Основные виды умственных операций

К основным видам умственных операций относятся:

1. сравнение,

2. анализ и синтез,

3. абстракция и конкретизация,

4. индукция и дедукция.

1. Сравнение -операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира.

Два вида сравнения:

1)Непосредственный - когда мы сравнивая два предмета или явления, воспринимаем их одновременно.

2)Опосредованный - осуществляем сравнение путем умозаключения. А для построения нашего умозаключения мы используем косвенные признаки.

Анализ и синтез.

1)Анализ — это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета.

2)Синтез - операция, противоположная анализу. Синтез — это мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств. Синтез может осуществляться как на основе восприятия, так и на основе воспоминаний или представлений. Следует отметить, что первоначально анализ и синтез возникают в практической деятельности. Следовательно, мы можем утверждать, что на протяжении всей жизни человек постоянно использует анализ и синтез. Данные операции по своей сути могут быть практическими и теоретическими (умственными).

Являясь противоположными по своей сути операциями, анализ и синтез фактически тесно связаны между собой. Они участвуют в каждом сложном мыслительном процессе.

Абстракция и конкретизация.

1)Абстракция — это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков. Суть абстракции как мыслительной операции состоит в том, что, воспринимая какой-либо предмет и выделяя в нем определенную часть, мы должны рассматривать выделенную часть или свойство независимо от других частей и свойств данного предмета. Абстракция широко используется нами при образовании и усвоении новых понятий, так как в понятиях отражены только существенные, общие для целого класса предметов признаки.

Виды абстракции:

1)практическая, непосредственно включенная в процесс деятельности;

2)чувственная, или внешняя;

3)высшая, или опосредованная, выраженная в понятиях.

Следует отметить, что при осуществлении операций абстракции мы можем столкнуться с ошибками двоякого рода:

1)Усваивая определенные понятия (теоремы, правила и т. д.), мы не можем отвлечься от конкретных примеров или информационного фона, с использованием которого производится формирование данного понятия, в результате чего мы не можем использовать сформированное понятие в других условиях.

2)Ошибкой другого рода при осуществлении операций абстракции является отвлечение от существенных признаков предмета или явления. В результате мы пытаемся обобщить то, что нельзя обобщать, и у нас формируется искаженное или ложное представление.

2)Конкретизация является процессом, противоположным абстракции. Конкретизация — это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Конкретизируя общее понятие, мы лучше его понимаем.

3. Индукция и дедукция. В мыслительных операциях принято различать два основных вида умозаключений: индуктивные, или индукцию, и дедуктивные, или дедукцию.

1)Индукция — это переход от частных случаев к общему положению, которое охватывает собой частные случаи. Достоверность индуктивного умозаключения достигается не только за счет увеличения количества случаев, на котором оно строится, но и за счет использования разнообразных примеров, в которых варьируют несущественные признаки предметов и явлений. Следовательно, для осуществления правильного индуктивного умозаключения важно знать, от каких свойств или качеств предмета зависит наблюдаемый нами факт или явление, и установить, меняется ли это свойство, или качество, в тех единичных случаях, которые мы наблюдали.

Процессом, противоположным индукции, является дедукция.

2)Дедукция — это умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего положения.

Следует иметь в виду, что дедуктивные суждения часто наталкиваются на определенные затруднения. Эти затруднения вызваны тем, что наблюдаемый нами случай не осознается как случай, попадающий под действие того или иного общего положения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: