Учение об этой системе методов имеет свою историю

Античность. Сократ, Платон. Аристотельи его труд «Органон» - обобщил пути познания космоса. Использовал методы анализ и синтез, индукция и дедукция. Основатель науки «логика», методы чувственного и рационального познания.

Новое время. Внес Ф. Бэкон «Новый органон» источник знания опыт/эмпирия и главный метод Индукция – от частного/ опыта к общему.

Р. Декарт «Рассуждение о методах» - создал рациональную методологию. Основные методы – это ясность, очевидность и простота знания об объектах. Это в основном субъективные методы. Рациональная методология – источник знания – рациональное мышление – аксиомы существуют в сознании человека независимо от опыта/эмпирии. Дедукция - извлечение общих знаний в голове: от общего/ от аксиом к частному, к конкретному знанию о вещах.

Борьба эмпирической и теоретической методологий продолжалась на протяжении нескольких столетий. В современной философии науке обосновывается единство эмпирического и теоретического знания. Так И.Кант в труде «Критика чистого разума» писал: «Практика без теории слепа, а теория без практики пуста».

Каждый из них имеет свои методы. Классификация методов.

 Эпистемология, вслед за гносеологией, в науке выделяет два уровня - эмпирию и теорию, чувственный и рациональный. И. Кант зафиксировал равноправие этих ступеней формально. Но спор эмпиризма и рационализма не окончен. Основными критериями научности одни ученые, по-прежнему, считают эмпирические факты, другие - теоретические обобщения, гипотезы, аксиомы. (Теориясистема логически связанных высказываний относительно сущностных характеристик объекта, т.е переход от единичных фактов к общему.

Многообразие методов обуславливается многообразием видов человеческой деятельности – практики. Они могут быть классифицированы:

1. Универсальные философские методы познания – действуют во всех сферах познания и практики, регулируют направленность уровней сознательной деятельность. Их объективной основой выступают общефилософские закономерности мира и человека. Диалектические принципы всеобщей связи и развития (законы), причинной обусловленности (все в мире имеет свою причину и следствие).

Методы: от абстрактного к конкретному,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: