II. Основные черты культуры I пол. XX века

I. Модернизм как эпоха, культурное движение.

Модернизм – это художественный тип мышления и культурное движение. Это творческий метод и оригинальный стиль, в основе которого продуманная программа преобразования человека и общества посредством искусства и техники.

В основе модернистского мировоззрения, по сути, бесконечная в своей основе множественность позиций и точек зрения.

Модернизм как отдельный обширный пласт современной культуры формируется из огромного числа отдельно самостоятельных направлений и школ по творческим масштабам и культурно – историческому значению.

Однако все культурные модернистские традиции объединяют:

- «догмат новизны» - стремление к объединению творческого языка;

- интерес к форме;

- установка на экспериментальное начало в творчестве.

Яркой визитной карточкой модернистской эпохи вполне можно считать архитектуру в содружестве с декоративно – прикладным творчеством.

Новое искусство оставило свой яркий след почти во всех европейских странах:

· «Ар нуво в Бельгии, Франции (с центрами в Брюсселе и Париже);

· «сецессион» в Австо-Венгрии (с центров в Вене);

· «модерн стайл» В Великобритании (с цетром в Глазго);

· «модернизм» в Испании (с центром в Барселоне);

· «югендштиль» в Германии (с центрами в Мюнхене и Дармштадте);

· «либерти» в Италии (с центром в Турине);

· «тиффани» в США;

· «модерн» в России (с центрами в Петербурге и Москве);

· «финский модерн» в Финляндии и др.

В архитектуре эстетика модернизма утверждала себя посредством очень пластических, текучих, естественных (как если природных) форм. Переосмысленная искусством красота линии, с одной стороны, символизировала интерес человека и художника к строению мира, материи, космическим началам жизни. С другой стороны, способствовала формированию в обществе нового, куда более фундаментального представления о красоте. (А.Гауди. Дом Мила. Барселона).

Основные принципы архитектурного модернизма:

- использование самых современных строительных материалов и конструкций,

- рациональный подход к решению внутренних пространств (функциональный подход),

- отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений,

- их «интернациональный» характер.

В декоративно – прикладном творчестве также встречается характерный для модернизма стелющийся по поверхности прихотливый орнамент.

Мебель ар нуво – это, как правило, произведения искусства для элиты, т.к. делалась из дорогих пород дерева с медными и латунными деталями, с инкрустацией из экзотических пород дерева и слоновой кости.

В живописи модернисты также экспериментировали с формой, находясь, по сути, в бесконечном поиске ее эстетического совершенства. Художников интересует мистический опыт, они ищут скрытые связи между явлениями и предметами.

Этим объясняет стремление художников избегать легкого поверхностного восприятия формы и приводит к отрицанию ее внешней красоты. Этим объясняется «некрасивость» модернистских живописных полотен.

Например, порой шокирующая резкость цвета на картинах фовистов Анри Матисса, Андре Дерена, Мориса де Вламинка, а также кажущаяся «неопрятность» их картин.

Под влиянием усложняющейся картины мира стремительно, если не радикально, меняется и общество, и сам человек. Можно сказать, что модернистская культура в целом стала откликаться на усложняющиеся условия жизни.

Культура XX столетия отреагировала на эти изменения, пожалуй, слишком активно.. она как бы предупреждала об «угрозах» и «вызовах», которые ему придется переживать в XX в. Тревога за судьбу мира и человека в нем нашла отражение в культуре и искусстве Модернизма.

II. Основные черты культуры I пол. XX века.

Модернизм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Термин модернизм (лат. «modernus» - новый, современный) охватывает период с конца XIX –XX вв. Именно на рубеже веков в культуре проявились новые тенденции в экономике, социально – культурной сферах. Они получают свое дальнейшее развитие в культуре на протяжении всего XX века. Во-первых, мировое сообщество вступило в новый индустриальный этап своего развития. Как известно, модерн – эпоха массового воспроизведения. Появление новых форм культуры, - например, фотографии, а позднее и нью - медиа, - со временем меняют не только художественный язык, но и картину мира. Современное искусство отличается большим разнообразием форм и эстетического выражения. Художники ищут и используют самые нетривиальные (оригинальные) и неожиданные методы исследования окружающего мира. В результате возникают произведения самого широкого жанрового и стилистического диапазона: от гибридных (совмещавших в себе различные признаки) картин, созданных из необычных материалов, до, начиная, с середины прошлого века, цифровых фотографий и видеоматериалов, тоже ставших частью искусства. Новые культурные формы с момента своего возникновения таили в себе угрозу для традиционного классического искусства. Так, фотография положила конец безраздельным полномочиям живописи на создание изображения. В работе «Кризис искусства», характеризуя модернистское искусство в целом, Н.А.Бердяев писал: «Мир меняет свои покровы… Нарушаются все твердые грани бытия, все декристаллизируется, распластовывается, распыляется. Человек переходит в предметы, предметы входят в человека, один предмет переходит в другой предмет, все плоскости смещаются, все планы бытия смешиваются». Незадолго до этого русского философа французский художник Поль Сезанн советовал своим собратьям по кисти «трактовать природу посредством цилиндра, шара, конуса». Живопись I пол. прошлого столетия программно отказывается от изображения человека, «фигуры», «предметности», поэтому она называется «нефигуративной», или «афигуративной», т.е. «беспредметной».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: