Артикуляционный аппарат и его роль

Структура артикуляционного аппарата построена на основе следующих элементов:

· Область губ;

· Составляющие языка;

· Мягкое и твердое небо;

· Челюстной отдел;

· Гортанная область;

· Голосовые складки;

· Носоглотку;

· Резонаторы.

Все эти органы состоят из отдельных мышц, которые можно тренировать, работая тем самым над своей речью.

Челюсти (нижняя и верхняя) при опущении и поднятии закрывают или открывают путь в полость носа. От этого зависит произношение некоторых гласных звуков. Форма и строение челюстей отражаются на произносимых

звуках. Деформации этой части отдела приводят к нарушениям речи.

Главный элемент артикуляционного аппарата — язык. Он очень подвижен благодаря многочисленным мышцам. Это позволяет ему делаться более узким или широким, длинным или коротким, плоским или выгнутым, что важно для речи.

В структуре языка есть уздечка, значительно влияющая на произношение. При короткой уздечке нарушается воспроизведение гласных звуков. Но этот дефект легко устраним в современной логопедии.

Губы играют роль при артикуляции звуков, помогая своей подвижности принимать языку конкретное расположение.

Мягкое нёбо, продолжающее твёрдое, может опускаться или подниматься, обеспечивая отделение носоглотки от глотки. Оно в поднятом положении при образовании всех звуков, за исключением «Н» и «М». Если функционирование нёбной занавески нарушено, происходит искажение звуков, голос получается гнусавым, «носовым».

6

Твёрдое небо — это компонент язычно-небного затвора. От его вида и формы зависит сила напряжения, требуемая от языка при создании звуков. Расположение этого отдела артикуляционной системы бывают разными. В зависимости от их разновидностей формируются некоторые составляющие человеческого голоса.

От резонаторных полостей зависит громкость и четкость издаваемых звуков. Резонаторы находятся в надставной трубе. (Надставная труба – это все то, что расположено выше гортани: глотка, ротовая полость и носовая полость). Благодаря тому, что у человека ротоглотка — это одна полость, есть возможность создавать разные звуки. Трубка, которую образуют эти органы, называется надставной. Она играет основополагающую функцию резонатора. Меняя объем и форму, надставная труба участвует в создании резонанса, в итоге часть звуковых обертонов заглушается, часть –

усиливается. В результате формируется речевой тембр.

Упражнения по усовершенствованию техники речи

· Дыхательные упражнения

Дыхание – основа речевого звучания, без правильно построенных дыхательных движений невозможно существование искусства речи. От того, как дышит актер во время игры, зависят красота и плавность его голоса, степень восприятия его мыслей зрителем.

Для формирования правильного дыхания используют такие упражнения:

1. Дыхание носом. Рот открыть, но вдох-выдох делать через нос. Упражнение повторить 10 раз.

2. Задержанное дыхание. Встать прямо, ноги на ширине плеч. На счет 5 набрать воздух через нос и задержать дыхание. На счет 10 мы начинаем работать мышцами живота, при этом наше дыхание все еще задержано. На следующий счет 5 мы выдыхаем воздух через рот, при этом произнося звук ПФ-Ф-Ф-Ф. Мышцы живота в этот                          

момент нужно напрячь, чтобы создать барьер для выходящего воздуха. Данное упражнения проделываем несколько раз. Счет может меняться на усмотрение педагога.

7

· Упражнения на артикуляцию

Артикуляционная гимнастика направлена на тренировку мышц речевого аппарата (языка, губ, щёк, нёба), грудной клетки. Чем лучше у актера развита артикуляция, чет четче он будет говорить.

 Артикуляционная гимнастика начинается с разминки:

1. Щёки. Щёки поочередно втягивают и надувают; с закрытым ртом перегоняют воздух от одной щеки к другой; щёки втягивают и одновременно смыкают или размыкают губы (упражнение рыбка);

2. Нижняя челюсть. Движение челюстью влево-вправо, по кругу (упражнение делается максимально аккуратно, без резких движений); Упираются кулаком в челюсть снизу, при этом пытаются открыть рот (создаем сопротивление);

3. Мягкое нёбо. Зевание с открытым ртом; с закрытым ртом дотрагиваемся кончиком языка до нёба, затем по круг до основания зубов (верхних и нижних);

4. Губы. Улыбка закрытая, открытая; вытягиваем губы трубочкой, затем растягиваем губы в улыбке; подтягиваем поочередно верхнюю губу и нижнюю губу, показывая зубы;

5. Язык. Делаем «укол» языком, сначала в правую щёку, затем в левую; вытягиваем язык как можно дальше вперед; круговыми движениями касаемся сначала верхней губы, затем нижней;

После разминки приступают к артикуляционным упражнениям: начинают с проговаривания гласных звуков [a] [э] [о] [у] [ы] [и]. Гласные четко и энергично проговаривают по команде педагога. Далее переходят к произношениям звуковых сочетаний (ПА-ПЭ-ПО-ПУ-ПЫ-ПИ и т.д.).

· Упражнения на развитие дикции

Правильно поставленная дикция предполагает четкое произношение звуков, при этом должны соблюдаться правила и нормы языка, на котором говорит актер. Упражнения для развития дикции проводят после артикуляционной гимнастики, так как точность произношения зависит от степени тренировки мышц речевого аппарата.

Упражнения на дикцию:

8

1. Многократно повторяем трудные буквенные сочетания по типу РЛА, ТЛА, РЫЖЫЗДРА.

2. Проговариваем скороговорки, начинать с медленного темпа, затем все больше ускорять.

3. Читаем текст с закрытым ртом, при этом стараемся, чтобы слова получались различными и понятными для окружающих.

Эмоциональность Речи

Эмоциональность речи является важной ее составляющей, без неё наша речь была скучной и не интересной.

Эмоциональная речь – это речь, целью которой является выразить чувства, настроение, субъективное отношение к действительности.

Часто эмоциональная речь содержит множество восклицаний, резких прерываний, ускоренность темпа-речи – т.е., все обороты речи, выражающие эмоциональность. Подобные обороты  являются показателями эмоциональной речи человека, который с помощью перечисленных средств пытается передать наполненную эмоциями картину слушателю.

Эмоциональность речи выражается с помощью слов, они могут нести как отрицательную, так и положительную характеристику. Также слова с эмоциональной окраской могут включать в себя разнообразные оттенки:

иронические, презрительные, ласкательные и тд.

Все эти слова наполняют нашу речь, она становится живой и интересной.

 

Образность Речи

«Образность» в широком смысле слова как живость, наглядность,

красочность изображения – неотъемлемый признак всякого вида

искусства; Образность Речи – частное ее проявление; в ее создании участвуют и лексика, и звуки, и грамматические средства языка.

Образность Речи создается благодаря употреблению слов в переносном значении.  Например:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: