Устройство ТЛ-110М и генераторы управленияДК405 и НБ-110
Назначение и технические данные. Электродвигатель постоянного тока ТЛ-110М служит приводом центробежного вентилятора Ц13-50 и генератора управления НБ-110 (или ДК-405К). Электродвигатель установлен в машинном отделении каждой секция перпендикулярно продольной оси электровоза.
Его технические данные следующие:
Мощность 53,1 кВт
Напряжение на коллекторе 3000 В
Ток якоря 20,6 А
Частота вращения 990 об/мин
Сопротивление обмотки якоря при температуре 20° С 2,7 Ом
Сопротивление всех катушек главных полюсов при
температуре 20 °С 2,9»
Сопротивление всех катушек дополнительных полюсов
при температуре 20 °С 0,97»
|
|
Класс изоляции по нагревостойкости:
остова F
якоря В
К. п. д. 0,873
Режим работы продолжительный
Система вентиляции двигатель самовентилирующийся
Возбуждение последовательное
Масса 1590 кг
Электродвигатель ТЛ-110М постоянного тока, самовентилирующийся, четырехполюсный с последовательным возбуждением состоит из остова, якоря, щеточного аппарата и подшипниковых щитов.
Остов электродвигателя цилиндрической формы, отлит из стали 25Л-1. Он служит одновременно магнитопроводом. На стороне, противоположной коллектору, предусмотрены окна, закрытые сеткой, для выхода вентилирующего воздуха, а в нижней части — лапы для крепления его к фундаменту. Остов также имеет приливы с отверстиями для транспортировки.
Четыре главных полюса имеют вертикальное и горизонтальное расположение, а дополнительные полюсы расположены по диагональным осям. Сердечники главных полюсов собраны из тонколистовой стали Ст2 толщиной 1,5 мм и скреплены стальными заклепками. Сердечники прикреплены к остову тремя стальными шпильками М24. Сердечники дополнительных полюсов изготовлены из толстолистового стального проката с латунными наконечниками и прикреплены к остову тремя латунными болтами М16.Для обеспечения надежной коммутации при переходных режимах между остовом и дополнительными полюсами предусмотрены диамагнитные прокладки толщиной 3 мм.
|
|
Катушка главного полюса имеет 287 витков и изготовлена из прямоугольного провода ПСД размерами 2,24Х3,75 мм. Катушка 12 дополнительного полюса имеет 120 витков и изготовлена из прямоугольного провода ПСД. Корпусная изоляция катушек главных и дополнительных полюсов выполнена из стеклослюдинитовой ленты в шесть сдоев с перекрытием в половину ширины ленты. Катушки совместно с сердечниками полюсов пропитаны в эпоксидном компаунде ЭМТ-1 или ЭМТ-2 и представляют собой неразъемные моноблоки.
Воздушный зазор между якорем и главным полюсом равен 4 мм, а между якорем и дополнительным полюсом 5,7 мм,
Щеточный аппарат состоит из траверсы поворотного типа, в которой закреплены четыре изоляционных пальца. Палец представляет собой стальную арматуру, спрессованную прессмассой АГ-4В, сверху которой насажены фарфоровые изоляторы. На пальцах закреплены четыре щеткодержателя, которые можно регулировать в радиальном направлении. В щеткодержателе установлено по одной щетке ЭГ-61 размерами 10Х25Х50 мм.
Якорь двигателя состоит из коллектора, обмотки, уложенной в пазы сердечника, набранного в пакет из электротехнической стали толщиной 0,5 мм и имеющего три ряда аксиальных отверстий диаметрами 22, 20, 18 мм для прохода вентилирующего воздуха, передней и задней нажимных шайб, вентилятора и вала. Пакет якоря с нажимными шайбами и коллектор напрессованы на вал якоря. Коллектор двигателя набран из 343 медных пластин; диаметр его рабочей поверхности 390 мм. Медные пластины изолированы друг от друга миканитовыми прокладками, а от корпуса — миканитовыми манжетами и цилиндром.
Волновая обмотка якоря состоит из 43 катушек. Катушка состоит из восьми секций; она намотана из круглого провода ПЭТВСД диаметром 1,4 мм в два оборота. Соединение концов обмотки и клиньев с петушками выполняют пайкой оловом 03 ГОСТ 860—75 с флюсом КСп ОСТ 160.614.011—71 погружением в ванну.
Корпусная изоляция катушек состоит из шести слоев стеклослюдинитовой, одного слоя ленты фторопласта и одного слоя стеклоленты толщиной 0,1 мм, уложенных с перекрытием в половину ширины ленты. Катушки якоря в пазах и лобовые части катушек закреплены стеклобандажной лентой толщиной
На сердечнике якоря для намотки стеклобандажной ленты предусмотрены радиальные канавки.
В качестве якорных подшипников в электродвигателе применены роликовые подшипники. Со стороны коллектора установлен фиксирующий роликовый подшипник 80-92317Л1; со стороны, противоположной коллектору—плавающий роликовый подшипник 80-32417М. Наружные кольца подшипников запрессованы в подшипниковые щиты, изготовленные из стального литья, а внутренние кольца напрессованы на вал якоря. Конструктивное исполнение подшипникового узла обеспечивает создание в нем камеры для смазки, а также уплотнение для предотвращения утечки смазки. Подшипниковые щиты прикреплены к остову шестью болтами М20 с пружинными шайбами. Подшипниковый щит со стороны коллектора имеет специальные приливы для крепления остова генератора управления НБ-110 (или ДК-405К). На конец вала со стороны, противоположной коллектору, насажен ротор центробежного вентилятора Ц13-50, закрепляемый гайкой, а на другой конец вала - якорь генератора НБ-110 (ДК-405К).
Вентиляция двигателя осуществляется встроенным вентилятором, который засасывает воздух через отверстия в подшипниковом щите со стороны коллектора и крышки коллекторного люка и удаляет его через отверстия сетки, установленной вокруг остова со стороны, противоположной коллектору.