Организационно-административные методы

Дисциплина

«Менеджмент в туристской деятельности» для обучающихся направления подготовки 43.03.02 «Туризм»

Опорный конспект лекции №2.

Тема 11: Методы менеджмента в туризме

Время: 1,5 часа

Учебная цель: получение теоретических знаний и изучение методов менеджмента в туризме, определение и характеристика организационно-административных, экономических и социально-психологических методов.

Основные понятия: методы, методы менеджмента, организационно-административные методы, методы формирования и обеспечения функционирования системы, экономические методы, социально-психологические методы, методы руководства системой, методы работы с информацией, метод синтеза, комплексный метод, метод выборочной обработки.

 

Вопросы:

11.1. Понятие и классификация методов менеджмента

11.2. Организационно-административные методы

11.3. Экономические методы

11.4. Социально-психологические методы

Ход проведения:

Понятие и классификация методов менеджмента

Методы — это совокупность инструментов воздействия на управляемый объект для достижения целей. Они отражают важную характеристику управленческой деятельности — описывают, как осуществляется управление.

Сущность методов менеджмента определяется характером воздействия, который обусловлен взаимодействием целей организующего влияния на объект управления, спецификой деятельности и средств, используемых для ее управления. Методы представляют собой такую систему правил, приемов и подходов, которая позволяет осуществить реализацию целей с наименьшими затратами времени и других ресурсов.

Методы менеджмента применяются в процессе всей управленческой деятельности. При этом в качестве управляемых объектов выступают организации, их структуры и трудовые коллективы. Направленность методов менеджмента всегда одна и та же — на работников, осуществляющих различные виды трудовой деятельности, в том числе туристской.

В экономической литературе представлены классификации методов менеджмента по разным основаниям.

Одни авторы классифицируют методы в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает административные, экономические и социальные воздействия, на управляемую систему.

Другие характеризуют их по способам и приемам воздействия, используя самые разнообразные критерии.

Третьи в качестве оснований классификации принимают мотивы поведения субъекта, направленность воздействия, процесс воздействия, характер управления, его ценность, формы выражения и др.

Все методы управления органически дополняют друг друга.

В управленческой практике одновременно применяют различные методы и их сочетания. Например, в конкретном методе управления могут взаимодействовать и содержание (специфика приемов и способов воздействия), и направленность (на объект управления – фирму, отдел, подразделение и т.д.), и организационная форма (воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию).

В соответствии с этим выделяют следующие методы менеджмента:

1. Организационно-административные (методы формирования и обеспечения функционирования системы), основанные на прямых директивных указаниях;

2. Экономические, обусловленные экономическими стимулами;

3. Социально-психологические (методы руководства системой), применяемые с целью повышения социальной активности работников.

4. Методы работы с информацией (метод синтеза, комплексный метод, метод выборочной обработки).

Организационно-административные методы

Организационная деятельность как особый вид деятельности в управлении связан с различием прав, обязанностей, функций отдельных элементее-управлений подсистемы — должностных лиц, отделов и служб. Основу организационной работы составляют разделение труда и согласование управленческого труда. Организационная функция обеспечивает разграничение прав, обязанностей-и функций по вертикали и горизонтали с целью упорядочения ее деятельности.

Эффективная организация управления предполагает соблюдение следующих принципов:

- принцип исключения — требует, чтобы в процессе распределения полномочий максимально возможный их объем передаётся «вниз»;

- принцип приоритета — новое подразделение формируется только в том случае, если ощущается потребность в нем для выполнения какой-то функции.

Организационные отношения, составляющие часть механизма управления, выступают объективной основой использования методов менеджмента. Эффективность и качество осуществления этой основной составляющей управления в значительной мере зависят от того, какими методами эта деятельность реализуется.

Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, контроль их исполнения, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д.

Анализ теории и практики управления позволил выделить три вида организационно-административных методов — регламентирование, распорядительство, инструктирование.

Регламентирование — метод организационного воздействия, который заключается в разработке и введении в действие организационных основ управления, оформленных в виде соответствующего нормативного документа. Основными целями такого документа являются правовое регулирование трудовых отношений, соблюдение законности, защита прав и законных интересов предприятия и его работников в соответствии с «Трудовым кодексом Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ и иными законодательными актами. Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, корпоративные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).

Распорядительство — метод постоянного текущего воздействия субъекта на объект управления в процессе организации целью решения поставленных задач. Этот метод применим к конкретно складывающимся ситуациям, связанным с изменениями, которые оказывают влияние на функционирование системы. Он основывается на конкретном предписании объекту и носит разовый характер. Необходимость в распорядительстве возникает при отклонении в системе управления от ранее заданных или желаемых режимов работы, неизбежно возникающем под воздействием как субъективных, так и объективных факторов. По существу это методы распорядительного влияния руководителя на коллектив в целом и на каждого работника в частности.

Инструктирование носит методический информационный характер и не является столь категоричным методом, потому что не устанавливает положений, обязательных для исполнения.

В качестве способов организующего воздействия на объект, которые составляют содержание инструктирования, выделяются предостережение от возможных ошибок в процессе организации, а также разъяснение возможных путей решения поставленных задач. Данный метод может осуществляться как индивидуально, так и коллективно, воздействуя на группу исполнителей.

Организационно-административные методы отличает от других обязательность следования распоряжениям и указаниям, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой взыскания.

Административное воздействие связано с тремя типами подчинения:

- вынужденное и внешне навязанное;

- пассивное (для него характерно удовлетворение, обусловленное освобождением от принятия самостоятельных решений);

- осознанное, внутренне обоснованное.

Данная группа методов играет важную роль в процессе управления. При этом высокая степень регламентации влечет за собой редкое применение других методов и, наоборот, при недостаточной регламентации повышается значение распорядительства и инструктирования. Прямые воздействия могут привести к усилению пассивности подчиненных, а иногда и к скрытому неповиновению. Поэтому организационно-административные методы должны применяться комплексно. Наиболее эффективны косвенные методы воздействия, связанные с созданием стимулирующих условий, например таких, как предоставление возможности обучаться маркетингу на специально организованных семинарах и тренингах; участие в проводимых турфирмой деловых играх, способствующих развитию у менеджеров коммуникативных качеств и способностей к целедостижению.

Экономические методы

 

Экономическим методам менеджмента отводится центральное место, поскольку управленческие отношения определяются прежде всего экономическими отношениями и лежащими в их основе потребностями и интересами работников. Иначе говоря, отношения управления базируются на заинтересованности работников в получении оптимального конечного результата, что является основой возможности управления.

Под экономическими методами управления понимается совокупность средств и инструментов, которые посредством создания экономических условий побуждают работников действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ними задач. При этом кроме сугубо личных целей участник процесса преследует общественные и групповые цели.

Применяя экономические методы управления, необходимо соизмерять затраты и результат (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, заработную плату, себестоимость, прибыль, цену). Обычно воздействуют через систему заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя.

Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы.

В отличие от организационно-административных экономические методы менеджмента предполагают разработку общих планово-экономических показателей и средств их достижения.

На основе экономических методов повышаются действенность и результативность экономических рычагов и стимулов, которые побуждают членов трудового коллектива к эффективной работе. В зависимости от специфики управляемой системы экономические рычаги воздействия чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование и учет.

Планирование является центральным звеном любой системы управления. Сущность планирования проявляется в заблаговременном учете всех внутренних и внешних факторов, обеспечивающих благоприятные условия для нормального функционирования и развития турфирмы. При этом конкретизируются цели развития турфирмы и каждого подразделения в отдельности, определяются хозяйственные задачи, средства их достижения, сроки реализации; выявляются материальные, трудовые и финансовые ресурсы, необходимые для решения поставленных задач.

Анализ служит для определения реальных способов решения возникших проблем, обеспечивающих достижение цели при наименьших затратах ресурсов. Процесс анализа включает формулирование проблемы, отбор целей, составление альтернатив, сбор данных, построение моделей, оценку затрат по отношению к результатам. Среди модификаций анализа наиболее распространенными являются традиционный анализ, системный, структурно-функциональный, факторный и сравнительный.

Организация хозяйственной деятельности туристских фирм требует финансового обеспечения, т.е. первоначального капитала, который образуется из вкладов учредителей компании и принимает форму уставного капитала. Дальнейшее обеспечение финансовой деятельности осуществляется в процессе реализации туристских услуг посредством получения выручки. После возмещения издержек оставшиеся средства составляют прибыль организации.

После того как часть прибыли (или дохода) будет выплачена по обязательствам турфирмы, все, что останется, поступает в ее полное распоряжение и расходуется на развитие организации: рекламу, оплату труда и социальные нужды. Исходя из этой общей установки в каждой турфирме реализуется принцип самофинансирования, который базируется на полной окупаемости затрат по реализации туристских услуг и расширению деятельности турфирмы.

Цены и ценообразование занимают центральное место среди рычагов в системе экономических методов управления.

Сущность цены проявляется в ее функциях — распределительной, стимулирующей, ориентации.

Содержание распределительной функции цены выражается в том, что с помощью цен созданный валовой внутренний продукт и доход хозяйствующих субъектов перераспределяются между предприятиями и отраслями народного хозяйства. Так, средства, поступающие в бюджет через систему налогообложения от предприятий туристской отрасли, распределяются по другим отраслям, обеспечивая их функционирование.

Содержание стимулирующей функции цены выражается следующем: цены экономически развивают производство и потребление одних товаров и услуг и сдерживают производствои потребление других, а также стимулируют повышение качества турпродукта, освоение новых видов турпродуктов и услуг, обеспечивают повышенную рентабельность новых турпродуктов и услуг по сравнению с ранее производимыми. Цена, обеспечивающая высокую норму прибыли, оказывает стимулирующее воздействие на развитие спектра туристских услуг, предоставляемых турфирмой, активизирует рекламную деятельность.

Функция ориентации цены проявляется в том, что она дает необходимую информацию как для покупателя товара, услуги, так и для их продавца.

Цена является также инструментом хозяйственного механизма и коммерческой политики хозяйствующего субъекта и имеет два предела — нижний, в качестве которого выступает себестоимость произведенного турпродукта, и верхний, определяемый спросом на данный турпродукт. Например, цена на туристский продукт определяется себестоимостью его и спросом на него. Цены на туристский продукт являются разновидностью цен на услуги вообще.

Ценообразование в сфере туризма имеет ряд особенностей:

- услуги туризма, как и услуги вообще, представляют собой конечный продукт, предназначенный непосредственно для потребления, поэтому цены на услуги — это розничные цены;

- если на стадии создания промежуточного продукта с помощью цен его стоимость перераспределяется между хозяйствующими субъектами, то на стадии конечной реализации туристского продукта отклонение цен от стоимости ведет к перераспределению доходов населения между различными его группами (потребителей и производителей);

- сфера услуг непосредственно связана с потребителем в процессе оказания услуг, поэтому спрос на ряд услуг устойчив, в том числе на услуги туризма;

- процессы производства, реализации и потребления услуг совпадают во времени, поэтому для сферы услуг характерна сезонная дифференциация цен и тарифов. Спрос на многие виды услуг, в том числе на услуги туризма, носит ярко выраженный сезонный характер, т.е. колеблется в зависимости от сезона;

- некоторые виды услуг, в том числе туризма, реализуются как на внутреннем, так и на мировом рынке. Поэтому при оценке качества услуг, их стандартизации принимаются во внимание международные требования, так как на одни и те же услуги действуют два вида и уровня цен — внутренние и внешнеторговые, например цены на гостиничные услуги, услуги по обслуживанию туристов, транспортные тарифы.

На цену туристского продукта влияет ряд факторов:

- класс обслуживания (степень комфортности);

- вид туристского путешествия (по используемым транспортным средствам — авиационный, железнодорожный, автобусный и др.);

- формы обслуживания (групповое или индивидуальное);

- конъюнктура рынка туристских услуг;

- сезонный характер предоставления услуг;

- география размещения турфирм и др.

При определении цены на услуги туризма исходят из следующих принципов:

* Цена должна возместить турфирме затраты на производство.

Реализацию, организацию потребления услуг туризма и обеспечить такую прибыль, которая позволила бы ей функционировать на принципах самофинансирования;

Цена должна соответствовать спросу на данные услуги, который во многом определяется сезонностью туризма;

Цена должна быть гибкой, т.е. маневренной и динамичной.

В условиях рыночной экономики производитель туристского продукта должен назначать обоснованный уровень цен на данный продукт. С этой целью разрабатывается политика цен — система стандартных правил определения цен для типовых сделок продажи туристского продукта, которая может как рассчитываться на длительный срок, так и приспосабливаться к меняющимся условиям рынка.

Цена на туристский продукт должна соответствовать спросу, причем ее необходимо ориентировать не на среднего потребителя (туриста)уа на типовые группы, в связи с чем определение типологии потребления — основа повышения эффективности коммерческой деятельности турфирмы.

Финансы — это система денежных отношений, возникающих при формировании и использовании денежных фондов и при обороте денежных средств. Финансовые отношения — отношения, возникающие при денежном потоке, т.е. при протекающем непрерывно во времени обороте денег.

В рамках единой финансовой политики определяются источники финансовых ресурсов и их распределение в турфирме.

Важнейшими инструментами финансовой политики предприятия являются:

- распределение и перераспределение прибыли;

- финансирование и кредитование деятельности подразделений;

- определение структуры и характера внутрифирменных финансовых операций и расчеты по ним.

Функционирование туризма, как и любой другой отрасли: национальной экономики, связано с развитием финансовых отношений и организацией финансового механизма.

Задачами финансов турфирмы являются формирование денежных фондов и использование их на основе эффективного управления денежными потоками в целях осуществления своей производственно-обслуживающей и финансовой деятельности, получения прибыли, обеспечения финансовой устойчивости.

В производственно-обслуживающем процессе туристских фирм возникают финансовые отношения, которые имеют свои особенности, обусловленные организацией финансов туризма.

Для туризма характерна особая схема кругооборота оборотных средств, обусловленная тем, что объектом деятельности туризма является индивид (турист), который покупает туристские впечатления, ориентируясь на свой интерес; кроме того, в туризме процессы производства, реализации и потребления туристского продукта соединены в единый производственно-обслуживающий процесс.

Кругооборот оборотных средств в туризме включает в себя:

- денежные средства, авансированные турфирмой на организацию тура, т.е. на создание туристского продукта;

- материальные и нематериальные услуги туризма, а также товары туристско-сувенирного назначения;

- туристские впечатления;

- денежные средства, полученные от реализации услуг, товаров, туристских впечатлений.

Таким образом, турфирма не вкладывает свой капитал в создание объектов туристского показа, но уже само их существование приносит ей денежный доход. Турфирма оплачивает лишь услуги, связанные с показом туристам этих объектов.

Своеобразие организации финансовых отношений в туризме в значительной степени обусловливается также особенностями ценообразования на продукцию этой отрасли.

Цена туристского продукта или отдельной услуги весьма динамична и зависит от многих факторов: стоимости услуг, входящих в турпакет, числа туродней, вида тура (групповой, индивидуальный), числа туристов в группе, их возрастного состава, сезона и др.

Расчет цены натуристский продукт производится на основе нормативной калькуляции (определяемой на основе рыночной цены тура в соответствии с существующим спросом) и сводится к определению не себестоимости тура, а его продажной цены. Применение нормативной калькуляции обычно вызывает существенные колебания в уровне рентабельности турфирм, что отражается на их финансовом положении.

Для решения экономических задач в управлении туристской организацией, основными свойствами которых являются большое число ограничительных условий и множество решений, широко применяются экономико-математические методы, которые позволяют повысить рентабельность организации от продажи туристских услуг и максимизировать прибыль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: