Игры в зомби: общие сведения

 

Игра с «заразным» водящим – один из самых распространенных типов подвижных школьных игр. Александра Архипова и Анна Кирзюк в своей книге «Опасные советские вещи» (2020: 212-218) пишут о том, что игра с подобным принципом была популярна ещё очень давно и в разных местах она называлась по-разному: «сифак», «заразки», «параша», «чуханка», «форш», «шкваль» и т.д. В таких играх сюжет обычно строился вокруг заражения какой-то болезнью. Вода здесь чаще всего был один и, осаливая кого-то заранее выбранным подручным предметом, он передавал свою роль осаленному.

 

У традиционной и самой распространенной вариации игры в зомби похожая семантика «заразности», но структура сильно отличается. Водящий тут не один — их количество увеличивается по ходу игры. Сначала выбирается один или несколько «вод», которые, осаливая других, не сменяются, а остаются «водами» вместе с осаленными; осаливание здесь происходит не с помощью какого-то предмета, а вручную. Игра продолжается, пока все участники, кроме одного не будут заражены. Этот последний игрок и считается победителем, в то время, как в играх на заражение со сменным водящим выигравших нет.

 

В игре в зомби сам процесс «заражения» -- намного важнее, чем в игре в болезни. В игре в болезни, наподобие «сифака», «вода» — «зараженный», и он всего один, поэтому в таких болезнях важна роль исключенного участника. В этой игре салят чаще всего предметом, который в общем понимании является противным или даже оставляет следы на одежде, так что «зараженный» воспринимается всеми остальными как «лишний» участник, обладающий нежелательными для всех остальных свойствами, от которых он/а может избавиться, осалив кого-то другого, следовательно, передав эти свойства ему/ей. В игре в зомби намного важнее имитация реальной эпидемии. Болезнь здесь распространяется от человека к человеку, количество «вод» не уменьшается. Таким образом, «зараженные» игроки не воспринимаются как «лишние», напротив, в конце игры их -- большинство.

 

В традиционной игре в зомби используется обобщенный сюжет фильмов про зомби-апокалипсис, для которого очень важны мотивы ограниченности ресурсов и выживания. Такие фильмы стали популярны в 60-х — 70-х годах ХХ века из-за возрастающего интереса все большего количества социальных групп к экологической проблематике и нарастающей тревоги за возможную в будущем нехватку ресурсов на земле. Сюжет о выживании в поп-продукции о зомби является самым распространенным, он встречается в фильмах, сериалах и компьютерных играх – например, в сериях игр «Resident evil» и «Left 4 dead» и в игре «World war Z». Продукция с такими мотивами выпускаются до сих пор и пользуются большим спросом у зрителей (например, сериал «Ходячие мертвецы» и многосерийный фильм «Зомбиленд»). Скорее всего, именно из-за популярности фильмов, основанных на такого рода нарративе, сюжеты с такими мотивами и стали использоваться в детских играх.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: