Условия путешествий в Древней Греции

История туризма

История туризма – это наука, изучающая путешествия (походы, экскурсии), начиная с самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящих времен.

Периодизация истории туризма

· Первый этап - от древности до начала XIX века (средства передвижения были примитивными; путешествие было не самоцелью, а необходимым условием и средством достижения какой-либо другой цели)

· Второй этап - от начала ХIХ века до начала XX века (начинают создаваться первые специализированные предприятия по производству туристских услуг.

Важнейшую роль на этом этапе развития туризма сыграли революционные изменения в транспорте).

· Третий этап — от начала XX века до Второй мировой войны (Появление социального туризма. Дальнейшее развитие транспортных средств и связанных с ним видов туризма (автомобильный).

· Четвертый этап — после Второй мировой войны до наших дней (Из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения индустриально развитых стран. Формируется индустрия отдыха и развлечений со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством.)

Источники истории туризма

Выделяют две группы источников: делопроизводственные (статистические, нормативные акты, канцелярские) и повествовательные (личные (письма, дневники, граффити), художественные, научные).

Граффити – краткие записи туристов на твердом материале, содержащие

сведения об их авторах и о посещаемых ими местах. Появляются в древности (на древнеегипетских памятниках).

Путевые заметки - это рассказы наших реальных путешественников, в которых они описывают свои впечатления от увиденного, делятся ощущениями и дают советы начинающим. Древнейшими путевыми заметками является «История» Геродота (V в. до н.э.). В средние века появляются описания паломничеств и других путешествий.

Некоторые из них содержали значительную долю вымысла («Приключения сэра Джона Мандевила» - чем дальше от Европы, тем больше небылиц), некоторые более достоверны («Книга о разнообразии мира» Марко Поло).

Более точные и детальные сведения о чужих странах появляются в эпоху

Возрождения благодаря профессиональной дипломатической службе в первую очередь Италии. В XVI в. записки путешественников начинают систематически публиковать.

В XVII в. появляется большой блок источников, связанных с научными

открытиями.

Основным источником истории туризма являются путеводители. Это собрание информации для путешественников.

В Древнем Риме получили распространение итинерарии – описание станций на римских дорогах, расстояния между ними, указания более коротких дорог и т.п.

Самый известный – «Итинерарий Антонина Августа» написанный во II в н.э.

В Средние века распространяются путеводители в Святую землю и другие места поклонений. В них содержались сведения в том числе и светского характера.

С XV в. такие путеводители начинают печатать. С XVII в. издатели начинают заботиться об удобстве путеводителей (кроме текстов появляются таблицы расстояний между городами, дорожные карты). В XIX в. путеводители становятся меньшего формата, с более сжатыми и актуальными сведениями. Самые известные издатели этого периода Дж. Марри-младший и Карл Бедекер. В этот период путеводители получили современное оформление (общие сведения о стране, условия поездки, формальности, природа, достопримечательности). Многие современные путеводители страдают избытком информации.

Путешествия в Древнем мире.

Первые путешествия Древнего Востока.

Первые путешествия были связаны с возникновением государств (гонцы, чиновники, торговцы, ограниченными – вдоль берегов Тигра и Ефрата, Нила, в окрестностях гор, долин, побережий. Возможности путешествий увеличились после изобретения кораблей (после 3000 г. до н.э., возможно в Древнем Египте). Примерно в этот же период стали появляться повозки (Шумер). В п.п. II тыс до н.э. древние плотники научились гнуть дерево и вместо тяжелых цельных колес появляются колеса со спицами, что привело к появлению легкой колесницы. Но поскольку дорог в это период практически нигде не было, в основном путешествия осуществлялись пешком или ездили на ослах.

Мотивами путешествий были паломничество к святилищам, деловые цели (чиновники, купцы) и зарождаются поездки из любопытства (к древнеегипетским пирамидам – в период Нового царства они уже привлекали внимание).

Условий для путешествий практически не было: путники спали под открытым небом и питались чем придется. Кроме правительственных чиновников – им услуги гостеприимства оказывались продовольствия. Наиболее древний постоялый двор (около 1500 г. до н.э.) обнаружен на Крите недалеко от Кносского дворца. Постоялые дворы были и в Двуречье. Правительственные строились для нужд гонцов и чиновников, частные отличались дурной славой и низким качеством услуг.

Самым быстрым и безопасным способом перемещения были морские плавания.

Около 1100 г. до н.э. средиземноморскую торговлю монополизировали финикийцы.

С возникновением эффективного управления им были построены дороги (заставы с охраной каждые 9,5 км., колодцы, мосты, дорожные знаки).

После падения Ассирии на первый план выдвинулась Персия. Один из секретов ее успеха – быстрая и эффективная коммуникация. Наивысшим достижением стала Царская дорога длиной 2,5 тыс. км. На ней через каждые 16,24 км. Размещались заезжие дворы. В наиболее важные местах были построены укрепления, на переправах через реки – паромы.

Т.о. в этот период зарождаются элементарные формы туризма (паломничество, путешествия с познавательными целями), однако путешествия были полны тягот и опасностей (дорог почти не было, примитивный транспорт, практически отсутствует система гостеприимства, разбойные нападения на путников).

Условия путешествий в Древней Греции

Самым быстрым и дешевым способом перемещения грузов на большие

расстояния в Древней Греции была перевозка по воде. Греческие суда были довольно большими (до 30 м.), безопасными, но не быстроходными. Такие корабли могли брать на борт и обычных путешественников, хотя условий для них на борту не было.

Путешествие по суше было более сложным. В путь отправлялись чаще всего пешком, рабы несли багаж, могли использовать для перевозки грузов вьючных животных.

Носилки греки считали признаком изнеженности и почти не употребляли. Повозками пользовались только в том случае, если это позволяли дороги. Однотипной сети дорог не было. Особое внимание уделяли дорогам к святилищам (напр. к Дельфам). В некоторых случаях строили колейные дороги, они могли быть на особенно популярных направлениях двухколейными.

Путешествия были опасными: на дорогах было много разбойников, а в море пиратов.

В ранний период развития путешествий единственной формой размещения туристов было частное гостеприимство. В зажиточных домах всегда была хотя бы одна комната для гостей – ксенон.

Позже появляются постоялые дворы (вдоль дорог, в портах и городах). Это были двухэтажные дома, с внутренним двором для повозки и животных и с комнатами без окон и мебели. У храмов как правило были свои постоялые дворы. В некоторых случаях (напр. Олимпийские игры) состоятельные путешественники размещались в собственных шатрах. Еще одним вариантом размещения и питания были таверны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: