Структура артикуляционного аппарата построена на основе следующих элементов:
· Область губ;
· Составляющие языка;
· Мягкое и твердое небо;
· Челюстной отдел;
· Гортанная область;
· Голосовые складки;
· Носоглотку;
· Резонаторы.
Все эти органы состоят из отдельных мышц, которые можно тренировать, работая тем самым над своей речью.
Челюсти (нижняя и верхняя) при опущении и поднятии закрывают или открывают путь в полость носа. От этого зависит произношение некоторых гласных звуков. Форма и строение челюстей отражаются на произносимых
звуках. Деформации этой части отдела приводят к нарушениям речи.
Главный элемент артикуляционного аппарата — язык. Он очень подвижен благодаря многочисленным мышцам. Это позволяет ему делаться более узким или широким, длинным или коротким, плоским или выгнутым, что важно для речи.
В структуре языка есть уздечка, значительно влияющая на произношение. При короткой уздечке нарушается воспроизведение гласных звуков. Но этот дефект легко устраним в современной логопедии.
|
|
Губы играют роль при артикуляции звуков, помогая своей подвижности принимать языку конкретное расположение.
Мягкое нёбо, продолжающее твёрдое, может опускаться или подниматься, обеспечивая отделение носоглотки от глотки. Оно в поднятом положении при образовании всех звуков, за исключением «Н» и «М». Если функционирование нёбной занавески нарушено, происходит искажение звуков, голос получается гнусавым, «носовым».
6
Твёрдое небо — это компонент язычно-небного затвора. От его вида и формы зависит сила напряжения, требуемая от языка при создании звуков. Расположение этого отдела артикуляционной системы бывают разными. В зависимости от их разновидностей формируются некоторые составляющие человеческого голоса.
От резонаторных полостей зависит громкость и четкость издаваемых звуков. Резонаторы находятся в надставной трубе. (Надставная труба – это все то, что расположено выше гортани: глотка, ротовая полость и носовая полость). Благодаря тому, что у человека ротоглотка — это одна полость, есть возможность создавать разные звуки. Трубка, которую образуют эти органы, называется надставной. Она играет основополагающую функцию резонатора. Меняя объем и форму, надставная труба участвует в создании резонанса, в итоге часть звуковых обертонов заглушается, часть –
усиливается. В результате формируется речевой тембр.
Упражнения по усовершенствованию техники речи
· Дыхательные упражнения
Дыхание – основа речевого звучания, без правильно построенных дыхательных движений невозможно существование искусства речи. От того, как дышит актер во время игры, зависят красота и плавность его голоса, степень восприятия его мыслей зрителем.
|
|
Для формирования правильного дыхания используют такие упражнения:
1. Дыхание носом. Рот открыть, но вдох-выдох делать через нос. Упражнение повторить 10 раз.
2. Задержанное дыхание. Встать прямо, ноги на ширине плеч. На счет 5 набрать воздух через нос и задержать дыхание. На счет 10 мы начинаем работать мышцами живота, при этом наше дыхание все еще задержано. На следующий счет 5 мы выдыхаем воздух через рот, при этом произнося звук ПФ-Ф-Ф-Ф. Мышцы живота в этот
момент нужно напрячь, чтобы создать барьер для выходящего воздуха. Данное упражнения проделываем несколько раз. Счет может меняться на усмотрение педагога.
7
· Упражнения на артикуляцию
Артикуляционная гимнастика направлена на тренировку мышц речевого аппарата (языка, губ, щёк, нёба), грудной клетки. Чем лучше у актера развита артикуляция, чет четче он будет говорить.
Артикуляционная гимнастика начинается с разминки:
1. Щёки. Щёки поочередно втягивают и надувают; с закрытым ртом перегоняют воздух от одной щеки к другой; щёки втягивают и одновременно смыкают или размыкают губы (упражнение рыбка);
2. Нижняя челюсть. Движение челюстью влево-вправо, по кругу (упражнение делается максимально аккуратно, без резких движений); Упираются кулаком в челюсть снизу, при этом пытаются открыть рот (создаем сопротивление);
3. Мягкое нёбо. Зевание с открытым ртом; с закрытым ртом дотрагиваемся кончиком языка до нёба, затем по круг до основания зубов (верхних и нижних);
4. Губы. Улыбка закрытая, открытая; вытягиваем губы трубочкой, затем растягиваем губы в улыбке; подтягиваем поочередно верхнюю губу и нижнюю губу, показывая зубы;
5. Язык. Делаем «укол» языком, сначала в правую щёку, затем в левую; вытягиваем язык как можно дальше вперед; круговыми движениями касаемся сначала верхней губы, затем нижней;
После разминки приступают к артикуляционным упражнениям: начинают с проговаривания гласных звуков [a] [э] [о] [у] [ы] [и]. Гласные четко и энергично проговаривают по команде педагога. Далее переходят к произношениям звуковых сочетаний (ПА-ПЭ-ПО-ПУ-ПЫ-ПИ и т.д.).
· Упражнения на развитие дикции
Правильно поставленная дикция предполагает четкое произношение звуков, при этом должны соблюдаться правила и нормы языка, на котором говорит актер. Упражнения для развития дикции проводят после артикуляционной гимнастики, так как точность произношения зависит от степени тренировки мышц речевого аппарата.
Упражнения на дикцию:
8
1. Многократно повторяем трудные буквенные сочетания по типу РЛА, ТЛА, РЫЖЫЗДРА.
2. Проговариваем скороговорки, начинать с медленного темпа, затем все больше ускорять.
3. Читаем текст с закрытым ртом, при этом стараемся, чтобы слова получались различными и понятными для окружающих.
Эмоциональность Речи
Эмоциональность речи является важной ее составляющей, без неё наша речь была скучной и не интересной.
Эмоциональная речь – это речь, целью которой является выразить чувства, настроение, субъективное отношение к действительности.
Часто эмоциональная речь содержит множество восклицаний, резких прерываний, ускоренность темпа-речи – т.е., все обороты речи, выражающие эмоциональность. Подобные обороты являются показателями эмоциональной речи человека, который с помощью перечисленных средств пытается передать наполненную эмоциями картину слушателю.
Эмоциональность речи выражается с помощью слов, они могут нести как отрицательную, так и положительную характеристику. Также слова с эмоциональной окраской могут включать в себя разнообразные оттенки:
иронические, презрительные, ласкательные и тд.
|
|
Все эти слова наполняют нашу речь, она становится живой и интересной.
Образность Речи
«Образность» в широком смысле слова как живость, наглядность,
красочность изображения – неотъемлемый признак всякого вида
искусства; Образность Речи – частное ее проявление; в ее создании участвуют и лексика, и звуки, и грамматические средства языка.
Образность Речи создается благодаря употреблению слов в переносном значении. Например: