Особенность поэтики комедии Шекспира

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И ТУРИЗМА»

 

Факультет художественного творчества

Кафедра театрального искусства

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Теория драмы»

На тему: «Особенности комедийного сюжета и героя ("Укрощение строптивой" Шекспира)»

 

Выполнила студентка:

Павленко Александр Викторович

академическая группа 4 РТ

специальность 52.05.02 Режиссура театра

очная форма обучения

научный руководитель:

старший преподаватель

кафедры театрального искусства

Медведкова Ю.А.

 «____»__________________2020 г.

 

Симферополь, 2020

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Эпоха Шекспировского Театра……………………………………10

1.1. Художественное своеобразие драматургии Шекспира ……………..……10

1.2.Эволюция жанра комедии в творчестве Шекспира …………...…………..13

Глава 2. Характеристика сюжетосложения комедии В. Шекспира «Укрощение строптивой».………………………………………………….....18

2.1. Женские образы в комедии «Укрощение строптивой». .…………………18

2.2. Анализ характеров Петручио и Катарины: «равноправие» или «равноценность»… ………………………………………………………………21

2.3. Близость шекспировских героев с реальными людьми …………….…….27

Заключение ............................................................................................................30

Список используемой литературы…………………………………………..37

 

 

 


 


Введение.

Информация об авторе

Уи́льям Шекспи́р родился 26 апреля 1564 года (крещение) Стратфорд-апон-Эйвон, Англия — погиб 23 апреля (3 мая) 1616, там же) — английский поэт и драматург, зачастую считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира[2]. Часто именуется национальным поэтом Англии[3]. Дошедшие до нас работы, включая некоторые, написанные совместно с другими авторами, состоят из 38 пьес, 154 сонетов, 4 поэм и 3 эпитафий. Пьесы Шекспира переведены на все основные языки и ставятся чаще, чем произведения других драматургов

Наследие Шекспира в драматургии

Несмотря на большое количество работ, посвященных биографии и творчеству Шекспира, много вопросов остаются открытыми. Сегодня исследователи используют комплексный историко-литературный и теоретико-литературный подход в своих исследованиях. Творения Шекспира следует рассматривать в контексте творчества его современников. Я думаю, что такое сопоставление поможет более четко проследить новаторство Шекспира и увидеть схожести с его современниками.

Для восприятия драм Шекспира нужен эстетический уровень подготовки. Он поднял этот жанр на новый уровень. Насущным также остается вопрос о том, а был ли Шекспир создателем новых жанров в-принципе.

Для его драм характерны следующие черты

-Разнообразие форм

-жанровые отличия

-следование античным образцам (фабула и структура)

Все драмы Шекспира можно разделить на четыре группы

-исторические хроники

-комедии

 

 

-трагедии

-романтические трагикомедии

У автора отсутствуют жанры вассалов и сюзеренов. Кроме того, иерархичность в жанрах отсутствует

Новаторство Шекспира можно проследить в исторических хрониках. В подаче Шекспира этот жанр не имел аналогов. Использовались те же источники, что и у современников, но были значительные различия в поэтике и системе персонажей. У Марло в исторической драме Генрих 2- главным вопросом является дальнейшая судьба короля. У Шекспира конфликт перерастает в войну роз. Кроме того, у Шекспира расширен социальный створ в наборе действующих лиц. В хрониках драматурга осуществляется циклизация по жанрово-стилистическим признакам.

Следующий жанр- комедии. Они подразделяются на:

-Happy comedies

-проблемные комедии

-dark comedies

В своих dark comedies автор показал комбинацию между комедиями и трагедиями.

Если рассматривать трагедии, то Шекспир раздвигает рамки трагедийной проблематики. Он сталкивает нравственные принципы с государственным долгом. В “Гамлете” трагизм достигает своей высшей точки. Для трагедий Шекспира характерны “кризисные приметы”, а также наличие комедийных элементов в его зрелых трагедиях.

 

Значение фигуры Шекспира в истории мировой драматургии

Шекспир - бесконечный источник для художественных вариаций на основные темы, когда-либо затронутые в литературе. Так как он является уникальным в своем роде автором, который многое дал английской культуре и литературе, а также внес особый вклад в ее развитие, шекспировский интертекст существует в творчестве многих авторов, например: Джойс (в романе "Улисс"), Хаксли, Элиот, Лоуренс, Даррелл, Стоппард, Фаулз, Байетт, Мердок.

Писатель – гуманист, чьи творения явились вершиной английской поэзии                     и драматургии эпохи Возрождения, Шекспир передал движение истории, переломный характер и трагические противоречия своего времени, обратился к острейшим политическим проблемам, создал незабываемо яркие, многогранные, характеры героев. Проблема «человек и история» стало основой в его творчестве.Его заслуга – гармоничное сочетание интересов об-ва и личности. В центре сюжета большинства драм Шекспира стоит личность, которая раскрывается в борьбе, происходящей в настоящем. Человек в произведениях Шекспира связан с жизнью современного драматургу общества. Драматург всегда изображал конфликты, характеры и нравы Англии.

Народность Шекспира в том, что он жил интересами своего времени, был верен идеалам гуманизма, воплощал в своих произведениях этическое начало, черпал образы из сокровищницы народного творчества, изображал героев на широком народном фоне. В творчестве Шекспира – истоки развития драмы, лирики и романа нового времени. Народный характер драматургии Шекспира определяется также языком. Шекспир использовал богатство разговорного языка жителей Лондона, придал словам новые оттенки, новый смысл. Образность языка в пьесах Шекспира достигается частым употреблением сравнений и метафор.

 

Особенность поэтики комедии Шекспира

Поэтика шекспировских комедий, созданных в так называемый «оптимистический период» творчества, не столь универсальна, как поэтика хроник. Комедии II-го периода обладают общим для них магистральным сюжетом, но различаются доминирующей реальностью. Их магистральный сюжет можно определить как разрешение конфликтов в отношениях персонажей в соответствии с законом естественной гармонии. По типу доминирующей реальности шекспировские комедии II-го периода могут быть разделены на две группы: «городские» (или «комедии с социально-бытовым фоном») и «праздничные».

«Городские комедии». К ним относятся «Укрощение строптивой», «Виндзорские насмешницы», «Венецианский купец», «Два веронца». Доминирующая реальность здесь - Город как особое социальное пространство со своими традициями, институтами и нормами поведения (Верона, Венеция, Виндзор или Падуя, где происходит действие «Укрощение строптивой»). Персонажи - прежде всего бюргеры, живущие в условиях этой реальности и подчиняющиеся ей. Конфликты в этом типе комедий чаще всего порождаются обстоятельствами городского быта, но развиваются и становятся подлинной коллизией в отношениях персонажей. Далее - приводятся примеры из «Венецианского купца» и «Укрощения строптивой».

Конфликты в «городских» комедиях разрешаются гармонизирующим вмешательством любви. Его особенность в том, что оно не меняет доминирующую реальность, то есть не устраняет причины, породившие коллизии, а только нейтрализует их (как в «Венецианском купце») либо меняет их смысл для участников действия (как в «Укрощении строптивой»).

Еще одна черта, характерная для «городских» комедий, - обособление комического от поэтически-возвышенного. Носители комического начала - слуги, иронически или юмористически-простодушно комментирующие действие (Ланчелот Гоббо - в «Венецианском купце», Лакс - в «Двух веронцах»). Носители поэтического начала - влюбленные протагонисты (Валентин - в «Двух веронцах», Порция и Антонио в «Венецианском купце»). Катарина и Петруччо в «Укрощении строптивой» остаются комическими персонажами, пока враждуют, но перестают быть ими, когда их отношения меняются.

 

 

«Праздничные» комедии. В их число входят: «Как вам это понравиться?», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь». Действие этих комедий происходит в особых пространствах: условных, фантастических или сказочных.

Доминирующая реальность здесь - Большая Природа (Макрокосм), выступающая в двух обличиях - Природы играющей и Природы наставляющей. Первая - забавляется с «малой» (человеческой) природой персонажей, порождая этим конфликты; вторая - устраняет эти конфликты, возвращая порядок в отношения персонажей друг с другом и с миром.

Действующие лица «праздничных» комедий так же несамостоятельны в своих поступках, как и персонажи хроник; они - «актеры Природы» в той же мере, в какой персонажи хроник - «актеры Истории». Кроме того, подобно последним, они лишены личностной полноценности, поскольку из всех качеств человеческой натуры играющая Природа выбирает только те, с помощью которых может вовлечь персонажей в свои забавы. В «праздничных» комедиях таким становится чувство любви, поскольку их персонажи, в отличие от действующих лиц «городских» комедий, не связаны комплексом социальных и бытовых условий, а могут жить только собственными эмоциями.

Основная коллизия в сюжете «праздничных» комедий - это конфликт видимости и сути, порождаемый играющей Природой в сознании персонажей. Его сущность в том, что герои либо принимают мнимую любовь за подлинную («Сон в летнюю ночь»), либо любят «вслепую», не зная истинной сути тех, в кого влюблены («Двенадцатая ночь»). Этот тип конфликта приводит к невозможному в «городских» комедиях соединению комического и поэтического начала в действиях одних и тех же персонажей. Ведь иллюзорное чувство они переживают как подлинное и глубокое и описывают его прекрасным поэтическим языком. Но, чем глубже эти персонажи погружаются в такое чувство, тем неадекватней они окружающей реальности, тем комичней, следовательно, их поведение. Когда эта неадекватность приближается к крайней черте, Природа прекращает игру и вместо иллюзорного чувства награждает героев подлинным, возвращая в их отношения истину - универсальный закон гармонии.

 

 

Актуальность. Комедийное творчество Вильяма Шекспира — явление исключительное в истории комедии. В сущности, оно стоит в стороне от главного пути развития мировой комедийной традиции. Мировая комедия определилась как комедия сатирическая; в ней люди, смеясь, расстаются с прошлым или обличают пороки современности; она выставляет на позор и посмешище нарушения общественной нормы, отклонения от идеала. Сатирическая комедия возникает во времена, когда социальные противоречия выступают с особой очевидностью. Комедия Шекспира возникла в пору бурного подъема английского гуманизма. Это был самый оптимистический период в истории английского Возрождения, время великих перемен и надежд, когда начали разрушаться основы феодализма, когда утверждалась ренессансная свобода личности. Комедия Шекспира не ставит себе целью высмеять нарушения подразумеваемой общественной нормы, а стремится показать гуманистический идеал во плоти. Поэтому традиционная система комедии не отвечает ее целям. Утверждая идеалы Ренессанса Шекспир тем самым отвергал уродливые стороны современной действительности. Не будучи сатирическими, его комедии несут в себе ясно выраженный антифеодальный смысл. Они принадлежат к числу самых замечательных образцов европейской комедиографии эпохи Возрождения. Шекспир прежде всего обращался к древнеримской комедиографии и к испытавшей значительное влияние ее итальянской «ученой комедии» 16 в. Герои комедий, преодолевая трудности на жизненном пути, с присущим им оптимизмом строят своё счастье, чем утверждается вера в человека и его возможности. Герои довольно энергичны, веселы, находчивы и остроумны. Молодые люди – влюблённые, борющиеся за свою любовь, вокруг множество персонажей – людей разного происхождения. В основном комедии Шекспира написаны на тему любви и верной дружбы, в которых присутствует особая атмосфера праздника и веселья. Магистральный сюжет шекспировской комедии — приоритет естественной жизни. Социальная жизнь, столь важная в хрониках, уступает место частной жизни, чувствам человека, среди которых главные — дружба и любовь.

Объект исследования: пьесаУильяма Шекспира «Укрощение     строптивой»

Предмет исследования: Особенности комедийного сюжета и героя

Целью работы является изучение Особенностей комедийного сюжета и героя пьесы.

Задачи

- понять, является ли данный сюжет актуальным в реальной жизни.

- рассмотреть черты, характеризующие театр эпохи Шекспира;

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: