Особенности формирование социологии в России. Общая характеристика этапов развития русской социологии

Российская социология - ответ на потребности социальной жизни. Как и в мировой социологии, здесь действовала закономерность движения социальной мысли от социальной философии через социальную теорию к теории собственно социологической. Российская мысль формируется сначала как философия истории, особенно в первой половине 19 в. К середине 19 в. на первом плане - социальные теории, где переплетаются элементы социально-философские и социологические. Начало 20 в. - чисто социологические теории. Как и на Западе, социология в России возникает в процессе перехода к индустриальной стадии социальной эволюции в силу потребности модернизируемого общества. Нот осуществлялось по запаздывающими(догоняющему) варианту. Социокультурный контекст вел к тому, что социология России явно или не явно сосредотачивалась на проблеме необходимости и возможности капиталистической эволюции. В силу консервативных социокультурных традиций объективная потребность в науке об обществе не воспринималась ведущими политическими структурами. Высокий уровень социологической мысли сочетался в ее фактической изоляцией от реальных социально-политических процессов.

К особенностям развития социологии в России: своеобразие русского национального характера, ее духовные ориентации, " дух народа".

"Дух народа" - отражение в народничестве.

1. Описать характерные черты народа социологическим языком;

2. Смоделировать варианты русского развития в контексте своеобразия социокультурной ситуации.

Еще одна особенность - органический подход к обществу, стремление представить мир как некое иерархичное целое, где общество и человек, хотя и своеобразные, но только элементы.

Отсюда склонность к описанию всемирной социальной эволюции и принципа единства микрокосма и макрокосма, стремление найти общий идеал.

    Внимание на проблемах социальной динамики (эволюция, прогресс). Эволюционисты исходили из представления о единичной человеческой истории, где существующие различия могут быть сведены к социальному идеалу. Обосновываются различного рода "формулы прогресса". Но обнаруживаются противоречия эволюционистской парадигмы. Большое значение: проблемы объекта эволюции, совмещение эволюции со структурным единством системы и ее стремлением к функциональному равновесию.

Отмеченные особенности российской социальной мысли показывают, что ключевое положение в ней занимает проблема человека, поиск теории взаимной помощи, кооперации, солидарности.

    Предсоциологический этап развития российской социологической исторической мысли..

Своеобразие мышления имеют истоки: византийское православие, отсюда - догматизм, тоталитарность, вненациональность.

До 18в. соц. мысль в лоне религии. Реформы Петра 1 - соц. мысль как светское знание. Проблемы государства, политической власти - постоянная тема.

18 век - век просветительской философии - закладывает основы социальной мысли России.

19в. 40-е годы - 2 направления соц. философской мысли:

1. Западничество(Грановский, Чернышевский, Белинский, Герцен):

- единство мировой истории;

- концепция соц. конфликтов, анализ субъекта соц. преобразований.

2. Славянофильство. (Киреевский, Хомяков, Аксаков):

- Самобытность культурных типов, отрицание государственности и элементы анархизма, приписывание особой роли духовной, религиозной, внерациональной детерминации социального поведения.

Отмечаются труды К.Д. Кавелина. Стремился выйти за пределы западничества и славянофильства; поиск социальных форм, которые позволили бы сочетать общечеловеческие и национально-самобытные при приоритете последнего.

    Выделяют 3 этапа в развитии социологии в России.

1. 1860-1890 г.19 в.

Зарождение социологии в лоне позитивизма. В позитивизме привлекало: стремление к научному методу, синтезу знаний, к созданию науки об обществе. В духе Конта рассматривают предмет социологии: как науки, опирающейся на синтез всех научных знаний и разрабатывающая всеобщие социальные законы. Но, нет полного отделения социологии и соц. философии.

Складываются ряд школ и направлений:

- натуралистическая социология(Данилевский, Стронин, Мечников);

- психологическое направление(Лавров, Михайловский, Кареев, Де Роберти);

- школа М.М. Ковалевского;

- экономический материализм (Плеханов).

2. 1890-1900.

Утверждение социологии как одной из социальных наук; выделение прикладных социологий.

Характерным является острая критика позитивистской методологии.

Ведущая школа - неокантианство (Кистяковский, Петражицкий, Новгородцев).

Утверждается экономический марксизм:

1. ортодоксальный марксизм(Плеханов, Ульянов-Ленин);

2. неортодоксальный ("легальный" марксизм) (Струве, Бердяев, Булгаков)

Начинается (эпизодическое) преподавание социологии, издаются практически все работы западных социологов.

1901 - Ковалевский Е.В. Де Роберти создали в Париже " Русскую школу общественных наук", где обязательным предметом была социология.

1908 - Петербург, открытие Психоневрологический институт во главе с академиком В.М. Бехтеревым с первой русской социологической кафедрой.

3. Начало 20 в. - 1922 г.

Время четкого предметного самоопределения социологии.

Ведущая школа - неопозитивизм (Сорокин, Тахтарев).

Оформляется "христианская социология" в русле религиозной философии (Бердяев, Булгаков, Франк).

В рамках ортодоксального марксизма с одной стороны усиливается вульгаризация и политизация социальной теории(Ульянов-Ленин).

Нарастает институционализация (открытие секций, кафедр)

После октябрьского переворота 1917 высылка ведущих ученых за пределы страны, разгром социологии как науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: