Таблица 1. Характеристика заданий итоговой комплексной работы

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

       В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях нужно будет выбрать ответ из нескольких предложенных, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным.

В некоторых заданиях потребуется записать только полученный краткий ответ в виде числа или слов в специально отведенном для этого месте.

В работе будут задания, в которых надо записать решение или краткий ответ и объяснение этого ответа.

        Внимательно читай задания!

Одни задания покажутся тебе легкими, другие – трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, можешь еще раз попробовать выполнить пропущенные задания.

Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным. Желаем успеха!

 

Прилет птиц.

        Много птиц возвращается к нам с зимовок. Одна из первых птиц, появляющихся в конце марта,- зяблик. Весной самец- зяблик- настоящий красавец: верх головы голубой, лоб черный, щеки, горло и грудь коричнево-красные, спина рыжевато- бурая, у хвоста зеленая, хвост черно-серый с желтыми краями. Издали зяблика легко заметить по широким белым полосам поперек крыльев и вдоль хвоста. Размером он с воробья. 

         Это самая многочисленная и самая голосистая птица в лесу. Песня у зяблика короткая, продолжается всего несколько секунд, но повторяет он ее несколько раз подряд. За два часа зяблик может пропеть до 850 раз.

        Птица эта не прячется, ее легко увидеть. К строительству гнезда зяблики приступают только в первых числах мая. Работа эта трудная, потому что гнездо зябликов- настоящее произведение птичьего искусства: стенки у него толстые и прочные. Само гнездо глубокое и очень аккуратное. С наружи облицовано кусочками бересты, лишайниками, так что его почти не видно на фоне дерева. Гнездо строиться целую неделю. 

      Самец зяблик - очень задирист и смел. Если кто-нибудь посягнет на его владения, он решительно нападает на чужака. В гнезде обычно 5 яиц. Насиживает их самка. Примерно через две недели появляются птенцы. Родители кормят их насекомыми. Птенцы подрастают в гнезде две недели, затем покидают гнездо. За лето зяблики успевают воспитать два поколения птенцов. К середине июля они перестают петь.

 

 

Основная часть

Постарайся выполнить все задания.

Выполняй их по порядку.

Задание 1.

 Определи, к какому виду относится текст? Отметь «галочкой» правильный ответ.

□ Текст - описание                  □ Текст - рассуждение      

□ Текст - повествование     □ Деловой текст

 

Задание 2.

 Составь план текста (подсказка: в подобных работах необходимо определить и записать главную мысль КАЖДОГО АБЗАЦА – это и будет план):

     _______________________________________________________

     _______________________________________________________

     _______________________________________________________

     _______________________________________________________

     _______________________________________________________

     ___________________________________________________________

Задание 3.

Найди в тексте предложение, содержащее ответ на вопрос: «Чем кормят зяблики своих птенцов?» Спиши его.

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Проверь свою запись, если надо, исправь. Подчеркни грамматическую основу этого предложения. Укажи, какими частями речи выражены слова в этом предложении. (подсказка: я подчеркнула все действия, которые необходимо сделать в этом задании. Грамматическая основа предложения – это главные члены, т.е. подлежащее (одной чертой) и сказуемое (двумя чертами); части речи, которые мы изучали – сущ., прил., глаг., нареч., местоим., предлог)

Задание 4.

  Найди выделенные слова и спиши их. Укажи количество букв и звуков. Подчеркни в этих словах мягкие согласные.

________________   букв,     звуков

 

________________   букв,     звуков

 

________________   букв,     звуков

 

________________   букв,     звуков

(подсказка: звуки – это то, что слышим и произносим, буквы – это значки, которые пишем и видим. Мягкий согласный определить легко, нужно только посмотреть на следующую за ним букву. По факту мы ищем гласные (йотированные), которые обозначают мягкость предыдущего согласного – я,ю,е,ё + и, + ь. Обращаем внимание на буквы ж,ш,ц – они обозначают всегда твердые согласные (даже, если после них стоят йотированные гласные или И или Ь!!!); а так же помним о всегда мягких согласных – ч, щ, й)

Задание 5.

Найди в тексте глагол с частицей не, выпиши его, определи время, число и род. (подсказка: помним правило – НЕ с глаголами пишется раздельно)

_________________________________________________________________

Подбери синоним ы к этому слову (несколько)

_________________________________________________________________

Задание 6.

Ответь на вопрос: «Сколько раз может пропеть зяблик за 2 часа?» (ищем в тексте)

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Представь это число в виде суммы разрядных слагаемых. (разряд сотен, десятков, единиц. Пример число 245 – это 200+40+5)

________________________________________________________________

Сколько раз может пропеть зяблик за 1 час? (сначала решение, потом ответ)

_________________________________________________________________

Ответ:____________________________________________________________

Задание 7.

 В нашем дворе живёт 18 пар зябликов, в соседнем дворе 15 пар зябликов. На сколько больше птенцов за лето вывелось в нашем дворе? Реши задачу, поясняя действия. (Хитрость этого задания - зяблики не один раз за лето выводят птенцов. Это необходимо учесть в решении задачи)

                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             

Ответ:

 

Задание 8.

Из каких материалов строят зяблики своё гнездо? Почем у гнездо трудно заметить на дереве? (ищем в тексте абзац, в котором рассказано о строительстве гнёзд, переписываем (копируем) предложения, которые являются ответами на вопросы)

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Задание 9.

Определи, к какой группе относится зяблик, заполни таблицу до конца, добавив свои примеры. (это знания окр.мира)

 

Перелётные птицы Неперелётные птицы
   
   
   
   
   

 

Дополнительная часть

Задание 10.

Выпиши все слова с разделительным мягким знаком, раздели их для переноса, подбери (напиши) к этим словам однокоренные и разбери их по составу. (разобрать по составу – это обозначить части слова (морфемы). Алгоритм ПОБЕЛКА: 1. Сначала выделяю окончание – это изменяемая часть слова, которая не меняет смысл слова, а служит для связи слова с другими в предложении. Для этого изменяю слово по падежам (сущ. и прил.), наблюдаю, какая часть слова не изменяется – это основа слова, всё остальное - окончание: есть побелк а (И.п.), нет побелк и (Р.п.), дал побелк е (Д.п.) и т.д. В третьем классе не рекомендую подбирать в качестве однокоренных слов глаголы, т.к. их морфемы мы еще почти не изучали. 2. Определяю корень – смысловую часть слова (он определяет лексическое значение слова). Для этого подбираю однокоренные слова из разных частей речи (Пример: побелка (сущ) –белый (прил.), белок (сущ.), беляночка (сущ.) – общий корень –бел-). 3. Определяю приставки и суффиксы. С приставками обычно проще – это часть до корня. По бел к а – приставка по-. Суффиксы стоят в сущ. и прил. между корнем и окончанием. В нашем случае суффикс –к-. Трудность возникает, когда суффиксов несколько, для этого необходимо учить суффиксы (как приставки) и подбирать НЕ ОДНОКОРЕННЫЕ слова с тем же суффиксом (пристав к а, подпор к а и т.д.). Необходимо помнить, что при помощи приставок и суффиксов образуются новые слова (это словообразующие морфемы), т.е. меняется их лексическое значение.

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

 

Задание 11.

Выбери из текста имена прилагательные, которыми описывается зяблик-самец. Выпиши их. (Возвращаемся к тексту, находим абзац, в котором говорится о самеце зяблика)

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Подчеркни слова с непроверяемой гласной в корне слова. (Такие слова мы называем словарными, т.к. нельзя подобрать проверочное слово)

 

Задание 12.

За сколько минут зяблик может пропеть 850 раз? (Решение, ответ)

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Ответ:__________________________________________________________

 

Задание 13.

На Северном Кавказе уменьшилась популяция зябликов. С какими экологическими проблемами это связано?

Обоснуй свой ответ.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

 

 

Проверь свои ответы еще раз.

Таблица 1. Характеристика заданий итоговой комплексной работы

Часть работы Номер задания Учебный предмет, раздел/тема Проверяемые умения и учебные материалы Уровень сложности Максимальный балл

Основная часть

1.1 Чтение, текст Умение определять жанр текста базовый во 1
2.1 Чтение/ текст Составление плана текста базовый 1
3.1 Чтение, Находить в тексте прямой ответ на поставленный вопрос   Базовый

4

3.2 русский язык/ морфология Умение правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв  списывать предложение.   базовый
3.3 русский язык/ морфология Умение определять основу предложения   базовый
3.4 русский язык/ морфология Умение находить в тексте нужные слова, определять части речи. базовый
4.1 Русский язык/ фонетика Определять количество букв и звуков   базовый

2

4.2 Русский язык/ фонетика Определение мягкости согласных звуков.   базовый
5.1 русский язык/ грамматика Находить в тексте глаголы с частицей не Правописание глаголов с частицей не, базовый

3

5.2 русский язык/ морфология умение определять морфологически е признаки глаголов, базовый
5.3 русский язык/ лексика Умение находить синонимы базовый
6.1 Чтение/ текст   Поисковое чтение, Базовый

3

6.2 Математика/ Разряды чисел умение определять разрядные слагаемые, базовый
6.3 Математика/ вычислит. навыки Умение вычислять базовый
7.1 Математика /текстовые задачи Умение решать составную текстовую задачу(в 3 действия) базовый

2

7.2 Математика /текстовые задачи Умение верно вычислять Базовый
8   Чтение, работа текстом ОМ Умение обобщать и интегрировать информацию представленную в тексте, использовать раннее полученные знания Базовый   1
9. ОМ Умение классифицировать, знание перелетных и не перелетных птиц, приводить примеры к предложенной классификации базовый 1

Максимальный балл за основную часть

18

Дополнительная часть

10.1 Чтение / работа с текстом Русский язык Поисковое чтение Правописание слов с разделительным Ь повышенный

4

10.2 Русский язык/ фонетика Умение делить на слоги повышенный
10.3 Русский язык/ лексика   умение подбирать однокоренные слова, повышенный
10.4 Русский/ морфология проводить морфологический разбор повышенный
11. Русский/ морфология Умение определять орфограмму, определять имена прилагательные, слова с непроверяемыми гласными в корне повышенный 2
12 Математика/ единицы времени Знание соотношения единиц времени   повышенный 1
13.1 ОМ Умение прослеживать взаимосвязь объектов природы, умение оценивать экологическую ситуацию повышенный

 

2

 

 

13.2 Русский язык Умение формулировать письменное высказывание  
         

Максимальный балл за дополнительную часть

9

Таблица 2. Распределение заданий итоговой работы по уровню сложности

Уровень сложности заданий Число заданий Максимальный первичный балл Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 27
Базовый 9 18 81,8%
Повышенный 4 9 18,2%
Итого 13 27 100%

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: