Эго духовного человека

 

Истинно духовный человек всегда знает о своей ду­ховности. Ему виден истинный Путь и известны пра­вила движения по нему. Он следует правилам и чув­ствует удовлетворение от этого. Он крепок в убежде­ниях, и тень сомнения почти не касается его.

Иногда его вид и действия весьма вычурны, а ино­гда — слишком просты; независимо от этого он всегда снисходителен к тем, кто обделён духовными качества­ми. Почти не испытывая гнева, он благосклонно взи­рает на людей.

Необычайные переживания и откровения, случаю­щиеся с духовным человеком, нисколько ни портят его, наоборот — лелея их в своём сердце, он испытывает гордость, что именно ему досталась столь непростая участь.

Любое своё действие духовный человек объясняет цитатами из писаний, показывая непосвященным ис­тинный смысл своих поступков, а также их невежество. Если два духовных человека завели беседу, то это — пиршество духа и истинное наслаждение для случай­ного свидетеля, ведь не каждый день увидишь, как люди меряются принятием Божественного.

В отношении материальных благ духовный человек стремится демонстрировать непоследовательность: то он их начисто отрицает и смотрит на них свысока, то считает их несущественным, но необходимым злом, и, взяв взаймы, не отдаёт долга, считая, что помог кре­дитору улучшить карму.

Духовный человек бывает строг к себе, а бывает распущен; всё это он объясняет особенностями своего Пути и склонен мягко осуждать невежд из числа обы­вателей, не понимающих его.

В общем, духовный человек живёт духом, а не умом, и поэтому может выкрутиться из любой ситуации, ста­вящей перед ним сложные и неоднозначные вопросы. Списав всё на проявление Духа и Воли, он всегда выс­кальзывает из рук Господа, чтобы продолжить взращи­вать свою духовность, упиваясь ею.

 

ВНИМАНИЕ НЕВРОТИКА

 

Если не вдаваться в медицинскую терминологию и из­лагать упрощенно, то невроз — функциональное расстрой­ство вегетативной нервной системы, возникающее на фоне длительного подавления эмоций, а точнее, подавления стра­ха. От того, какие эмоции столь же активно подавляются вместе со страхом, будет зависеть картина страданий, ис­пытываемых человеком, но, так или иначе, всё будет сво­диться к спазмам в разных органах и системах.

Вегетативная нервная система служит проводником между физическим телом и, если так можно выразить­ся, телом эмоций. Она состоит из двух частей, дополня­ющих друг друга по принципу света и тьмы, инь и ян.

Эти две части вегетативной системы называются симпатической и парасимпатической. Симпатическая — всё сжимает, сужает и спазмирует; парасимпатическая — всё ранее сжатое расслабляет. Суть проблем невроти­ка—в нарушении равновесия этих систем. Подавле­ние эмоций, вызывающее постоянное напряжение бес­сознательной части человеческого существа, приводит к возникновению гипертонуса симпатической системы. При малейшем эмоциональном всплеске начинаются реакции со стороны этой системы и спазмы: мигрени, сердцебиение, головокружение, повышение давления, ломота в груди и прочее, прочее...

Проявления бывают самыми разнообразными и за­висят от того, чего конкретно (кроме смерти) боится человек. Неосознанное желание, например, избежать трудностей (страх преодоления трудностей, страх перед приложением усилий или страх неудачи) вызывает к жизни симптомы, позволяющие человеку делать всё, кроме того, что ему не хочется. Работа с эмоциями и желаниями описана в соответ­ствующих главах этой книги. Здесь же я бы хотел оста­новиться на особенностях восприятия человека с веге­тативными нарушениями, поскольку это довольно яр­кий и характерный пример, показывающий разницу между состоянием осознанности и бессознательности.

С одной стороны, невротик всегда находится внут­ри своих ощущений. Он всегда настороже — не случи­лось ли чего? не колет ли в боку? не участился ли пульс? Страх, переполняющий его бессознательное, заставляет быть бдительным — ведь каждый вздох мо­жет стать последним. Всё внимание невротика сосре­доточено на себе, отчего же он не становится просвет­лённым? Окружающие видят только проявление его эгоизма; нет ощущения, что страдания очищают его душу, скорее, они добавляют ему гнева.

С другой стороны, внутри ли он? Сравнимо ли его состояние с осознанностью мистика, чьё сознание по­добно негасимому свету, а внимание чутко к малейшим колебаниям воздуха?

Разница между концентрацией невротика на соб­ственных ощущениях и пребыванием внутри подобна разнице между небом и землёй. Человек попадает внутрь себя, в пространства, скрытые в его существе, будучи в состоянии принятия — расслабленности.

Пристально следя за своим состоянием, тратя всю энергию внимания на ожидание возникновения очеред­ного дискомфорта, невротик становится зависимым от этого ожидания. Если никаких неприятных ощущений не возникает, он испытывает радость пополам со страхом («вдруг что-нибудь случится со мной прямо сейчас»), если же начинает болеть голова или живот — он страдает и боится смерти.

Концентрируясь на возникающих ощущениях, че­ловек, словно гвоздём, прибивает их к тому месту, где они возникли, и теряет возможность естественного ос­вобождения от них.

Допустим, вы посидели в неудобной позе, не осозна­вая этого, и, когда вы поднялись на ноги, у вас закололо в боку. Если вы потянетесь и чуть-чуть подвигаетесь, перенапряжённая мышца расслабится и восстановится сама. Если же вы испугаетесь и станете прислушиваться к этой незначительной боли, фиксируя на ней своё вни­мание, то можете создать себе серьёзную проблему.

Примерно так же дело обстоит со страхом. Если что-то внезапно пугает человека, страх возникает са­мопроизвольно, как естественная реакция. Как только человек осознал произошедшее и понял, что опасаться нечего, страх может уйти. Однако часто бывает, что привычка бороться со страхом делает из этого целую проблему — входит подавление, страх пригвождается к телу, и возникает механическая реакция гнева (или ранее упоминавшийся дискомфорт).

Если учесть, что в современном обществе любой че­ловек в той или иной степени невротизирован, то по­добные ситуации случаются со всеми. Но не всем изве­стно, что если не бороться в этой ситуации со страхом и не концентрироваться на нём, он уходит так же быст­ро, как возник, и нет нужды размахивать кулаками.

Используя энергию своего внимания, мы можем усугуб­лять наши проблемы или избавляться от них. Никакие ле­карства не избавят нас от болезни, которую мы создаём сами, блокируя естественные потоки своих энергий.

Постоянная концентрация на своих ощущениях де­лает внимание невротика ограниченным и огрубляет его, кроме того, происходит истощение энергии внима­ния. На фоне этого прогрессируют симптомы невроза — слабеет память, становится трудно сосредоточиться на чём-нибудь, кроме собственных расстройств...

В то время как невротик, путём сосредоточения вни­мания на себе, делает из маленьких проблем большие, тот, кто наблюдает, получает прямо противоположные результаты; внимание одного — препятствие, внимание другого — благословение. И в этом вся разница.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: