Композиционный анализ

Его цель – выявление типичной морфологии, свойственной изделиям и предметным ситуациям данного вида.

Морфология — наука о форме и строении

В рамках анализа (анализ объемно-пространственной структуры, тектоники и соразмерности) дизайнер дифференцирует неоформленную структуру исходной ситуации по элементам и сопоставляет с имеющимися в распоряжении аналогами. Это позволяет ему выявить принципиальную морфологическую схему ситуации, уточнить состав ее основных элементов и систему их связей.

Композиционный анализ выявляет, с одной стороны, структуру объекта, а с другой - ценностный уровень каждого структурного элемента.

Композиция—средство структурной организации формы. От латин. «составление», «связывание»--это построение худ. Произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие, средство организации формы, придаёт продукту цельность, соподчинение деталей друг другу.

Основные свойства худ. композиции:

1.Целостность (неделимость).

2.Соподчинённость элементов (главное-второстепенное).

3.Композиционный (смысловой) центр.

4. Единство характера элементов формы (его подобие)

5.Равновесие (зрительная устойчивость)

6.Единство формы и содержания

Форма хороша не когда нечего прибавить, а когда нечего отнять.

Категории композиции (средства):

Объёмно-пространственная структура (взаимосвязь объёма и пространства)

1. Тектоника—выражение пространственной структуры объекта физико-механическими свойствами материалов и конструкций: прочность, устойчивость, равновесие, распределение усилий и нагрузок. Тектоника—это отражение в форме логики работы конструкции и материала.

2. Статичность (подчёркнутое выражение состояния покоя, устойчивости, незыблемости, симметрия).

3. Динамичность (характерно направленным векторным движениям)

4. Симметрия-асимметрия

5. Пропорции (соразмерность)

6. Масштабность (соразмерность и соответствие формы с размерами человека, человеческий фактор)

7. Контраст (существенное различие между однородными свойствами двух объектов). Нюанс (небольшое различие в свойствах). Тождество (равенство).

8. Ритм (закономерное изменение, повтор, чередование).

9. Цвет (тон, яркость, насыщенность).

10. Фактура (рельеф), текстура (рисунок).

Анализ существующих решений (аналогов и прототипов).

Процесс:

1. Изучение образцов существующих изделий(объектов)

2. Выявление очевидных ошибок, несоответствий, противоречий, проблем, влияющих на потребительские качества

3. Определение причин этих проблем и аргументация целесообразности дизайнерских изменений

4. Предложения путей решения выявленных проблем

Методы:

1. Критический (экспертный) анализ ведется путем рассмотрения внешних характеристик формы изделия, функций и конструкции

2. Сравнение с аналогами (сравнительный анализ) ведется по информационным источникам

Оба метода предполагают: 

1. Визуальный анализ внешнего вида изделия, его «формальных» недостатков и противоречий.

Включает:

— анализ принципов формообразования, соответствие формы элементов друг другу, общему замыслу и назначению изделия

— анализ общих принципов компоновки элементов, композиционная целостность изделия

2. Функциональный анализ, т.е. анализ удобства пользования теми функциями, для которых это изделие предназначено:

— анализ рациональности расположения деталей, элементов

— эргономический анализ удобства эксплуатации

— антропометрический анализ (соответствие размерным характеристикам тела человека)

3. Анализ технических характеристик, влияющих на потребительское качество. Включает:

— анализ конструктивных и структурных решений, их соответствие логике пользования, рациональное использование пространства, отсутствие произвольных и случайных решений

— анализ эксплуатационных характеристик, их соответствие конструктивным и технологическим решениям.

Определение причин и аргументация целесообразности дизайнерских изменений аналогов (прототипов)

В результате анализа аналогов и прототипов могут быть выявлены очевидные ошибки, несоответствия, противоречия, проблемы, влияющих на потребительское качество предмета дизайна и это может быть аргументацией целесообразности изменений в аналогах и прототипах. Также желание новизны и внутренняя потребность дизайнера в творческой переработке аналогов может служить достаточным аргументом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: