Часть 6. Права и обязанности человека

И гражданина в России

 

Мы продолжаем изучение чертежа будущего устройства нашей стра-ны — проекта новой Конституции России, попутно обсуждая многие важные детали принципов строительства и управления государством, принципов человеческого общежития в большом сообществе, организо-ванном в виде страны и государства. На каждом шагу мы убеждаемся, как непродуктивно пытаться вернутся в прошлое, пробовать еще раз по-строить страну исключительно на теории Маркса. За прошедшее время много освоено, познано, привнесено в понимание законов общественно-го развития, эволюции человека и человечества.

 

Наша Конституция построена как самостоятельный, оригинальный документ, свод важнейших принципов, ценностей, методологий, меха-низмов и инструментов государственного устройства и управления. Ка-чественная Конституция несет тройную нагрузку, являясь одновременно ценностно манифестационным, правовым регламентационным и управ-ленческим документом. Конституция содержит в себе и механизмы, при-водящие ее в действие, и механизмы, контролирующие и гарантирующие исполнение ее предписаний. В ней присутствует активно деятельност-ная проекция, позволяющая после ее принятия, а затем использования

 

в производстве частного законодательства, обустраивающего страну уже до деталей, обеспечить ее работоспособность.

 

Такой наш активно-деятельностный подход к нормативно-правовому строительству впервые осознанно продекларирован и внедрен в консти-туционную ткань именно нашей Конституции. В действующей Консти-туции такого нет в принципе, поэтому нынешняя Конституции и не ра-ботает даже в тех номинированных ее позициях, которое мы могли бы поддержать. Одно из существенных отличий ельцинской Конституции от нашей состоит в том, что для обеспечения нормативных установле-ний, для обеспечения прав и свобод человека у нас введено понятие «га-рантия».

 

Тема текущего раздела «Права и обязанности человека и гражданина

в России». Даже название этой главы Конституции важно. Во — первых,

в ней речь идет не только о правах и свободах человека и гражданина, а еще и об обязанностях человека и гражданина в России. Буква «в» не случайна, человек может находиться в России временно, но он все равно должен будет соблюдать обязательные нормативы нашего российского общежития — это важное представление мы инкорпорируем в выстраи-ваемое нормативно-правовое поле.


 

68




Ельцинская Конституция 1993 г.

 

В ельцинской Конституции таких понятий как обязанность, долг, от-ветственность нет. Это исключительно либеральная Конституция, за-щищающая, как принцип, индивидуальную жизнь единичного человека.

 

В ней нет общества, народа, нет понятия Родины. Есть некоторые изви-нительные апелляции, признающие присутствие еще кого-то рядом, на-пример такие: «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Но ведь так нельзя пи-сать: «осуществление прав — не должно нарушать», это же безграмотно и безответственно, в этой формуле нет субъекта нарушения права, кото-рого можно наказать за нарушение права, которому можно предписать, запретить, остановить в этом нарушении — значит такая норма не рабо-тает и работать не может. В наших же формулах из нормы всегда возни-кают активно деятельностные следствия.

 

В ельцинской Конституции употребляется словосочетание «права и свободы» и мы его сохранили как привычное, хотя в конституционном поле права и свободы являются понятиями очень близкими, почти сино-нимами, даже тавтологией.

 

Имея в виду это пояснение, рассмотрим главу пятую, которая называ-ется «Права и обязанности человека и гражданина в России». Слова «сво-бода» в названии нет, но в дальнейшем тексте это слово там, где это необ-ходимо, появляется. Если в ельцинской Конституции, как и в советской, не дано определений важнейших понятий, то, естественно, что эти поня-тия в тексте интерпретируются по-разному. Чаще всего право в таком не прописанном контексте определяется как возможность самостоятельного поведения человека. На первый взгляд, формула кажется правильной, но из нее ничего не вытекает. Не возникает шлейфа нормативно-правовых последствий, что обязательно в активно деятельностном подходе, кото-рый мы развиваем. Напомним как определяется право в нашей Консти-туции. «Право — обеспеченные законодательством России, гарантиями, полномочиями государственных органов и (или) обязанностями других субъектов вид и мера возможного поведения субъекта.».

 

Права есть не только у человека, они есть у группы людей, есть у обще-ства, у государства. В нашем определении заложен важнейший принцип номинирования права. Право как чья-то возможность самостоятельного поведения только тогда реализуется, когда у кого-то есть обязанность, отвечающая этому праву и обеспечивающая реализацию этого права.

 

В лукавой ельцинской Конституции подобного принципа нет, и хотя не-кие права и свободы в ней прописаны, за их реализацию в жизни никто не отвечает, государству предписывается лишь обеспечение равенства прав. Фальшивость формулы конституционного равенства прав и сво-


 

69


бод для разных граждан России убедительно продемонстрировал, напри-мер, Д. Медведев в своем знаменитом изречении: «Бедный не может быть свободным». То есть, права и свободы в их Конституции — только для богатых. Реальное равенство прав возможно только при равенстве стар-товых условий и равенстве доступа к ресурсам, полномочиям и гаран-тиям для всех людей. Но разве можно сравнить возможности на старте человека с улицы и сыночка Рогозина, дочки Путина, детей Ротенберга, Тимченко или Сечина? Нет ни малейших сомнений, что и право на жи-лище, и право на жизнь, на здравоохранение при реализации будут очень разными для этих упомянутых и простых людей.

 



Конституция СССР

 

В советской Конституции подход другой, мы его в значительной сте-пени приветствуем, продолжаем и развиваем. Вот как номинированы права, свободы и обязанности в советской Конституции.

 

Глава 7. Основные права, свободы и обязанности граждан СССР.

 

Ответственности здесь нет, но права и обязанности увязаны совер-шенно правильно.

 

Статья 39. Граждане СССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных

 

и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами. Употребление слова «гарантируемых» — это важная формула, ко-

 

торую мы отчетливо методологически восприняли и перенесли в нашу Конституцию.

 

Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения про-грамм социально-экономического и культурного развития.

 

Ну какое такое расширение прав и свобод? Каких таких прав и сво-бод в этой Конституции нет, а они должны будут появиться по мере вы-полнение программ социально-экономического и культурного развития? Болтовня, просто болтовня! При чем тут «непрерывное улучшение усло-вий жизни граждан»? Как это относится к теме прав и свобод? В советской Конституции почти на каждой страничке в изрядных количествах пример-но такая же, не имеющая отношения к предмету, политическая демагогия.

 

Болтовня дорого обошлась стране. Если еще вспомнить до какой сте-пени совершенства довел это разливание пустой воды Горбачев, то не приходится удивляться, что в том числе в итоге подобной его болтовни страна и рухнула.


 

70


В последующих статьях содержится очень важный советский опыт.

 

Статья 40. Граждане СССР имеют право на труд, — т. е. на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количе-ством и качеством и не ниже установленного государством минимально-го размера, — включая право на выбор профессии, рода занятий и работы

 

в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подго-товкой, образованием и с учетом общественных потребностей.

Далее возникает обязательная формула, которая используется во всех статьях.

 

Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, …

 

И, вновь. При чем здесь неуклонный рост и при чем здесь рост произ-водительных сил? В нашей Конституции написано гораздо точнее. Снача-ла дано определение слова «Гарантии», причем в советской Конституции такого определения нет. Напомню: Гарантия — установленная законом обязанность субъекта — гаранта (государства, работодателя или обще-ственных объединений — С.С.) предоставить материальные и иные ре-сурсы для реализации гарантируемого права.

Очевидно же, что на самом деле формула должна содержать запись

 

о ресурсах, обеспечивающих реализацию права, а не пустую фразу о не-уклонном росте производительности труда и т. п. Я не хочу сказать, чтомы на три вершка умнее тех, кто готовил советскую Конституцию, но за более чем 40 лет, прошедших со дня ее принятия, жизнь ушла вперед. Нет повода впадать в комплекс неполноценности и считать, что мы глупее своих предшественников. Ничего подобного. Скорее наш опыт, вклю-чающий неудачный для страны, гораздо богаче, чем был у них. Мы в со-стоянии спроектировать и построить свою страну нравственной, спра-ведливой, трудовой, русской российской культурно цивилизационно идентичной, народовластной и свободной от паразитизма, либерализма и путинизма.

 

В каждой статье советской Конституции есть право и тема обеспече-ния этого права.

 

Статья 41. Граждане СССР имеют право на отдых.

 

Это право обеспечивается установлением для рабочих и служащих рабочей недели, не превышающей 41 часа, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и производств, сокращенной продолжительностью ра-боты в ночное время; предоставлением ежегодных оплачиваемых отпу-сков, дней еженедельного отдыха, а также расширением сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитием массового


 

71


спорта, физической культуры и туризма; созданием благоприятных воз-можностей для отдыха по месту жительства и других условий рацио-нального использования свободного времени.

 

Статья 42. Граждане СССР имеют право на охрану здоровья.

 

Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной меди-цинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здра-воохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; …

 

Статья 43. Граждане СССР имеют право на материальное обеспече-ние в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудо-способности, а также потери кормильца.

 

Это право гарантируется социальным страхованием рабочих, слу-жащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности; вы-платой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности

 

и по случаю потери кормильца; трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность; заботой о престарелых гражданах и об инвалидах; другими формами социального обеспечения.

 

Статья 44. Граждане СССР имеют право на жилище.

 

Это право обеспечивается развитием и охраной государственно-го и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному

 

и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распре-делением под общественным контролем жилой площади, предоставля-емой по мере осуществления программы строительства благоустроен-ных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги….

 

Статья 45. Граждане СССР имеют право на образование.

 

Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молоде-жи, широким развитием профессионально-технического, среднего специ-ального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с произ-водством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам, бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования.

 

И т. д. Спасибо опыту конституционалистов Советского Союза, спа-сибо нашей стране под названием СССР, она очень многое продеклари-ровала и действительно стремилась принести все это в жизнь и нашей страны, и мира. А мы идем дальше.


 

72








Наша Конституция

 

Глава 5 нашей Конституции.

 

Глава 5. Права и обязанности человека и гражданина в России. Статья 19. Основы регулирования прав и обязанностей человека

и гражданина.

 

Основы очень важны, потому что детализация сложнейших институ-тов, механизмов, функций, процедур строительства и управления жизни человека, общества и государства осуществляется в частном законода-тельстве. А Конституция работает как генератор, как центр кристаллиза-ции, который запускает этот процесс — это одна из функций Конститу-ции как мы ее строим.

 

Итак.

 

1. Права и свободы человека и гражданина в России связаны с его обя-занностями и ответственностью как члена общества.

Четкое и жестко связанное определение: если у тебя есть права, зна-чит у тебя совершенно точно есть обязательства и ответственность, а что такое ответственность, мы уже разбирали.

2. В России признаются и гарантируются права и свободы человека

и гражданина…

 

В чем разница между человеком и гражданином? Гражданин — взрос-лый, дееспособный человек, который находится в юрисдикции госу-дарства, пользуется всеми правами и свободами, несет все обязанности

 

и ответственность. А маленький человечек, еще не достигший взросло-го состояния, по понятным причинам обладает не всеми правами и не все обязанности несет. Малыш, конечно, вырастет и тогда станет полно-правным гражданином своей страны. Кроме того, в нашей стране есть не граждане, для них устанавливается особый режим.

 

…Государство ответственно за признание, соблюдение и защиту, обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина.

 

Кто оперирует ресурсами, полномочиями, необходимыми для обе-спечения номинированных прав? Это конечно государство, для чего оно

 

и создано обществом как социальная оболочка, максимизирующая все-общее благо, благо всех и каждого в нашей стране. Хотя такой страной может быть по соответствующей Конституции не только наша. Мы ду-маем, что наш опыт, когда он будет реализован, станет привлекательным для многих стран и народов мира.

 

Напомним, в ельцинской Конституции государство обеспечивает только равенство прав и мы уже разбирали насколько лукава эта пози-


 

73


ция в либеральной версии. В нашей Конституции гарантируется реали-зация прав и свобод.

 

3. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими…

Это существенное содержательное достижение давным-давно исто-рически родившегося либерализма, который разрешал драматическую коллизию между «монстром» государством и подавленным человеком, «винтиком», настаивая на том, что у человека есть достоинство, права

и свободы, данные ему по рождению, неотчуждаемые и действующие не-посредственно. Мы осознанно наследуем этому историческому завоева-нию либеральной политической модели. Но при этом четко осознаем, что историческая либеральная мысль и идеология при своем рождении

 

и нынешняя полуфашистская либеральная идеология это две существен-но различные категории.

 

…Порядок исполнения обязанностей и несения ответственности каждым человеком устанавливается законодательством России.

В Конституции мы даем исходные точки, главные реперы, коридоры,

а они требуют, и это видно по тексту Конституции отсылочные и блан-кетные нормы, посылающие к частному законодательству, которое дета-лизирует эти нормы, устраняя все белые пятна.

 

4. В России не принимаются (не издаются) правовые акты, отменяю-щие или умаляющие высшие ценности России, права и свободы человека

и гражданина, за исключением случаев внесения изменений в Конститу-цию России.

Вся наша Конституция основана и пронизана высшими ценностя-ми Российского государства, государственной идеологией. Наверняка многие, как и мы, задавались вопросом: почему либералы путинисты, да и сам Путин так негативно относятся к государственной идеологии? Вероятно, они путают две вещи. Для них государственная идеология это политическая идеология-демагогия победившей партии, какой, на-пример, была КПСС. А на самом деле государственная идеология — это собрание высших ценностей общества, государства и человека, что они никак себе представить не могут. Этого их разум различить и понять не может. Ведь есть идеология, например, и у организованного преступного сообщества; называется она «по понятиям».

А мы настаиваем на том, что должна быть государственная идеоло-гия, которая обязательна для всех и каждого, потому что она представ-ляет собой собрание высших ценностей, делающих человека человеком, а человеческое сообщество человеческим, и двигает их по направлению


 

74


к «образу и подобию», который декларируется и мировыми религиями, и блестящей и глубочайшей мыслью человеческой. В чем смысл жизни? Почему мы люди, а не собачки, обезьянки, кузнечики или муравьишки? Почему-то путинизму это понимание не дано. Наверное, потому, что бед-ный не может быть свободным, а у богатого столько забот: куда мешки с деньгами прятать, чтобы их мыши не погрызли, в какие банки запихи-вать, чтобы американцы их не заморозили. Богатые тоже плачут, и как же жалко этих людей!

 

Итак, продолжаем.

 

5. Никто не может быть понужден к отказу от своих прав и свобод. Странная кажется формула, правда? «Я не хочу пользоваться такими-

 

то правами и свободами, могу ли я добровольно от них отказаться?». Как-то автор попробовал добровольно отказаться от депутатской неприкос-новенности, хотя и не писал заявления об этом (непонятно было — куда адресовать). Однако, обсуждал на полном серьезе в спецслужбах, кото-рые вправе проводить оперативно-разыскные мероприятия. Просил по-местить под негласный надзор, сказал, что отказываюсь от депутатской неприкосновенности, потому, что хотел, чтобы была гарантия, что не поддамся искушением и соблазнам, в том числе зная, что просвечиваюсь спецслужбистским рентгеном. Ответ был такойи: мы не можем, у нас есть закон о неприкосновенности, тогда еще советский, а сейчас российский.

 

Простая по форме, но очень сложная формула: никто не может быть понужден к отказу от своих прав и свобод — связана с тем, что права

 

и свободы неразрывны с обязанностями и ответственностью, и по этой причине, если кого-то заставить или кто-то, как автор, пытается отка-заться от своих прав и свобод, то вытекающее следствие и возможность заключаются и в отказе от обязанностей и ответственности! А это уже разрушает всю конструкцию, весь концепт. Поэтому и появилась такая норма.

 

6. Способность каждого человека своими действиями приобретать

и осуществлять права и исполнять обязанности в полном объеме возни-кает с наступлением совершеннолетия (по достижении восемнадцати-летнего возраста), если Конституцией России, федеральным конститу-ционным или федеральным законом не установлено иное.

Возраст может быть и иным, в том числе, локально иным в субъектах Федерации в силу определенных традиций.

7. Исполнение обязанностей и несение ответственности неотчужда-емо и осуществляется каждым человеком и гражданином лично, если иное не установлено федеральным конституционным законом.


 

75


Нельзя освободиться от ответственности и обязанностей, а они увя-заны с правами и свободами. Каждая строчка, каждая норма нашей Конституции согласована со всеми остальными. Это была невероят-но интересная работа, когда выстраивались большущие логистические смысловые схемы, мониторились на предмет противоречий, неувязки, пропусков, лакун.

 

8. Никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией России, федеральными конституцион-ными и федеральными законами.

9. Каждый человек несет ответственность за неисполнение или не-надлежащее исполнение своих обязанностей в соответствии с законода-тельством России.

Что такое несет ответственность за неисполнение? Это наказание, это санкции, на основе этой нормы возникают правоохранительная система, вопросы уголовной, административной, дисциплинарной от-ветственности. Мы вводим новый вид ответственности — и эта новел-ла наше конституционное ноу-хау — политическую ответственность, ответственность государственных выборных должностных лиц по их предвыборным и текущим обязательствам. По нашей Конституции пре-зидент, придя к власти, первым указом превращает свою предвыборную программу в обязательный государственный планирующий документ. Политическая ответственность — это и есть особая ответственность из-бранных во власть представителей народа перед народом. Пока что ее нет

в принципе, ее нет ни в советской Конституции, ни в ельцинской. В со-ветской Конституции есть благие декларации и спасибо им, они спра-ведливы, но неуместны в таком документе, а в нашей Конституции есть механизмы политической ответственности. Не только импичмент, но и и другие виды, описанные в подготовленном нами частном законе «О по-литической ответственности публичных должностных лиц в Российской Федерации»26.

 

Статья 20. Права и свободы человека

 

1. Права и свободы человека неотчуждаемы и неотъемлемы.

Эта простая формула отражает следующее. Если ты человек, то наша теоретическая позиция состоит в том, что человек — это не 75 килограмм мяса и костей с инстинктами. Это, как мы говорим, человек категориаль-ный, истинный, т. е. такой, у которого мировоззрение, основные мотива-ции, деятельность увязаны с декларируемыми в Конституции высшими ценностями. Интуитивно любой человек понимает и считает справедли-

 

26 Федеральный закон (проект) «О политической ответственности публичных должностных лиц

в Российской Федерации». — М.: Наука и политика, 2016. — 112 с.


 

76


вым, когда педофилов, изуверов, фашистов называют нелюдями. Разница между человеком и зверем, между человеком и античеловеком, который еще хуже, чем зверь, пронизывает всю нашу Конституцию. Ее главный императивный посыл: человек должен быть настоящим человеком, чело-веческое сообщество должно быть настоящим, истинным человеческим обществом.

 

Поэтому мы пришли к мысли, что как обычно говорят — строй, а мы говорим — устройство страны, которое программируется нашей Консти-туцией, следует именовать «Настоящий социализм». Настоящий в смыс-ле соответствия природным социальным ценностным константам, по-добным физическим константам, которые задают истинный облик, истинную сущность человека и его сообщества, при том, что человека вне сообщества не бывает. Поэтому — настоящий, поэтому — социо, т. е. общественный, т. е. социализм. Вот что будет в нашей стране, а затем и во всем мире.

 

И мы, правильно будет сказать, удовлетворены, что нашли болезнь, погубившую Советский Союз. Ранее нами цитировались пустые демаго-гические болтушки, которые выдавались за сущностные, содержательные принципы и конструкты страны: «неуклонное» повышение, расширение, удлинение, сокращение. От таких бессмысленных «гирь» на ногах страны мы в нашей Конституции избавились.

 

Идем дальше.

 

2. Человек вправе осуществлять свободный выбор между добром и злом

и ответственен в этом перед Богом и собственной совестью.

 

В нашей научной теории, то, что людьми обозначается словом «Бог» — это однозначно описанный образ и подобие как требование применения почти физических констант к сущности человека истинного, человека по образу и подобию. А упоминание — перед собственной совестью — это по-существу отражение того, что Бог — в каждом из нас; что существует некий внутренний институт и механизм, который как часы заведен выс-шими ценностями, образом и подобием, мировыми константами соци-альной природы. Поэтому, пусть будут к этому словарю снисходительны атеисты, те, кто не использует обычно такие формулировки, — они на са-мом деле означают вещи совершенно им близкие, понятные и истинные.

 

3. К правам и свободам человека относятся: а) право на жизнь; б) право на свободу;

Свобода в нашей Конституции отличается от того, что понимается

 

под свободой в ельцинской Конституции. Свобода человека — это глав-ный институт прав и свобод. Это не свобода безответственности: делай


 

77


все, что только хочешь, — это свободный выбор между добром и злом. Основная сущность и содержание понятия свободы — это твои право

и обязанность быть человеком настоящим, истинным, понимать, где до-бро и где зло и стремиться к добру.

 

в) право на признание и охрану достоинства человека;

 

Достоинство человека номинировано и в ельцинской Конституции, но нет его определения и нет института реализации этого права. В нашей Конституции есть и то, и другое.

 

г) право на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, право на тайну индивидуальных сообщений;

Важнейшая вещь, и сегодня уже очевидно, как опасно вмешательство

в эту сферу молоха государства, которое с учетом использования новей-ших технологий становится институциональным диктатором. В нашу Конституцию мы закладываем ограничения такой деятельности.

 

д) свобода передвижения;

 

е) право свободного выезда за пределы России и въезда в Россию;

ж) право на самоидентификацию по национальному и религиозному признакам;

Как говорил Александр Суворов: «Я русский, какой восторг!». Наши

братья в стране могут говорить: «Я татарин, я башкир, я чуваш, я якут

и т. д., и моему роду уже тысячелетний срок!». Это очень важно, это те самые уровни идентичности, которые как матрешки складываясь навер-ху вершатся самым общим для всех — «Я гражданин России», и в итоге формируют здоровую, полноценную, многоцветную идентичность.

 

з) свобода вероисповедания;

 

и) свобода мысли и убеждений;

к) свобода слова и право на информацию;

 

л) свобода не запрещенной федеральным законом экономической дея-тельности;

м) право собственности;

 

н) право на равный доступ к жизненно важным природным ресурсам; Услышали? Право на равный доступ к жизненно важным природным ресурсам! Дальше в нашей Конституции возникает и расписывается по-нятие «Достояние Народа России»; природные ликвидные ресурсы России являются достоянием Народа России; оперируются, естественно, через бюджет, целевые бюджетные фонды потребления государством. Безобра-зие и грабеж, которые происходят при путинизме, когда некое семейство, заместившее ельцинскую семью, фактически приватизировало и государ-


 

78


ство, и его бюджет, и природные ресурсы и складывает в свои карманы

 

в офшорах то, что принадлежит и будет принадлежать по нашей Консти-туции всему народу и Российскому государству будут прекращены.

 

о) право на труд;

 

В ельцинской Конституции есть право на труд, но в ней нет ничьей обязанности, ничьей ответственности обеспечить рабочие места. Поэто-му Путиным обещано, но в действительности не создано 25 миллионов рабочих мест, а только официальная безработица в стране около пяти процентов, но, имея в виду коэффициент завиральности, существенно больше. В нашей Конституции детально прописано, кто отвечает за реа-лизацию права на труд, какие материальные и институциональные, т. е., управленческие, логистические ресурсы для этого должны быть созданы, накоплены и должны использоваться.

 

п) право на отдых;

 

р) право на жилище;

с) семейные права;

т) право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

 

Вот информация СМИо том, что в отреформированной по Пути-ну — Медведеву системе здравоохранения в России несчастной женщине вместо больной отрезали сначала здоровую ногу, затем больную, в итоге чего женщина умерла. Кто несет ответственность? Врачи уже обвинили

 

в меркантильности сына, возмутившегося этой врачебной ошибкой. До-ступ и доступность услуг здравоохранения в России резко ухудшаются, но кто за это все отвечает? Может быть Единая Россия или Медведев, который заявлял, что «вся медицина должна быть переустроена, что это большой и перспективный бизнес»? Бизнес из здравоохранения и сдела-ли, оно теперь не лечит, а выколачивает деньги из больных. Добиваются не здоровья, а прибыли. Дикость заключается в том, что чем более не-здоровое будет население, тем по указанным формулам будет успешнее, с позволения сказать, здравоохранение.

 

у) право на благоприятную окружающую среду; ф) право на образование; х) свобода творчества;

ц) право на доступ к культуре;

ч) свобода самореализации;

ш) право на социальное обеспечение;

щ) право на объединение;

э) право на мир без войны;

ю) право на психологический комфорт.


 

79


4. Перечисление в настоящей статье прав и свобод человека не должно толковаться как отрицание или умаление иных прав и свобод человека, уста-новленных в других статьях Конституции России, федеральных конститу-ционных и федеральных законах, а также общепризнанных прав и свобод.

Это фактически повторение важнейшего принципа, заключающегося

в том, что когда индивидуальное подходит к границе общественного, то обязательно возникает конфликт интересов. Этот принцип уже описы-вался в главе о высших ценностях: все высшие ценности равны, а при их конфликте действует абсолютная высшая ценность — существование самой нашей Родины России. Так построена система ценностей и под-ходы к снятию конфликтов интересов, так это воспроизведено и в иных статьях нашей Конституции.

 

Поскольку мы обсудили права и свободы человека, то следующая ста-тья с очевидностью должна быть посвящена долгу и обязанностям че-ловека. Ельцинская Конституция такой необходимости не испытывает,

 

в ней не появляется ни долга, ни обязанностей человека и государства, а без этого института, без отношений человек-человек не может родить-ся общество. Если ты живешь по правилам «что хочу, то и ворочу» и «ни-кто мне не указ», то ты просто индивид. Истинно человеческое обще-ство, народ возникают тогда, когда у каждой единицы есть обязанности перед всеми, но и у общества перед каждым тоже есть обязанности — так устроена социальная природа, только так она может быть успешной. Так рождается институт справедливости.

 

Итак.

 

Статья 21. Долг и обязанности человека

1. Долг и обязанности человека неотчуждаемы и неотъемлемы. Именно потому, о чем только что говорилось.

2. Каждый человек обязан уважать права и свободы, законные интере-сы других лиц и не нарушать их. Злоупотребление правом запрещается.

Медведеву в свое время будет объяснено, что бедный тоже может быть свободен. Достоинство каждого человека по нашей Конституции равно, независимо от его богатства, социального положения, этничности, ре-лигиозности, пола, вероисповедания, места жительства, возраста и т. д. Человек есть прежде всего человек, независимо от всех перечисленных обстоятельств.

3. Каждый человек, находящийся на территории России, обязан соблю-дать Конституцию России, федеральные конституционные законы, фе-деральные законы и иные правовые акты, действующие на территории России, уважать высшие ценности России.


 

80


4. Каждый человек обязан платить законно установленные налоги

и сборы.

 

Вряд ли здесь возникает необходимость каких-то комментариев, по-нятно, что общий бюджет общества формируется за счет налогов, но ведь для чего они собираются? Для того, чтобы через перераспределение окормлять и обеспечивать все сообщество и каждого его члена! Соци-альность — это принципиально есть перераспределение. Те, кто полага-ют, что марксизм решил проблему эксплуатации человека человеком или что в Советском Союзе эта проблема была окончательно решена, долж-ны представить себе одну очень важную смысловую конструкцию. Экс-плуатация человека человеком, отчуждение продукта труда, созданного одним человеком в пользу другого человека и потребление этим другим продуктов труда, т. е. благ, — вот что такое эксплуатация в упрощенном изложении. Но, в таком случае дети в семье эксплуатируют своего отца, который своим трудом создал блага и передает, кормит их, дети точно также эксплуатируют и свою мать. Но ведь это глупость?! Какая тут экс-плуатация? Совершенно естественный порядок вещей.

 

Тут важно то, что человеческое сообщество принципиально перерас-пределяет продукты индивидуально и совместно созданного труда. Со-циальность невозможна без кооперации и перераспределения созданных благ, но это по Марксу в примитивной трактовке и есть эксплуатация! Социальности без эксплуатации значит не бывает?! И значит государство тоже всегда эксплуататор?! Бессмысленность предположений исчезает при должном понимании роли перераспределения в обществе. В настоя-щем социализме это перераспределение будет происходить в пользу всех

 

и каждого. Иногда кажется, что это звучит чересчур абстрактно, но за каждой такой формулой в нашей Конституции не демагогическая смыс-ловая дыра, а концепт, который обустраивает каждую норму, наполняя ее смыслом, содержанием и механизмами исполнения.

 

5. Забота о своих близких родственниках является долгом и обязанно-стью каждого человека.

Родители заботятся о детях, дети о немощных престарелых родите-лях — это их долг.

6. Каждый человек обязан сохранять природу и окружающую среду, бе-режно относиться к природным богатствам.

7. Каждый человек обязан сохранять историческое культурное насле-дие России.

8. Труд является долгом каждого человека.

 

Очень важная формула. В ельцинской либеральной Конституции за-писано, что «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжать-


 

81


ся своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профес-сию. 2. Принудительный труд запрещен.».

 

В нашем подходе доминирует принцип — государство отвечает за все. Государство управляет либо директивно, либо мотивационно. Понятно, что наша конституционная норма — труд является долгом каждого чело-века — конечно мотивационная, а значит для ее реализации включитсямеханизм воспитания, образования, общественной морали. Труд вновь станет делом чести, доблести и геройства, как это было в Советском Со-юзе. Найти что-либо подобное по отношению к труду в практике пути-низма нельзя. «Если ты такой умный, то почему ты такой бедный?» — так обычно выглядит разговор с ученым или талантливым молодым челове-ком, будущим ученым. Труд унижается, процветают спекуляция, барыж-ничество, корысть, паразитизм, рентный тип получения благ.

 

По нашей Конституции труд будет поддерживаться государством,

а рента, т. е. паразитизм, будет ограничиваться — с этой формулой в на-шей Конституции мы встретимся позже, а здесь задается основа — труд является долгом каждого человека. Если объявляется, что будущая Рос-сия будет нравственным, справедливым, трудовым государством, то за каждой из этих важнейших характеристик в проекте нашей Конституции стоит распределенная система нормативных положений и механизмов. Мы говорим, что страна наша будет трудовой и такой конституционной нормой начинается построение всех детальных механизмов трудовой страны.

 

9. Беречь собственное здоровье, вести здоровый образ жизни, занимать-ся формированием своей духовной культуры — долг каждого человека.

Духовная культура, духовные ценности. Что это такое? Есть куль-турные ценности — памятники, храмы, архитектурные ансамбли— материальные носители исторической памяти, достижений культуры. Но есть же и духовные ценности! Попробуйте сформулировать для себя что такое «духовное», «духовная ценность» и вы почувствуете как это не про-сто. Мы подготовили проект закона «О конституировании, сохранении, защите и использовании духовных ценностей Российской Федерации», потому что не хлебом единым жив человек.27 Потому, что ценности быва-ют и нематериальные. Это информация, мотивирующая человека. Слово, звук, образ, изображение, вид и т. д.

10. Перечисление в настоящей статье обязанностей человека не от-меняет иных обязанностей, установленных в других статьях Консти-туции России, федеральных конституционных и федеральных законах.

 

27Федеральный закона (проект) «О конституировании, сохранении, защите и использовании духовных ценностей Российской Федерации». — М.: Наука и политика, 2016. — 96 с.


 

82


Прививка от того, чтобы в конфликтах интересов не могла возник-нуть недобросовестная интерпретация того, какая из норм важнее, за-ключается в том, что вводятся соответствующие требования, которые будут пронизывать судебную и правоохранительную системы страны.

 

Статья 22. Права и свободы гражданина

 

Ранее были права и свободы человека, а вот теперь гражданина — да-вайте заметим различия.

1. К правам и свободам гражданина России относятся:

 

а) право на участие в формировании государственных органов и управ-лении делами государства, контроль деятельности государственных ор-ганов и их должностных лиц;

 

В этой статье описываются взаимоотношения гражданина, граждан-ского общества и института российской власти.

 

б) право на равный доступ к государственной службе;

 

Даже если ваша фамилия не Рогозин, Дворкович, Шувалов или Путин.

 

в) право на участие в отправлении правосудия; г) право на народное самоуправление; д) свобода собраний;

 

е) право на обращение в государственные органы, юридические лица, общественные объединения.

 

2. Перечисление в настоящей статье прав и свобод гражданина не должно толковаться как отрицание или умаление иных прав и свобод гражданина, установленных в других статьях Конституции России, фе-деральных конституционных и федеральных законах.

Опять прививка, о важности которой говорилось выше.

 

Статья 23. Долг и обязанности гражданина Были у человека, теперь у гражданина.

 

1. Поддержание и защита государственного суверенитета, единства, неделимости и территориальной целостности России является обязан-ностью гражданина России… ( Если бы наша Конституции уже работала,то российский гражданин предъявил бы Путину требование не транжи-рить российские земли Сибири, под Хабаровском, в Баренцевом море, на Курилах — С.С.)

 

…Гражданин России обязан соблюдать Конституцию России, феде-ральные конституционные законы, федеральные законы, иные правовые акты, действующие на территории России. Гражданин России обязан


 

83


уважать и защищать государственные символы России, реализовывать высшие ценности России.

 

И вновь, в противовес нынешней Конституции, в которой государ-ственная идеология запрещена, в нашей Конституции идеология, как высшие ценности, присутствует на каждой странице, определяя смыслы, формирующие мировоззрение, намерения и действия человека.

 

2. Защита Отечества в целях обеспечения внешней и внутренней без-опасности России является священным долгом и обязанностью граждани-на России… (Сейчас же расцветает наемничество, частные военные ком-пании, убийство за деньги. Мы вернемся к понятию священного долга защиты Отечества и самому понятию Отечество — в в ельцинской Кон-ституции такого понятия нет — С.С.) … Гражданин России обязан испол-нять воинскую обязанность. Гражданин России в случае, если убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также

в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на за-мену ее альтернативной гражданской службой.

Кто-нибудь вероятно захочет упрекнуть нас в том, что мы оставляем некоторые нормы из нынешней Конституции, но мы, например, уже за-щищали исторический либерализм как достижение человечества, только нужно четко различать классический ценностный либерализм и нынеш-ний либерализм — полуфашизм.

3. Гражданин России обязан участвовать в выборах и референдумах. Внимание, важнейшая вещь: обязанность участвовать в выборах и ре-

 

ферендумах, и больше того, это не только право и обязанность, но и еще ответственность в виде наказания за неучастие в выборах. В разных странах мира на этот счет существуют разные нормы. Мы избрали та-кую конструкцию, что, если ты гражданин страны, то должен формиро-вать государственную власть и должен быть лично ответственным за то, кого ты выбираешь. Появляется задача думать, анализировать, выбирать достойнейших. То есть, наша Конституция формирует активное обще-ство, умное общество, которое будет избирать достойную власть и полу-чит возможность ее контролировать. Таков закон «О политической от-ветственности публичных должностных лиц в Российской Федерации».

 

В каждой строчке нашей Конституции, и в комментариях мы обращаем на это внимание, можно проследить как проводится в жизнь (пока в объ-еме Конституции на многих страницах и в абзацах) решение важнейших проблем устройства и управления страной. Например, проблемы кто может и должен сдерживать всевластие верховодителей в государстве, которые сами принимают законы под себя, делают себя вечными, моно-польными, отсекаются от народа, страны, приватизируют государство,


 

84


а затем это государство под названием «путинизм» неизбежно катится к краху. Кто и что может сдержать такие злоупотребления? Конечно, только общество, но общество активное, умное, инициативное. Мы его в нашей Конституции и формируем.

 

4. Гражданин России обязан рачительно и рационально использовать природные ресурсы России.

Вот импульс, который сформирует экологическую культуру в стране.

5. Содействие установлению и поддержанию согласия между россий-скими народами независимо от их расовых, национальных, религиозных, языковых и иных различий является долгом гражданина России.

6. Стремление к постоянному личному совершенству, развитию са-мосознания и чувства ответственности за свое поведение, гармоничной общественной жизни в целях продвижения России к высшим уровням до-стижений является долгом гражданина России.

Воспитание, образование, пропаганда, культура, наука настраивают-ся по нашей Конституции для того, чтобы это было так.

7. Долгом граждан России является участие в отправлении правосудия в качестве присяжных и иных заседателей.

8. Перечисление в настоящей статье обязанностей гражданина не от-меняет иных обязанностей, установленных в других статьях Консти-туции России, федеральных конституционных и федеральных законах.

 

Статья 24. Равенство в правах, обязанностях и ответственности человека и гражданина.

 

Эта статья полемизирует с ельцинской Конституцией, которая не га-рантирует права, но якобы гарантирует равенство прав.

 

1. Все равны перед законом и обладают на территории России всеми правами и свободами, исполняют равные обязанности и несут равную ответственность.

2. Государство гарантирует… (Вот это ключевое слово и меха-низм! — С.С.) … реализацию прав и свобод человека и гражданина, защи-ту и восстановление нарушенных прав и свобод, а также несения ответ-ственности каждым человеком независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного и должност-ного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, социального статуса,

 

а также других обстоятельств… (Еще раз вспомним пафосное заяв-ление Медведева о том, что бедный не может быть свободным. В этой


 

85


статье записано, что права гарантируются независимо от имущественно-го положения! — С.С.) … Запрещаются любые формы ограничения прав

и свобод лиц, принадлежащих к одной и той же группе интересов, по при-знакам расовой, национальной, религиозной, языковой или социальной принадлежности или иным признакам.

Это уже разговор о дискриминации. Сложное понятие, тем более, что бывает даже позитивная дискриминация. В развитие Конституции нами подготовлен закон «О предотвращении дискриминации по признакам расы, национальности или отношения к религии»28.

3. Установление преимуществ и предпочтений для лиц, принадлежа-щих к одной группе интересов и нуждающихся в государственной поддерж-ке, либо лиц, осуществляющих государственные полномочия, допускает-ся на основе баланса высших ценностей России и принципа социальной справедливости и в соответствии с федеральными конституционными

и федеральными законами.

 

Непросто обеспечить в условиях конфликта интересов достижение равенства прав и реализацию высших ценностей. Наша Конституция це-ленаправленно решает эту задачу.

 

Статья 25. Право человека на жизнь

 

Жизнь человека как высшая ценность закреплена в перечне высших ценностей Российского государства, но естественно возникает вопрос —

 

а что такое жизнь? Эта тема очень обширна, в нашей Конституции даны только главные принципы, но уже готовится закон будущей России о че-ловеческой жизни. Зададим простой вопрос: в какой момент начинается человеческая жизнь, в какой момент она заканчивается? После какого момента можно с благими целями изымать органы и с какого момента жизнь человека должна быть защищена? Сегодня уродливое федераль-ное законодательство путинской России так описывает начало человече-ской жизни: жизнь человека начинается в момент отторжения плода от организма матери. Словечко-то какое нашли — «отторжение», как будто нет нормальных русских слов о рождении ребеночка своей мамой. А за минуту до отторжения, когда пуповину перерезают — это не жизнь че-ловека? А когда этот человечек в утробе пальчик сосет, прислушивается к маминому голосу или к музыке — это не жизнь человека? Когда две клетки, мужская и женская соединилось и начали свое деление — это не жизнь человека? А до момента соединения двух клеток вопрос о жизни будущего человека разве не встает в головах, в мыслях его будущих ро-дителей? В пространстве их ответственности? Будущая жизнь уже вир-

 

28 Федеральный закон (проект) «О предотвращении дискриминации по признакам расы, нацио-нальности или отношения к религии»— М.: Научный эксперт, 2009. — 64 с


 

86


туально не существует? Разве государство не обязано думать и создавать медицинские сервисы и системы, чтобы консультировать будущих роди-телей на предмет их совместимости, чтобы не родился в силу генетиче-ских или медицинских противопоказаний несчастный, неполноценный будущий человечек?

Еще один вопрос связан с памятью о жизни человека после смерти

 

и это важнейшая вещь и для человека, и для человеческого сообщества. И как же стыдно и горько, когда видишь как обстоят дела с кладбищами в России. Как строят на них коттеджные поселки или как грабят моги-лы, особенно сейчас, когда в наших лесах заброшены тысячи деревень с их погостами, которые ограблены, уничтожены, расхристаны. А жить нам надо будет в новой России по-человечески, для кого-то скажем, по-божески, как завещали наши предки. Поэтому в нашей Конституции по-явились две соответствующие статьи.

 

Статья 25. Право человека на жизнь и Статья 26. Право на создание но-вой человеческой жизни. Как всегда, конституционные нормы порождают частное законодательство, в их числе закон о человеческой жизни, в кото-ром будут подняты вопросы эвтаназии, критической биомедицины, генной модификации, экстракорпорального оплодотворения. Мы сейчас даже не можем вообразить, что еще человек с помощью науки и техники сумеет изобрести, чтобы вторгнуться в самую сердцевину жизни человека, в его рождение, излечение, продолжительность жизни и его модификации.

 

Итак.

 

Статья 25. Право человека на жизнь

1. Каждый человек имеет право на жизнь. Право на жизнь не подлежит ограничениям и ничто не может служить основанием для его умаления.

По поводу прав напомним, что в отличие от ельцинской Конституции

в нашей, если объявляется некое право, значит существует и чья-то обя-занность гарантировать это право. И это может быть не только государ-ство, хотя оно, конечно, субъект гарантий № 1.

 

2. Государство несет ответственность в соответствии с федераль-ным конституционным законом за охрану и защиту жизни каждого че-ловека с момента зачатия и до прекращения действия жизненно важных физиологических процессов.

А до начала жизни и после ее окончания нормы будут изложены в за-коне о человеческой жизни.

3. Самоубийство осуждается обществом. Государство содействует реабилитации лиц, временно утративших волю к жизни, и стимулирует деятельность соответствующих общественных объединений.


 

87


Как государство будет узнавать о лицах, временно утративших волю

 

к жизни? Оно должно с этими лицами иметь контакт и поэтому у нас появилась работа, которая называется «Государство справедливости — праведное государство»29. В ней содержится проект, законодательные концепты, как обустроить наше будущее государство так, чтобы оно за-ботилось о каждом человеке. Это будет система «уполномоченных по де-лам человека». Что-то вроде участкового милиционера, но только инте-ресующегося тем, хорошо ли живется человеку и, если ему нехорошо, то будет включаться специальный механизм поддержки. Это будем создано и будет работать.

 

4. Смертная казнь запрещается.

 

Нужно сказать, что на фоне той деградации, мутаций, озверения страны, до которых ее довел путинизм, смертная казнь, похоже, нужна. По тяжким и самым тяжким преступлениям: педофилии, преступлениям против женщин и тяжким государственным преступлениям, типа мас-штабной коррупции. Скорее всего, что этот вопрос должен быть рассмо-трен на всенародном референдуме. Когда придет наше время, референду-мы по неоднозначным, острым вопросам обязательно будут проходить,

а вопрос о смертной казни один из таких вопросов.

 

5. Эвтаназия в России допускается в исключительных случаях. Граж-данин России может подвергнуться эвтаназии с его согласия, по судебно-му решению в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

 

Статья 26. Право на создание новой человеческой жизни

 

1. Каждый человек имеет право на создание новой человеческой жизни.

2. Создание новой человеческой жизни производится при естествен-ном зачатии и вынашивании плода.

3. Создание новой человеческой жизни иными способами производится

с письменного согласия обоих супругов.

 

В нашей концепции и конструкции нет супругов № 1, № 2, № 3 и т. д., есть папа и мама, и их дети.

 

4. Создание новой человеческой жизни путем имплантации эмбриона, зачатого супругой, другой женщине — суррогатной матери производится

с письменного согласия женщины — суррогатной матери.

 

Вторжение в очень сложное пространство — критическую этику зача-тия, вынашивания, рождения человека, потребовало непростых обсуж-

 

29 Сулакшин С.С. Багдасарян В.Э. и др. Государство справедливости — праведное государство (оттеории к проекту). М.: Наука и политика, 2018. — 512 с.


 

88


дений, разбирательств, прежде чем удалось выписать эти нормы Кон-ституции. Сами разбирательства привели к целым шлейфам следствий, которые будут описаны в наших готовящихся и уже готовых законах для развития этих норм Конституции.

 

5. Создание новой человеческой жизни путем клонирования, а также любым искусственным путем запрещается.

Кто-то возможно скажет что это ретроградная, консервативная нор-ма, что технический прогресс запретить нельзя. Наш ответ: определен-ные вещи должны и будут запрещаться всегда, и эта — одна из них.

6. Аборты допускаются с согласия женщины в случае угрозы ее жизни или здоровью либо жизни или здоровью ее плода, в случае зачатия в резуль-тате изнасилования, а также в иных случаях, предусмотренных феде-ральным конституционным законом.

Это очень тонкая тема, тоже тема для референдума. Мы пришли к та-кой формуле, учитывая еще и некоторые этические традиции нашего на-рода.

7. Государство содействует снижению рисков несовместимости муж-чины и женщины по медицинским показаниям при реализации права на создание новой жизни.

Значит будет создана отрасль медицины соответствующего профиля, специальные сервисы, консультирование.

 

Статья 27. Свобода человека

 

Путинизм культивирует совершенно извращенное представление

о свободе, которая подается как «свобода от». На этой базе выращен со-временный либерализм в путинской России. Это полубандитское поня-тие противостоит «свободе для» — того, чтобы стать Человеком и чтобы обществу стать Человеческим. В религиозном языке для этого феномена есть описание: «по образу и подобию», в нашем научном понимании — двенадцать признаков, абсолютных социальных констант, описывающих человека истинного, настоящего или категориального. Не каждый чело-векообразный образец с мешками денег является Человеком. Есть в виде человека еще и животное, а есть и людоеды и просто нелюди. Поэтому свобода человека — это некоторая характеристика его специального, специфического поведения, самого главного признака этого поведения: быть Человеком. Вот в чем свобода. Свобода — это право человека из-брать такое поведение, чтобы быть Человеком, а не биологическим суще-ством. Например, понятия осознанной жертвы в биологической природе нет, а у человека оно есть. Жизнь человека — высшая ценность, а свя-


 

89


щенный долг защиты Отечества эту жизнь приносит на алтарь Отечества

 

и на защиту детей, родителей, соратников, соплеменников, своего наро-да, своей страны. Вот что такое свобода! Это точное понимание, выбор решения, норм поведения — чтобы быть Человеком. Именно такое пред-ставление пронизывает всю нашу Конституцию.

 

1. Каждый человек свободен жить по собственному усмотрению, если оно не противоречит высшим ценностям России, Конституции России, законам России.

Законы в свою очередь нанизаны на каркас высших ценностей Рос-сийского государства. Высшие ценности Российского государства как раз и программируют настоящего человека, настоящее общество и на-стоящее государство.

2. Каждый человек несет моральную ответственность за свои дей-ствия (бездействия) перед обществом и юридическую перед государ-ством.

По поводу чего? По поводу того, что возникает, если он вдруг решит, что ему не обязательно быть человеком, что можно быть прихлебалой, рентным паразитом, убийцей.

3. Граждане России вправе на равных основаниях добиваться своей самореализации в сфере труда в соответствии с состоянием своего здо-ровья, интересами и способностями без какой бы то ни было дискрими-нации по признакам расовой, национальной, религиозной, языковой или социальной принадлежности или по иным признакам.

 

Статья 28. Достоинство человека

 

Звучит просто, хотя в ельцинской Конституции ничего подобного нет. Это одна из базовых категорий, которая порождает сложнейший концепт государства справедливости. Дадим определение справедливо-сти. Справедливость — это соответствие ожидаемого человеком от иного человека, общества и государства и реально ему воздаваемого. Если нет знака равенства — у человека возникает дискомфорт, он чувствует, что его достоинство ущемлено. А достоинство — это индивидуальное пред-ставление о том, чего я как личность достоин со стороны людей, моих соседей, общества, моего народа и моего государства.

 

1. Каждый человек имеет право на признание и защиту своего досто-инства при жизни и память о себе после смерти. Достоинство человека охраняется государством… (Именно поэтому наше государство будетгосударством справедливости, праведным государством — С.С.)


 

90


…Право на признание и охрану достоинства человека не подлежит ограничениям и ничто не может служить основанием для его умаления. Каждый человек имеет право требовать от государства охраны и защи-ты своего достоинства.

 

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жесто-кому или унижающему достоинство человека обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут опытам, связанным с непосредственным физическим или психическим воздействи-ем на человека.

3. Право на уважение достоинства человека не подлежит ограниче-нию и ничто не может служить основанием для его умаления.

Согласимся с теми, кто сочтет текст нашей Конституции не пафос-ным, а скорее напоминающим технические формулы. Это так, и это правильно, потому что настоящая, юридически профессиональная Конституция должна работать. Это также, как формулы в математи-ке — если они правильные, то они работают, позволяют рассчитать прочность металлов, стойкость к различным воздействиям, постро-ить самолеты и ракеты, станки и оружие. Поэтому мы тратили много усилий, чтобы, управляя пафосами и эмоциями, формирующимися из наблюдений за тем, что сегодня делают с нашей страной, как ее уни-жают и деформируют, трансформировать их в почти математические конституционные формулы. Поэтому наша Конституция — конечно серьезная конституция.

 

Статья 29. Ограничение прав и свобод человека и гражданина

 

1. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом и только в той мере, в какой это предусмотрено Конституцией России и необходимо в целях реализации высших ценно-стей России, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты прав и законных интересов других лиц.

Мы не боимся этого словосочетания: «безопасность государства», но при этом употребляется еще и словосочетание «оборона страны» — по-скольку есть страна и есть государство и они различаются между собой.

2. В условиях действия особых режимов для обеспечения безопасности граждан и защиты государства в соответствии с федеральным консти-туционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод человека и гражданина с указанием пределов и срока дей-ствия этих ограничений а также возлагаться дополнительные обязан-ности на физических и юридических лиц.

Каждому понятно, что ситуация угрозы и ситуация войны изменяют соотношения прав и обязанностей человека и гражданина.


 

91


3. Особые режимы на всей территории России или на ее части могут вводиться при наличии необходимых оснований и в порядке, установлен-ном федеральным конституционным законом.

 

Статья 30. Защита прав и свобод человека и гражданина Предыдущая статья была посвящена ограничению прав и свобод,

а эта статья — защите прав и свобод.

 

1. Каждому человеку гарантируется государственная, в том числе и судебная, защита прав и свобод… (Слово «гарантии», как институт,введено в нашу Конституцию концептуально, в ельцинской его попро-сту нет — С.С.) … Право на судебную защиту не подлежит ограничениям и ничто не может служить основанием для его умаления.

2. Государство обязано не нарушать права и свободы человека и гражда-нина, обеспечивать защиту и восстановление нарушенных прав и свобод, в том числе путем создания уполномоченных в сфере защиты и восста-новления прав и свобод человека и гражданина государственных органов, должностных лиц либо наделения такими полномочиями действующих государственных органов, должностных лиц.

3. Каждый человек вправе защищать свои права и свободы всеми спосо-бами, не запрещенными федеральным конституционным и федеральным законами. Право на самооборону гарантируется. Использование оружия в целях самообороны осуществляется в соответствии с федеральным за-коном.

Мы изучали проблему оборота гражданского оружия в нашей стра-не, в том числе, последствия возможной либерализации в этой сфере. Выяснилось, что возможные последствия меняются даже в зависимости от географической широты стран. Для южан и северян при одинаковых уровнях либерализации оборота гражданского оружия возникают раз-ные последствия. Это связано с историческими, культурными традиция-ми, особенностями темперамента и жизни реальных людей. В условиях жизни, до которой доведена путинизмом наша страна — нужно быть предельно осторожными. Никакие переносы успешного опыта — евро-пейского, азиатского или американского — на нашу почву недопустимы. Прогнозирование последствий законодательного ужесточения оборота гражданского оружия нами проделано и мы ответственно и в эту статью Конституции и в проект закона






<


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: