ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях нужно будет выбрать ответ из нескольких предложенных, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным.
В некоторых заданиях потребуется записать только полученный краткий ответ в виде числа или слов в специально отведенном для этого месте.
В работе будут задания, в которых надо записать решение или краткий ответ и объяснение этого ответа.
Внимательно читай задания!
Одни задания покажутся тебе легкими, другие – трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, можешь еще раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным. Желаем успеха!
Прилет птиц.
Много птиц возвращается к нам с зимовок. Одна из первых птиц, появляющихся в конце марта,- зяблик. Весной самец- зяблик- настоящий красавец: верх головы голубой, лоб черный, щеки, горло и грудь коричнево-красные, спина рыжевато- бурая, у хвоста зеленая, хвост черно-серый с желтыми краями. Издали зяблика легко заметить по широким белым полосам поперек крыльев и вдоль хвоста. Размером он с воробья.
|
|
Это самая многочисленная и самая голосистая птица в лесу. Песня у зяблика короткая, продолжается всего несколько секунд, но повторяет он ее несколько раз подряд. За два часа зяблик может пропеть до 850 раз.
Птица эта не прячется, ее легко увидеть. К строительству гнезда зяблики приступают только в первых числах мая. Работа эта трудная, потому что гнездо зябликов- настоящее произведение птичьего искусства: стенки у него толстые и прочные. Само гнездо глубокое и очень аккуратное. С наружи облицовано кусочками бересты, лишайниками, так что его почти не видно на фоне дерева. Гнездо строиться целую неделю.
Самец зяблик - очень задирист и смел. Если кто-нибудь посягнет на его владения, он решительно нападает на чужака. В гнезде обычно 5 яиц. Насиживает их самка. Примерно через две недели появляются птенцы. Родители кормят их насекомыми. Птенцы подрастают в гнезде две недели, затем покидают гнездо. За лето зяблики успевают воспитать два поколения птенцов. К середине июля они перестают петь.
Основная часть
Постарайся выполнить все задания.
Выполняй их по порядку.
Задание 1.
Определи, к какому виду относится текст? Отметь «галочкой» правильный ответ.
□ Текст - описание □ Текст - рассуждение
□ Текст - повествование □ Деловой текст
|
|
Задание 2.
Составь план текста (подсказка: в подобных работах необходимо определить и записать главную мысль КАЖДОГО АБЗАЦА – это и будет план):
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
___________________________________________________________
Задание 3.
Найди в тексте предложение, содержащее ответ на вопрос: «Чем кормят зяблики своих птенцов?» Спиши его.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Проверь свою запись, если надо, исправь. Подчеркни грамматическую основу этого предложения. Укажи, какими частями речи выражены слова в этом предложении. (подсказка: я подчеркнула все действия, которые необходимо сделать в этом задании. Грамматическая основа предложения – это главные члены, т.е. подлежащее (одной чертой) и сказуемое (двумя чертами); части речи, которые мы изучали – сущ., прил., глаг., нареч., местоим., предлог)
Задание 4.
Найди выделенные слова и спиши их. Укажи количество букв и звуков. Подчеркни в этих словах мягкие согласные.
________________ букв, звуков
________________ букв, звуков
________________ букв, звуков
________________ букв, звуков
(подсказка: звуки – это то, что слышим и произносим, буквы – это значки, которые пишем и видим. Мягкий согласный определить легко, нужно только посмотреть на следующую за ним букву. По факту мы ищем гласные (йотированные), которые обозначают мягкость предыдущего согласного – я,ю,е,ё + и, + ь. Обращаем внимание на буквы ж,ш,ц – они обозначают всегда твердые согласные (даже, если после них стоят йотированные гласные или И или Ь!!!); а так же помним о всегда мягких согласных – ч, щ, й)
Задание 5.
Найди в тексте глагол с частицей не, выпиши его, определи время, число и род. (подсказка: помним правило – НЕ с глаголами пишется раздельно)
_________________________________________________________________
Подбери синоним ы к этому слову (несколько)
_________________________________________________________________
Задание 6.
Ответь на вопрос: «Сколько раз может пропеть зяблик за 2 часа?» (ищем в тексте)
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Представь это число в виде суммы разрядных слагаемых. (разряд сотен, десятков, единиц. Пример число 245 – это 200+40+5)
________________________________________________________________
Сколько раз может пропеть зяблик за 1 час? (сначала решение, потом ответ)
_________________________________________________________________
Ответ:____________________________________________________________
Задание 7.
В нашем дворе живёт 18 пар зябликов, в соседнем дворе 15 пар зябликов. На сколько больше птенцов за лето вывелось в нашем дворе? Реши задачу, поясняя действия. (Хитрость этого задания - зяблики не один раз за лето выводят птенцов. Это необходимо учесть в решении задачи)
Ответ:
|
Задание 8.
Из каких материалов строят зяблики своё гнездо? Почем у гнездо трудно заметить на дереве? (ищем в тексте абзац, в котором рассказано о строительстве гнёзд, переписываем (копируем) предложения, которые являются ответами на вопросы)
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Задание 9.
Определи, к какой группе относится зяблик, заполни таблицу до конца, добавив свои примеры. (это знания окр.мира)
Перелётные птицы | Неперелётные птицы |
Дополнительная часть
Задание 10.
Выпиши все слова с разделительным мягким знаком, раздели их для переноса, подбери (напиши) к этим словам однокоренные и разбери их по составу. (разобрать по составу – это обозначить части слова (морфемы). Алгоритм ПОБЕЛКА: 1. Сначала выделяю окончание – это изменяемая часть слова, которая не меняет смысл слова, а служит для связи слова с другими в предложении. Для этого изменяю слово по падежам (сущ. и прил.), наблюдаю, какая часть слова не изменяется – это основа слова, всё остальное - окончание: есть побелк а (И.п.), нет побелк и (Р.п.), дал побелк е (Д.п.) и т.д. В третьем классе не рекомендую подбирать в качестве однокоренных слов глаголы, т.к. их морфемы мы еще почти не изучали. 2. Определяю корень – смысловую часть слова (он определяет лексическое значение слова). Для этого подбираю однокоренные слова из разных частей речи (Пример: побелка (сущ) –белый (прил.), белок (сущ.), беляночка (сущ.) – общий корень –бел-). 3. Определяю приставки и суффиксы. С приставками обычно проще – это часть до корня. По бел к а – приставка по-. Суффиксы стоят в сущ. и прил. между корнем и окончанием. В нашем случае суффикс –к-. Трудность возникает, когда суффиксов несколько, для этого необходимо учить суффиксы (как приставки) и подбирать НЕ ОДНОКОРЕННЫЕ слова с тем же суффиксом (пристав к а, подпор к а и т.д.). Необходимо помнить, что при помощи приставок и суффиксов образуются новые слова (это словообразующие морфемы), т.е. меняется их лексическое значение.
|
|
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Задание 11.
Выбери из текста имена прилагательные, которыми описывается зяблик-самец. Выпиши их. (Возвращаемся к тексту, находим абзац, в котором говорится о самеце зяблика)
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Подчеркни слова с непроверяемой гласной в корне слова. (Такие слова мы называем словарными, т.к. нельзя подобрать проверочное слово)
Задание 12.
За сколько минут зяблик может пропеть 850 раз? (Решение, ответ)
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Ответ:__________________________________________________________
Задание 13.
На Северном Кавказе уменьшилась популяция зябликов. С какими экологическими проблемами это связано?
Обоснуй свой ответ.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Проверь свои ответы еще раз.
Таблица 1. Характеристика заданий итоговой комплексной работы
Часть работы | Номер задания | Учебный предмет, раздел/тема | Проверяемые умения и учебные материалы | Уровень сложности | Максимальный балл |
Основная часть | 1.1 | Чтение, текст | Умение определять жанр текста | базовый во | 1 |
2.1 | Чтение/ текст | Составление плана текста | базовый | 1 | |
3.1 | Чтение, | Находить в тексте прямой ответ на поставленный вопрос | Базовый | 4 | |
3.2 | русский язык/ морфология | Умение правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв списывать предложение. | базовый | ||
3.3 | русский язык/ морфология | Умение определять основу предложения | базовый | ||
3.4 | русский язык/ морфология | Умение находить в тексте нужные слова, определять части речи. | базовый | ||
4.1 | Русский язык/ фонетика | Определять количество букв и звуков | базовый | 2 | |
4.2 | Русский язык/ фонетика | Определение мягкости согласных звуков. | базовый | ||
5.1 | русский язык/ грамматика | Находить в тексте глаголы с частицей не Правописание глаголов с частицей не, | базовый | 3 | |
5.2 | русский язык/ морфология | умение определять морфологически е признаки глаголов, | базовый | ||
5.3 | русский язык/ лексика | Умение находить синонимы | базовый | ||
6.1 | Чтение/ текст | Поисковое чтение, | Базовый | 3 | |
6.2 | Математика/ Разряды чисел | умение определять разрядные слагаемые, | базовый | ||
6.3 | Математика/ вычислит. навыки | Умение вычислять | базовый | ||
7.1 | Математика /текстовые задачи | Умение решать составную текстовую задачу(в 3 действия) | базовый | 2 | |
7.2 | Математика /текстовые задачи | Умение верно вычислять | Базовый | ||
8 | Чтение, работа текстом ОМ | Умение обобщать и интегрировать информацию представленную в тексте, использовать раннее полученные знания | Базовый | 1 | |
9. | ОМ | Умение классифицировать, знание перелетных и не перелетных птиц, приводить примеры к предложенной классификации | базовый | 1 | |
Максимальный балл за основную часть | 18 | ||||
Дополнительная часть | 10.1 | Чтение / работа с текстом Русский язык | Поисковое чтение Правописание слов с разделительным Ь | повышенный | 4 |
10.2 | Русский язык/ фонетика | Умение делить на слоги | повышенный | ||
10.3 | Русский язык/ лексика | умение подбирать однокоренные слова, | повышенный | ||
10.4 | Русский/ морфология | проводить морфологический разбор | повышенный | ||
11. | Русский/ морфология | Умение определять орфограмму, определять имена прилагательные, слова с непроверяемыми гласными в корне | повышенный | 2 | |
12 | Математика/ единицы времени | Знание соотношения единиц времени | повышенный | 1 | |
13.1 | ОМ | Умение прослеживать взаимосвязь объектов природы, умение оценивать экологическую ситуацию | повышенный |
2
| |
13.2 | Русский язык | Умение формулировать письменное высказывание | |||
Максимальный балл за дополнительную часть | 9 |
Таблица 2. Распределение заданий итоговой работы по уровню сложности
Уровень сложности заданий | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 27 |
Базовый | 9 | 18 | 81,8% |
Повышенный | 4 | 9 | 18,2% |
Итого | 13 | 27 | 100% |