Методические особенности физкультурного развития дошкольника в подготовке к школе

В рамках данного параграфа мы рассмотрим основные направления работы по подготовке детей к школе и определим роль физического воспитания в этом процессе.

Физическая подготовленность очень важна для успешной учебной деятельности будущего первоклассника. Поэтому в  детских садах должны быть созданы все условия, чтобы воспитанники получили достаточную физическую подготовку, которая даст возможность правильно развиваться и обеспечить в дальнейшем базу для успешной учебы в школе.

Известно, что отклонения в физическом развитии отрицательно сказывается на поведении ребенка, тормозят его умственную деятельность. Дети быстро утомляются, пассивны на занятиях, застенчивы и безынициативны, часто не успевают закончить работу вовремя, движения их не координированы, эти ребята не умеют правильно брать дыхание[11].

Центральной нервной системой регулируется вся жизнедеятельность организма. Умеренная физическая тренировка и физический труд укрепляют нервную систему, улучшает соотношение возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга, создают у ребенка уравновешенное нервно-психическое состояние. В детстве, благодаря высокой пластичности нервной системы, легче образуются условно рефлекторные связи, вырабатываются новые сочетания движений, которые ведут к образованию навыков многочисленных движений, необходимых человеку в жизни.

В подготовительной группе значительно усиливается роль обучения, повышаются требования к качеству выполняемой работы. Поэтому охрана нервной системы детей от перенапряжения в работе должна занимать особое место. Необходимо в течение дня рационально распределять нагрузку[12].

Правильное распределение нагрузки можно обеспечить не только сменой разной по характеру деятельности, но и чередованием различных по организации форм работы с детьми (фронтальных, небольшими группами, индивидуальных)[13].

Наряду с охраной нервной системы в подготовительной группе стоит не менее важная задача - воспитание правильной осанки, правильного положения тела при ходьбе, в положении стоя, сидя. В воспитании осанки не должно быть мелочей. Важно все: как ребенок спит, стоит, сидит, сохраняет позу в танце, выполняет различные физические упражнения.

Костно-мышечная система детей этого возраста еще не окрепла, изгибы позвоночника только формируются, поэтому даже правильная поза, но сохраняемое длительное время, может стать причиной нарушения осанки. Воспитание правильной осанки должна сочетаться с развитием силы мышц, удерживающих позвоночник в правильном положении. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и большое физиологическое значение, так как обеспечивает правильное положение и нормальную деятельность внутренних органов, особенно сердца и легких.

С воспитанием правильной осанки тесно связано укрепление стопы, предупреждения плоскостопия. Всем детям, а не только предрасположенным к плоскостопию, рекомендуются упражнения, укрепляющие свод стопы.

Немаловажную роль в подготовке детей к школе имеет закаливание. В закаливании старших дошкольников широко применяются воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, купание в бассейне.

Особого внимания требует охрана зрения ребенка. Многие виды деятельности детей подготовительных к школе групп связаны со значительным напряжением зрения. Следует своевременно переключать детей на другую деятельность, не требующего зрительного сосредоточения, чередовать близкое и далекое восприятие предметов. Должны быть хорошо освещены не только рабочие места, но и те уголки, где проходят самостоятельные игры детей.

Дыхательная функция необычайно важна для нормальной жизнедеятельности детского организма, так как усиленный обмен веществ растущего организма связан с повышением газообмена. Следует учить детей дышать правильно, глубоко и равномерно, не задерживать дыхание при мышечной работе. Надо напоминать детям, что следует дышать через нос. Для наилучшей тренировки надо умело сочетать различные физические упражнения.

Регулярные занятия физическими упражнениями воспитывают также навыки поведения в коллективе, способность проявлять волевые усилия, развивают инициативу и самостоятельность, помогает выработать привычку систематически заниматься физической культурой и спортом, привить важнейшие гигиенические навыки[14]. Большое место занимают упражнения для мелких мышц кистей рук, стоп, шеи, а также сочетание нескольких упражнений, выполняемых слитно.

Одним из условий всестороннего развития растущего человека – это развитие основных движений, которые не только обуславливают развитие координации движений, силы, пространственной ориентировки, но и способствуют развитию ловкости, быстроты, выносливости – что необходимо для будущего школьника. Важно упражнять старших дошкольников в разных видах ходьбы и бега, которые окажутся необходимыми и в туристических походах, дальних прогулках.

Одной из важных задач физического воспитания детей седьмого года жизни наряду с формированием у них основных движений является развитие двигательных качеств. В подготовительной группе вводятся специальные упражнения для развития быстроты, ловкости, силы. Дети с быстрыми резкими движениями быстрой реакцией с удовольствием соревнуются в беге на скорость, более выносливые сложные сочетания основных движений, например, бег змейкой с перепрыгиванием и т. д. способствует развитию ловкости детей. Ловкость развивается во многих подвижных играх, так как в них приходится приспосабливаться к изменяющимся игровым ситуациям, быстро менять движения, положение тела[15].

Учителя физической культуры отмечают, что у первоклассников лучше развиты мышцы разгибатели туловища, слабее – мышцы плечевого пояса. Поэтому необходимо активно содействовать укреплению мышц плечевого пояса, что поможет достичь гармонического развития всех мышечных групп.

Важно, чтобы все дети осваивали программное содержание, так как достигнутый ребенком уровень двигательной подготовленности служит основой успешного обучения на уроках в школе. Для воспитания у старших дошкольников самостоятельности, активности их нужно приучать к подготовке места занятий.

В дошкольном возрасте дети увлекаются подвижными играми[16]. Подвижные игры развивают и совершенствуют двигательные навыки и умения детей и имеют огромное воспитательное и эмоциональное воздействие на воспитанников. Наличие интереса к игре, желание выиграть помогает сосредоточить внимание, активизировать восприятие, память, воображение. Стремление ребят к объединению в подвижных играх и спортивных упражнениях надо использовать для воспитания навыков поведения в коллективе, что особенно важно в период подготовки детей к школе.

Ребята должны уметь подчинять свои интересы общей игровой задаче, согласовывать свои действия с действиями других играющих, делиться с ними опытом, помогать выполнять движения. Надо приучать детей к самостоятельности, учить и поощрять их желания самим организовывать игры и спортивные упражнения.

Для воспитания инициативы, развития фантазии детей, можно предложить им самим придумать новые упражнения. Игры содействуют воспитанию дружбы, товарищества, сплочению детского коллектива. Нельзя забывать, что положительные результаты в физическом воспитании могут быть достигнуты лишь при наличии других условий нормальной жизни ребенка.

Необходим определенный разумный режим, полноценное питание, достаточный сон, ежедневные прогулки и закаливающие процедуры, не менее важно обеспечить необходимые гигиенические условия игры, трудовой деятельности и отдыха[17].

Постоянный контроль за состоянием здоровья и развития физических способностей детей повысит эффективность физической подготовки поступающих в школу детей. В физическое воспитание входит своевременное формирование физических качеств, двигательных навыков, создание интереса к различным видам двигательной деятельности, воспитание нравственно-волевых качеств[18].

Подводя итог материалу параграфа, мы можем сделать вывод о том, что физическое воспитание необходимо интегрировать во все направления работы по подготовке детей к школе, а именно:

 

1. Выработка у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний, на основе которой формируется активное поведение на занятиях, внимательность и старание при выполнении заданий. В рамках физического воспитания данная цель достигается через систематическое и точное выполнение упражнений и заданий на внимательность, ловкость, координацию движений.

2. воспитание и развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Выполнение физических упражнений предполагает волевые усилия, выдержку, старательность. Ребенок, стремясь к выполнению упражнения, тренирует свои волевые качества.

3.  воспитание опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности. Физические упражнения, командные игры и задания предполагают действия детей в устремлении к общей цели. Соревновательные виды занятий, предполагающие стремление к победе, формируют у детей такие качества, как умение работать в команде, организованно выполнять задание, умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки, оказывать взаимную поддержку, осознавать и принимать на себя часть ответственности за общее командное дело.

4. Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Роль физического воспитания в этом направлении сводится к предоставлению детям возможности самостоятельного выбора занятий, игр, деятельности по интересам.

 


 


Заключение

В работе рассматривается физическое воспитание в детском саду как компонент подготовки дошкольника к школе.

Актуальность проблемы обусловлена важностью и остротой проблемы развития физической культуры в современном обществе. Все чаще, к сожалению, приходится констатировать тот факт, что многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни, забывая о том, что здоровье – бесценный дар не только каждого человека, но и всего общества. 

Понимание ценности здоровья, признание его в качестве ценности, развитие умений и навыков его поддержания и укрепления необходимо формировать с дошкольного детства, поскольку детям этого возраста присуща высокая степень познавательного интереса, эмоциональная впечатлительность, открытость к новым знаниям. В дошкольном возрасте закладываются основы многих качеств личности, которые обуславливают дальнейшее ее развитие.

Физическая культура представляет собой уникальное средство разностороннего развития дошкольника. Интерес к подвижным играм и активным занятия является естественным для детей, а при целенаправленном использовании этого интереса физическое воспитание становится основой для формирования готовности ребенка к обучению в школе.

Современный подход к физическому воспитанию в детском саду предполагает не только реализацию программы ДОУ, но и обеспечение преемственности со школой.

Физические упражнения направлены на формирование психологической, эмоциональной, волевой, физической готовности ребенка к школе, а также безболезненный переход в новую социальную среду.

Придя в школу, ребенок занимается уже привычными ему видами физических упражнений, играет в спортивные игры, которым был обучен в детском саду, применяет приобретенные навыки.

Во многих современных детских садах разрабатывают специальные системы физических упражнений и занятий по физической культуре, которые направлены на раннее овладение воспитанниками умениями и навыками, которые совершенствуются в процессе обучения в школе – например, катание на лыжах и коньках, плавание, дыхательные упражнения и т.д.

Подводя общий итог работе, мы можем сделать вывод о том, что физическое воспитание в современной системе образования находится в стадии преобразования и модернизации, что существенно повышает его качество и значимость.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: