Часть I. Общие сведения о езидах
Сомнение — это путь к Истине; кто не сомневается — не видит, кто не видит — не понимает, кто не понимает — остаётся в слепоте и в заблуждении.
Хамид аль-Газали
Происхождение езидизма покрыто сумраком исторической неопределённости. Езиды не знают ничего достоверного о своём прошлом, почти целиком до середины XX века они были неграмотны, их священные книги, в отличие от Авесты, Евангелия, Корана, не употребляются для целей ритуала и потому религиозной нормы почти не обусловливают.
В энциклопедических и научно-популярных источниках о езидах можно почерпнуть лишь поверхностную информацию следующего содержания:
1. «Впервые о езидах упоминают арабские историки XII в. Так, Якут[8] в своих исторических записях указывает, что ранее эта «секта» называлась «Адавия» по имени её основателя шейха Ади ибн Мусафира. Н. Я. Марр утверждал, что езидизм является курдской языческой религией, распространённой среди народа до принятия Ислама[9]. Некоторые арабские авторы стараются приписать езидам арабское происхождение[10], это старался доказать и французский учёный Р. Леско[11]. Английский исследователь Роулингсон и американец Грант[12] связывают происхождение езидизма с иудаизмом, австриец Хаммер[13] утверждает, что езиды — потомки древних мардов, которых персидский царь Аршак V переселил из Персии в Месопотамию, чья религия заимствована от зороастризма. Русский путешественник И. Березин[14] предполагал, что езиды — персидского происхождения. Часть арабских авторов старается приписать езидам арабское происхождение. Сами же езиды утверждают, что езидизм — древнейшая религия Месопотамии, существовавшая задолго до возникновения Иудаизма, Христианства, Ислама и Зороастризма». — А. Ментешашвили. «Курды».
|
|
2. В «Большой энциклопедии» 1902 г. отмечено: «Одни исследователи причисляют езидов к несторианам, другие к магометанцам, третьи — к последователям зороастрова учения. В их религию проникли догматы как Христианства, так и Ислама, и она представляет наслоения различных вероучений. Магометанцы считают езидов потомками Омейяда[15] Язида I[16], убившего, по их преданию, коварным образом Хасана[17] и Хусайна[18] и захватившего затем незаконно халифство, чем шииты и объясняют свои постоянные враждебные отношения к езидам. По преданию самих же езидов, они ведут своё происхождение от Езда или Ездана и называют себя Эзди; производят это название от древнеперсидского слова «Ezd» или «Ezda» — означающего «Бог», откуда Эзди — божеский, признающий Бога. Новейшие этнографы и антропологи видят в езидах курдов, указывая на общность их языка (говорят курманджийским наречием), быта и всей общей культуры, хотя отмечают большое различие в тех сторонах их жизни, которая находится в связи с религией; у езидов, например, теократическая форма правления и кастовое устройство, тогда как у курдов нет каст и сословий».
|
|
Там же отмечено: «По антропологическим признакам езиды имеют телосложение в общем сухощавое, цвет волос на голове (бороду бреют) резко чёрный, с блестящим оттенком, причём волосы гладки, жёстки и густы. Цвет глаз исключительно сплошной карий, щели глаз широкие, прорези их горизонтальные. Нос с высокой спинкой, иногда с горбом. Лицо не широкое, величина головы по отношению к росту 12,2%, сравнительно небольшая. Отнесены к мезоцефалам, очень приближающимся к долихоцефалам[19]. Рост ниже среднего (1 633 мм). Всего до 100 тыс., из них 90 тыс. живут в Турции и Персии, и 10 тыс. в Закавказье, в Карской области и Эриванской губернии».
3. В энциклопедическом словаре «Народы мира» указано: «Езиды, езды (самоназвание — йезиды), этноконфессиальная общность, субэтническая группа курдов. Говорят на диалекте курдского языка — курманджи. Религия езидов — синкретическое сочетание древнеиранского — манихейского дуализма, иудо-христианских и мусульманских представлений. Культура общекурдская. Для общин езидов (возникших в 11-12 вв.) характерно кастовое устройство и теократическое деление на мирян (мридов) и духовенство (рухани). Во главе иерархических групп духовных лиц (пиры, каввалы, факиры, кочаки) — шехи. Глава езидов шех — потомок основателя религии езидизма шейха Ади. В верованиях езидов бог-демиург Езд представляется отстранившимся от земных дел; почитаемый езидами носитель активного начала «ангел-павлин» Малак Таус (изображения павлина почитаются езидами как обереги).
Доктрина езидов записана тайнописью в «Книге откровений» и «Чёрной книге»… Место паломничества — храм шейха Ади (единственный у езидов) и его могила (Лалыш, р-н Мосула, Ирак)».
Часть II. Идентификация езидов
История для народов — наподобие памяти человека. Народ, не ведающий собственной истории, похож на человека, потерявшего память.
Абдулла Джевдет
Для того чтобы понять особенности состояния езидской общины, необходимо ознакомиться с её этнической историей. Следует учесть то положение, что курды и езиды в их числе, как и подавляющее большинство народов Земли, сложились в результате смешения в течение длительного исторического развития сложных этнических и миграционных процессов.
По историческому типу этноса езидов можно отнести к вторичным племенам, существующим в условии классового общества: они близки к племенам первобытности, что обусловлено сохранившимся родоплеменным делением, их изолированностью, слабой вовлечённостью в социально-экономическую и культурную жизнь страны, где они расселены.
Антропологическими исследованиями русского учёного К. Горощенко найдено большое физическое сходство езидов с остальными курдами. В соответствии с антропологическими галереями первой половины XX века, курды Малой Азии представляются гипердолихоцефалами с переднеазиатской профилировкой лица (равно как талыши и жители Загроса).
Ил. 1. Курды семито-аравийского типа (по Рипли)
(Alexice Schneider / Алексис Шнайдер, 2003-2007).
По популяционно-генетическому признаку езиды относятся к западному (евроафриканскому) стволу европеоидной ветви южноевропейской (индо-средиземноморской) расы, где проявляются как:
· хорасанский и семито-аравийский типы индо-аравийской (индо-средиземноморской) ветви и каспийский тип, предположительно, памиро-ферганской ветви — курды-езиды, часть сорани, заза;
|
|
· переднеазиатский тип балкано-кавказской ветви — большинство курдов-суннитов (курманджи и часть сорани), горани, луры;
· кавкасионский тип (по мнению, других антропологов — изменённый альпийский тип) — незначительная часть курманджи.
Обнаруживают родство с евреями и арамеями (см. ил. 1).
Вопрос о соотношении этнической и расовой общности подкрепляется общей территорией обитания. Езиды и курды являются автохтонным народом исторической области Курдистан.
Ещё одним важным аргументом служит их «языковая общность»[20].
Согласно «Шараф-наме» Шараф-хана ибн Шамседдина Битлиси[21], курды делятся на четыре группы, чей язык и обычаи различаются:
· первая — курманджи,
· вторая — лур,
· третья — калхор,
· четвёртая — гуран.
На основании свидетельства средневекового хрониста, и исходя из диалектики развития и формирования наций, можно констатировать, что именно эти четыре группы племенных конгломератов сыграли роль в сложении и формировании нынешней курдской народности. Духовный мир езидов и курдов имеет общие произведения эпического, исторического, лирического жанра, хоровые песни, притчи, легенды, сказки, пословицы и поговорки. Всё, кроме религиозных гимнов.
Лингвистами определено: диалект курманджи (язык обихода езидов) относится к курдскому языку иранской группы языков, входящей в состав индоевропейской семьи языков.
Индоевропейские языки широко распространились в ходе переселения народов II тысячелетия до н. э. в Европе, Иране, Индии, а также на Ближнем Востоке. Однако термин «индоевропейцы» можно с уверенностью применять только к лингвистическому материалу, так как он плохо коррелирует с антропологическими и археологическими данными.
Этническое отделение древнеиранских племён от древнеиндийских произошло во II тысячелетии до н. э. В эту эпоху язык и религиозные верования обеих племенных групп были сходны. Культ духов умерших — фраваши (фервер)[22], культ огня[23], почитание священных животных: коровы[24], газели, петуха, священной птицы Симург. Совпадали некоторые имена богов: солнечное божество Митра, злой дух Андра, культовый герой Йама (ведич. «Яме», курд. «Маме») — первый пастух и законодатель людей[25].
|
|
История развития иранских языков условно делится на три периода:
· древний — примерно с начала II тысячелетия по IV-III вв. до н. э.;
· средний — с IV-III вв. до н. э. по VIII-IX вв. н. э.;
· новый — с VIII-IX вв. по настоящее время.
По существующей классификации, основанной на ряде фонетических признаков, языки всех трёх периодов принято делить на две группы — западную и восточную. Каждая из этих двух групп, в свою очередь, делится на две подгруппы:
а) западная, тоже по фонетическим признакам — на северо-западную и юго-западную;
б) восточная, по некоторым фонетическим и морфологическим признакам — на северо-восточную и юго-восточную.
В процессе своего исторического развития иранские языки претерпели значительные изменения, которые прослеживаются во всех слоях языковой структуры. Произошёл постепенный распад флексий и смена синтетического строя аналитическим. Грамматические категории, характеризующие отдельные части речи, либо подверглись значительному изменению, либо были утрачены. Значительным преобразованиям подверглась система именного склонения. Термин «иранские» восходит к этническому названию ираноязычных племён «arya», отсюда среднеперсидское «eran».
Ил. 2 Язык и диалектные группы курдов
(Alexice Schneider / Алексис Шнайдер, 2003-2007).
Курдский язык относится к северо-западной языковой подгруппе, у которого языком древнего периода был мидийский, среднего — парфянский, а языками нового периода являются курманджи, сорани, гурани, заза, талышский (и др. диалекты центральной части Ирана; см. ил. 2).
Мидийский язык не дошёл до нас в письменных памятниках, а сохранился лишь в собственных именах и этнических названиях.
Памятники на парфянском языке — это сасанидские надписи и рукописи религиозного содержания (манихейские), найденные в Восточном Туркестане. Также архив парфянских документов, найденный на территории древнего г. Ниса и датируемый первым веком.
По классификации Д. Маккензи: курманджи (северный диалект), курди (центральный), сорани (южный). Деление на курманджи и сорани проявляется только в лингвистическом плане — это две литературные формы курдского языка, имеющие идентичную грамматику, но различающиеся по фонетике и лексике и членящиеся на более мелкие племенные говоры (в классификациях Курдоева и Вахби).
Для курдских диалектов характерен эргативный строй, порядок слов в предложении SOV, развитая система предлогов и послелогов.
Курдская письменность начала развиваться на основе арабского алфавита, который был приспособлен к фонетическим особенностям курдского языка. В 30-ые годы XX века были сделаны первые шаги по созданию курдского алфавита на латинской основе, а в 1945 г. курды советской Армении создали алфавит на основе русской кириллицы[26].
Диалект курманджи (производное от мидийского «кур-мандж» — «сын Мидии») в целом довольно архаичен. К диалекту курманджи часто относят: гувии, хеккари, джазире (ботани), урфи, баязиди, кочани, бирджанди, альбурз, санджари, джудикани, а также языки племенных конфедераций херки и шеккаки (шикаки). Диалект курманджи использует письменность на основе турецкой латиницы, до этого некоторое время
использовалась армянская письменность. Литературная форма курманджи сложилась в XIV в. н. э.
Отдельными курдскими языками считаются языки племенных объединений сурчи, мукри, шеккаки и херки в самом сердце курдского ареала. Сурчи, шеккаки и херки тяготеют к курманджи, но являются более консервативными. Мукри часто относят к сорани.
Сорани (южный, вава, коркора) и кальхор — носители этих диалектов проживают обособленно от основной массы курдов: в Иране и в Ираке. Письменность — арабская. Сильное влияние арабского языка в лексике. Диалекты: арбили, хушнав, пиждар, гарруси-биджбри, ардайяни-санандаджи, сулеймани, вармава, гармияни, кольяи, зангана и др. Литературная форма сложилась в XVIII веке.
Горани (гурани — «земледельцы» или «горцы») живут на границе Ирана и Ирака в районе Сулеймании и Сенендеджа. По происхождению являются местным населением, смешавшимся с дайлемитами, постепенно смешиваются с курманджи. Изначально кочевые курды называли горанами всех земледельцев, как поселившихся в Загросе (выходцев из Белуджистана), так и земледельческих арделанских курдов. Сейчас горанами именуют конкретную этническую группу. Имеется несколько племён, говорящих на диалектах языка горани.
Баджалан разбросаны по обширной территории длиной в 500 км, проживают совместно с мукри. Хаврами (авромани, паваи) живут на границе Ирака и Ирана в районе городов Касре-Ширин и Ханакин. Их диалект наиболее архаичен. Хаврами и кандулаи составляет ядро общности горани. Талахедешки проживают в районе Шираза, диалект испытал сильное персидское влияние. Малоизученные племена: биваниджи, гахвараи, риджаби, саиди, зардаи.
Заза[27] (зазаки) проживают в истоках Тигра и Евфрата. Они являются
потомками военного сословия дайлемитов, начавших переселяться из Белуджистана в 10-11 вв., сначала в Гилян (на Каспии), затем — в Анатолию. Язык Заза восходит к средневековому парфянскому языку, он группируется с талышским, белуджским, так называемыми каспийскими диалектами (сангзари, мазандеран, тати, херценди, семнани, гилянским и др.), языками ормури-парачи и курдскими в северо-западную подгруппу[28].
К курдским племенам причисляют народности Загроса, близкие им антропологически (переднеазиатский тип) и культурно (кочевой образ жизни), в частности — племена луров-кальхори (делятся на две части: мансури и шахбази), фейли и лаки (на языке лаки говорит также курдское племя бейранванд).
Апеллируя к вышеизложенному, можно заключить: езиды — это субэтническая группа[29] курдов, точнее — религиозная община[30], которая обособилась от основного этноса на почве конфессиональной нетерпимости, ввиду принятия большинством курдов Ислама. В качестве подтверждения данной гипотезы могут послужить сохранившиеся сходные названия курдских и езидских родоплеменных групп: масаки, миранги, мам-раши, стурки и т. д.
Резюме:
Езиды - это сегмент курдского народа, характеризующийся по общим основным признакам:
· антропологическим;
· расовой принадлежностью;
· языковой общностью;
· культуре - традиции, обычаям, особенностям психического склада, представлению о добре и зле;
· цивилизации – общим представлениям об истории, прошлом, настоящем и будущем;
· пространстве – общей территории и географии.
Тенденции разделении одного народа прослеживаются и в новейшей истории. Эти разделения могут быть обусловлены конфессиональным, политическим и другими причинами. К примеру:
· основная часть грузин — христиане; аджарцы, ингилойцы — мусульмане;
· западные украинцы — католики, восточные — приверженцы православия;
· материковые китайцы — атеисты; тайваньцы — буддисты;
· северные корейцы пошли по атеистическому пути развития, южные — по капиталистическому.