Выделяются следующие основные принципы и положения идеологии консерватизма

1. Принцип заведенного порядка вещей как "право давности" (Э. Берк). Согласно данному принципу, общество -- продукт естественного исторического развития, а его институты не являются искусственными изобретениями, так как воплощают в себе мудрость предков.

2. Основой гражданского общества является религия, так как человек - существо религиозное.

3. Основой поведения человека являются опыт, привычки, предрассудки, а не абстрактные теории, так как человек -- существо инстинктивное, чувствующее и разумное.

4. Общество (сообщество людей) есть форма защиты человека от самого себя и потому оно должно цениться выше индивидуума, а права человека являются следствием его обязанностей.

5. Принцип антиэгалитаризма, согласно которому люди от природы не равны и потому в обществе неизбежны различия, иерархия И право более достойных властвовать над другими. В идеологии консерватизма признается равенство людей только в сфере морали и нравственности, отношений "перед Богом и божественным правосудием". Консерватизм - последовательный антиэгалитаризм. Обосновывается это тем, что социальная иерархия, т.е. неравенство людей, является необходимой основой порядка, социальной стабильности. Люди не равны в своих способностях, а отношение иерархии направлено прошв "власти неполноценных".

6. Принцип стабильности и неизменности общественного строя, согласно которому наличный общественный строй необходимо оберегать, ибо попытки его радикально изменить, улучшить, например устранить существующее зло, ведут к еще большему злу. (Согласно данному принципу, существует презумпция "в пользу любой установленной системы правления, против любого неиспользованного проекта".

7. Принцип нравственного абсолютизма, согласно которому суще-" гну ют вечные и незыблемые нравственные идеалы и ценности, поскольку человеческая природа неизменна. В силу того что сфера человеческого разума ограничена, принципиально важен универсальный моральный порядок, санкционируемый и поддерживаемый религией, традицией, ритуалом и даже обыденными предрассудками. Призывы к "восстановлению вечных ценностей" и воспитанию общества на их основе необходимы для обуздания "греховной природы" человека.

8. Согласно принципу "меритократии", сформулированному еще Э. Берком, власть должна принадлежать "естественной аристократии", т.е. наиболее одаренным, достойным людям, выходцам из различных социальных групп.

9. Принцип регионализма, согласно которому необходимо ориентироваться на местные, региональные, национальные ценности и традиции. Отсюда и важность идей местного самоуправления. На местном, локальном уровнях, в семье, общине, приходе, местных институтах власти формируются личность, чувство патриотизма, сохраняются традиции, создается естественный источник стабильности общества.

Основополагающей практической идеей консервативной идеологии является традиционализм - установка на сохранение и защиту старых образцов, способов жизни, ценностей, признаваемых всеобщими и универсальными.

Если становление идеологии либерального консерватизма было связано с попытками адаптировать традиционное политической мышление к процессу либеральных реформ, то формирование социального консерватизма являлось прямым вызовом либеральным ценностям. Государственнические настроения либеральных консерваторов отражали опасения «революционных смут» и стремление противопоставить единство государства нарастающей децентрализации общества. Социальные консерваторы, напротив, видели в самом государстве эпицентр народной жизни, носителя важнейших этических начал, выразителя социальных интересов всех классов и сословий. Первые шаги к становлению идеологии социального консерватизма были сделаны в Великобритании и Германии еще в XIX в. Выдающийся английский политический деятель Бенджамен Дизраэли разработал концепцию «торийской демократии» – классовой гармонии, основанной на патриотизме, империализме исоциальном реформизме. Патриотические чувства и имперское «величие» рассматривались им не в качестве средств манипулирования массами, а как выражение подлинного «духа нации», не имеющего классовых и сословных границ. Дизраэли также призывал к возрождению национального единства с помощью патерналистской поддержки беднейших слоев со стороны богатых, укрепления роли самого государства в общественной жизни, «оздоровления» общественных нравов под влиянием церкви.

6.Концепция неоконсерватизма Ф.А. фон Хайека.

Ф. Хайек как представитель неоконсерватизма был защитником классического либерализма и непримиримым противником наиболее влиятельных политических тенденций XX в. – социализма, кейнсианства и доктрины "государства благоденствия".

Хайек отстаивал политическую свободу в виде демократии и "внутреннюю" свободу как отсутствие препятствий для достижения собственных целей. Хайек утверждал, что свобода от страха и нужды имеет мало общего с личной свободой и даже находится с ней в конфликте. Свобода, о которой здесь идет речь, является общим политическим принципом, который был целью всех освободительных движений и существует в виде отсутствия произвола и насилия. Ф. Хайек, однако, полагал, что насилие необходимо, если свобода ставится под вопрос: активная защита свободы должна быть непреклонной и догматичной, без согласия на уступки по каким-либо соображениям.

Главным аргументом Ф. Хайека является то, что все виды социализма, коллективизма и системы плановой экономики противоречат принципам правового государства. Причины варварства и насилия тоталитарных режимов того времени в Германии, Италии и Советском Союзе кроются, по мнению Ф. Хайека, не в особой агрессивности населения этих стран, а в осуществлении социалистического учения о плановой экономике, которая неизбежно ведет к угнетению и подавлению, даже если это и не было изначальной целью приверженцев социализма.

Позже он развил эту теорию и добавил, что любое вмешательство государства, даже если оно не ставит целью ликвидировать рыночную экономику, в перспективе ведет к устранению свободы.

 

7. Проблемы власти, государства и права в доктрине критического марксизма.

Критический марксизм – идейное течение, возникшее как критика фундаментальных положений теории классического марксизма и советской модели "реального социализма". Критический марксизм составляют как концепции национальных моделей социализма (китайского, югославского, венгерского и т.д.), так и западный марксизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: