Вторая чеченская война (1999 – 2002 гг.)

После подписания Хасавюртовских соглашений и вывода российских войск в 1996 году мира и спокойствия в Чечне и прилегающих к ней регионах не наступило.

Чеченские бандформирования под командованием Шамиля Басаева и Хаттаба готовились к вооружённому вторжению в Дагестан. С апреля по август 1999, проводя разведку боем, они только в Ставрополье и Дагестане совершили более 30 вылазок, в результате которых погибли и получили ранения несколько десятков военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и гражданских лиц. Поняв, что на кизлярском и хасавюртовском направлениях сосредоточены наиболее сильные группировки федеральных войск, боевики решили нанести удар по горной части Дагестана. При выборе этого направления бандформирования исходили из того, что там нет войск, а в кратчайшие сроки перебросить силы в этот труднодоступный район не удастся.

7 августа 1999 с территории Чечни было совершено массированное вторжение боевиков в Дагестан под общим командованием Шамиля Басаева и арабского наёмника Хаттаба. План боевиков по переходу на их сторону населения Дагестана провалился, дагестанцы оказали вторгшимся бандитам отчаянное сопротивление. Российские власти предложили ичкерийскому руководству провести совместную с федеральными силами операцию против исламистов в Дагестане. Аслан Масхадов на словах осудил нападения на Дагестан и их организаторов и вдохновителей, однако реальных мер для противодействия им не предпринял.

Лишь в начале августа 1999 г. началась с запозданием переброска в горные районы Дагестана дополнительных войск МВД и МО. Критика российской общественностью неубедительных действий правительства на Северном Кавказе привела к отставке 9 августа с поста главы правительства Степашина. Исполняющим обязанности главы кабинета был назначен В. Путин.

16 августа началась реализация программы по зачистке территории Дагестана от чеченских боевиков. Первый этап операции (освобождение всех захваченных населенных пунктов) был завершен через 10 дней - 25 августа. Вытеснение отрядов боевиков за пределы Дагестана стало главной составляющей объявленного в последующие дни второго этапа операции. Однако в конце августа - начале сентября военные действия вновь привели к захвату боевиками населенных пунктов теперь уже в Буйнакском и Новолакском районах. Затяжные бои, выявили безусловную поддержку боевиков со стороны чеченского руководства. В этих условиях происходит усиление группировки российских войск и переоценка стоящих перед ними задач - ликвидация не только вторгнувшихся сил, но и их баз на территории Чеченской республики.

Учитывая неспособность Масхадова контролировать ситуацию в Чечне, российским руководством было принято решение о проведении военной операции по уничтожению боевиков на территории Чечни. 18 сентября границы Чечни были блокированы российскими войсками.

23 сентября президент России Борис Ельцин подписал указ «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации». Указ предусматривал создание Объединённой группировки войск на Северном Кавказе для проведения контртеррористической операции. 23 сентября российские войска начали массированные бомбардировки Грозного и его окрестностей, 30 сентября они вошли на территорию Чечни.

Ликвидация баз террористов в Чеченской республике, возобновление контроля" над ее территорией стали важной составляющей предвыборной президентской кампании В. Путина.

В январе-феврале 2000 г. федеральные войска взяли под контроль ключевые населенные пункты Чечни. Войсковая операция по уничтожению бандформирования в Грозном была завершена 6 февраля. Спустя две недели только что учрежденная медаль "За воинскую доблесть" вручалась участникам военного парада в Грозном.

Новое руководство России обозначило несколько ключевых направлений, которым будет уделено приоритетное внимание президента и правительства.в период после выборов. Среди первоочередных задач - разрешение чеченской проблемы. Помимо жесткой политики к непримиримой оппозиции, предусматривается восстановление экономики Чечни, налаживание отношений с чеченскими лидерами, отвергающими вооруженные методы борьбы и непричастными к актам терроризма. В июне 2000 г. Путин назначил руководителем Чеченской республики лидера мусульман Ахмеда Кадырова.

 

В июне 2000 г. указом Путина была утверждена «Концепция внешней политики Российской Федерации». Согласно этому документу, основными целями внешней политики страны являются: обеспечение надёжной безопасности страны, воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом, содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире.

Суть внешней политики России в концентрированном виде изложена В. В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в апреле 2002 г. «Мы строим со всеми государствами мира — хочу это подчеркнуть — со всеми государствами мира — конструктивные нормальные отношения…»

 

Реализуя идею разновекторной политики, Россия в 2000–2004 гг. поддерживала связи со многими странами мира на разных континентах. Продолжался интенсивный диалог по самой широкой проблематике с США и другими государствами Запада. Наряду с двусторонними контактами сотрудничество осуществлялось в рамках многосторонних форумов и организаций («большая восьмерка», НАТО, ОБСЕ, ЕС, МВФ и др.) Помимо визитов в западные страны, российский президент посетил Китай, Индию, Японию, Северную и Южную Корею, Вьетнам, Кубу, участвовал в региональных форумах Азиатско-Тихоокеанского региона.

Интенсивными были многосторонние и двусторонние контакты России со странами, входящими в СНГ. И хотя уровень взаимодействия с различными государствами был разным, концентрация внимания на решении конкретных проблем (безопасность, совместные экономические проекты и т.д.) способствовала прагматизации отношений между ними. Наша страна стала уделять больше внимания поддержке российской диаспоры за рубежом.

 

Чечня: начало июня 1999 г.  - вторжения чеченских боевиков на территорию Дагестана (от 3 до 8 тыс. чел.) Лишь в начале августа 1999 г. переброска в горные районы Дагестана дополнительных войск МВД и МО. 9 августа -отставка с поста главы правительства Степашина. Исп-м обязанности главы кабинета был назначен В. Путин. 16 августа - реализация программы по зачистке территории Дагестана от чеченских боевиков. В конце августа— начале сентября - вновь захват боевиками населенных пунктов в Буйнакском и Новолакском районах. Ликвидация баз террористов в Чеченской республике, возобновление контроля над ее территорией стали важной составляющей предвыборной президентской кампании В. Путина. Рейтинг нового молодого премьера-государственника осенью 1999 г. стремительно рос. 19 декабря 1999 г. прошли выборы в ГД. «Союз правых сил» во главе с С. Кириенко, Б. Немцовым и И. Хакамадой. Б. Ельцин 31 декабря 1999 г. объявил о сложении президентских обязанностей. 26 марта 2000 г - выборы президента. В мае новое правительство, М. Касьянов Среди первоочередных задач — разрешение чеченской проблемы. В июне 2000 г. Путин назначил руководителем Чеченской республики лидера мусульман, муфтия Чечни Ахмеда Кадырова.

2005-2008: Несмотря на координацию усилий в борьбе с терроризмом, возрастала напряженность в отношениях России и США. Разногласия касались пяти крупных проблем: отношение к ядерной программе Ирана, продажа оружия на мировых рынках (США считали эти страны недружественными – Китай, Латинская Америка, Ближний Восток (Иран,Сирия)), отношения с Китаем (ограничение влияния США в странах, которые они считали зоной своего влияния), энергетическиересурсы и продвижение военной инфрастуктуры НАТО к границам России.

Конфликт в Южной Осетии: В ночь с 7 на 8 августа 2008 г. грузинские войска начали интенсивный артиллерийский обстрел столицы Южной Осетии Цхинвала и прилегающих районов (подавлено российскими войсками в течение 5 дней)

В начале своего первого президентского срока Буш был настроен на рабочие отношения с Путиным, Буш считал тогда, что от России не исходят реальные угрозы США. В 2001 году специалист по России Майкл Макфол советовал Бушу завлекать Россию в проамериканский лагерь. Со своей стороны Путин, в начале своего правления делал шаги навстречу США, что было остановлено США выходом из договора по ПРО.

В 2003 году Россия совместно с Францией и Германией фактически возглавили «лагерь несогласных» с действиями США в отношении Ирака. В конце 2004 года в российско-американских отношениях наступило небывалое «похолодание», связанное с событиями на Украине («Оранжевая революция»). Наибольшим спадом американо-российских отношений до грузино-российского кризиса 2008 года называют балканский (Косовский) кризис.

К основным проблемным вопросам между РФ и США относятся помощь России Ирану в осуществлении ядерной программы, энергобезопасность, ситуация в Грузии, Украине и Палестине, а также развёртываемая Соединёнными Штатами в Европе система противоракетной обороны.

В начале 2007 года между США и РФ с новой силой разгорелся конфликт по поводу намерения США разместить в Польше и Чехии элементы своей системы ПРО. По словам руководства США, этот шаг направлен на защиту Европы от северокорейских и иранских ракет. Российское руководство категорически отвергает такое объяснение.

В августе 2008 года новый виток противостоянию России и США дало вторжение грузинских войск в Южную Осетию. Российские войска очистили территорию почти полностью захваченной непризнанной республики от грузинской армии и в течение нескольких дней продолжали бомбардировки военных объектов на всей территории Грузии, после чего Россия официально признала Южную Осетию и Абхазию независимыми государствами. Под вопросом оказалось дальнейшее существование Совета Россия-НАТО.

«Перезагрузка» инициирована в начале 2009 года Медведевым и Обамой, она пришла на смену острой фазе противостояния. Именно так характеризовались отношения между нашими странами в годы правления в США республиканской администрации Президента Дж.Буша. Несмотря на заявления о партнерстве, содержащиеся в совместных российско-американских заявлениях, одобренных на высшем уровне в 2002 и 2008 годах, эти отношения, по мнению многих экспертов, скатились до низшей точки со времен завершения холодной войны. Кульминацией можно считать так называемый «кавказский кризис» в августе 2008 года, когда Вашингтон открыто выступил на стороне руководства Грузии, спровоцировавшего вооруженный конфликт с Россией.

Столкнувшись с целым комплексом внешнеполитических и внутренних проблем, администрация Б.Обамы была вынуждена начать пересмотр многих основ внешней политики республиканцев. «Точечное» взаимодействие с Россией должно было содействовать реализации задач американской политики. Прежде всего это относилось к ситуации в Афганистане, где от позиции России в значительной мере зависел успех операции коалиционных сил Соединенных Штатов и их союзников. Россия оставалась одним из ключевых игроков в вопросах ядерного нераспространения, без участия российской стороны было трудно рассчитывать на продвижение вперед по вопросам иранской и северокорейской ядерных программ. Точно также Соединенные Штаты нуждались во взаимодействии с Россией в борьбе с международным терроризмом. Для США было крайне важным обеспечить лояльность Москвы в ходе принципиальных голосований в Совете Безопасности ООН. В меньшей степени, но все же существенной

была роль России в обеспечении стабильности мировых рынков энергоресурсов и некоторых других важных для США сырьевых товаров.

В геополитическом плане наметившийся поворот России в сторону Азии начинал вызывать озабоченность в Вашингтоне. В первую очередь это касалось тенденции к углублению российско-китайского сотрудничества.

Следует отметить, что в пользу «перезагрузки» играл такой субъективный фактор, как возвращение в администрацию людей, имеющих большой опыт работы с Россией и в России в период Президента Клинтона. Эти люди составили своеобразное «российское лобби» в вашингтонских коридорах власти, связав во многом свои профессиональные амбиции с успехом политики «перезагрузки». По свидетельству некоторых наблюдателей, сам Президент Б.Обама с течением времени «втянулся» в российскую проблематику, стал проявлять к России более активный интерес.

Постепенно роль и место «перезагрузки» в системе внешнеполитических приоритетов Соединенных Штатов стали возрастать, что было связано с тем, что на других направлениях «нового курса» демократической администрации больших успехов достичь не удалось.

Три основные предпосылки, которые играли в пользу политики «перезагрузки» с США для России:

1.осенью 2008 года Москва оказалась перед угрозой внешнеполитической изоляции. Российскую политику на Южном Кавказе (признание Южной Осетии и Абхазии) не поддержало ни одно сколько-нибудь значимое государство. 2.Россия стала все больше ощущать последствия мирового финансового и экономического кризиса. 3.провозглашенная руководством России политика «модернизации», предполагающая переход страны форсированными темпами от модели сырьевой экономики к инновационной модели, при которой экономика опиралась бы на знания, выглядела нереализуемой в условиях конфронтации с государствами, имеющими наибольший потенциал в этой сфере.

Таким образом, можно констатировать, что в начале 2009 года сложилось совпадение американских и российских интересов, которое позволило перейти к новому этапу в двусторонних отношениях, получившему название «перезагрузка».

Достижения «перезагрузки»: российско-американский Договор СНВ-3. Договор был подготовлен в сжатые сроки и стал важным шагом вперед в сфере сокращения стратегических арсеналов двух стран. Договоренность об «афганском транзите», позволяющая Соединенным Штатам и их союзникам по коалиции в Афганистане использовать «северный коридор» по территории России для транспортировки невоенных грузов. Более систематическим стало сотрудничество по противодействию терроризму и наркотрафику. Сближение американской и российской позиций по иранской ядерной проблеме. Соединенные Штаты стали в большей степени, чем раньше, учитывать стратегические интересы России на пространстве бывшего Советского Союза. Снижение остроты американской критики российской политической системы и положения с правами человека в России. Поддержка США в решении вопроса о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

К середине 2011 года первоначальный импульс «перезагрузки» оказался исчерпанным: в российско-американских отношениях удалось достичь почти всего, на что можно было рассчитывать, оставаясь в рамках традиционной модели этих отношений.

В марте 2014 года отношения стран резко обострились из-за Крымского вопроса. Госсекретарь Керри отметил в телеинтервью, что «перезагрузка» осталась в прошлом: «Мы вошли в другую фазу отношений с Россией». Отмечают, что российско-американские отношения охладились как никогда за весь период с 1991 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: