ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ И УСЛОВИЙ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ
понятие физической культуры личности означенной возрастной группы, которое может быть представлено следующим образом.
- физический компонент (физическое развитие, физическая работоспособность, двигательная подготовленность);
- когнитивный компонент (сформированность знаний в сфере физической культуры; качество основных психических процессов; ценностные ориентации в сфере физической культуры);
- физкультурно-деятельностный (сформированность потребностно-мотивационной сферы; «включенность» в физическую культуру).
Сформированность физического компонента физической культуры личности, по сути, отражает качественно-количественные показатели физического развития, работоспособности, физической и технической подготовленности. Физическое развитие включает: вес (действенный показатель школьников с учетом того, что потеря в весе есть один из первых симптомов перенапряжения функциональных систем, их угнетения); весоростовой показатель (наиболее полно отражает положительную или отрицательную прибавку или сбавку в весе школьников); жизненная емкость легких (ЖЕЛ – произвольная максимальная вентиляция легких, как некая физиологическая составляющая жизнеспособности организма является достаточно значимым звеном в физическом компоненте физической культуры школьников).
|
|
Физическая работоспособность – возможность выполнять физическую деятельность без снижения уровня функционирования организма (прежде всего, сердечно-сосудистой и дыхательной систем).
Целью становления когнитивного компонента физической культуры личности является приобретение учащимися физкультурных знаний и умений их практического использования в образовательном процессе, самосовершенствования для обеспечения успеха в личностном становлении, а также для сохранения и укрепления индивидуального здоровья.
Качество состояния основных психических процессов младших школьников отражается в: - частоте и качестве проявления эмоциональных переживаний и состояний в ходе физкультурно-спортивной деятельности: собственно эмоций: радость (удовлетворенная потребность); чувств: нравственных (долг, гуманность, доброжелательность) и эстетических; страсти (сосредоточение сил личности на единой цели в какой-либо деятельности); интеллектуальных (удивление, сомнение, любознательность, уверенность); настроение (доброе, радостное, спокойное);
- оптимальном состоянии двигательной памяти (запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений), эмоционально-образной (представлений); - устойчивость внимания ценна своей качественной характеристикой – сохранением требуемой концентрации внимания в течение длительного времени (при утомлении резко ухудшается) (Е.П. Ильин). Ценностные ориентации – личностное состояние, отражающее совокупность устремлений и потребностей человека, выступающих для него в качестве личных ценностей и целей жизнедеятельности. Этот показатель является одним из важнейших для младших школьников (когнитивного компонента физической культуры личности), определяющий мотивацию школьника и включенность его в процесс самосовершенствования, удовлетворение его потребностей.
|
|
В обосновании физкультурно-деятельностного компонента физической культуры личности следует отметить, что сформированность потребностно-мотивационной сферы отражает: ·установление учащимися взаимодействия и взаимоотношений с другими участниками физкультурно-спортивной деятельности;
· улучшение (модернизация) условий повседневной жизни и деятельности за счет одобрения его стороны окружения, признания, имеющихся знаний, авторитета;
· возможность преобразовывать поступающую информацию (создание новых ценностей физической культуры к окончанию начальной школы);
В свою очередь «включенность» школьников в физическую культуру как необходимая характеристика физкультурно-деятельностного компонента физической культуры школьников интегрирует в себе:
а) участие школьника в процессе трансляции ценностей физической культуры (в быту, семье, учебе), выражающаяся в количественных показателях (количество раз, дней);
б) деятельность по вовлечению других людей в физкультурно-спортивную деятельность по освоению физической культуры (личный пример; убеждение);
в) знание правил, способов организации соревнований (судейская подготовленность).
В настоящее время, примерно со второй половины 20-го века, в физическом и нравственном развитии молодежи имеются серьезные проблемы, а именно: - ухудшение здоровья детей всех возрастов, заболеваемость, неудовлетворительное физическое развитие; - прямо-таки эпидемическое распространение курения, алкоголя, наркотиков
Физическое воспитание (ФВ) есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура – одна из ценностей общества, комплекс представлений об идеале, гармонически развитом человеке, знание о единстве тела и духа, и система деятельности по сохранению здоровья, развитию духовных и физических сил.Физическое воспитание тесно связано с формированием здорового образа жизни школьников. Речь идет о предупреждении, профилактике вредных привычек и разрушающего организм и личность поведения: курение, алкоголь, наркотики, ранняя половая жизнь и неразборчивое сексуальное поведение, сексуальная распущенность. Все это ведет к потере здоровья и имеет серьезные морально-психологические и социальные последствия.Необходима разработка специальных программ, обеспечивающих это направление воспитания. Сейчас в школах России эти задачи частично решаются с помощью курса “Основы безопасности жизнедеятельности”.