Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем

«Великий художник, воинствующий реалист»

В апреле 1888 года умерла жена Сурикова. Художник вместе с двумя дочерьми уехал в Красноярск — там он написал картину «Взятие снежного городка». За эту работу на Международной выставке в Париже в 1900 году Суриков получил именную медаль.

В Красноярске художник начал работу над полотном «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» — этюды для картины Суриков писал на реке Обь, а завершил свое произведение на Дону. В 1893 году он стал действительным членом петербургской Академии художеств. Следующими историческими работами Сурикова стали «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Посещение царевной женского монастыря» и другие. В 1907 году Василий Суриков вышел из состава Товарищества передвижников и стал членом Союза русских художников.

Суриков никогда не преподавал, но всегда много общался с молодыми художниками, охотно давал им советы. В 1910 году по инициативе Василия Сурикова и художника Леонида Чернышова в Красноярске открылась школа рисования — Суриков прислал для ее воспитанников учебные пособия из Петербурга.

В 1914 году он сам вернулся в Красноярск, где написал несколько акварелей и пейзажи «Плашкоут на Енисее», «Красноярск в районе Благовещенской церкви». В следующем году художник поехал на лечение в Крым.

Василия Сурикова не стало в марте 1916 года. Он умер в Москве от болезни сердца. Почувствовав приближение смерти, художник произнес свои последние слова: «Я исчезаю».

Василия Сурикова похоронили на Ваганьковском кладбище рядом с женой. Его имя носит Московский художественный институт, а в Красноярске — на родине художника — открыт музей-усадьба.

Василий Дмитриевич Поленов

(01 июня 1844 — 18 июля 1927)

Василий Поленов увлекался живописью с детства. Он окончил Академию художеств с Большой золотой медалью, путешествовал по Европе, изучая разные школы и стили живописи и посещая множество музеев и картинных галерей. Художник долго искал свое направление — и уже в зрелом возрасте обрел известность как пейзажист и мастер жанровой живописи. Благодаря картине «Московский дворик» Поленов стал родоначальником «интимной живописи», а его картину «Христос и грешница» приобрел для своей коллекции император Александр III.

Василий Поленов родился в Петербурге в многодетной дворянской семье. Его отец Дмитрий Поленов — секретарь Русского археологического общества — изучал летописи и историю, увлекался искусством. Мать Мария Поленова (урожденная Воейкова) брала уроки живописи у художника Карла Брюллова. Благодаря портретам ее кисти известно, как выглядел Василий Поленов в детстве. Родители поддерживали в своих детях интерес к искусству и нанимали им педагогов из Академии художеств. Павел Чистяков, в то время еще студент Академии, обучал рисунку и основам живописи Василия и его младшую сестру Елену. Чистякову удалось заложить в юноше осмысленное отношение к творчеству: «Не подумавши, ничего не начинать, а начавши, не торопиться», — советовал он.

Василий Поленов с удовольствием учился живописи и хотел поступить в Академию художеств. Однако его родители настояли на получении классического университетского образования. В 1863 году, после окончания гимназии, Василий Поленов поступил вместе с братом Алексеем на физико-математический факультет Петербургского университета. Однако вскоре оставил университет и стал заниматься только живописью. Он посещал вечерние классы при Академии художеств, учился рисованию, анатомии, строительному искусству, геометрии и истории изящных искусств. В 1867 году Василий Поленов закончил ученический курс и получил серебряные медали за рисунки и этюд.

В 1871-м году в Императорской академии художеств произошло небывалое – большую золотую медаль присудили сразу пятерым конкурсантам: Поленову, Репину, Макарову, Зеленскому и Урлаубу. Это вызвало переполох и скандал. Оказывается, великий князь Владимир Александрович, взявшийся курировать Академию, был просто не в курсе, что конкурс для того и существует, чтобы выбрать одного, лучшего.

Менять своё необдуманное решение великий князь отказался наотрез: не царское это дело – брать слова назад. Все пятеро получили право на заграничное пенсионерство. Но на торжественном обеде Владимир Александрович подошел с поздравлениями только к отцу Поленова. «До чего же трогательно! – захлёбывались восторгом экзальтированные дамы. – Великий князь благодарит отца за картину сына!» Некая мадам Брок высказалась о превосходстве «Воскрешения дочери Иаира», конкурсной картины художника Поленова: «Как заметно, что она написана молодым человеком из хорошей семьи!» Даже сестра-близнец Василия Поленова, Вера, и та поддержала эту высокомерно-аристократическую риторику: «Остальные мне не понравились, все пахнут русскими художниками (не в обиду будь сказано), даже хвалёный Репин».

Крамской (разночинец из Острогожска) пренебрежительно говорил Репину (солдатскому сыну из Чугуева) о петербуржце и потомственном аристократе Поленове: «Этот барин». Критик Владимир Стасов, недолюбливавший картины Василия Поленова, курьёзно доказывал художнику, что у того сам «склад души – нерусский» и лучше бы Поленову не возвращаться в Москву, а поселиться где-нибудь в Париже или Берлине, это, дескать, больше бы ему подошло.

Вся биография Поленова опровергает эти нелепые предрассудки. Конечно, он привозил великолепные этюды из Палестины,да и картины Василия Поленова, созданные в Нормандии и Греции, Египте и Ливане, хороши. Но лучшие, знаковые и наиболее известные картины художника Поленова – это именно русские виды, «интимные» пейзажи, написанные в старой Москве и всех тех местах, где подолгу жил Поленов – родительском имении Имоченцы на речке Оять, легендарной усадьбе Саввы Мамонтова Абрамцево и в собственном поленовском имении на Оке, близ Тарусы, названном колоритным местным народным словечком «Борок».

«Здесь почему-то считают меня аристократом, – сетовал в письмах Поленов. – Это какое-то недоразумение. Я никаких дворянских качеств в себе не чувствую. Постоянно работаю, да и выше всего люблю работу».

 

Василий Поленов "Воскрешение дочери Иаира"


Илья Репин "Воскрешение дочери Иаира"

Историческая и религиозная живопись Василия Поленова

В 1881-1882 гг. Поленов отправился в своё первое путешествие на Ближний Восток и по библейским местам: в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет, откуда привёз эскизы и наброски к своему новому полотну «Христос и грешница», а также другим картинам.

В. Поленов «Христос и грешница» («Кто без греха?»), 1888. Холст, масло. 325 × 611 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Художник работал над этой картиной около 15 лет.
Сюжет картины взят из Евангелия от Иоанна, где описана сцена встречи Христа с грешницей, которую привели к Нему. Согласно законам Моисея, она должна была быть побита камнями за прелюбодеяние, что противоречило проповеди человеколюбия, которую исповедовал Христос. В результате Христос оказывался перед дилеммой: либо нарушить законы Моисея, либо поступить в противоречии со своей проповедью. Этот эпизод так описан в 8 гл. Евангелия от Иоанна: «Иисус же пошел на гору Елеонскую. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».
Сцена на картине многолюдна. Спокойствие царит лишь в левой половине картины, где изображён сидящий Христос, окружённый учениками и другими слушателями. Очевидно, Он вёл с ними беседу, которая была прервана шумом появившейся группы людей вместе с грешницей. Эта толпа показана в правой части полотна.
На картине изображён кульминационный момент события: только что был задан провокационный вопрос о том, что же делать с грешницей; в ожидании ответа Христа толпа замерла, ученики также ждут реакции Учителя. Образ Христа олицетворяет собой «более высокую ступень человеческого сознания, торжество разума и человечности».
В 1899 г. В. Поленов во второй раз отправился на Ближний Восток для сбора материала для евангельской серии «Из жизни Христа», которую завершил в 1909 г. Выставка этих картин имела большой успех и на момент экспозиции стала центральным событием в мире живописи.

В. Поленов «Среди учителей» (1896). Холст, масло. 150 × 272,8 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Основой для картины послужил эпизод в Евангелии от Луки (Глава II, стихи 40-52), в которых рассказывается о детстве Иисуса. Когда Иисусу исполнилось 12 лет, родители взяли его в Иерусалим на Пасху. Возвращаясь с праздника в Назарет, родители не нашли рядом с собой мальчика и подумали, что он идёт с другими родственниками. Но пройдя дневной путь, они так и не нашли его среди путников, поэтому вернулись обратно в Иерусалим. Мальчика нашли через 3 дня после потери. Он сидел в храме среди учителей, слушал их и задавал им вопросы. Присутствовавшие изумлялись мудрости его ответов и глубине знаний мальчика. Родители взяли подростка домой в Назарет.
Учителя и Иисус сидят на полу храма на ковре без обуви. Иисус находится в середине, Он – единственный ребёнок в храме. На Нём белые одежды. Второй иерусалимский храм, в котором происходило это событие, до нашего времени не сохранился (он был разрушен в 70 г.), поэтому художник писал его по собственному воображению. Зато детально изображены архитектурные элементы: колоннада, внутренний дворик, лестница.
При входе в храм на заднем плане изображена женщина, охваченная радостью. Это мать Иисуса, она не выделяется среди второстепенных персонажей.

 

Илья Ефимович Репин
(05 августа 1844 — 29 сентября 1930)

Наряду с картинами на современные темы большое место в творчестве Репина занимала историческая живопись. Художником были созданы такие широко известные исторические полотна, как «Царевна Софья» (1879), «Иван Грозный и сын его Иван» (1881-1885), «Запорожцы» (1878-1891).

Картина «Царевна Софья Алексеевна» была первым произведением художника на историческую тему. Это, по существу, портрет-картина. Софья интересовала Репина как человек сильного, неукротимого характера. В ней сочетались властолюбие, государственный ум, культура и вместе с тем «мужицкая» грубость.

Репин изобразил Софью в келье Новодевичьего монастыря, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком мятеже, направленных против Петра I. Петр сам раскрывал все нити заговора, допрашивал свою сестру и беспощадно расправлялся со всеми ее приверженцами, в первую очередь - со стрельцами.

На картине Софья представлена стоящей у стола, скрестив на груди руки; она еле сдерживает бессильный гнев и негодование. Художник сумел ярко охарактеризовать незаурядную натуру царевны, выразительно передать историческую обстановку и существо происходящего, подчеркнув обреченность Софьи изображением в окне головы повешенного стрельца. Как верно отметил И.Н. Крамской, «Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы, что совершенно отвечает истории».

Большим внутренним напряжением обладает прославленная картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван».

Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. На смену безудержному, слепому гневу, в припадке которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние. Жалко и одновременно страшно в своей потерянности и отчаянии старческое лицо царя с застывшими, обострившимися чертами. По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядит гораздо более одухотворенным, человечным, живым. Таким оно становится благодаря переполняющим царевича чувствам - жалости к отцу и прощения. Они очищают его душу, возвышают ее над всеми мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели. «Представьте себе Грозного, с которого соскочил царь, соскочил Грозный, тиран, владыка, - ничего этого нет, перед тобой выбитый из седла зверь, который под влиянием страшного удара на минуту стал человеком», - передавал свое впечатление от картины писатель Гаршин, позировавший Репину для образа умирающего царевича. Кстати сказать, судьба самого Гаршина была также трагична: три года спустя после создания Репиным картины он в припадке психической болезни бросился с пятого этажа в пролет лестницы и разбился насмерть.

Колорит картины «Иван Грозный» - мглистый, тревожно мерцающий, кроваво-красный - эмоционально подготавливает зрителя к восприятию той жестокой драмы, которая разыгрывается на его глазах. Эпизод, происшедший в связи с картиной «Иван Грозный» в галерее П.М. Третьякова, крайне показателен для реакции на нее зрителей. Однажды один из посетителей галереи, Абрам Балашов, не выдержав страшного зрелища, представленного Репиным, бросился к полотну и со словами «не надо крови, довольно смертей, довольно крови…» располосовал его ножом в нескольких местах.

Картина «Иван Грозный и сын его Иван» была показана в 1885 году на XIII Передвижной выставке в Петербурге и вызвала бурную реакцию публики. При открытии выставки в Москве последовало распоряжение - работу Репина не экспонировать. Этот запрет оставался долгое время в силе и после того, как произведение было куплено П.М. Третьяковым.

Одновременно с картиной «Иван Грозный» Репин работал над полотном «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану». Это полотно принадлежит к числу наиболее значительных произведений исторической живописи Репина и в то же время является одним из самых народных его творений. Картина «Запорожцы» создавалась на протяжении 80-х годов XIX века.

Картина написана на сюжет знаменитого письма запорожцев турецкому султану. Народные предания донесли до нас этот эпизод в следующем виде: разгневанный на казаков за истребление ими 15-тысячного войска султан Махмуд IV прислал им грозное письмо, повелевая добровольно сдаться и угрожая в случае отказа поголовным уничтожением; запорожцы ответили султану насмешливым письмом, бросив ему открытый вызов. История написания этого письма и легла в основу картины.

На переднем плане Репин изобразил запорожцев, которые собрались за наспех сколоченным дощатым столом, чтобы дать отповедь заклятому врагу. Дружно трудятся они над составлением издевательской грамоты и широко по степи разносится их гомерический хохот. Тут и кошевой атаман Серко, сдержанно улыбающийся в усы и обжигающий взглядом своих насмешливых, умных глаз; и разразившийся громоподобным хохотом могучий, грубовато-прямодушный и властный «Тарас Бульба»; и лукавый писарь, с ехидной старательностью нанизывающий на бумагу забористые выражения, которые подсказывает ему полуобнаженный казак-острослов; и задумчиво улыбающийся молодой красавец «Андрей»; и дюжий рубака-воин, серьезный и простодушный, как дитя; и заливающийся тонким визгливым смехом живой, ехидный, смешливый дед и многие другие. В безудержном смехе запорожцев над жестоким врагом накануне боев с ним обнаруживается их героический дух, независимость, удаль и боевой задор.

Репин показывает крепкую боевую сплоченность запорожских рыцарей, великую силу их товарищества. Оно проявляется и в том, как тесно сгрудились запорожцы вокруг стола, кровно заинтересованные в общем деле, и в том, как они свободно и непринужденно обращаются друг с другом, и в том, как дружно реагируют на происходящее.

Запорожцы изображены на фоне широкой степи. За их спинами царит обычная лагерная жизнь: поднимается к небу дым костров, снуют люди, колышатся пики, гарцуют конники. Этот фон повышает героический пафос звучания полотна. Да и сами запорожцы представлены во всем их боевом вооружении, великолепно написанном Репиным.

В картине нет главных и второстепенных персонажей, нет разделения на героев и толпу, как это было принято в академической живописи. Все образы обладают яркой выразительностью, все являются героями произведения.

 «Запорожцы» для Репина были не просто одной из картин, написанных па исторический сюжет, а имели гораздо большее значение. Они являлись для него неиссякаемым источником веры в силу народную, живым свидетельством богатства народной души, заветной мечтой о великом и прекрасном будущем народа. И недаром художник относился к ним не как к героям далекого прошлого, а как к живым и дорогим для него людям. «Чертовский народ! - восхищался запорожцами Репин. - Никто на свете не чувствовал так глубоко «свободы, равенства и братства» (из письма к В.В. Стасову).

Картина «Запорожцы», рассказывающая о героических подвигах свободолюбивого и мужественного народа, принесла Репину славу подлинно исторического живописца. Ничего равного ей художнику уже больше не удалось создать в области исторической живописи.

Когда-то в нашей стране существовали различные необычные профессии, которые теперь остались далеко в истории, но многие удалось упомянуть и запечатлеть, например, в литературных произведениях и картинах. Знаменитая картина Ильи Репина "Бурлаки на Волге" как раз показывает ту самую профессию, что была когда-то и потом просто исчезла, но память о ней осталась и по сей день.


Илья Репин "Бурлаки на Волге"

 

Кто такие "Бурлаки"
В 18 веке в нашей стране имела популярность деятельность бурлаков. Бурлаками являлись наемные рабочие, которые выполняли очень тяжелую и монотонную работу. Их работа заключалась в том, чтобы вдоль берега реки тянуть судно против течения. Такая работа выполнялась с помощью специальной веревки, так называемой бечевы. Бечева обвязывалась на плечах бурлака, а другой конец цеплялся за нос корабля. Такую работу могла выполнить только группа людей, поэтому Бурлаки объединились в бригады и трудились все вместе. В каждой бригаде были свои роли ведущего, замыкающего и других. У бурлаков были даже свои собственные песни, которые они часто напевали во время работы. Их деятельность стала исчезать в тот момент, когда стало больше пароход.

 

Первый вариант картины Бурлаки на Волге
Знаменитый шедевр живописи Репина создался не с первого раза. Первый вариант картины был нарисован не маслом, а полностью акварелью. Но эта картина не получила успех, тогда ещё художник обучался в Академии искусства, и там эту картину негативно раскритиковало руководство академии. Причиной такой критики было то, что картина нарисованная Репиным отражала всю суровую реальность того времени, а именно нищие и бедные крестьяне, в грязной и ободранной одежде. В первом варианте картины художник выразил ещё и сравнение с трудящими крестьянами и людьми прогуливающихся по набережной реки, которые были одеты в красивую и праздничную одежду. Так как эта картина была написана после 1860 года и ситуация тогда в российском обществе была сложная. Властям страны не нравилось, когда кто-то из художников или писателей поднимал проблемы общества, поэтому на Репина обрушилась волна негатива. Но несмотря на всё, художник не оставил эту тему, и ему потребовались годы чтобы развить её дальше.

 

Дальнейшая работа над картиной
Илью Репина очень заинтересовала бурлацкая тема, и он стал больше искать информацию о них, для того, чтобы изобразить картину со всеми мельчайшими подробностями, и ничего не упустив. Для достижения своей цели в 1870 году художник отправился к Волге, чтобы еще раз увидеть настоящих бурлаков в работе и даже поближе с ними познакомиться. Познакомившись и пообщавшись с ними, он много узнал об их жизни и таком нелегком труде, а также сделал много разных зарисовок. От первого варианта картины художник полностью отошел и уже в 1873 году закончил работу над вторым вариантом картины, которая известна нам и по сей день. Кстати, первая картина не сохранилась до наших дней, осталось только примерное её описание, но вот вторая стала настоящим шедевром, хотя критика тоже не обошла её стороной.

 

Принятие картины в обществе
После того как картина была уже полностью написана, а это был 1873 год, её отправили на Международную выставку в город Вену. В европейском обществе не существовало бурлацкого рода деятельности, который показан на картине, поэтому для них видеть такое было очень необычно и даже в диковинку. На картину Репина снова обрушилась волна небольшого негатива со стороны Российского министра путей. Он утверждал, что способ транспортировки кораблей бурлаками уже исчезает, и что Репину можно было бы запечатлеть что-то другое в своей картине. На самом деле это было действительно так, к тому году работа бурлаков стала заменяться машиной тягой. Но ведь художника зацепила именно эта тема, и пусть она была уже не актуальной, но среди общества картина получила большую популярность.


 Сделайте список из упоминаемых в тексте художников в таком формате:

ФИО
Годы жизни
















Где и как учился


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: