Часть II. Идентификация езидов

Часть I. Общие сведения о езидах

 

Сомнение — это путь к Истине; кто не сомневается — не ви­дит, кто не видит — не понимает, кто не понимает — оста­ётся в слепоте и в заблуждении.

Хамид аль-Газали

 

Происхождение езидизма покрыто сумраком истори­ческой неопределённости. Езиды не знают ничего достоверного о своём прошлом, почти целиком до середины XX века они были неграмотны, их священные книги, в отличие от Авесты, Евангелия, Корана, не употребляются для целей ритуала и потому религиозной нормы почти не обуслов­ливают.

В энциклопедических и научно-популярных источниках о езидах можно почерпнуть лишь поверхностную информацию следующего содержания:

1. «Впервые о езидах упоминают арабские историки XII в. Так, Якут[8] в своих исторических записях указывает, что ранее эта «секта» называлась «Адавия» по имени её основателя шей­ха Ади ибн Мусафира. Н. Я. Марр утверждал, что езидизм яв­ляется курдской языческой религией, распространённой среди народа до принятия Ислама[9]. Некоторые арабские авторы ста­раются приписать езидам арабское происхождение[10], это ста­рался доказать и французский учёный Р. Леско[11]. Английский исследователь Роулингсон и американец Грант[12] связывают происхождение езидизма с иудаизмом, австриец Хаммер[13] ут­верждает, что езиды — потомки древних мардов, которых пер­сидский царь Аршак V переселил из Персии в Месопотамию, чья религия заимствована от зороастризма. Русский путеше­ственник И. Березин[14] предполагал, что езиды — персидского происхождения. Часть арабских авторов старается приписать езидам арабское происхождение. Сами же езиды утверждают, что езидизм — древнейшая религия Месопотамии, существо­вавшая задолго до возникновения Иудаизма, Христианства, Ислама и Зороастризма». — А. Ментешашвили. «Курды».

2. В «Большой энциклопедии» 1902 г. отмечено: «Одни ис­следователи причисляют езидов к несторианам, другие к маго­метанцам, третьи — к последователям зороастрова учения. В их религию проникли догматы как Христианства, так и Ислама, и она представляет наслоения различных вероучений. Магоме­танцы считают езидов потомками Омейяда[15] Язида I[16], убив­шего, по их преданию, коварным образом Хасана[17] и Хусайна[18] и захватившего затем незаконно халифство, чем шииты и объ­ясняют свои постоянные враждебные отношения к езидам. По преданию самих же езидов, они ведут своё происхождение от Езда или Ездана и называют себя Эзди; производят это на­звание от древнеперсидского слова «Ezd» или «Ezda» — озна­чающего «Бог», откуда Эзди — божеский, признающий Бога. Новейшие этнографы и антропологи видят в езидах курдов, указывая на общность их языка (говорят курманджийским на­речием), быта и всей общей культуры, хотя отмечают большое различие в тех сторонах их жизни, которая находится в связи с религией; у езидов, например, теократическая форма правле­ния и кастовое устройство, тогда как у курдов нет каст и со­словий».

Там же отмечено: «По антропологическим признакам ези­ды имеют телосложение в общем сухощавое, цвет волос на голове (бороду бреют) резко чёрный, с блестящим оттенком, причём волосы гладки, жёстки и густы. Цвет глаз исключи­тельно сплошной карий, щели глаз широкие, прорези их гори­зонтальные. Нос с высокой спинкой, иногда с горбом. Лицо не широкое, величина головы по отношению к росту 12,2%, срав­нительно небольшая. Отнесены к мезоцефалам, очень прибли­жающимся к долихоцефалам[19]. Рост ниже среднего (1 633 мм). Всего до 100 тыс., из них 90 тыс. живут в Турции и Персии, и 10 тыс. в Закавказье, в Карской области и Эриванской губер­нии».

3. В энциклопедическом словаре «Народы мира» указано: «Езиды, езды (самоназвание — йезиды), этноконфессиальная общность, субэтническая группа курдов. Говорят на диалекте курдского языка — курманджи. Религия езидов — синкрети­ческое сочетание древнеиранского — манихейского дуализма, иудо-христианских и мусульманских представлений. Культура общекурдская. Для общин езидов (возникших в 11-12 вв.) ха­рактерно кастовое устройство и теократическое деление на ми­рян (мридов) и духовенство (рухани). Во главе иерархических групп духовных лиц (пиры, каввалы, факиры, кочаки) — шехи. Глава езидов шех — потомок основателя религии езидизма шейха Ади. В верованиях езидов бог-демиург Езд представ­ляется отстранившимся от земных дел; почитаемый езидами носитель активного начала «ангел-павлин» Малак Таус (изо­бражения павлина почитаются езидами как обереги).

Доктрина езидов записана тайнописью в «Книге открове­ний» и «Чёрной книге»… Место паломничества — храм шейха Ади (единственный у езидов) и его могила (Лалыш, р-н Мосу­ла, Ирак)».

 

Часть II. Идентификация езидов

История для народов — наподобие памяти человека. Народ, не ведающий собственной истории, похож на человека, потерявше­го память.

Абдулла Джевдет

 

Для того чтобы понять особенности состояния езид­ской общины, необходимо ознакомиться с её этниче­ской историей. Следует учесть то положение, что курды и ези­ды в их числе, как и подавляющее большинство народов Земли, сложились в результате смешения в течение длительного исторического развития сложных этнических и миграционных процессов.

По историческому типу этноса езидов можно отнести к вто­ричным племенам, существующим в условии классового обще­ства: они близки к племенам первобытности, что обусловлено сохранившимся родоплеменным делением, их изолированно­стью, слабой вовлечённостью в социально-экономическую и культурную жизнь страны, где они расселены.

Антропологическими исследованиями русского учёного К. Горощенко найдено большое физическое сходство езидов с остальными курдами. В соответствии с антропологическими галереями первой половины XX века, курды Малой Азии пред­ставляются гипердолихоцефалами с переднеазиатской профи­лировкой лица (равно как талыши и жители Загроса).

 

Ил. 1. Курды семито-аравийского типа (по Рипли)

(Alexice Schneider / Алексис Шнайдер, 2003-2007).

 

По популяционно-генетическому признаку езиды отно­сятся к западному (евроафриканскому) стволу европеоидной ветви южноевропейской (индо-средиземноморской) расы, где проявляются как:

· хорасанский и семито-аравийский типы индо-ара­вийской (индо-средиземноморской) ветви и каспийский тип, предположительно, памиро-ферганской ветви — курды-езиды, часть сорани, заза;

· переднеазиатский тип балкано-кавказской ветви — большинство курдов-суннитов (курманджи и часть сорани), горани, луры;

· кавкасионский тип (по мнению, других антропологов — изменённый альпийский тип) — незначительная часть кур­манджи.

Обнаруживают родство с евреями и арамеями (см. ил. 1).

Вопрос о соотношении этнической и расовой общности под­крепляется общей территорией обитания. Езиды и курды явля­ются автохтонным народом исторической области Курдистан.

Ещё одним важным аргументом служит их «языковая общность»[20].

Согласно «Шараф-наме» Шараф-хана ибн Шамседдина Битлиси[21], курды делятся на четыре группы, чей язык и обы­чаи различаются:

· первая — курманджи,

· вторая — лур,

· третья — калхор,

· четвёртая — гуран.

На основании свидетельства средневекового хрониста, и исходя из диалектики развития и формирования наций, мож­но констатировать, что именно эти четыре группы племенных конгломератов сыграли роль в сложении и формировании ны­нешней курдской народности. Духовный мир езидов и курдов имеет общие произведения эпического, исторического, лири­ческого жанра, хоровые песни, притчи, легенды, сказки, посло­вицы и поговорки. Всё, кроме религиозных гимнов.

Лингвистами определено: диалект курманджи (язык оби­хода езидов) относится к курдскому языку иранской группы языков, входящей в состав индоевропейской семьи языков.

Индоевропейские языки широко распространились в ходе переселения народов II тысячелетия до н. э. в Европе, Иране, Индии, а также на Ближнем Востоке. Однако термин «индоев­ропейцы» можно с уверенностью применять только к лингви­стическому материалу, так как он плохо коррелирует с антро­пологическими и археологическими данными.

Этническое отделение древнеиранских племён от древнеин­дийских произошло во II тысячелетии до н. э. В эту эпоху язык и религиозные верования обеих племенных групп были сходны. Культ духов умерших — фраваши (фервер)[22], культ огня[23], почи­тание священных животных: коровы[24], газели, петуха, священной птицы Симург. Совпадали некоторые имена богов: солнечное божество Митра, злой дух Андра, культовый герой Йама (ведич. «Яме», курд. «Маме») — первый пастух и законодатель людей[25].

История развития иранских языков условно делится на три периода:

· древний — примерно с начала II тысячелетия по IV-III вв. до н. э.;

· средний — с IV-III вв. до н. э. по VIII-IX вв. н. э.;

· новый — с VIII-IX вв. по настоящее время.

По существующей классификации, основанной на ряде фо­нетических признаков, языки всех трёх периодов принято де­лить на две группы — западную и восточную. Каждая из этих двух групп, в свою очередь, делится на две подгруппы:

а) западная, тоже по фонетическим признакам — на северо-западную и юго-западную;

б) восточная, по некоторым фонетическим и морфологиче­ским признакам — на северо-восточную и юго-восточную.

В процессе своего исторического развития иранские языки претерпели значительные изменения, которые прослеживаются во всех слоях языковой структуры. Произошёл постепенный распад флексий и смена синтетического строя аналитическим. Граммати­ческие категории, характеризующие отдельные части речи, либо подверглись значительному изменению, либо были утрачены. Зна­чительным преобразованиям подверглась система именного скло­нения. Термин «иранские» восходит к этническому названию ира­ноязычных племён «arya», отсюда среднеперсидское «eran».

 

  

 

Ил. 2 Язык и диалектные группы курдов

(Alexice Schneider / Алексис Шнайдер, 2003-2007).

 

Курдский язык относится к северо-западной языковой под­группе, у которого языком древнего периода был мидийский, среднего — парфянский, а языками нового периода являются курманджи, сорани, гурани, заза, талышский (и др. диалекты центральной части Ирана; см. ил. 2).

Мидийский язык не дошёл до нас в письменных памятни­ках, а сохранился лишь в собственных именах и этнических на­званиях.

Памятники на парфянском языке — это сасанидские над­писи и рукописи религиозного содержания (манихейские), найденные в Восточном Туркестане. Также архив парфянских документов, найденный на территории древнего г. Ниса и дати­руемый первым веком.

По классификации Д. Маккензи: курманджи (северный диалект), курди (центральный), сорани (южный). Деление на курманджи и сорани проявляется только в лингвистическом плане — это две литературные формы курдского языка, имею­щие идентичную грамматику, но различающиеся по фонетике и лексике и членящиеся на более мелкие племенные говоры (в классификациях Курдоева и Вахби).

Для курдских диалектов характерен эргативный строй, по­рядок слов в предложении SOV, развитая система предлогов и послелогов.

Курдская письменность начала развиваться на основе араб­ского алфавита, который был приспособлен к фонетическим особенностям курдского языка. В 30-ые годы XX века были сделаны первые шаги по созданию курдского алфавита на ла­тинской основе, а в 1945 г. курды советской Армении создали алфавит на основе русской кириллицы[26].

Диалект курманджи (производное от мидийского «кур-мандж» — «сын Мидии») в целом довольно архаичен. К диа­лекту курманджи часто относят: гувии, хеккари, джазире (бо­тани), урфи, баязиди, кочани, бирджанди, альбурз, санджари, джудикани, а также языки племенных конфедераций херки и шеккаки (шикаки). Диалект курманджи использует письмен­ность на основе турецкой латиницы, до этого некоторое время

использовалась армянская письменность. Литературная фор­ма курманджи сложилась в XIV в. н. э.

Отдельными курдскими языками считаются языки пле­менных объединений сурчи, мукри, шеккаки и херки в самом сердце курдского ареала. Сурчи, шеккаки и херки тяготеют к курманджи, но являются более консервативными. Мукри ча­сто относят к сорани.

Сорани (южный, вава, коркора) и кальхор — носители этих диалектов проживают обособленно от основной массы курдов: в Иране и в Ираке. Письменность — арабская. Сильное вли­яние арабского языка в лексике. Диалекты: арбили, хушнав, пиждар, гарруси-биджбри, ардайяни-санандаджи, сулеймани, вармава, гармияни, кольяи, зангана и др. Литературная форма сложилась в XVIII веке.

Горани (гурани — «земледельцы» или «горцы») живут на границе Ирана и Ирака в районе Сулеймании и Сенендеджа. По происхождению являются местным населением, смешав­шимся с дайлемитами, постепенно смешиваются с курманджи. Изначально кочевые курды называли горанами всех земле­дельцев, как поселившихся в Загросе (выходцев из Белуджи­стана), так и земледельческих арделанских курдов. Сейчас горанами именуют конкретную этническую группу. Имеется несколько племён, говорящих на диалектах языка горани.

Баджалан разбросаны по обширной территории длиной в 500 км, проживают совместно с мукри. Хаврами (авромани, па­ваи) живут на границе Ирака и Ирана в районе городов Касре-Ширин и Ханакин. Их диалект наиболее архаичен. Хаврами и кандулаи составляет ядро общности горани. Талахедешки про­живают в районе Шираза, диалект испытал сильное персид­ское влияние. Малоизученные племена: биваниджи, гахвараи, риджаби, саиди, зардаи.

Заза[27] (зазаки) проживают в истоках Тигра и Евфрата. Они являются

потомками военного сословия дайлемитов, начав­ших переселяться из Белуджистана в 10-11 вв., сначала в Гилян (на Каспии), затем — в Анатолию. Язык Заза восходит к сред­невековому парфянскому языку, он группируется с талыш­ским, белуджским, так называемыми каспийскими диалектами (сангзари, мазандеран, тати, херценди, семнани, гилянским и др.), языками ормури-парачи и курдскими в северо-западную подгруппу[28].

К курдским племенам причисляют народности Загроса, близкие им антропологически (переднеазиатский тип) и куль­турно (кочевой образ жизни), в частности — племена луров-кальхори (делятся на две части: мансури и шахбази), фейли и лаки (на языке лаки говорит также курдское племя бейран­ванд).

Апеллируя к вышеизложенному, можно заключить: езиды — это субэтническая группа[29] курдов, точнее — религиозная об­щина[30], которая обособилась от основного этноса на почве кон­фессиональной нетерпимости, ввиду принятия большинством курдов Ислама. В качестве подтверждения данной гипотезы могут послужить сохранившиеся сходные названия курдских и езидских родоплеменных групп: масаки, миранги, мам-раши, стурки и т. д.

 

Резюме:

 Езиды - это сегмент курдского народа, характеризующийся по общим основным признакам:

· антропологическим;

· расовой принадлежностью;

· языковой общностью;

· культуре - традиции, обычаям, особенностям психического склада, представлению о добре и зле;

· цивилизации – общим представлениям об истории, прошлом, настоящем и будущем;

· пространстве – общей территории и географии.

 

Тенденции разделении одного народа прослеживаются и в новейшей истории. Эти разделения могут быть обусловлены конфессиональным, политическим и другими причинами. К примеру:

· основная часть грузин — христиане; аджарцы, инги­лойцы — мусульмане;

· западные украинцы — католики, восточные — привер­женцы православия;

· материковые китайцы — атеисты; тайваньцы — будди­сты;

· северные корейцы пошли по атеистическому пути раз­вития, южные — по капиталистическому.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: