Инновационные технологии в физическом развитии учащихся

Слово «Инновация» в переводе с латинского означает обновление, новизна, изменение. Очевидно, что в наш век стремительного технического прогресса, требуются новые подходы в области физического развития учащихся. Значение уроков физической культуры возрастает, в связи с проблемой сохранения здоровья и развития физического потенциала школьников. Практически все мы сталкиваемся с тем, что учащиеся слишком много времени проводят за мониторами компьютеров. Если учащийся выполняют какую-то задачу, решает актуальную проблему, которая повышает уровень знаний и компетенцию учащегося- тогда, нахождение за экраном компьютера, может иметь смысл. К сожалению, очень часто школьники проводят время за мониторами компьютеров только для участия в различных интерактивных играх, которые не приносят дополнительных знаний и умений. Как результат, мы имеем такое явление, когда у учащихся уже со школьной скамьи начинаются серьезные проблемы со здоровьем. Связано это прежде всего с тем, что у учащихся очень маленькая двигательная активность и очень большая нагрузка на зрение. Как результат, такой неправильно организованной деятельности, многие учащиеся уже в школе имеют большие проблемы со зрением и большие проблемы с лишним весов. Для того, чтобы переломить существующие тенденции, требуются новые подходы воспитания и обучения. Очень многое зависит от личности учителя, который играет решающую роль в формировании основ здорового образа жизни.

Здоровье детей с возрастом ухудшается: их функциональные возможности в ходе учебы снижаются, что затрудняет усвоение учебной программы, ограничивает выбор будущей профессии. Базовое, а тем более профилированное школьное образование должно не ухудшать, а улучшать здоровье учащихся посредством совершенствования их знаний, формирования умений и навыков укреплять свое здоровье и здоровье окружающих. Относительно недавно, появился такое выражение “здоровье сберегающие технологии.” Здоровье сберегающие технологии в физическом воспитании – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу. При котором выполняются как минимум 4 требования:

1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

2.Деятельность учителя в аспекте реализации здоровье сберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом

3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, нагрузки при освоении учебного материала.

4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

Для достижения целей здоровье сберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

1.Средства двигательной направленности;

2.Оздоровительные силы природы;

3.Гигиенические факторы.

Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровье сберегающих образовательных технологий обучения. Это – движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и минутки «покоя» гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков.

Так же используют игровые технологии на уроке с целью повышения эмоциональности и дальнейшей мотивации к занятиям физической культурой.

Игровая деятельность занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях.

Игровая деятельность на уроках в школе дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям, позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала. Само ценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости.

Игра – это проявление желания действовать.

Игровые формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций:

- обучающая;

- воспитательная;

- развивающая;

- психотехническая;

- коммуникативная;

- развлекательная;

- релаксационная.

Ускорение темпа современной жизни ставит задачу более активно использовать игру для воспитания подрастающего поколения. Сейчас очевидно, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния. Все эти игры очень важны для развития личности.

Приоритетная задача современной образовательной политики - создание условий для высокого качества образовательного процесса на основе сохранения его фундаментальности и соответствия перспективным потребностям личности, общества и государства.

Инновация в обучении – новые методики в преподавании, новая методика организации занятий, оценивая результата. Каждый человек индивидуален и у каждого человека есть свои определенные нагрузки. То есть в школах должен быть индивидуальный подход к ученикам, который включает в себя подходящие стандарты и подготовки, и сочетание гибкого графика обучения. При этом на занятиях не должны ущемляться права детей с ограниченными возможностями здоровья. При подготовке занятий по физическому воспитанию, используя новые подходу, можно сформировать развитую личность ребёнка. Введение инновационных подходов улучшает содержание и качество образования, можно отметить, что развитие современного образования – это новый шаг в воспитательном процессе. Существует программа, которая реализуется в школах, это программа называется «Здоровье сберегающее обучение», её задачей является поддержание и укрепление здоровья учащихся в процессе обучения. Принципами являются:

1. Личностный подход;

2. Помимо физического состояния учитывается и психологические состояние участников;

3. Формируется ответственность детей за свое здоровье, только так он сможет реализовать свои знания.

Учитель физкультуры должен помогать детям раскрывать свой потенциал, привлечение каждого ученика к изучению своего организма – это являются главными задачами.

Одной из частей здоровье сберегающих технологий в структуре уроков являются подвижные игры разных народов. Подвижные игры разных народов формируют в детях физические и духовно-нравственные ценности. Например, Африканские салки по кругу (Танзания), Канатоходцы (Узбекистан), Поезд (Аргентина). Эти игры служат средством решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: