Планируемые результаты

Предметные: познакомиться с рассказами З.Н. Гиппиус, изучить роль традиции в литературном процессе.

Метапредметные: строить высказывания по определенной теме, принимать и обрабатывать полученную информацию, формулировать свою точку зрения и отстаивать её, работать в коллективе.

Познавательные: уметь устанавливать аналогии в изучаемом материале, выделять необходимую информацию из учебника, произведения и оформлять ее виде плана и конспектов, определять понятия;

Регулятивные: уметь выделять действия с поставленной задачей; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок; приобретение навыка саморегулирования.

Коммуникативные: уметь обращаться за помощью к учебной литературе; умение сотрудничать с педагогом и сверстниками; умение слушать и вступать в диалог; умение интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество; владение монологической и диалогической формой речи; умение выразить и отстоять свою точку зрения.

Личностные: формирование спектра этических чувств.

Тип урока: синтетический.

Методы: слово учителя, беседа, самостоятельная работа по изучению содержания рассказов, разработка проекта, определение способа подачи материала при защите проекта, презентации, сообщения для других учащихся.

Оборудование  (наглядность): компьютер, проектор, интерактивная доска, компьютерная презентация, оценочные карточки «Оценка за проект»

Оформление доски:

Девятнадцатое мая   Творчество З.Н. Гиппиус

План:

I. Оргмомент (1 мин.)

II. Подготовка к восприятию:

1. Работа с термином «литературная традиция» (2 мин.)

1. Вступительное слово ученика о З.Н. Гиппиус (6 мин.)

IV. Презентация проектов (30 мин.)

V. Синтез: подведение итогов.

IV. Домашнее задание (1 мин.)

 

 Ход урока

 

Этап урока, учебная ситуация Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД  
1.Оргмомент   2.Подготовка к восприятию.     -Слово ученика об авторе   -Добрый день, класс. Проверим вашу формальную готовность. У всех ли на столах лежат дневники, учебники, тетради? -Давайте немного поразмышляем. Как вы считаете, что такое традиция?   -Вы правы. Можно сказать, что традиция — это присутствие прошлого в настоящем. А как вы считаете, зачем нам вообще нужны традиции? Какова их роль?   -Да. Таким образом у нас появляется возможность преобразовать имеющийся опыт, сделать его полезнее, не затрачивая времени и усилий на его усвоение. Но не будем забывать о нашем предмете. Теперь давайте подумаем, какое отношение может иметь традиция к литературе и какова её роль в ней? -Верно. А что именно может передаваться в литературе?   -Хорошо! Теперь вспомните несколько традиционных образов или мотивов для русской литературы. -Молодцы! А теперь посмотрите на портрет на доске. О ком сегодня пойдет речь на нашем уроке? -Вспомните, пожалуйста, в каких классах и с какими произведения вы встречались.     -Что вам известно о поэтессе и её творчестве? -А знаете ли вы, что З.Н. Гиппиус писала романы, рассказы, драмы и критические статьи? Сама поэтесса признавалась, что большую часть своих творческих сил она отдаёт прозе и даже относится к ней серьёзнее, чем к поэзии. Однако время рассудило иначе, и теперь З.Н. Гиппиус известна нам исключительно как поэт. -Как вы думаете, какова цель нашего урока? -Верно. А теперь, опираясь на темы ваших проектов и всё вышесказанное, сформулируйте тему урока.   -Хорошие формулировки, однако я предлагаю вам объединить их в одну: Традиции русской классической литературы в малой прозе З.Н. Гиппиус и причины их преемственности. -Вспомните, что на уроках литературы мы по традиции делаем перед началом решения проблемы?   -Ребята, предлагаю послушать ваш небольшую биографическую справку, которая подготовила для вас…       Традиция — это то, что передаётся из поколения в поколения. Какое-то знание или обряд.     С помощью традиций передаётся накопленный предками опыт.   -Возможно, традиция для литературы — это передача опыта одних авторов другим с течением времени.   Темы, мотивы, идеи, образы, изобразительно- выразительные средства.   Например, образ маленького человека, образ лишнего человека, мотив духовного падения и воскрешения.   О З.Н. Гиппиус.   -В восьмом классе анализировали стихотворения «Знайте!» и «Так и есть». В этом году мы узнали, что З.Н. является одной из основоположниц русского символизма; как и К. Бальмонт, В. Брюсов является старшим символистом. Также мы рассматривали её поэзию в рамках темы «Россия и революция». З.Н. Гиппиус известна как поэтесса серебряного века, одна из основоположниц русского символизма.     -Осветить неизученные нам прежде стороны творчества З.Н. Гиппиус. В частности, малую прозу, про которой мы делали проекты. Русская литературная традиция в творчестве З.Н. Гиппиус. Причины преемственности между малой прозой З.Н. Гиппиус и русской литературой 19 века.     Говорим об авторе, вспоминаем известные нам произведения, слушаем биографию. Зинаида Гиппиус родилась 8 ноября 1869 года в семье юриста Николая Романовича Ее мать, Анастасия была дочерью полицмейстера. Семья часто переезжала из города в город — отец вынужден был менять места службы. После смерти отца многодетная семья часто была на грани нужды. Систематического образования в юности Зинаида Гиппиус не получила, обучение, в основном, было домашним. Но она приобрела свои разносторонние, почти энциклопедические знания самообразованием. Уже в юности она пыталась писать стихи, увлекалась музыкой, живописью, верховой ездой, вела дневники. Летом 1888 года она знакомиться с Д.С. Мережковским. 8 января 1889 года она выходит замуж. Этот брак оказался решающим событием в жизни каждого из них. Позже она скажет: «Мы прожили с Дмитрием Сергеевичем 52 года, не разлучаясь со дня нашей свадьбы ни разу, ни на один день». Зинаида Гиппиус, будучи личностью незаурядной, неординарной притягивала, изумляла, иногда шокировала окружающих, но всегда находилась в центре внимания. Какая она была? Вот что о ней говорили писатели современники: Бронислава Погорелова: «Соблазнительная, нарядная, особенная. Она казалась высокой из-за своей чрезмерной худобы. Пышные темно-золотистые волосы спускались на нежно-белый лоб и оттеняли глубину удлиненных глаз, в которых светился внимательный ум». Лев Гуревич: «Гиппиус... со светлыми прищуренными глазами, в которых было что-то зовущее и насмешливое, она не могла не обращать на себя всеобщего внимания, прельщая одних, и смущая и раздражая других». Надежда Теффи: «Когда-то ей было дано прозвище «Белая дьяволица», и оно ей очень нравилось. Ей непременно хотелось быть злой, поставить кого-нибудь в неловкое положение. Спрашиваю: - Зачем Вы это делаете? - Так. Люблю посмотреть, что из этого получится». Георгий Адамович: «Она была необыкновенно умна. Но гораздо умнее в разговоре с глазу на глаз, когда она становилась такой, какая она есть на самом деле, без раз и навсегда принятой позы, без высокомерия и заносчивости...» Эмиграцию она воспринимала как посланничество, служения. В 1927 году она писала: «Многие из нас покинули Россию не для спасения своей жизни (уехать было опаснее), а как раз для того, чтобы свидетельствовать о правде, говорить, кричать о ней. Громадная работа лежит перед эмиграцией. И работа патриотическая. Мы никогда не увидим Россию? В чужую землю нас зароют? Пускай, но пока не зарыли, будем делать наше дело, то, которое нам предназначено, которое именно мы и только мы можем делать сейчас, ибо только у нас, лишенных земли — есть свобода. И не для себя будем стараться преумножить ценности родной земли, - а для нее». Долгие годы Мережковских обвиняли в том, что они ненавидят Россию, народ. Даже поддерживают фашизм, приводя фразу: «Хоть с чертом, но против большевиков...» Зинаида Гиппиус и в жизни, и в творчестве пыталась обрести эту свободу. Через испытания свободой она шла по жизни, вопреки всему. Она шла в неотвратимое одиночество. Последние дни она лежала молча, лицом к стене и никого не хотела видеть. Регулятивные УУД: прогнозирование (предвосхищение результата) Коммуникативные УУД: владение диалоговой формой речи.    
3.Презентация проектов (регламент одного проекта- 10 минут) -Прежде, чем мы перейдем к презентации проектов, отмечу, каким образом пройдет наша дальнейшая работа. Каждая презентация строится по определенному плану: - один из учеников представляет тему проекта, ее актуальность, суть, цель, задачи проекта, указывает основные этапы в реализации проекта, указывает время, потраченное на разработку данного проекта, называет форму представления итогов проведенной работы, а также то, каких результатов данная группа студентов ждет от реализации деятельности, определяет реалистичность проекта; - презентация итогов разработки проекта. Студенты других групп по итогам презентации оценивают деятельность всей группы в целом. Посмотрите внимательно на оценочные листы, которые лежат у каждого на партах. Ознакомьтесь с критериями оценивания. Максимум по каждому вы можете поставить 5 баллов. Общая оценка, которую вы узнаете на следующем уроке, будет формироваться из среднего арифметического всех оценок. Есть ли у кого-нибудь вопросы? (Критерии оценки проектных работ
  1. самостоятельность работы над проектом;
  2. актуальность и значимость темы;
  3. полнота раскрытия темы;
  4. оригинальность решения проблемы;
  5. презентация содержания проекта;
  6. использование средств наглядности, технических средств;
  7. ответы на вопросы.)
    -Тогда мы приступаем к презентации проектов.   -Ребята, большое спасибо за проект! Часть параграфа теперь лежит перед нами, осталось дополнить её еще двумя. Но для начала оценим работу тех, кто выступил первыми. У вас есть пол минуты, чтобы закончить с оцениванием первого проекта. -Приступаем к следующему.   -Спасибо большое за содержательный проект. Ребята, у вас есть пол минуты, чтобы закончить с оцениваем работы выступивших.   -Хорошо, приступаем к рассмотрению последнего проекта.   -Спасибо за проделанную работу, было очень интересно и информативно. У вас есть время, чтобы подумать над тем, как оценить выступивших.
    Проект № 1. «Тургеневская традиция в малой прозе З.Н. Гиппиус» (демонстрируется в виде презентации) 1)Название (тема) проекта «Тургеневская традиция в малой прозе З.Н.Гиппиус» 2)Актуальность проекта Как мы знаем, малая проза З.Н. Гиппиус не изучается в школе, однако для нас это является большим упущением. В контексте изучения традиций русской классической литературы рассказы писательницы могут послужить хорошей почвой для иллюстрации преемственности между поколениями писателей. Один из пластов русской литературной традиции- система тургеневских мотивов и образов, может быть рассмотрен в рамках изучения творчества З.Н. Гиппиус в качестве примера этой преемственности. 3)Суть проекта. Доказать и обосновать преемственность между творчеством И.С. Тургенева и З.Н. Гиппиус. Оформить получившийся результат в качестве раздела параграфа учебника. 4)Цель проекта. Восполнить пробел в знания одноклассников о творчестве З.Н. Гиппиус. 5)Задачи проекта. · Познакомиться с содержанием выбранных рассказов. · Проанализировать образную систему выбранных рассказов, выделить основные темы, мотивы, особенности использования средств художественной выразительности. · В виде сравнительной таблицы проиллюстрировать преемственность между творчеством И.С. Тургеневым и З.Н. Гиппиус. · Установить причинно-следственную связь появления тургеневских мотивов и образов в малой прозе писательницы. · Оформить получившийся материал в виде раздела параграфа учебника.   6)Этапы реализации проекта 1) Чтение выбранных рассказов. 2) Работа с литературоведческим материалом. 3) Составление предварительного конспекта, раскрывающего тему. 4) Оформление сравнительного анализа рассказов двух авторов в виде таблицы. 5) Оформление материала в виде раздела параграфа учебника. 6) Демонстрация результатов. 7)Время выполнения проекта Две недели. 8)Презентация итогов разработки проекта. (Разработанный раздел параграфа в печатном виде раздаётся слушателям. Этот же материал представляется на слайдах в сжатом виде и комментируется участниками проекта) Примерно содержание проекта: · Анализ образ «тургеневской» девушки в малой прозе З.Н. Гиппиус. · Анализ образа демонической женщины · Анализ образа роковой женщины   Выход на соловьёвскую «вечную женственность» как часть философский воззрений поэтессы. 9)Ожидаемые результаты от реализации проекта. Обратная связь от одноклассников: корректные интересные вопросы, замечания, дополнения. Проект № 2.Чеховская традиция в малой прозе З.Н. Гиппиус (на основе рассказов «Яблони цветут», «Мисс Май») (демонстрируется в виде презентации) 1)Название (тема) проекта «Чеховская традиция в малой прозе З.Н.Гиппиус» 2) Актуальность проекта Чеховская традиция – одна из граней массива того культурного наследия, которого подарила миру русская литература. Один из знаменитых её мотивов – мотив тоски по былому, утраты дворянского «рая», продолжили своё развитие в творчестве многих русских писателей. Мы рассмотрим этот процесс на примере рассказов З.Н. Гиппиус «Яблони цветут» и «Мисс Май». 3) Суть проекта. Доказать и обосновать преемственность между творчеством А.П. Чехова и З.Н. Гиппиус. Оформить получившийся результат в качестве раздела параграфа учебника. 4) Цель проекта. Восполнить пробел в знания одноклассников о творчестве З.Н. Гиппиус. 5) Задачи проекта. · Познакомиться с содержанием выбранных рассказов. · Проанализировать образную систему выбранных рассказов, выделить основные темы, мотивы, особенности использования средств художественной выразительности. · В виде сравнительной таблицы проиллюстрировать преемственность между творчеством А.П. Чехова и З.Н. Гиппиус. · Установить причинно-следственную связь появления чеховских мотивов и образов в малой прозе писательницы. · Оформить получившийся материал в виде раздела параграфа учебника.   6) Этапы реализации проекта 1) Чтение выбранных рассказов. 2) Работа с литературоведческим материалом. 3) Составление предварительного конспекта, раскрывающего тему. 4) Оформление сравнительного анализа рассказов двух авторов в виде таблицы. 5) Оформление материала в виде раздела параграфа учебника. 6) Демонстрация результатов.   7) Время выполнения проекта Две недели. 8) Презентация итогов разработки проекта. (Разработанный раздел параграфа в печатном виде раздаётся слушателям. Этот же материал представляется на слайдах в сжатом виде и комментируется участниками проекта) Примерно содержание проекта: · Анализ образа сада как символа идеальной, но быстро проходящей красоты в творчестве обоих авторов (параллели между рассказами Гиппиус и «Вишнёвым садом» Чехова) · Сад как способ передачи психологизма героев (параллель рассказа «Яблони цветут» Гиппиус с рассказом А.П. Чехова «Черный монах»)   Выход на консервативность поэтессы, её непринятие новой реальности, тоску по «дворянскому» прошлому. 9) Ожидаемые результаты от реализации проекта. Обратная связь от одноклассников: корректные интересные вопросы, замечания, дополнения.   Проект № 3.Преемственность между творчеством Ф.М. Достоевского и малой прозой З.Н. Гиппиус (на основе рассказов «Святая плоть», «Тварь») (демонстрируется в виде презентации) 1) Название (тема) проекта «Преемственность между творчеством Ф.М. Достоевского и малой прозой З.Н. Гиппиус» 2) Актуальность проекта Все мы знаем о христианских, евангельских мотивах в романах Ф.М. Достоевского, которые и сейчас для нас в рамках изучения творчества писателей 20 века остаются актуальными. Мы предлагаем рассмотреть, как осуществляется преемственность этих мотивов между творчеством Ф.М. Достоевского и малой прозой З.Н. Гиппиус. 3) Суть проекта. Доказать и обосновать преемственность между творчеством Ф.М. Достоевского и З.Н. Гиппиус. Оформить получившийся результат в качестве раздела параграфа учебника. 4) Цель проекта. Восполнить пробел в знания одноклассников о творчестве З.Н. Гиппиус. 5) Задачи проекта. · Познакомиться с содержанием выбранных рассказов. · Проанализировать образную систему выбранных рассказов, выделить основные темы, мотивы, особенности использования средств художественной выразительности. · В виде сравнительной таблицы проиллюстрировать преемственность между творчеством Ф.М. Достоевского и З.Н. Гиппиус. · Установить причинно-следственную связь появления евангельских мотивов и образов в малой прозе писательницы. · Оформить получившийся материал в виде раздела параграфа учебника.   6) Этапы реализации проекта 1) Чтение выбранных рассказов. 2) Работа с литературоведческим материалом. 3) Составление предварительного конспекта, раскрывающего тему. 4) Оформление сравнительного анализа рассказов двух авторов в виде таблицы. 5) Оформление материала в виде раздела параграфа учебника. 6) Демонстрация результатов. 7) Время выполнения проекта Две недели. 8) Презентация итогов разработки проекта. (Разработанный раздел параграфа в печатном виде раздаётся слушателям. Этот же материал представляется на слайдах в сжатом виде и комментируется участниками проекта) Примерно содержание проекта: · Раскрытие мотива духовного падения и воскрешения в обозначенных рассказах. · Анализ образа падшей женщины. · Анализ образа юродивого.   Выход на особое религиозное сознание З.Н. Гиппиус, его особенности (вечный конфликт поэтессы между её рациональностью и «желанием верить»). 9) Ожидаемые результаты от реализации проекта. Обратная связь от одноклассников: корректные интересные вопросы, замечания, дополнения.     Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из прослушанного текста. Коммуникативные УУД: умение слушать.  
4.Синтез: подведение итогов - Ребята, теперь перед вами общий результат вашей двухнедельной работы. Давайте вернёмся к теме, затронутой нами в начале урока. Мы рассмотрели три литературные традиции, отразившиеся в творчестве З.Н. Гиппиус. Изменилось ли ваше понимание роли литературной традиции в творчестве автора? Как бы вы ответили на вопрос, прозвучавший в начале урока, сейчас.     -Как вы думаете, какую ценность может представлять для школьников получившийся «параграф из несуществующего учебника»? Литературная традиция- это обязательная составляющая творческого процесса. Однако она не статична- в творчестве отдельных авторов традиция приобретает свою трактовку. Таким образом мы можем проследить, как развивается та или иная мысль, образ, мотив с течением времени; понять, почему традиция приняла ту или иную форму (под воздействием жизненного опыта, философских воззрений автора, исторических событий).   -Я думаю, что ценность нашей работы заключается в том, что мы изучили и структурировали материал, который не отображен в учебнике, однако, несомненно, является полезным и необходимым для получения цельной картины личности и творчества автора. Получившийся параграф мог бы пригодиться для всех тех учеников, которые заинтересуются творчеством поэтессы и захотят изучить его подробнее.   Коммуникативные УУД: умение слушать. Личностные УУД: действие смыслообразования (установление связи между результатом учения и тем, ради чего она осуществляется).  
4. Домашнее задание -Домашним заданием будет прочитать один из рассказов З.Н. Гиппиус, не рассмотренный на уроке, и написать по нему отзыв.      

 



Заключение.

На сегодняшний день творчество З.Н. Гиппиус изучается в школе односторонне: несмотря на большое количество прозаических, драматических и критических работ, рассматривается только её лирика. Методистская литература даёт общие рекомендации к изучению её творчества только в контексте определенной темы.

В процессе обучения важно представить поэтессу как одну из фигур модернизма в России, представительницу старших символистов, а также поэтов – эмигрантов. Её поэзию целесообразнее всего рассматривать с точки зрения тем «поэт и революция», «пейзажная лирика», «любовная лирика», а также исторических мотивов.

Воссоздание полной картины личности и творчества поэтессы осуществимо с помощью применения проектной технологии на уроках литературы. Одной из возможных тем для занятия может стать малая проза писательницы (достоинство её заключается в возможности рассмотрения поэтики рассказов в связи с традициями русской классической литературы, актуализации знаний, применении аналитических способностей). Наиболее полезными «конечными продуктами» проектной деятельности в таком случае могут быть «справочник», «сравнительно-сопоставительный анализ», «статья», «главы из несуществующего учебника».

 

 

Литература.

1) Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. URL:https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=31747 (дата обращения 7.05.20)

2) Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. —М.: Знание, 1989. -80 с. —(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; №6)

3) Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. — C. 8

4) Сивашинская, Е.Ф. Педагогические системы и технологии: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по педагогическим специальностям / Е.Ф. Сивашинская, В.Н. Пунчик; под. общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. Мозырь: Содействие, 2012. 8 с

5) Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. с. 15-16

6) Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. Управление образовательным процессом в адаптивной школе /М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.

7) Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров / Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. с. 56

8) Г.А. Крылов. Этимологический словарь русского языка 

URL:https://gufo.me/dict/krylov/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82 (дата обращения 10.05.20)

9) Зайцев В.С. Педагогические технологии: элективный курс для подготовки бакалавров и магистров. – В 2-х книгах. – Книга 1. – Челябинск, ЧГПУ, 2012. С.203

10)  Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. 3-е изд

11)  Гуляева О.Н. Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы //

12) URL:http://literature.area7.ru/?m=2968 (дата обращения 10.05.20)

13) Лунберг Е. Проза и поэзия 3. Гиппиус // Заветы, 1913, №1, отд.П, с.68-79. Михайловский Н.К. Литература и жизнь // Русское богатство, 1896, №3, Отд.2., С.66-81. Николаев П.Ф. Рассказы г-жи Гиппиус и Дмитриевой // В кн.: Вопросы жизни в современной литературе, М., 1902, с.346-348.

14) Бавин С. Зинаида Николаевна Гиппиус. Библиографические материалы // Российская государственная библиотека. М. 1995.

15) Белый А. З.Н. Гиппиус Алый меч // В кн.: Гиппиус З.Н. Собр. соч. В 10 т., Т.З. М.: Русская книга, 2001, с.557-560.

16) Хитальский О. В. Концепция духовного воскрешения в рассказе З. Гиппиус «Святая плоть».

17) Криволапова Е. М. Литературное творчество З.Н. Гиппиус конца XIX - начала XX века (1893-1904 гг.): религиозно-философские аспекты. Санкт-Петербург, 2003

18) Зинаида Гиппиус. Святая плоть. Третья книга рассказов. – СПб.: Навьи Чары, 2001.

 

 

 

 


[1]                Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. URL:https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=31747 (дата обращения 7.05.20)

[2]                 Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. —М.: Знание, 1989. -80 с. —(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; №6)

[3]                 Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. — C. 8

[4]                Сивашинская, Е.Ф. Педагогические системы и технологии: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по педагогическим специальностям / Е.Ф. Сивашинская, В.Н. Пунчик; под. общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. Мозырь: Содействие, 2012. 8 с

[5]                 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. с. 15-16

[6]                Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. Управление образовательным процессом в адаптивной школе /М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.

[7]                Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. — C. 8-9

[8]                 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. с. 17-18

 

[9]                Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров / Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. с. 56

[10]              Г.А. Крылов. Этимологический словарь русского языка 

           URL: https://gufo.me/dict/krylov/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82 (дата обращения 10.05.20)

[11]               Гуляева О.Н. Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы //

           URL:http://literature.area7.ru/?m=2968 (дата обращения 10.05.20)

[12]              Зайцев В.С. Педагогические технологии: элективный курс для подготовки бакалавров и магистров. – В 2-х книгах. – Книга 1. – Челябинск, ЧГПУ, 2012. С.203

[13]               Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. 3-е изд

 

[14]              Гуляева О.Н. Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы //

           URL:http://literature.area7.ru/?m=2968 (дата обращения 10.05.20)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: