Тема «Гражданское общество и правовое государство»
План:
1. Понятие гражданского общества, его сущность и основные характеристики
2. Гражданское общество и государство
3. Понятие правового государства, развитие идеи правового государства в философской мысли.
4. Основные признаки правового государства, их содержание
5. Особенности формирования правового государства в РФ
Понятие гражданского общества, его сущность и основные характеристики
Гражданское общество — то совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и социальных групп.
Гражданское общество основано на уважении к праву, ориентировано на конкретного человека, обеспечивает свободу развития личности, реальность прав и свобод человека, вырабатывает механизмы контроля за деятельностью государства.
Гражданское общество — это сообщество свободных индивидов, располагающих комплексом прав в различных сферах общественной жизни.
|
|
В экономической сфере каждый индивид выступает собственником, т.е. реально обладает средствами, необходимыми для его нормального существования.
В социальной сфере индивид принадлежит к определенной социальной группе, однако он вправе самостоятельно определять эту принадлежность.
В политической сфере индивид не зависит от государства, может быть или не быть членом какой-либо политической партии, участвовать или не участвовать в выборах и т.д.
В духовной сфере индивид располагает свободой своего культурного развития.
В гражданском обществе обеспечиваются права и свободы человека. В нем действуют разнообразные общественные институты (партии, профсоюзы, объединения и т.д.), позволяющие реализовывать потребности и интересы индивида. Гражданское общество обладает возможностью к саморазвитию, независимо от государства. Благодаря этому оно способно ограничивать влияние государственной власти.
Гражданское общество развивается вместе с государством, которое впитывает некоторые его черты. Таким образом, государство движется по пути к правовому. В этом смысле правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества.
В состав гражданского общества входят социально-экономические отношения и институты, общественные объединения, профсоюзы и политические партии, сфера воспитания, образования, науки и культуры, средства массовой информации, семья, церковь и др. Все они составляют структуру гражданского общества, которая представляет собой внутреннее его строение, отражающее многообразие и взаимодействие всех составных частей.
|
|
Гражданское общество включает в себя три уровня общественных отношении.
Первый из них связан с воспроизводством человека, воспитанием детей, семьей, бытом, образованием, культурой.
Второй охватывает сферу экономики с многообразием действующих здесь субъектов.
Третий уровень связан с политической жизнью общества, субъектами которой выступают граждане, их объединения и государство.
Гражданское общество и государство
Гражданское общество тесно связано с политической системой общества. И там, и там действуют одни и те же субъекты. Тем не менее структура гражданского общества шире, чем структура политической системы. В последнюю не входят семья, воспитание, образование, социально-экономические отношения. Через политическую систему гражданское общество тесно связано с государством. Становлению и развитию гражданского общества способствуют культурное состояние общества, правовой характер государства, расширение прав и свобод граждан.
Доминирование государства над обществом — основное препятствие развития гражданского общества. В условиях демократии общество добивается децентрализации государственной власти за счет расширения прав самоуправления, укрепляется представительный принцип в формировании высших органов власти. Все это усиливает контроль за государством со стороны общества и создает условия для полной реализации прав и свобод граждан.
Гармоничное развитие и взаимодействие гражданского общества и государства затруднено рядом объективных причин.
Государство построено как вертикальная система органов, связанных отношениями субординации. Главная функция государства — управление обществом. Нередко она реализуется в ущерб общественным интересам
Гражданское общество построено на горизонтальных связях его субъектов, взаимодействующих на началах свободы и равенства. Деятельность государства осуществляется на основе права, тогда как жизнь гражданского общества выходит за рамки правовых норм.
Устранение противоречий между гражданским обществом и государством, установление приоритета прав личности и свободного ее развития в деятельности государства должно привести к формированию правового государства.
Понятие правового государства, развитие идеи правового государства в философской мысли
Правовое государство — это такая организация государственной власти, при которой наиболее полно обеспечиваются права и свободы человека, а деятельность государства и его взаимоотношения с гражданами и их объединениями строится на основе норм права.
Во все времена государство довлело над обществом. Законодательство носило ограничительный для человека характер. В правовом же государстве личность должна стоять на первом месте, а правовые ограничения создаются в основном для государства. Индивид существует в условиях правовой свободы, которая основана на принципе «дозволено все, что не запрещено законом». Право должно раздвинуть рамки ограничений прав личности и гарантировать их реализацию.
Идея правового государства возникла в глубокой древности как реакция на произвол и злоупотребление властью. Средство от всевластия государства нашли в праве, которое, имея преимущественно формально-определенный характер и письменную форму, может регламентировать полномочия государства, определив пределы его вмешательства в жизнь общества, и закрепить права и обязанности граждан.
О значении закона говорили философы древности. Пифагор худшим из зол считал беззаконие и произвол, а высшей добродетелью — соблюдение законов. По мнению Платона, если закон не имеет силы, неизбежна гибель государства. Аристотель подчеркивал, что там, где отсутствует власть закона, не может быть государственного строя. Древнеримский политик и оратор Цицерон утверждал, что право должно основываться на справедливости, права человека принадлежат ему от природы, поэтому под действие закона должны подпадать все граждане и даже рабы, а не только узкий круг избранных лиц, стоящих у власти.
|
|
Идея правового государства получила свое дальнейшее развитие в трудах философов Нового времени. Так. К. Ясперс считал, что государство является правовым, если в нем действует свобода, основанная на законах, и приводил в пример Англию, где существует реальное уважение к праву и суду. По мнению Д. Локка в правовом государстве должен действовать закон, обеспечивающий естественные права человека. Государство должно устанавливать такие законы и охранять их от нарушений.
Ш. Монтескье связывал господство гражданской и политической свободы с установлением режима законности и безопасности граждан. В развитие этого утверждения он разработал теорию разделения властей, взаимно уравновешивающих друг друга. И. Кант поддерживал идею разделения властей, подчеркивая принцип верховенства народа, который проявляется в праве народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции. Государство, действующее на основе конституционного права, выражает волю народа и не может ограничить личную свободу граждан. Если государство уклоняется от этого правила, то оно может потерять доверие граждан.
Ж-Ж. Руссо развил идею народного суверенитета, основанную на том, что государство в форме республики является результатом общественного договора. Государственная власть, таким образом, понимается как выражение общественного интереса, а человек приобретает гражданскую свободу, основанную на естественном праве. Государственная власть зависит от права. Если она перестает выражать интересы народа, то государство перестает существовать как политический организм.
|
|
Д.Дидро считал, что государство возникает в результате общественного договора, по которому люди передают государству часть своих прав ради обеспечения остальных и объединения обшей вали и интересов. Таким образом, государственная власть основана на воле народа. Именно он является носителем суверенитета. Главная же цель государства состоит в обеспечении и защите прав граждан.
Г. Гегель видел в государстве наиболее совершенную организацию общественной жизни, построенной на правовой основе. Он приравнивал государство к праву, только более развитому и содержательному, включающему в себя весь комплекс прав личности, семьи и общества. Государство в таком его понимании выступает, по словам Гегеля, царством реализованной свободы.
Понятие «правовое государство» впервые встречается в работах немецких ученых Х.Ф. Фон Аретина, Р. Фон Моля (первая половина XIX в.). С этого времени идея правового государства непрерывно развивается немецкими философами.
В российской политической мысли идея государства, подчиненного праву, нашла отражение в трудах А.Н. Радищева, П.И. Пестеля, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского и др. На рубеже XIX — XX вв. концепцию правового государства разрабатывали Н. М. Коркунов, П.И. Новгородцев, С.А. Муромцев и др. В советской правовой науке идея правового государства отрицалась как буржуазная. Лишь в последние годы, особенно после принятия Конституция 1993 г., рассмотрению основ правовой государственности стало уделяться пристальное внимание.
В настоящее время в Конституциях многих государств (ФРГ, США, Российской Федерации, Франции, Австрии и др.) есть положения, определяющие эти государства как правовые. В действительности правовое государство скорее идеал, который пока не достигнут, но к которому надо стремиться. В первую очередь это касается России, которая делает только первые шаги на пути к правовой государственности.
Идея правового государства стала востребованной и получила основополагающее свое развитие в период буржуазных революций в Европе, покончивших с периодом феодализма. С того времени идет длительный процесс становления правовой государственности во многих странах. В ряде государств он имел поступательное движение, в некоторых — был прерван установлением тоталитарных режимов (например, фашистский режим в Германии). Все это доказывает, что для формирования правового государства требуется создание ряда объективных предпосылок.
В современной науке выделяют так называемые основы правового государства — предпосылки его формирования.
Экономической основой правового государства выступает многоукладная экономика, в рамках которой существуют различные формы собственности. Государство устанавливает правовые основы цивилизованной конкуренции, не допуская монополизации в экономике, ущемляющей интересы потребителей.
Социальную основу составляют сформированные институты гражданского общества, создающие условия для всестороннего развитая личности. В социальной структуре общества доминирует средний класс, служащий залогом политической стабильности. Гражданское общество выступает в качестве противовеса государству, наблюдает за его действиями, следит, чтобы они не выходили за рамки закона.
Политическая основа проявляется в суверенитете государства, гармонично сочетающем суверенитет народа и национальный суверенитет.
Нравственная основа состоит в утверждении в обществе принципов гуманизма, приоритета прав и свобод личности, уважения к правам других людей.
Правовое государство может возникнуть только там, где общество имеет стойкие демократические, политические, культурные традиции. Ценности гуманизма и справедливости должны разделяться всеми членами общества. Государство развивается вместе с обществом, поэтому становление гражданского общества служит необходимой предпосылкой формирования правового государства. Становление правового государства требует высокого уровня правовой культуры и правосознания. Только в этих условиях будут полностью исполняться предписания правовых норм. Напротив, построение правового государства затруднено в том обществе, где существуют проявления правового нигилизма.
В правовом плане предпосылкой формирования правового государства должно стать создание правовых законов, провозглашающих принципы равенства и справедливости и отвергающих произвол государственной власти. На основе этих законов утверждается правовой характер взаимоотношений государства и граждан, основанный на установлении их взаимных прав и обязанностей. При этом права и свободы граждан рассматриваются как объективные и неотчуждаемые, а их зашита составляет одну из основных обязанностей государства. Наконец, должны быть созданы такие механизмы, которые исключили бы возможность монополизации власти каким-либо одним лицом, политической партией или государственным органом. Эти механизмы состоят в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, конституционной регламентации их полномочий и контроле за их деятельностью со стороны общества.