Его цель – выявление типичной морфологии, свойственной изделиям и предметным ситуациям данного вида.
Морфология — наука о форме и строении
В рамках анализа (анализ объемно-пространственной структуры, тектоники и соразмерности) дизайнер дифференцирует неоформленную структуру исходной ситуации по элементам и сопоставляет с имеющимися в распоряжении аналогами. Это позволяет ему выявить принципиальную морфологическую схему ситуации, уточнить состав ее основных элементов и систему их связей.
Композиционный анализ выявляет, с одной стороны, структуру объекта, а с другой - ценностный уровень каждого структурного элемента.
Композиция—средство структурной организации формы. От латин. «составление», «связывание»--это построение худ. Произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие, средство организации формы, придаёт продукту цельность, соподчинение деталей друг другу.
Основные свойства худ. композиции:
1.Целостность (неделимость).
2.Соподчинённость элементов (главное-второстепенное).
3.Композиционный (смысловой) центр.
4. Единство характера элементов формы (его подобие)
5.Равновесие (зрительная устойчивость)
6.Единство формы и содержания
Форма хороша не когда нечего прибавить, а когда нечего отнять.
Категории композиции (средства):
Объёмно-пространственная структура (взаимосвязь объёма и пространства)
1. Тектоника—выражение пространственной структуры объекта физико-механическими свойствами материалов и конструкций: прочность, устойчивость, равновесие, распределение усилий и нагрузок. Тектоника—это отражение в форме логики работы конструкции и материала.
2. Статичность (подчёркнутое выражение состояния покоя, устойчивости, незыблемости, симметрия).
3. Динамичность (характерно направленным векторным движениям)
4. Симметрия-асимметрия
5. Пропорции (соразмерность)
6. Масштабность (соразмерность и соответствие формы с размерами человека, человеческий фактор)
7. Контраст (существенное различие между однородными свойствами двух объектов). Нюанс (небольшое различие в свойствах). Тождество (равенство).
8. Ритм (закономерное изменение, повтор, чередование).
9. Цвет (тон, яркость, насыщенность).
10. Фактура (рельеф), текстура (рисунок).
Анализ существующих решений (аналогов и прототипов).
Процесс:
1. Изучение образцов существующих изделий(объектов)
2. Выявление очевидных ошибок, несоответствий, противоречий, проблем, влияющих на потребительские качества
3. Определение причин этих проблем и аргументация целесообразности дизайнерских изменений
4. Предложения путей решения выявленных проблем
Методы:
1. Критический (экспертный) анализ ведется путем рассмотрения внешних характеристик формы изделия, функций и конструкции
2. Сравнение с аналогами (сравнительный анализ) ведется по информационным источникам
Оба метода предполагают:
1. Визуальный анализ внешнего вида изделия, его «формальных» недостатков и противоречий.
Включает:
— анализ принципов формообразования, соответствие формы элементов друг другу, общему замыслу и назначению изделия
— анализ общих принципов компоновки элементов, композиционная целостность изделия
2. Функциональный анализ, т.е. анализ удобства пользования теми функциями, для которых это изделие предназначено:
— анализ рациональности расположения деталей, элементов
— эргономический анализ удобства эксплуатации
— антропометрический анализ (соответствие размерным характеристикам тела человека)
3. Анализ технических характеристик, влияющих на потребительское качество. Включает:
— анализ конструктивных и структурных решений, их соответствие логике пользования, рациональное использование пространства, отсутствие произвольных и случайных решений
— анализ эксплуатационных характеристик, их соответствие конструктивным и технологическим решениям.
Определение причин и аргументация целесообразности дизайнерских изменений аналогов (прототипов)
В результате анализа аналогов и прототипов могут быть выявлены очевидные ошибки, несоответствия, противоречия, проблемы, влияющих на потребительское качество предмета дизайна и это может быть аргументацией целесообразности изменений в аналогах и прототипах. Также желание новизны и внутренняя потребность дизайнера в творческой переработке аналогов может служить достаточным аргументом.