Конституционно-правовые основы Российской Федерации и общие тенденции развития правовой системы современной России

 

ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ И УСЛОВИЙ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ

понятие физической культуры личности означенной возрастной группы, которое может быть представлено следующим образом.

- физический компонент (физическое развитие, физическая работоспособность, двигательная подготовленность);

- когнитивный компонент (сформированность знаний в сфере физической культуры; качество основных психических процессов; ценностные ориентации в сфере физической культуры);

- физкультурно-деятельностный (сформированность потребностно-мотивационной сферы; «включенность» в физическую культуру).

Сформированность физического компонента физической культуры личности, по сути, отражает качественно-количественные показатели физического развития, работоспособности, физической и технической подготовленности. Физическое развитие включает: вес (действенный показатель школьников с учетом того, что потеря в весе есть один из первых симптомов перенапряже­ния функциональных систем, их угнетения); весоростовой показатель (наиболее полно отражает положительную или отрицательную прибавку или сбавку в весе школьников); жизненная емкость легких (ЖЕЛ – произвольная максимальная вен­тиляция легких, как некая физиологическая составляющая жизнеспособности организма является достаточно значимым звеном в физическом компоненте физической культуры школьников).

Физическая работоспособность – возможность выполнять физическую деятельность без снижения уровня функционирования организма (прежде всего, сердечно-сосудистой и дыхательной систем).

Целью становления когнитивного компонента физической культу­ры личности является приобретение учащимися физкультурных знаний и умений их практического использования в образовательном процессе, самосовершенствования для обеспечения успеха в личностном становлении, а также для сохранения и укрепления индивидуального здоровья.

Качество состояния основных психических процессов младших школьников отражается в: - частоте и качестве проявления эмоциональных переживаний и состояний в ходе физкультурно-спортивной деятельности: собственно эмоций: радость (удовлетворенная потребность); чувств: нравственных (долг, гуманность, доброжелательность) и эстетических; страсти (сосредоточение сил личности на единой цели в какой-либо деятельности); интеллектуальных (удивление, сомнение, любознательность, уверенность); настроение (доброе, радостное, спокойное);

- оптимальном состоянии двигательной памяти (запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений), эмоционально-образной (представлений); - устойчивость внимания ценна своей качественной характеристикой – сохранением требуемой концентрации внимания в течение длительного вре­мени (при утомлении резко ухудшается) (Е.П. Ильин). Ценностные ориентации – личностное состояние, отражающее совокупность устремлений и потребностей человека, выступающих для него в качестве личных ценностей и целей жизнедеятельности. Этот показатель является одним из важнейших для младших школьников (когнитивного компонента физической культуры личности), определяющий мотивацию школьника и включенность его в процесс самосовершенствования, удовлетворение его потребностей.

В обосновании физкультурно-деятельностного компонента физической культуры личности следует отметить, что сформированность потребностно-мотивационной сферы отражает: ·установление учащимися взаимодействия и взаимоотношений с другими участниками физкультурно-спортивной деятельности;

· улучшение (модернизация) условий повседневной жизни и деятельности за счет одобрения его стороны окружения, признания, имеющихся знаний, авторитета;

· возможность преобразовывать поступающую информацию (создание новых ценностей физической культуры к окончанию начальной школы);

В свою очередь «включенность» школьников в физическую культуру как необходимая характеристика физкультурно-деятельностного компонента физической культуры школьников интегрирует в себе:

а) участие школьника в процессе трансляции ценностей физической культуры (в быту, семье, учебе), выражающаяся в количественных показателях (количество раз, дней);

б) деятельность по вовлечению других людей в физкультурно-спортивную деятельность по освоению физической культуры (личный пример; убеждение);

в) знание правил, способов организации соревнований (судейская подготовленность).

В настоящее время, примерно со второй половины 20-го века, в физическом и нравственном развитии молодежи имеются серьезные проблемы, а именно: - ухудшение здоровья детей всех возрастов, заболеваемость, неудовлетворительное физическое развитие; - прямо-таки эпидемическое распространение курения, алкоголя, наркотиков

Фи­зи­че­ское вос­пи­та­ние (ФВ) есть про­цесс ор­га­ни­за­ции оз­до­ро­ви­тель­ной и по­зна­ва­тель­ной дея­тель­но­сти, на­прав­лен­ной на раз­ви­тие фи­зи­че­ских сил и здо­ро­вья, вы­ра­бот­ку ги­гие­ни­че­ских на­вы­ков и здо­ро­во­го об­раза жиз­ни. Фи­зи­че­ская куль­ту­раодна из ценностей общества, комплекс представлений об идеале, гармонически развитом человеке, зна­ние о един­ст­ве те­ла и ду­ха, и система деятельности по со­хра­не­нию здо­ро­вья, раз­ви­тию ду­хов­ных и фи­зи­че­ских сил.Физическое воспитание тесно связано с фор­ми­ро­ва­нием здо­ро­во­го об­раза жиз­ни школь­ни­ков. Речь идет о предупреждении, профилактике вредных привычек и разрушающего организм и личность поведения: курение, алкоголь, наркотики, ранняя половая жизнь и неразборчивое сексуальное поведение, сексуальная распущенность. Все это ведет к потере здоровья и имеет серьезные морально-психологические и социальные последствия.Не­об­хо­ди­ма раз­ра­бот­ка спе­ци­аль­ных про­грамм, обес­пе­чи­ваю­щих это на­прав­ле­ние вос­пи­та­ния. Сей­час в шко­лах Рос­сии эти за­да­чи час­тич­но ре­ша­ют­ся с по­мо­щью кур­са “Ос­но­вы безо­пас­но­сти жиз­не­дея­тель­но­сти”.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: