Реальность + фантастика
- Для более детальной работы над текстом стихотворения выделяем в нем композиционные части.
Ребята, на слайде вы видите названия композиционный частей стихоторения. Расположите их в верной последовательности.
1. Экспозиция. «Обыденная работа поэта».
2. Завязка и развитие действия. «Ссора поэта с солнцем. Приглашение "на чай"».
3. Кульминация. «Шествие солнца. Разговор поэта со светилом».
4. Развязка. «Поэтическое кредо поэта».
Давайте проанализируем мир поэтических приемов Маяковского, рассмотрев каждую из частей стихотворения. Это и будет следующим этапом нашего путешествия.
Обыденная работа поэта».
Для чего поэту понадобился прием преувеличения в начале стихотворения: «В сто сорок солнц закат пылал »? (Чтобы ярче, образнее показать изнуряющую жару июля.)
Как называется такой прием в литературе? ГИПЕРБОЛА
А попробуйте объяснить речевой оборот «жара плыла»? (Очень жарко, жара осязаема, как река, только не с прохладной, а горячей водой.)
|
|
Как называется такой прием в литературе? МЕТАФОРА
С каким чувством поэт произносит фразе «На даче было это»? (Обыденности и... разочарования: увы, от жары не спасает даже дачная обстановка.)
- Да, поэтическая гипербола в экспозиции стихотворения задает тон всему повествованию: разгар лета, дача на Акуловой горе, жарко...
Как вы себе ее представляете?
-Какая интонация, какой ритм нам понадобятся, чтобы при чтении передать картину этого поселка? (Интонация размеренная, неторопливая, хотя и внутренне напряженная.)
- Но вот поэт приоткрывает нам небольшую тайну, известную только ему.
Куда каждый вечер уходит солнце?
Маяковский отвечает на этот вопрос по-своему, как истинный поэт. Почему он употребляет слово «наверно»? (Поэт не совсем уверен, но он предполагает, что солнце спускается в некую «дыру», расположенную «за деревнею». В этом сквозит какое-то наивное, даже детское представление о мире: солнце не уходит далеко, оно «ночует» на краю деревни, чтобы наутро «снова мир залить» своими лучами...)
- Очень хорошо. Наступает новое утро. Изменилось что-то в мире? Нет, все то же, что и вчера.)
- Чем недоволен поэт, почему он зол? (Поэта удручает обыденность, привычный порядок вещей. Никаких перемен!)
Ссора поэта с солнцем. Приглашение «на чай».
- Не кажется ли вам, что начало второй части напоминает повествование? Что предвещает такое начало? («И так однажды...» - это начало многих занимательных историй, легенд, сказок, случаев из жизни...)
|
|
- Как поэт выражает свою злость? («Разозлясь, что в страхе все поблекло». Можно сказать, что злость породила страх, все меркнет, «бледнеет» перед раздраженным человеком...)
Какие слова по отношению к солнцу употребляет автор?
Слазь!
Дармоед!
Довольно шляться!
Неженка!....
…Зашло бы
- Подумайте, почему поэт употребляет резкие и несколько грубоватые слова, обращаясь к солнцу? Как их называют еще? Просторечные слова
Справедливы ли такие слова?
(Наверное, нет. Солнце - не «дармоед», не «неженка», оно согревает землю своим теплом, дает жизнь всему живому...)
Какой работой занят поэт? Нравится ли она ему? (Рисует плакаты: «сиди, рисуй плакаты»; работа утомительная, монотонная, но долг художника превыше усталости.)
Слышит ли солнце поэта, отреагировало ли на его грубость?
Итак, солнце «не слышит» поэта, ведь он бранится, называя светило «неженкой» и «дармоедом». Кому же приятно услышать такое в свой адрес? Алое светило, не замечая брани поэта, величаво проплывает себе по небу. Но не тут-то было! Наш поэт не привык отступать! Ругаются только злые,
неуверенные в себе люди, вздорные и невоспитанные.
А может быть... Дерзкая мысль: пригласить светило... в гости?! На чай... С каким чувством прозвучало это приглашение? (Поэт меняет гнев на милость: «Погоди! послушай, златолобо...»)
Что это за слово? Как его называют? Как вы понимаете неологизм поэт «златолобо»?
(Очень красивое слово! От него веет какой-то сказочной стариной. Вновь краткое прилагательное, насыщенное звука-ми [о], оно создает эффект величия, царственности и какой-то человечности. Солнце - живое!)
Давайте вернемся к ряду слов: Сначала - повелительное наклонение: «Слазь!», «довольно шляться», «Погоди!», «послушай», а потом - «зашло бы». Интонация сменилась: от пренебрежительного раздражения - к примирительному и дружелюбному тону.
Реакция появилась? Что случилось?
Как поэт передает свой испуг? (Восклицательными предложениями: «Что я наделал! Я погиб!» В них чувствуется раскаяние за дерзкое приглашение солнца «на чай».)