Глава 1. Военное дело скифов

Введение

 

Скифская цивилизация сыграла огромную роль в исторических судьбах целых народов и внесла неоценимый вклад в сокровищницу мировой культуры. Без знания истории скифов, прослеживания пути социально-экономического развития их цивилизации, а также изучения скифской культуры невозможно понять и историю всего Евразийского региона. 

Скифы - величайший конгломерат племён, общность культуры которых, и, прослеживается от Дуная на западе до Великой Китайской Стены на востоке.

Этот народ просуществовали свыше тысячи лет и на заключительном этапе своей истории, когда границы их царства значительно сузились, обосновались в Крыму со столицей в городе Неаполе, руины которого находятся на окраине нынешнего Симферополя.

Следы этого величественного народа мы находим и на территории наших сел Сакского района Республики Крым – Колоски и Ромашкино.

В 1976 г. тракторист колхоза «Путь к коммунизму» - Николай Мигдалев во время весенней вспашки нашел скифское изваяние. О находке сообщили председателю колхоза Сапожникову Владимиру Ивановичу, который обратился к археологам. Так было положено начало серьезнейшим археологическим исследованиям под руководством выдающегося советского и российского ученного, археолога Валерия Сергеевича Ольховского, который посвятил курганной группе на линии Колоски-Великое 9 сезонов, изучив 13 курганов эпохи бронзы и раннего железного века.

Цель работы: изучить историю, материальную и духовную культуру поздних скифов в Западном Крыму.

Задачи работы:

1. Рассмотреть письменные источники, главным образом, Геродота, касающиеся пребывания скифов в Крыму;

2. Проанализировать результаты археологических исследований ученого Ольховского В. С. в с. Колоски.

3. По результатам письменных и вещественных источников ответить на вопросы превосходства скифского войска над другими, изучить особенности хозяйства и искусства народа и узнать о религиозных верованиях этих древних людей.

Проблема исследования

 Отсутствие достаточных письменных и вещественных источников, касающихся подробного описания материальной и духовной культуры скифов. Изучение археологических исследований курганной группы Колоски – Великое с целью заполнение пробелов развития скифской цивилизации.  

Гипотеза исследования:

Вещественные источники, описывающие погребальные традиции скифов в окрестностях села Колоски.

Объект исследования:

Отчеты и заключения видного советского и российского ученного Валерия Сергеевича Ольховская, руководившего археологическими исследованиями в с. Колоски.

Предмет исследования:

Археологические находки курганной группы Колоски - Великое

Методы исследовательской работы:

1. Исследование фотоматериалов и рисунков археологов;

2. Изучение и анализ работы Геродота «История»;

2.  Отчеты и публикации археолога В. С. Ольховского;

3. Воспоминания трактористов колхоза «Путь к коммунизму», принимавших участия в полевых работах и обнаруживших артефакты;

Обработка и систематизация материала.

В работе была использована разнообразная историческая и археологическая литература, опрос местных жителей. Отчеты археолога В. С. Ольховского, которые он публиковал в журнале Археологические открытия каждый сезон, а также работы других известных крымских и российских археологов: Колтухова С. Г., Ольховского В. С., Гаврилюка Н. А., Торопа С. О., Елисеева М. Б. и других ученных, изучавших скифскую культуру. Одним из важных источников являются и воспоминания трактористов колхоза «Путь к коммунизму» (Канарского С. И., Сирцева Нечитайло Н. Н. и др.)

Таким образом, среди многочисленных племен и народов, обитавших в Крыму сотни и тысячи лет назад, особое место занимают скифы, которые в VII в. до н. э. – III в. н. э. играли крупную роль в исторических судьбах юга европейской части нашей страны, а также Передней, Средней и Центральной Азии, Кавказа и Закавказья. Память о скифах, непобедимом воинственном народе конных стрелков, сохранилась в течение многих веков после их исчезновения в преданиях, легендах, исторических хрониках и топонимах. Память об исследованиях этого древнего народа жива и в сердцах многих моих односельчан, и сегодня проживающих в селах Колоски и Ромашкино, которые своим небольшим вкладом, но помогали миру отвечать на загадки исторической науки, касающиеся этой древней эпохи.

Глава 1. Военное дело скифов

                                                                  «Какое страшное зрелище! Это они

                                                                        Сами поджигают… Какая решимость!

                                                      Какие люди! Это – скифы!»

                                                                                                  Наполеон Бонапарт

Тактика действий скифской конницы известна исключительно по свидетельствам античных авторов. Наиболее подробные данные относятся ко времени скифского похода Дария I, который подробно описан в «Истории» Геродота. Греческие историки в один голос утверждают, что каждый скиф — всадник и воин. Вероятно, так и было в самый ранний период истории этого народа, например, во время азиатских походов. Однако постепенно в орбиту скифского влияния входили разнообразные племена, в том числе земледельцы лесостепи, которые, вероятно, сражались и в пешем строю.

 «Когда скиф убивает первого врага», он пьет его кровь», - писал древнегреческий историк. Делалось это для того, чтобы вместе с кровью к победителю перешла сила его жертвы. «Головы всех убитых им в бою скифский воин приносит царю. Ведь только принесший голову врага получает свою долю добычи, а иначе - нет». [1]Каждый год скифы устраивали праздник, где пить вино могли лишь убившие врага, прочие же, опозоренные, сидели отдельно.

Кровавые трофеи были предметом гордости. Человеческие скальпы служили украшением конской узды. Из человеческой кожи делали плащи и чехлы для колчанов. Из черепов – чаши, причем воины победнее обтягивали их бычьей кожей, а побогаче – отправляли в золото.

Победы в битвах скифом обеспечивала их тактика ведения боя, которая была направлена, прежде всего, на то, чтобы измотать вражеское войско, смелость в сражениях и оружие, которым скифы прекрасно владели с самого детства.

Тактика, которой руководствовалось скифское войско, была достаточно стандартной при столкновении конных кочевников с регулярным войском. Женщины и дети с повозками и имуществом скифов были эвакуированы в северные районы, недоступные врагу. Конные воины, не вступая в прямую схватку с врагом, выжигали траву, отравляли колодцы, а также по возможности атаковали незначительные персидские отряды, осыпая их стрелами. Порой делались налеты и на основной лагерь с целью не давать покоя врагу. Таким образом, персидская армия изматывалась, а скифы поджидали момент для окончательного разгрома противника.

Без всякого сомнения, лучники должны были измотать вражеское войско обстрелом, после чего дружинники наносили решительный удар. Впрочем, в случае неудачи первой фазы боя конница могла и относительно безболезненно отступить. Состав войска и характер вооружения Скифии определяли и тактические приемы ведения войны. Скифы никогда не принимали участие в длительных, позиционные сражениях. Чаще всего практиковали метод внезапный атак. Подвижные скифские отряды стремительно нападали на вражеское войско, обрушивали на него град стрел, пущенные ими с коней на полном скаку, и также быстро исчезали. Не успевал враг опомниться, как на него неслась следующая волна изготовленных к стрельбе конных лучников, - вновь обстрел и откат. Пешие воины и тяжелая кавалерия противника не могли ни достать скифов, ни угнаться за ними. Повторенная несколько раз атака волнами приводила в расстройство вражеские ряды. Разгром довершала рукопашная схватка.

В войне с Дарием скифы удачно применили стратегию ложного отступления и «выжженной земли». Уклоняясь от генерального сражения с персами, с превосходящими силами неприятеля, кочевники заманили персов в безводные степи. На пути противника они уничтожали колодцы и источники, выжигали траву и беспрервыно изнуряли пришельцев внезапными набегами. Непобедимый завоеватель Передней Азии Дарий вынужден был в итоге с позором бежать из Северного Причерноморья от войска скифов.

Ведение войны в те времена сильно отличалось от привычных нам современных методов. Одним из основных отличий было полное отсутствие кавалерии. Не было кавалерии – войск, сражающихся в конном строю. Были просто вооружённые всадники. У тех же древних греков существовали конные отряды: небольшие формирования в несколько десятков конных воинов стремительно обходили противника с фланга… после чего спешивались, оставляли одного-двух человек стеречь лошадей, а сами «расчехляли» щиты и копья, строились в маленькую фалангу и шли в наступление.

С приходом скифов всё изменилось. Древний мир содрогнулся увидев конное войско. Скифы принесли в древний мир седло. Плотно закреплённое на спине лошади с помощью «подпруги», оно позволяло всаднику не бояться «соскальзывания». Кроме того у седла спереди и сзади были специальные вертикальные жёсткие выступы (луки). На них всадник мог опереться, или держась за них отклонится в сторону… По сути скифское новшество обеспечило будущее искусству джигитовки.
Но не только седло обеспечивало скифам преимущество. Скифские воины с детства учились верховой езде и могли управлять лошадью одними ногами, освобождая руки для боя! Искусный азиатский всадник мог удержаться на спине лошади и наносить удары правой рукой, но не держаться за уздечку – такое ему и в страшном сне привидится не могло.
По свидетельству Геродота, скифы натягивали тетиву лука не к груди, как все прочие народы, а к противоположному плечу. Таким образом обеспечивалось максимальное натяжение тетивы, и стрела летела с убойной силой на немыслимое для тех времен расстояние — двести-триста метров. Причем стреляли конные лучники одинаково хорошо как с левого, так и с правого плеча, а это значит, что в сражении они практически не имели зон, закрытых для обстрела.

Большую часть своей жизни скифы проводили в походах и сражениях. Это обстоятельство заставляло их постоянно совершенствовать свое оружие. Вооружение скифского воина состояло из копья, короткого меча (акинака), кинжала, боевого топора (сагариса), дротиков, лука с отравленными стрелами.

В вооружение скифского воина входил лук, короткий меч – акинак, небольшой топор секач, штурмовые копья длинной до 2,5 метров, более короткие копья длинной до 1,5 метров.

Акинак и копья длинной до 1,5 метров использовались в основном для рубящий и колющих ударов пешими воинами в ближнем бою: скифы спешивались, чтобы добить опрокинутого, сметённого противника и собрать головы-скальпы. Штурмовые копья длинной до 2,5 метров и топоры использовались для конного ближнего боя, что происходило чрезвычайно редко. Наряду с этим акинак является частью скифской культуры и сообщал о принадлежности к тому или иному воинскому сословию.

Клинок изготавливался либо линзовидным, либо ромбовидным сечением с ребром жесткости. Для акинаков характерно сердцевидное и почковидное перекрестье, которое с IV века приобрело форму треугольника. Иногда для создания лезвий использовали полоски металла с различным уровнем содержания углерода, что способствовало пластичности и гибкости клинка. Навершие изготавливалось плоским, обычно в форме полумесяца или поперечного бруска небольшого размера.[2]

В 4 из 10 колосковском погребениях степным отрядом Крымской экспедиции Московского университета во главе с археологом Ольховским В. С. было найдено оружие. Оно обычно обычных скифских типов V-III вв. до н. э.[3]. В кургане 7 погребенный лежал на спине. Среди инвентаря – акинак, (вторая половина V в до н.э. Рис. 1-2)[4].  А также был найден меч, длинной не менее 50 см с брусковидным завершением и бабочковидным перекрестием в погребении кургана 7 у с. Колоски (V в до н.э).[5]

Для дальнего боя скифы использовали лук и пращу. Для сражения на средней дистанции применяли копья и дротики. В рукопашной схватке в ход шли мечи, топоры, булавы и кинжалы.

У каждого скифского воина был лук со стрелами. Во всех мужских могилах – как царей, так и простых воинов; в одной из трех женских могил и даже во многих детских могилах найдено множество наконечников от стрел. Лук сопровождал скифа от колыбели до могилы и даже далее – в загробный мир, так как скифы верили, что оружие обязательно понадобится воину в потусторонней жизни для охоты и боя. Луки скифской модели были широко распространены в Восточной и Западной Европе, так и в Центральной Азии. Наконечники от стрел находили в степных курганах на всей территории Евразии. Жаль, что материалы, из которых изготавливали луки – дерево, кость и сухожилия животных – в земле быстро разлагаются. Всего в нескольких могилах из 5 тыс. вскрытых скифских захоронений сохранились некоторые останки этого древнего оружия. Однако, по ним почти невозможно точно восстановить внешний вид скифского лука. К счастью, мы располагаем и другими материалами, для изучения, к которым относятся изображения на металле, скульптурные изображения и описания древних авторов.

В дошедший до нас описаниях скифский лук сравнивается с греческой буков «сигма».

Судя по рисункам и длине стрел, лук был достаточно коротким – до 80 см. Однако, максимальное расстояние полета стрелы у всех видов классического восточного «составного» (усиленного) лука больше зависело от упругости материала, чем от длины перекладины. Древние авторы сообщают, что тетиву такого лука изготовляли из конского волоса или из сухожилий животных.

Древко стрелы делали из камыша или из тонких березовых веток. Хвост стрелы традиционно изготавливался из птичьих перьев. Наконечники стрел были железными, бронзовыми или костяными. Стрелы были различных видов. Одни предназначались для охоты, другие – для боя. Боевые стрелы могли пробивать доспехи, щиты и шлемы. Среди извлеченных из курганов находок есть стрелы с трехгранными наконечниками. Они имеют строгую аэродинамическую форму. Сегодня можно только изумляться мастерству древних «оружейников» и точности их изделий, простота и безупречность линий которых вполне сравнима с современными ракетами.

Стрела скифского лука могла точно поражать цель на достаточно большом расстояние. По видимому, скорость стрельбы скифских лучников была не меньше, чему у искусных лучников средневековья – 10-12 выстрелов в минуту. Скифские воины брали с собой в бой от 30 до 150 стрел, которые они могли израсходовать за 3-15 минут стрельбы. Учитывая, что в большинстве сражений участвовало несколько конных лучников, можно вообразить густоту града стрел, обрушивавшегося на противника. Пробивная сила стрел также была значительной. В некоторых могилах были обнаружены скелеты с наконечниками стрел, пробивавшим череп или позвоночник на 2-3 см[6]. На многих древних чашах и сосудах изображены воины с пробитыми стрелой щитами и доспехами. Многие античные авторы утверждают, что наконечники скифских стрел были отравлены.

В ходе исследования курганной группы у с. Колоски были найдены наконечники стрел. Так в кургане 7 погребенный лежал на спине. Среди инвентаря – наконечник копья, 63 бронзовых наконечника стрел, ворворка, бронзовая бляха – голова оленя, тренчик ремня, железный нож, лежавший на жертвенной пище (вторая половина V в до н.э. Рис. 3-4). [7] В кургане 5 вокруг мужского скелета лежало 10 бронзовых наконечников стрел (Рис. 5).[8]

Курган 1 с. Ромашкино наконечники стрелы.[9] Курган 3 с. Ромашкино в погребении ребенка 10 бронзовых наконечников стрел и железный нож.[10]

Оружие ударного действия (топоры, секиры), без сомнения, использовались скифами Крыма, но находки его крайне редки.

Среди метательного оружия скифами часто применялась праща, состоящая из небольшого мешочка и двух присоединенных к нему ремешков. Раскрутив пращу и отпустив один из ремешков, воин посылал камень в цель с большой скоростью, а при наличии определенных навыков - с большой точностью. Опытные пращники могли нанести неприятельскому войску весьма ощутимые потери. Для ношения «боекомплекта», состоящего из круглых каменных ядер (чаще всего, диаметром 5-8 см) использовались специальные кожаные сумки. Их, как правило, носили через плечо, но возможно, могли также прикреплять и к кожаным поясам. Ремешки и сумки сохраняются плохо, археологи обычно находят в погребениях простых скифов-общинников лишь каменные ядра. Судя по этим находкам, праща не относилась в среде скифской знати и царских дружинников к числу почитаемых видов вооружения. Она считалась «оружием простолюдинов»…

Таким образом, войны скифов имели большое значение для развития военного искусства. Их методы ведения войны и боя свыше тысячи лет привлекали внимание врагов и друзей Скифии и оказывали существенное влияние на военное искусство древних рабовладельческих государств. Древние военные теоретики, изучая военное искусство скифов, рекомендовали учитывать его особенности и пользоваться им.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: