняя, помимо пауз, тона, громкости и т.п., включает в себя тембральные качества голоса  (voice qualities) – обертоны, которые накладываются на основные компоненты голоса. Они обозначаются термином «Тембр II» (Timbre II). Цифра II требуется для того, чтобы разграничить голосовые качества данного человека, определяемые осо­бенностями строения его органов речи (Timbre I), от тех, которые находятся под контролем говорящего и сознательно используются им для выражения экспрессивно-эмоционально-оценоч­ного содержания. В русском языке голосовые качества определяются как «тембр звука».

 В состав голосовых качеств входят:

звучность (resonance), которая создается за счет равномерного использования всех резо­наторов и широко открытого голосового тракта: воздух проходит свободно, без напряжения;

звонкость (over-resonance), обеспечиваемая за счет смещения центра резонанса в сторону головного резона­тора: голосовые связки создают высокочастотные колебания, совпа­дающие с колебаниями головного резонатора;

  придыхательность (breathiness) - результат недоста­точного смыкания связок, что приводит к излишней аспирации;

груд­ное звучание (pectoral voice) - результат расширения стенок гортани и сдвига резонанса в сторону грудного резонатора;

назальность (nasality) - следствие недостаточного напряже­ния мышц неба, когда воздух проходит через носовую полость;

хриплость (harshness), возникающая при пересмыкании голосовых связок и избыточном напряжении мышц гортани;

приглушенность (huskiness), возникающая при повышенном напряжении голосовых связок и стенок гортани;

шепот (whisper), создаваемый слабым давлением воздуха на голосовые связки.

Выделяют также вторичные голосовые качества (voice qualifications), которые зави­сят от формы ротового резонатора. Ими являются фонетическая улыбка (phonetic smile) и лабиализация (labalization). В первом случае губы растянуты в улыбке, во втором – слегка округлены и выпячены. Ко вторичным голосовым качествам звучания относят также смех (laughter), усмешка (giggle), "вибра­то" (tremulousness), всхлипывание (sob), плач (cry).

Голосовые качества не только сопровождают произнесение отдельных слов, словосочетаний, предложений, но и характеризуют речь в отдельных ситуациях ее использования. Например, для ораторской речи характерна звучность, а звонкость в английской речи особенно часто наблюдается у спортивных комментато­ров.

 

SUMMARY

The distinctive alternations of pitch, loudness, tempo, diapason, pausation, etc., which form intonation contours, are denoted by the term “prosody”. The prosodic system of the English language includes a number of functionally important components (or parameters of analysis). They are semiologically relevant features of voice common to all the speakers of a given language.

Communication is impossible without pauses. A pause is cessation of phonation accompanied by the prolongation of the preceding sound. According to the length, the following types of pauses are singled out: a one-unit (short) pause, a very short pause, a two-unit (long) pause, and a three-unit (very long) pause. The term “potential pause” is used to denote the place for a possible place of cessation of phonation.

Pauses are normally accompanied by change in pitch-movement, or tone. This prosodic feature depends on the frequency and amplitude of vocal cords vibration. Tones are called level if pitch is neither raised nor lowered. The non-level tones may rising and falling. There are also complex tones: rising-falling and falling-rising. According to the pitch-level tones are divided into high, mid, and low. The basic intonation pattern in English is thedescending scale with a falling or a rising tone at the end. Unstressed syllables in a descending head are normally pronounced on the level of the preceding stressed syllable.

Tones are normally realized within the middle section of the diapason. Diapason is the distance between the highest and the lowest notes of the voice. In certain cases speakers may use the high or the low section of the diapason. The distance between the highest and lowest levels within a tone is called the interval. Deviations from the interval, typical of the given person, are described as wide and narrow diapasons.

Loudness is the relative prominence of voice. The degrees of loudness are: normal, loud, soft.

Tempo is the relative speed of enunciation. The basic meaningful modifications of tempo are: normal tempo, fast tempo, slow tempo.

There are features of phonation conditioned by the work and shape of the resonators. These features, called voice qualities, include resonance, over-resonance, breathiness, pectoral voice, nasality, harshness, huskiness, whisper. Speaking voice also depends on voice qualifications, such as phonetic smile, labialization, laughter, giggle, tremulousness, sob, cry.

The components of prosody perform two basic functions: 1) expressing syntactic content of speech, and 2) expressing the content that is not related to grammar. The corresponding levels of suprasegmental phonetics are denoted by the terms “syntactic prosody” and “suprasyntactic prosody”. The latter is divided into logical suprasyntactics and timbre suprasyntactics (Timbre II). Logical suprasyntactics is the means of bringing out a fragment of speech for the sake of contrast. Timbre suprasyntactics is a complex of phonetic means used to convey expressive, emotional, evaluative overtones.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: