Исторические сведенья

Введение

Периодическая печать в России является классическим предметом исследования для историков и теоретиков журналистики. Во второй половине XIX века журнальная пресса получила массовое распространение по всей Российской империи. Популярные издательства задавали тон светской жизни, конструировали общественное мнение, знакомили людей с проблемами в России и за рубежом и вводили граждан в политическую жизнь страны. Кроме того, каждый журнал, точнее его издатель придерживался определенной тематике публикуемой информации.

Актуальность исследования не вызывает никаких сомнений: современный журналист обязан читать, анализировать качественную литературу, понимать ее значение в масштабе культурного развития нашей страны.

Специальных работ, посвященных всестороннему исследованию журнала «Нива» нет. Наиболее развернутая характеристика издания дана в книге Е. А. Динерштейна «Фабрикант читателей»: А. Ф. Маркс», которая носит книговедческий и отчасти научно-популярный характер.  «Нива» многократно упоминается в трудах, описывающих историю развития журналистики, но нигде не является предметом специального исследования, оставаясь лишь фоном для обозначения либо общественных, либо литературных, либо образовательных процессов. В большинстве из них, как правило, лишь констатируется исключительная для того времени популярность «Нивы».

Цель данной работы – изучить историю журнала «Нива», как одного из самых популярных русских еженедельников середины XIX – начала XX века, проанализировать особенности нескольких выпусков  и их  изменения.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

· исследовать научную литературу, посвященную истории журнала «Нива»;

· определить жанровую и тематическую концепцию журнала;

· обозначить понятие «еженедельник» и доказать, что «Нива» им является;

· проанализировать несколько выпусков журнала;

· раскрыть основные изменения в выбранных номерах.

Новизна данный работы заключается в том, что журнал до сих пор не был объектом научного интереса как тип русского тонкого еженедельника. Следовательно, до сих пор не изучены с точки зрения историко-журналистской науки идейно-содержательные характеристики издания, структура номеров, жанровые и тематические предпочтения и многие другие данные, необходимые для выяснения специфики данного издания и его места в системе отечественной журналистики.

Хронологические рамки:

База

Структура работы представляет собой: введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список использованных источников и приложение. Во введении определяются цели и задачи, материал и методы исследования, а также его актуальность, научная новизна и методы исследования. Первая глава представляет собой исследование истории и специфики публикаций журнала «Нива». Во второй главе проводится анализ выпусков данного печатного издания. В заключении даются основные выводы по главам, касающиеся журнала.

Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе используется описательный метод, включающий в себя приемы анализа, интерпретации, систематизации обобщения.

 

 

Глава 1. Специфика журнала «Нива»

Основная информация о издании

Нива (1870-1918) – еженедельный иллюстрированный литературный и научно-популярный журнал для семейного чтения с приложениями. Носил подзаголовок «Журнал литературы, политики и современной жизни». Один из весьма популярных в этот период в России. Издавался 48 лет, с конца 1870 года по сентябрь 1918 в издательстве А.Ф. Маркса в Санкт-Петербурге.

Журнал позиционировал себя как журнал для семейного чтения и был ориентирован на широкий круг читателей. В издании публиковались литературные произведения, исторические, научно-популярные и различные юбилейные очерки, репродукции и гравюры картин современных художников. Материалы политического и общественного содержания сопровождались многочисленными иллюстрациями — до начала XX века обычно гравюрами, затем фотографическими обзорами.

Издателям являлся А.Ф. Маркс, который утверждал, что, определяя программу журнала, он сознатель­но отказался от отстаивания тех или других полити­ческих идей и полемики, поставив своей целью внести в общество чисто семейные идеи. Он считал, что на страницах его журнала должно находится по возможности то, что может сплотить, соединить семью. Поэтому в журнале печатались И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, А.П Чехов, Н.С. Лесков, Д.Н. Мамин-Сибиряк, Д.С. Мережковский и другие. К журналу «Нива» имелось несколько приложений. В частности, специальные детские, которые сортировались по возрастам. В них публиковались произведения известных детских авторов, например, К.И. Чуковского. В качестве бесплатных приложений к журналу издавались собрания сочинений русских и зарубежных авторов.

Журнал был любимым детищем А.Ф. Маркса, который возглавлял свое издание до своей смерти. За время существования журнала было выпущено 2500 номеров и более 50 миллионов экземпляров бесплатных приложений.

 

Исторические сведенья

В ситуации, сложившейся в России в середине XIX века, появление нового периодического издания, удовлетворяющего требованиям широкой читательской аудитории, стало срочной необходимостью. Однако реализовать данную задачу было трудно, это оказалось по плечу лишь А.Ф. Марксу. Еженедельный тонкий журнал объемом номера в два печатных листа с двумя-тремя рисунками вышел в свет 18 декабря 1870 года и очень быстро приобрел популярность среди всех слоев общества. Издателю удалось выполнить поставленную задачу - создать журнал для семейного чтения, охвативший интересы массовой аудитории. Первый номер собрал сразу же 9 тысяч подписчиков, что оказалось просто отличным результатом, достойным началом.

Массо­вый тираж являлся основным условием существования «Нивы», так как подписная плата составляла всего 4 рублей. Цена с течением времени возрастала совсем на немного, при том, что тираж поднимался очень стремительно. Еженедельник «Нива» опережал по количеству подписчиков даже ежедневную прессу.

Годовая подписка в 1900-х годах на журнал, со всеми приложениями, стоила неправдоподобно дёшево для печатных изданий.

(табл.1)

Цены годовой подписки в 1900-х

Санкт-Петербург Москва Одесса По России За границей
5,50 рублей 6,25 рублей 6,50 рублей 7 рублей 10 рублей

 

Программа журнала почти не менялась на протяжении жизни его издателя. В октябре 1871 г, он получил разрешение ввести в журнал отдел мод. Так появляется первое еженедельное приложение к журналу — «Париж­ские моды», содержащее чертежи выкроек, узоры для рукоделия и рисунки. В сентябре 1873 г. А.Ф. Маркс получает дозволение прилагать к журналу бесплатные премии, заключающиеся в книгах, картинках, фотографиях, порт­ретах, географических и прочих картах, планах, общест­венных играх, календарях.

Как отмечает Е.А. Динерштейн «Подобно другим массовым журналам, «Нива» под­вергалась жесткой опеке цензурного ведомства, внима­тельно следившего не только за политической направлен­ностью журнала, но и за тем, чтобы на его страницах не появились материалы, способные хотя бы в малейшей степени поколебать установившиеся догматы; любые по­ пытки в этом роде решительно пресекались.» [1] Одна ситуация четко показывает, насколько жесткая опека существовала в то время. В самом начале своей редакторской деятельности Клюшников попытался познакомить общество с эволюционным учением Ч. Дарвина, подготовив статью их двух частей. Статья сразу стала предметом особого рассмот­рения цензурного ведомства. Член совета Главного управ­ления по делам печати Д.И. Каменский отмечал, что в ней пропагандировались основные положения книги Дар­вина, а доводы его критиков лишь упоминались. Статья была запрещена.

Редакторы журнала «Нива» менялись по различным обстоятельствам. Редакторами «Нивы» были В. П. Клюшников, Ф. Н. Берг, М. Н. Волконский, Д. И. Стахеев, А. А. Тихонов, Р. И. Сементковский, В. Я. Светлов. Несмотря на смену редакторов, издатель не давал ни одному из них воз­можности превратить журнал в групповой орган и публи­ковал произведения писателей различных направлений: либералов, консерваторов.

Издателем А.Ф Маркс максимально старательным. Он проводил огромное количество времени за своей работой, отстаивал свои интересы и интересы людей в своем журнале, который приносил ему огромную прибыль. А издатель отказывал себе во многом во благо появления новых средств у журнала, в его развитие. Реклама также присутствовала на страницах «Нивы», она занимала значительную часть и так же приносила доход. Многие старались вывести формулу успеха журнала. Некоторые говорили, что это из-за небольшой стоимости или из-за «красивых картинок», но на самом деле из-за того, что журнал стремился максимально ориентироваться на читателя по всем аспектам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: